Приоритетность развития (коэффициент локализации) вида морской деятельности в субъекте Российской Федерации и его муниципальных образованиях и оценка уровня вовлеченности последних в формирование регионального морехозяйственного комплекса
Объект анализа | Коэффициент локализации | Уровень вовлеченности | |||||
1-й вид морской деятельности | …. | i-й вид морской деятельности | 1-й вид морской деятельности | …. | i-й вид морской деятельности | ||
Субъект РФ в целом | Х | Х | Х | ||||
Муниципальные образования: | |||||||
МО | |||||||
…. | |||||||
МО |
Уровень вовлеченности муниципальных образований в реализацию региональной морской деятельности предлагается определять в соответствии со следующими критериями:
- вовлеченность муниципального образования малозначима, если коэффициент локализации n-го муниципального образования для i-го вида морской деятельности меньше 0,8 и коэффициент локализации этого же вида морской деятельности для субъекта Российской Федерации меньше 1;
- существует потенциал для развития кластерных связей, если коэффициент локализации n-го муниципального образования для i-го вида морской деятельности в интервале от 0,8 до 1, а соответствующий коэффициент локализации субъекта Российской Федерации больше 1;
- средний уровень вовлеченности - если коэффициент локализации n-го муниципального образования для i-го вида морской деятельности в интервале от 1,0 до 1,25, а соответствующий коэффициент локализации субъекта Российской Федерации больше 1,25;
- высокий уровень вовлеченности - если оба показателя коэффициентов локализации для i-го вида морской деятельности выше 1,25.
Оценка уровня вовлеченности муниципальных образований в региональный морехозяйственный комплекс позволяет выделить, в том числе, производственно-хозяйственные комплексы, не расположенные непосредственно в береговой зоне, но играющие важную роль в функционировании регионального морехозяйственного комплекса в силу специфики структуры своей хозяйственной деятельности. В числе таких муниципальных образований, например, могут оказаться муниципальные образования, в хозяйственной структуре которых преобладают предприятия нефтеперерабатывающей промышленности, обеспечивающие поставками своей продукции морской экспорт углеводородов, муниципальные образования, имеющие на своей территории крупные транспортно-логистические центры или промышленно-производственные зоны, функционирование которых непосредственно связано с морской портовой деятельностью.
Специфическим инструментом, используемым при разработке прибрежно-морского блока, является морское акваториальное (пространственное) планирование, направленное на функциональное зонирование акваторий и рациональное размещение конкурирующих природопользователей на ограниченных пространствах.
Если предыдущие части раздела были акцентированы на анализе отраслевой специфики территории, то эта его часть развивает территориальный подход в стратегическом планировании. Управление размещением производственных и социальных процессов (пространственных соотношений) должно закладываться на уровне стратегии социально-экономического развития региона с тем, чтобы определить рамки отраслевых экспансий и одновременно учесть потребности социальной сферы.
Схема морского акваториального (пространственного) планирования дополняет схему территориального планирования, осуществляя увязку основных параметров территориального и акваториального развития приморского субъекта Российской Федерации на долгосрочную перспективу в рамках единого объекта государственного управления (планирования) и обеспечивая тем самым пространственное отражение стратегии и программ его социально-экономического развития.
Одной из общих мировых тенденций планирования в прибрежных зонах является дифференцированный подход к освоению и использованию прибрежных ресурсов: сочетание зон интенсивного и "нулевого" роста, с целью поддержания устойчивости развития территории, ее природно-ресурсного базиса. Ключевым аспектом стратегии пространственного развития субъекта Российской Федерации является выделение внутрирегиональных зон опережающего развития, которые могут рассматриваться как территории локализации формирующихся кластеров в различных секторах экономики и видах деятельности, включая, в том числе, ее морскую составляющую. Особое место занимает установление и юридическое закрепление перечня ценных объектов и участков прибрежной зоны, требующих особого режима природопользования.
________________
Под природно-ресурсным базисом следует понимать совокупность природных ресурсов и природных условий территории (акватории).
Определение возможностей, проблем и ограничений долгосрочного развития морехозяйственной деятельности с учетом внутренних и внешних факторов, включая оценку потенциального влияния трансграничных процессов и международных условий на развитие регионального морехозяйственного комплекса, направлено на выявление конкурентных позиций морских отраслей.
Одной из важнейших целей региональной политики государства является максимальное использование природных, в том числе ресурсных отличий региона, поскольку это позволяет специализироваться регионам на тех видах деятельности, в которых эффективность выше по объективным причинам и определяется уникальным природно-ресурсным потенциалом региона. Данное направление имеет для разработки прибрежно-морского блока Стратегии приморского субъекта принципиально важное значение в силу уникальности их географического положения, прямого выхода к морским ресурсам, возможности использования потенциала морской деятельности в интересах ускорения своего социально-экономического развития. Для этих целей проводится анализ природно-ресурсного базиса региона, оценка сложившейся структуры морского хозяйства, тенденций и перспектив его развития.
В связи с необходимостью сжатия исходной информации и представления ее в виде, удобном для принятия решений, материалы для анализа могут быть приведены в табличной форме (таблица 2). Столбец 2 таблицы отражает основные значимые показатели для исходного анализа. Целесообразно привести источник информации (столбец 4).