Исходные данные для оценки ресурсного потенциала прибрежной зоны
N | Показатели | Значение показателя | Источник | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |||
1 | Длина береговой линии, коэффициент мористости | |||||
2 | Доля населения, проживающего в приморских муниципалитетах | |||||
3 | Количество приморских городов | |||||
4 | Площадь береговых пространств, занятых промышленными предприятиями | |||||
5 | Основные транспортные пути на акватории. Индикатор морских перевозок | |||||
6 | Участки морского дна с разведанными запасами по категориям. Перспективы развития нефтегазового комплекса | |||||
7 | Рыбопродуктивность акватории. | |||||
8 | Участки, используемые под развитие марикультуры | |||||
9 | Длина береговой линии, отведенной под зоны отдыха, длина пляжей | |||||
10 | Индикатор туристической деятельности | |||||
11 | Морские и приморские ООПТ разного уровня. | |||||
12 | Прибрежные зоны, включенные в список Всемирного наследия ЮНЕСКО | |||||
13 | Особо ценные и уязвимые участки прибрежных зон | |||||
14 | Уровень загрязнения морских акваторий | |||||
15 | Характеристики водопотребления и водоотведения | |||||
16 | Памятники морской культуры |
Выявление наиболее важных прибрежных ресурсов и их оценка позволяют определить приоритетные направления природопользования, максимально соответствующие природно-хозяйственной специфике района, и направления проведения природно-хозяйственного районирования.
Анализ и оценка ограничений, связанных с реализацией целей и задач, занимают особое место в стратегии регионального развития. Среди основных условий, регламентирующих и, следовательно, ограничивающих деятельность в прибрежной зоне, обычно выделяют: законодательство и нормативы, с особым акцентом на международную составляющую; специфический характер рисков в прибрежной зоне; недостаточную изученность природных процессов и необходимость получения достоверных и своевременных сведений о состоянии прибрежной зоны. Рассмотрение ограничений в рамках указанных направлений основывается на следующих положениях:
а) Единство морской среды вызывает объединение усилий в действиях различных стран. Россия, интегрируясь в мировое сообщество, является участницей международных договоренностей, которые, соответственно, должны транслироваться на региональный уровень. Региональным органам власти рекомендуется систематизировать комплекс международных требований к деятельности в прибрежной зоне и учесть их в стратегических документах.
Для составления данной части раздела требуется выделить общие (по отношению ко всему морскому пространству Российской Федерации) и специфические (по отношению к конкретному морю, участку побережья) требования, влияющие на стратегическое развитие приморских территорий и прибрежных акваторий. Для облегчения такого анализа может быть рекомендовано использование формы таблицы 3.
В качестве примера в таблице 3 показан документ, который во многом определяет стратегические действия в Балтийском море.