Действующий

О Методических рекомендациях по разработке прибрежно-морского компонента Стратегии социально-экономического развития приморского субъекта Российской Федерации

Таблица 2


Исходные данные для оценки ресурсного потенциала прибрежной зоны

N

Показатели

Значение показателя
(с использованием картографических материалов)

Источник

1

2

3

4

1

Длина береговой линии, коэффициент мористости

2

Доля населения, проживающего в приморских муниципалитетах

3

Количество приморских городов

4

Площадь береговых пространств, занятых промышленными предприятиями

5

Основные транспортные пути на акватории. Индикатор морских перевозок

6

Участки морского дна с разведанными запасами по категориям. Перспективы развития нефтегазового комплекса

7

Рыбопродуктивность акватории.
Промысловое значение региона

8

Участки, используемые под развитие марикультуры

9

Длина береговой линии, отведенной под зоны отдыха, длина пляжей

10

Индикатор туристической деятельности

11

Морские и приморские ООПТ разного уровня.
Площадь этих ООПТ к общей площади субъекта РФ

12

Прибрежные зоны, включенные в список Всемирного наследия ЮНЕСКО

13

Особо ценные и уязвимые участки прибрежных зон

14

Уровень загрязнения морских акваторий

15

Характеристики водопотребления и водоотведения

16

Памятники морской культуры

          

Выявление наиболее важных прибрежных ресурсов и их оценка позволяют определить приоритетные направления природопользования, максимально соответствующие природно-хозяйственной специфике района, и направления проведения природно-хозяйственного районирования.

Анализ и оценка ограничений, связанных с реализацией целей и задач, занимают особое место в стратегии регионального развития. Среди основных условий, регламентирующих и, следовательно, ограничивающих деятельность в прибрежной зоне, обычно выделяют: законодательство и нормативы, с особым акцентом на международную составляющую; специфический характер рисков в прибрежной зоне; недостаточную изученность природных процессов и необходимость получения достоверных и своевременных сведений о состоянии прибрежной зоны. Рассмотрение ограничений в рамках указанных направлений основывается на следующих положениях:

а) Единство морской среды вызывает объединение усилий в действиях различных стран. Россия, интегрируясь в мировое сообщество, является участницей международных договоренностей, которые, соответственно, должны транслироваться на региональный уровень. Региональным органам власти рекомендуется систематизировать комплекс международных требований к деятельности в прибрежной зоне и учесть их в стратегических документах.

Для составления данной части раздела требуется выделить общие (по отношению ко всему морскому пространству Российской Федерации) и специфические (по отношению к конкретному морю, участку побережья) требования, влияющие на стратегическое развитие приморских территорий и прибрежных акваторий. Для облегчения такого анализа может быть рекомендовано использование формы таблицы 3.

В качестве примера в таблице 3 показан документ, который во многом определяет стратегические действия в Балтийском море.