Оценка рисков в прибрежной зоне
Риски (экономические, социальные, экологические) | Показатели, | Разделы стратегии, рассматривающие данные риски | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | |||
1 | Усиление конфликтов природопользователей | |||||
2 | Внешнеэкономические риски, связанные со специализацией морского региона в международном разделении труда | |||||
3 | Аварийное загрязнение нефтью | |||||
4 | Трансграничный перенос загрязнений | |||||
5 | Эвтрофикация |
| ||||
6 | Эрозия берегов | |||||
7 | Повышение уровня моря, наводнения |
в) Стратегическое планирование должно базироваться на надежной информационной основе, построенной на современных принципах функционирования информационных систем, региональной диагностике. Стратегическое планирование должно опираться на научные исследования тенденций и факторов развития конкретных регионов. Это должно находить отражение в построении системы мониторинга, являющегося важной составной частью процесса стратегического планирования. Подбираемые для конкретного региона информационные системы и базы данных должны быть достаточными для прогнозирования ресурсной базы развития региона и бизнеса.
Важную роль при построении механизма планирования и управления играет учет особенностей морской среды. К таким особенностям, например, относится ее инерционность, поскольку возмущения различного типа, поступающие в океан, длительное время накапливаются, а затем могут проявляться губительными последствиями как для морской среды, так и для отдельных отраслей и предприятий. Отсутствие своевременных мер приводит, как правило, к существенно большей стоимости устранения последствий негативных изменений.
Поскольку процесс стратегического планирования цикличен, поддержание современного уровня знаний о процессах в прибрежной зоне должно входить составной частью в этот процесс.
Анализ проблем институционально-организационного характера, препятствующих эффективному развитию морской деятельности на ключевых для приморского субъекта Российской Федерации региональных и функциональных направлениях национальной морской политики, проводится для определения механизмов эффективного взаимодействия региональных органов государственной власти с другими уровнями управления и организациями, необходимого для достижения стратегических целей и задач развития морской деятельности.
Управление в береговой зоне должно осуществляться с использованием специфических экономических, правовых, организационных форм и методов на базе сочетания государственного отраслевого и территориального управления путем объединения приморских территорий и прибрежных акваторий в рамках единого объекта госуправления. Существенным моментом реализации данного подхода является необходимость доработки региональной нормативной базы по изменению функций управления социально-экономическим развитием региона с учетом морского компонента. Также возможно осуществление институциональных преобразований, необходимых для эффективного развития прибрежной зоны. Таким преобразованием институционального характера может стать создание площадок коммуникаций для диалога и согласования стратегических интересов хозяйствующих субъектов морской деятельности, соседних приморских субъектов Российской Федерации между собой, а также вовлечения общественности в выработку стратегических решений, связанных с развитием приморских территорий.
Повышенное внимание следует уделить развитию государственно-частного партнерства, предусматривающего широкое вовлечение предпринимательской инициативы населения и бизнеса в решение проблем регионального развития.
Потребности инфраструктурного территориального и акваториального развития определяются интересами социально-экономического развития приморского субъекта Российской Федерации, а также той ролью, которую он играет в реализации национальной морской политики. Необходимое для обеспечения морской деятельности территориальное развитие связано, главным образом, с формированием портовой и транспортно-логистической инфраструктуры приморского региона и направлено на увеличение грузооборота морского транспорта, повышение эффективности использования экспортно-импортного и транзитного потенциалов приморского субъекта Российской Федерации, а также создание промышленных зон, непосредственно связанных с различными видами морской деятельностью. Предпочтение отдается крупным инвестиционным инфраструктурным проектам в сфере морской деятельности с участием федерального, регионального бюджетов, частных инвестиций. Проекты могут быть связаны, в том числе, с межрегиональным и международным сотрудничеством в области охраны морской среды и прибрежной зоны.
Определение потенциального вклада морской деятельности в развитие научно-инновационной среды и внедрение передовых технологий направлено на развитие наукоемких отраслей морской деятельности, развитие морских наук и подготовку высокопрофессиональных кадров для обеспечения морской деятельности. В рамках подготовки прибрежно-морского блока Стратегии приморского субъекта следует проанализировать потребности предприятий и организаций морской деятельности региона в современных разработках и технологиях, необходимых для повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции и услуг, обеспечения безопасности населения, получения объективной информации о состоянии морской среды, предотвращения загрязнения, внедрения элементов "зеленой экономики".
Формирование благоприятной среды для развития малого и среднего предпринимательства осуществляется, в том числе, за счет социального развития субъекта Российской Федерации в процессе роста занятости, доходов в сфере морской деятельности и обслуживающей ее инфраструктуры, развития морской рекреации и туризма, сохранения материального и нематериального морского наследия, развития морских видов спорта и сохранения морских традиций.
Для выявления роли морской деятельности в создании благоприятного инвестиционного климата необходимо проанализировать трудности ведения бизнеса, возникающие при выполнении различных инвестиционных проектов, связанных с морской деятельностью, сформировать портфель региональных инвестиционных предложений в сфере морской деятельности, наметить меры, направленные на продвижение этих инвестиционных предложений для дальнейшей реализации. Следует отметить, что в силу специфики морской деятельности, международного морского права и национального законодательства в области регулирования морской деятельности условия ведения бизнеса могут содержать некоторые дополнительные условия, которые в условиях конкретного приморского региона могут положительно или отрицательно влиять на инвестиционную привлекательность региональной морской деятельности.
Важное значение для социально-экономического развития приморского субъекта Российской Федерации имеет разработка предложений по увеличению вклада морской деятельности в развитие его межрегиональных и внешнеторговых связей, основанных на более эффективном использовании потенциала морской деятельности. Вклад межрегиональных связей приморских территорий становится все более весомым компонентом в отношениях России с зарубежными государствами. Также возрастает роль приморских регионов в формировании пояса добрососедства вдоль российской государственной границы. С целью поддержки социально-экономического развития приморского региона и России в целом в рамках прибрежно-морского блока разрабатываются рекомендации по более эффективному использованию транспортных, транзитных, добывающих, рекреационных и других возможностей морской деятельности. Развитие транспортных возможностей приморского региона может быть достигнуто за счет развития межрегиональных связей приморских и добывающих субъектов Российской Федерации, в том числе, путем повышения эффективности транспортировки углеводородов в рамках единого национального топливно-энергетического комплекса России. Транспортный потенциал приморских субъектов Российской Федерации следует рассматривать также в контексте системы существующих международных транспортных коридоров и возможности развития транзитных перевозок как самостоятельного вида транспортных услуг, отличающегося высоким уровнем технологичности и инноваций. Развитие таких сфер морской деятельности как туризм (в том числе круизный) и морская рекреация требуют для обеспечения туристических потоков налаживания деловых связей с различными регионами и странами, создания имиджа туристического региона, развития широкого информационного взаимодействия. Активное межрегиональное и международное сотрудничество ускоряет решение такой стратегической задачи морской деятельности, как освоение шельфовой зоны.
Раздел "Цели и задачи развития регионального морехозяйственного комплекса, направленного на обеспечение национальных и региональных интересов в сфере морской деятельности" прибрежно-морского блока соответствует, в том числе по выбору методических приемов, блоку целеполагания, приводимому в проекте Методических рекомендаций по разработке Стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации. Последующее агрегирование целей и задач развития морской деятельности в состав общего блока целеполагания Стратегии приморского субъекта позволяет создать единую систему целей и задач социально-экономического развития приморского субъекта Российской Федерации.
Процесс формирования целей и задач регионального развития должен происходить с учетом общих тенденций пространственного и отраслевого развития, при этом важное значение играет обеспечение совместных действий и поиск сфер и форм партнерства федеральных и региональных органов исполнительной власти, коммерческих организаций и общественности.
Формулирование стратегических задач должно вытекать из результатов предыдущего анализа, рассмотревшего потенциал и ограничения развития прибрежной зоны, и начинаться с формулирования приоритетных направлений и механизмов развития, среди которых могут быть:
- взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, направленное на создание благоприятных условий развития прибрежной зоны, привлечение инвестиций для проведения обновления и модернизации море- и берегохозяйственной деятельности (требует особой проработки в силу федерального ведения морских акваторий);
- содействие выполнению международных договоренностей Российской Федерации, связанных с использованием приморских территорий и прибрежных акваторий;
- осуществление комплексного подхода, обеспечивающего перспективное использование синергетических эффектов с участием морехозяйственного комплекса региона, проявляющихся во взаимовлиянии целей, наличии сопряженных результатов в реализации проектов различной направленности, и мультипликативных эффектов, способствующих росту экономики приморского региона;
- ориентация на опережающее развитие морских кластеров, морских секторов, которые могут играть роль точек роста - общенациональных, макрорегиональных, региональных и локальных, которые выполняют функции "ведущего звена" для экономической системы региона;
- инновационное развитие морской деятельности приморского субъекта Российской Федерации;
- создание приморских зон интенсивного использования (опережающего экономического развития), имеющих современную развитую инфраструктуру, готовых для размещения объектов прибрежного хозяйства, и одновременно выделение участков "нулевого роста";
- содействие повышению конкурентоспособности морских отраслей субъекта Российской Федерации, развитию экспортного потенциала, продвижению продукции морских отраслей хозяйства;
- разработка согласованных схем морского акваториального (пространственного) планирования, увязанных со схемами территориального планирования;
- развитие регионального законодательства для эффективного использования прибрежной зоны;
- создание благоприятных экономических условий и региональной инфраструктуры для развития научно-технической и инновационной деятельности;