Недействующий

КОЛЛЕГИЯ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 февраля 2009 года N 49

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "О РАЗВИТИИ И ПОДДЕРЖКЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2009-2011 ГОДЫ"

{Утратил силу: постановление Правительства Орловской области от 06.08.2013 N 258; НГР: RU57000201300550}

{Изменения и дополнения:
постановление Правительства Орловской области от 27.07.2009 г. N 115; НГР: ru57000200900415:
постановление Правительства Орловской области от 09.11.2009 г. N 221; НГР: ru57000200900503;
постановление Правительства Орловской области от 20.09.2010 г. N 326; НГР: ru57000201000403
постановление Правительства Орловской области от 16.08.2011 г. N 275; НГР: ru57000201100388;
постановление Правительства Орловской области от 22.09.2011 г. N 327; НГР: ru57000201100503;
постановление Правительства Орловской области от 17.10.2011 г. N 361; НГР: ru57000201100521}

В целях содействия развитию малого и среднего предпринимательства, привлечения малого и среднего бизнеса к решению социально-экономических задач на территории Орловской области КОЛЛЕГИЯ ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить долгосрочную областную целевую программу "О развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства в Орловской области на 2009-2011 годы" согласно приложению.

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Орловской области, руководителя блока финансово-экономического развития Ю. Н. Парахина. (В редакции постановления Правительства Орловской области от 09.11.2009 г. N 221).

Председатель Коллегии

А.П. Козлов


Приложение к постановлению

Коллегии Орловской области

от 27 февраля 2009 г. N 49

Долгосрочная областная целевая программа "О развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства в Орловской области на 2009-2011 годы"

Паспорт программы

(В редакции постановления Правительства от 27.07.2009 г. N 115)


Наименование программы

долгосрочная областная целевая программа "О развитии и поддержке малого и среднего
 предпринимательства в Орловской области на 2009 -2011 годы" (далее - программа)

Основание для разработки программы

Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"

Заказчик программы

Губернатор Орловской области

Руководитель программы

руководитель Департамента экономики Орловской области

Ответственный исполнитель программы

начальник управления по развитию малого и среднего бизнеса Департамента экономики Орловской области

Разработчики программы

управление по развитию малого и среднего бизнеса Департамента экономики Орловской области (отдел государственной поддержки малого и среднего бизнеса)

Цель программы

стимулирование экономической активности населения, способствующей росту занятости и повышению роста его доходов, увеличению объемов производства и реализации продукции, работ, услуг, создание благоприятных условий для развития и устойчивой деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства

Задачи программы

совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства;

 снижение административных барьеров и создание благоприятного климата для равномерного развития малого и среднего предпринимательства;

 формирование и повышение эффективности функционирования инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;

 развитие финансово-кредитных и инвестиционных механизмов, направленных на развитие сектора малого и среднего предпринимательства;

 расширение деловых возможностей малого и среднего предпринимательства;

 подготовка квалифицированных кадров для сферы малого и среднего предпринимательства;

 развитие малого и среднего предпринимательства в приоритетных для области отраслях экономики;

 повышение эффективности информационного обеспечения субъектов малого и среднего предпринимательства

Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы
 (В редакции постановления Правительства Орловской области от 16.08.2011 г. N 275 )

число действующих субъектов малого и среднего предпринимательства (включая индивидуальных  предпринимателей);

 оборот малых и средних предприятий (без учета индивидуальных предпринимателей и микропредприятий);

 объем налоговых поступлений от применения специальных налоговых режимов (УСН, ЕНВД, ЕСХН);

 средняя заработная плата работающих в сфере  малого и среднего предпринимательства (без учета индивидуальных предпринимателей и микропредприятий);

  увеличение среднесписочного состава (без внешних совместителей) субъектов малого и среднего предпринимательства (без учета индивидуальных предпринимателей и микропредприятий)
 (В редакции постановления Правительства Орловской области от 16.08.2011 г. N 275 )

Сроки и этапы реализации программы

2009-2011 годы
 Реализация осуществляется в один этап

Объемы и источники
 финансирования
 Программы
 (В редакции постановления Правительства Орловской области от 22.09.2011 г. N 327 )

2009-2011 годы, всего - 300,131 млн рублей, из них:
 федеральный бюджет (прогноз) - 239,774 млн рублей;

 областной бюджет - 60,357 млн рублей.
 В том числе по годам:
 2009 год - 118,592 млн рублей, из них:
 федеральный бюджет - 94,714 млн рублей;

 областной бюджет - 23,878 млн рублей;

 2010 год - 112,339 млн рублей, из них:
 федеральный бюджет - 89,860 млн рублей;

 областной бюджет - 22,479 млн рублей;

 2011 год - 69,200 млн рублей, из них:
 федеральный бюджет (прогноз) - 55,200 млн рублей;

 областной бюджет - 14,000 млн рублей )  (В редакции постановления Правительства Орловской области от 22.09.2011 г. N 327 )

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально- экономической эффективности
 (В редакции постановления Правительства Орловской области от 16.08.2011 г. N 275 )

увеличение числа действующих субъектов малого и среднего предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей) на 5 %
 ежегодно;

 рост оборота малых и средних предприятий (без учета индивидуальных предпринимателей и микропредприятий) на 3 % ежегодно;

 увеличение объема налоговых поступлений от применения специальных налоговых режимов (УСН, ЕНВД, ЕСХН) на 5 % ежегодно;

 рост средней заработной платы работающих в сфере малого и среднего предпринимательства (без учета индивидуальных предпринимателей и микропредприятий) на 5 % ежегодно;
увеличение среднесписочного состава (без внешних совместителей) субъектов малого и среднего предпринимательства (без учета индивидуальных предпринимателей и микропредприятий) на 5 % ежегодно
 (В редакции постановления Правительства Орловской области от 16.08.2011 г. N 275 )

Система организации управления и контроля за исполнением программы

Ответственный исполнитель: начальник управления по развитию малого и среднего предпринимательства Департамента экономики Орловской области Контроль: руководитель Департамента экономики Орловской области

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом


Малое предпринимательство - значительное явление социально-экономической жизни Орловской области. Оно присутствует практически во всех отраслях экономики области. В деятельность малых предприятий вовлечены все социальные группы населения. Развитие малого бизнеса в области является стратегическим фактором, определяющим устойчивое развитие экономики региона.

Экономический эффект от деятельности малого бизнеса оценивается с точки зрения его вклада в валовой региональный продукт, повышения качества и конкурентоспособности производимых товаров и услуг, уровня диверсификации деятельности субъектов малого предпринимательства, роста торгового баланса области с регионами РФ и зарубежными странами, а также вклада в реализацию приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения, образования, обеспечения жильем населения и развития агропромышленного комплекса.

Все возрастающее значение малого бизнеса в социально-экономическое развитие страны ставит на повестку дня вопрос о признании его общенациональным проектом.

В силу указанных причин поддержка малого бизнеса рассматривается в качестве одного из приоритетов политики Орловской области, решающей двуединую социально-экономическую задачу.

Областная государственная поддержка малого и среднего предпринимательства осуществляется в соответствии с нормами Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".

Развитие малого бизнеса в области осуществляется на основе программно-целевого подхода, основанного на реализации целевых комплексных программ, разрабатываемых с учетом реального состояния малого бизнеса, его потребностей и уровня развития в различных отраслях экономики, проблем и задач, стоящих перед областью, а также других, в том числе социальных, факторов. Областная целевая программа "О развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства в Орловской области на 2009-2011 годы" (далее - Программа) является логическим продолжением предыдущей программы, в рамках выполнения которой удалось оптимизировать нормативно-правовую базу, улучшить финансово-кредитную и имущественную поддержку, значительно активизировать работу по сокращению административных барьеров, улучшить информационное обеспечение предпринимательства.

В соответствии с критериями отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого и среднего предпринимательства, определенными Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (статья 4), на территории области осуществляют свою деятельность 8760 субъектов малого и среднего предпринимательства, из них: 168 - средние, 2197 - малые, 6395 - микропредприятия, а также 20472 индивидуальных предпринимателя.

В предстоящий трехлетний период необходимо продолжить работу по совершенствованию механизмов поддержки и развития малого предпринимательства в районах области. Это обусловлено необходимостью обеспечения "шаговой доступности" предпринимателей к специализированным институтам, оказывающим комплексную и адресную поддержку малым предприятиям в различных направлениях: информационном, консультационном, обучающем, прогнозно-аналитическом, научно-техническом, финансовом, имущественном и т.д.

За период реализации предыдущих региональных программ развития и поддержки малого предпринимательства в области разработаны соответствующие рыночным условиям механизмы финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства, в том числе и на возвратной основе за счет средств федерального и областного бюджетов, сформированы необходимые для этого структуры. Это позволило значительно расширить возможности малых предприятий по привлечению финансовых ресурсов, а также создать условия для дальнейшего наращивания финансовых средств, предназначенных для этих целей.

Малый бизнес Орловщины вышел на региональные и международные рынки, участвует в реализации совместных проектов. Увеличение производства конкурентоспособных на региональных и международных рынках товаров, технологий, оборудования, привлечение инвестиций, поиск деловых партнеров и расширение рынков сбыта продукции являются реальными потребностями малых предприятий области.

Практически не теряет своей остроты проблема административных барьеров, препятствующих выходу на рынок новых и развитию уже действующих субъектов малого предпринимательства. Необходимо продолжить работу по совершенствованию нормативно-правовой базы и, в частности, по разработке прозрачных процедур принятия решений, оптимизации контрольной деятельности, разрешительной практики и процессов согласования различных документов, особенно в сфере недвижимости.

Принятие обоснованных решений по вопросам создания благоприятных условий для развития малого предпринимательства затрудняется отсутствием достоверной оперативной экономико-статистической информации о его состоянии.

Более высокие требования, предъявляемые сегодня к конкурентоспособности, качеству производимой малыми предприятиями продукции и оказываемых ими услуг, а также перспективы вступления России в ВТО диктуют настоятельную необходимость внедрения новых форм организации и ведения бизнеса. Для достижения более высокой конкурентоспособности малого бизнеса Орловской области необходимо провести комплекс мероприятий по сертификации малых предприятий на соответствие требованиям ИСО, внедрению в их работу современных маркетинговых технологий и аутсор-тинга, созданию условий для объединения малых предприятий в кластеры, вовлечение их в технико-внедренческие и научно-производственные зоны. Широкое внедрение новых форм кредитования субъектов малого предпринимательства позволит повысить их капитализацию, техническую и технологическую оснащенность, а также будет способствовать выходу "из тени" значительной части предпринимательских структур.

Как показывает опыт проделанной работы основными проблемами, с которыми сталкиваются в своей деятельности субъекты малого предпринимательства, остаются следующие:

- неразвитость инфраструктуры и механизмов государственной поддержки малого и среднего предпринимательства;

- отсутствие действенных финансово-кредитных механизмов и материально-ресурсного обеспечения развития малого предпринимательства;

- административные барьеры;

- несовершенство информационной поддержки;

- несовершенство системы подготовки управленческих и рабочих кадров.

В 2007 году Орловский областной государственный фонд поддержки малого предпринимательства свернул программу "Микрофинансирование", закрылись его филиалы в районах области, что существенно осложнило осуществление государственной поддержки малого предпринимательства.

В области отсутствует такой механизм поддержки малого и среднего бизнеса как гарантийный фонд, нет должной поддержки от "Орловской лизинговой компании".

Решение обозначенных проблем целесообразно осуществлять программно-целевым методом посредством выработки и выполнения системы программных мер, ориентированных на достижение установленной цели. Применение программно-целевого метода позволит обеспечить комплексное решение и урегулирование наиболее острых и проблемных вопросов в сфере малого и среднего предпринимательства в регионе на основе:

1) определения целей, задач, состава и структуры мероприятий и ожидаемых конечных результатов;

2) концентрации материальных, финансовых и трудовых ресурсов на реализацию мероприятий, соответствующих приоритетным целям и задачам развития малого и среднего предпринимательства в Орловской области;

3) реализации системного подхода, распределения полномочий и ответственности, рационального планирования и мониторинга результатов реализации программ, обеспечения эффективного решения проблем за счет осуществления комплекса мероприятий, увязанных по задачам, ресурсам и срокам.

Осуществление единичных и разрозненных мер государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, возможно, обеспечит кратковременный и нестабильный положительный эффект, который, однако, не ликвидирует имеющиеся негативные факторы и будет нивелирован в долгосрочной перспективе. При этом произойдет неэффективное и нецелесообразное расходование бюджетных средств.

Без использования программно-целевого метода высока вероятность несоответствия заявляемой цели и задач преобразований результатам, достигаемым в процессе их реализации. Это является следствием собственной интерпретации цели и задач каждым из активно действующих субъектов. Таким образом, при отсутствии Программы, являющейся одним из основных инструментов реализации региональной политики в сфере малого и среднего бизнеса, невозможен полный охват широкого круга участников и контроль за достижением запланированных целевых показателей.

Реализация мероприятий Программы обеспечит доступ малых форм хозяйствования к материально-техническим, финансовым и информационным ресурсам, к получению услуг по выполнению полевых и транспортных работ, к рынкам сбыта продукции, улучшит социально-экономическую ситуацию, обеспечит рост занятости и доходов населения, активизацию малого предпринимательства, повышение эффективности государственной поддержки на основе осуществления совокупности правовых, организационных, экономических мероприятий, согласованных между собой по срокам, ресурсам и исполнителям.

Для решения вышеперечисленных проблем необходима активизация государственной политики в сфере предпринимательства как на региональном, так и на местном уровне.

Политика в сфере развития и поддержки малого предпринимательства на период с 2009 по 2011 годы строится с учетом достигнутого уровня его развития, растущего вклада в решение задач социального и экономического развития столицы, приобретения им статуса макроэкономического компонента.

Малый бизнес Орловской области должен стать одной из движущих сил в реализации национальных проектов, в решении задачи удвоения валового регионального продукта, а также других задач в интересах повышения качества жизни населения.

2. Основные цели и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации, целевые индикаторы и показатели


Основной целью Программы является стимулирование экономической активности населения, способствующей росту занятости и повышению роста его доходов, увеличению объемов производства и реализации продукции, работ, услуг, создание благоприятных условий для развития и устойчивой деятельности субъектов малого и среднего бизнеса.

К числу основных задач, позволяющих достичь поставленную цель, относятся:

1) совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства;

2) снижение административных барьеров и создание благоприятного климата для равномерного развития малого и среднего предпринимательства;

3) формирование и повышение эффективности функционирования инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;

4) развитие финансово-кредитных и инвестиционных механизмов, направленных на развитие сектора малого и среднего предпринимательства;

5) расширение деловых возможностей малого и среднего предпринимательства;

6) подготовка квалифицированных кадров для сферы малого и среднего предпринимательства;

7) развитие малого и среднего предпринимательства в приоритетных для области отраслях экономики;

8) повышение эффективности информационного обеспечения субъектов малого и среднего предпринимательства.

Для оценки хода и результативности решения поставленных задач, определения их влияния на социально-экономическое развитие Орловской области предлагаются следующие целевые индикаторы:

1) число действующих малых и средних предприятий и предпринимателей без образования юридического лица;

2) объем выпущенных малыми и средними предприятиями товаров и оказанных услуг;

3) численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства;

4) объем налоговых поступлений в бюджеты всех уровней от предпринимательской деятельности;

5) средняя заработная плата работающих в сфере малого и среднего предпринимательства.

В связи с реализацией Программы в один этап можно предложить оценивать ее эффективность по календарным годам.

3. Механизм реализации Программы, механизм управления Программой

(В редакции постановления Правительства от 27.07.2009 г. N 115)

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»