ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 декабря 2010 года N 462
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА НА ТЕРРИТОРИИ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ЖИЛИЩЕ" ДО 2015 ГОДА"
____________________________________________________________________
Утратил силу с 3 июня 2014 года на основании Постановления Правительства Орловской области от 03.06.2014 N 137.
____________________________________________________________________
{Изменения и дополнения:
постановление Правительства Орловской области от 03.10.2011 г. N 338; НГР: ru57000201100504;
постановление Правительства Орловской области от 05.10.2011 г. N 342; НГР: ru57000201100505
постановление правительства Орловской области от 29.03.2012 г. N 96; НГР: ru57000201200144;
постановление Правительства Орловской области от 25.06.2012 г. N 205; НГР:RU57000201200495;
постановление Правительства Орловской области от 24.08.2012 г. N 295; НГР:RU57000201200741;
постановление Правительства Орловской области от 30.04.2013 г. N 149; НГР ru57000201300280}
В целях обеспечения населения Орловской области доступным и комфортным жильем путем реализации механизмов поддержки и развития жилищного строительства и стимулирования спроса на рынке жилья Правительство Орловской области постановляет:
1. Утвердить долгосрочную областную целевую программу стимулирования развития жилищного строительства на территории Орловской области "Жилище" до 2015 года" согласно приложению.
2. Департаменту финансов Орловской области (В. Г. Щипкова) при подготовке проекта областного бюджета на очередной год и на плановые периоды предусмотреть необходимое финансирование для реализации областной целевой программы стимулирования развития жилищного строительства на территории Орловской области "Жилище" до 2015 года".
3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Орловской области, руководителя блока инфраструктуры Н. В. Злобина. (В редакции постановления Правительства Орловской области от 24.08.2012 г. N 295)
Председатель Правительства
Орловской области
А. П. Козлов
Правительства Орловской области
от 29 декабря 2010 г. N 462
Долгосрочная областная целевая программа стимулирования развития жилищного строительства на территории Орловской области "Жилище" до 2015 года"
Наименование Программы | долгосрочная областная целевая программа стимулирования развития жилищного строительства на территории Орловской области "Жилище" до 2015 года" (далее также - Программа) |
Основание для разработки Программы | распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2008 года N 1996-р ; |
Заказчик Программы | Правительство Орловской области |
Разработчик Программы | Департамент строительства, транспорта и жилищно- коммунального хозяйства Орловской области |
Руководитель Программы | руководитель Департамента строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области |
Ответственные исполнители Программы | начальник управления строительства и дорожной инфраструктуры Департамента строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области; |
Цель Программы | обеспечение населения Орловской области доступным и комфортным жильем путем реализации механизмов поддержки и развития жилищного строительства и стимулирования спроса на рынке жилья |
Задачи Программы | содействие увеличению доступности и темпов строительства жилья при обеспечении баланса между мерами по поддержке спроса и предложения на жилищном рынке в целях недопущения роста цен на жилье в рамках выполнения задачи, поставленной Президентом Российской Федерации, по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем; |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы | Годовой объем ввода жилья, в том числе жилья экономического класса; |
Сроки реализации Программы | 2011-2015 годы |
Перечень подпрограмм | 1. Переселение граждан из аварийного жилого фонда в жилье экономического класса, в том числе малоэтажное, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, а также ценовой доступности. |
Объемы и источники финансирования | Общая потребность в финансовых средствах из областного бюджета - 48764,563 тыс. рублей, в том числе по годам: |
В том числе по направлениям затрат | Капитальные вложения - 1881888,660 тыс. рублей; |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | увеличение годового объема ввода жилья, в том числе малоэтажного жилья экономического класса, доступности жилья для населения посредством формирования эффективных моделей государственно-частного партнерства |
Долгосрочная областная целевая программа стимулирования развития жилищного строительства на территории Орловской области "Жилище" до 2015 года" разработана на основании положений, содержащихся в федеральной целевой программе "Жилище", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года N 675 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2002-2010 годы", распоряжения Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, а также в соответствии с постановлением Правительства Орловской области от 29 июня 2009 года N 69 "О работе с долгосрочными областными целевыми программами" и методическими рекомендациями Министерства регионального развития Российской Федерации по разработке региональных программ стимулирования развития жилищного строительства.
Одна из первоочередных задач социально-экономического развития Орловской области - формирование рынка доступного жилья посредством стимулирования спроса на рынке недвижимости и увеличения объемов жилищного строительства.
Благоустроенное жилье необходимо для отдыха, работы, создания семьи, но в настоящее время в Орловской области новое жилье могут приобрести только семьи с высокими доходами (таблица 1).
Таблица 1. Соотношение доходов населения и стоимость 1 м на рынке недвижимости Орловской области.
Наименование | 2009 год | |
первичный рынок жилья | вторичный рынок жилья | |
Стоимость 1 м жилья, рублей | 31 121,97 | 30 905,41 |
Среднедушевой ежемесячный денежн ый доход, рублей | 10 333,7 | |
Доля среднедушевого денежного дохода в стоимости 1 м2 жилья | 33,2 % | 33,4 % |
Минимальный период аккумулирования денежных средств на приобретение 1 м2 жилья, месяцев | 3 | 3 |
Жилищная проблема в регионе, как и в Российской Федерации в целом, остается одной из наиболее острых социальных проблем. По результатам социологических опросов 49,3 % семей хотели бы улучшить жилищные условия, при этом только около 20 % жителей могут улучшить жилищные условия за счет собственных и заемных средств. При оценке тенденций развития рынка недвижимости Орловской области были получены следующие результаты (рисунок 1).
Рисунок 1. Ввод в действие общей площади жилья на территории Орловской области, тыс. м. (не приводится)
Как видно из рисунка 1, в настоящее время в Орловской области увеличивается ввод жилья, расположенного в сельской местности, тогда как для ввода в эксплуатацию строящегося жилья в городах и поселках городского типа характерна общероссийская тенденция уменьшения удельного веса в общем объеме вводимого жилья.
Причинами этому служат:
дефицит земельных участков, обустроенных инженерными коммуникациями достаточной мощности, в городах и ограниченная возможность муниципалитетов по обеспечению земельных участков инженерной, транспортной и социальной инфраструктурой;
возможность строительства индивидуального жилья любой площади и планировки;
возможность строительства индивидуального дома поэтапно, по мере накопления средств в условиях ограниченности доходов населения;
экологическая ситуация в городах.
Согласно выполненному анализу, строящееся малоэтажное индивидуальное жилье можно разделить на два типа:
1. Проекты малоэтажного индивидуального жилья, возводимые населением с высоким уровнем доходов, имеют следующие особенности:
1) средний срок строительства 1-2 года;
2) реализуются проекты жилья повышенной комфортности.
2. Проекты малоэтажного индивидуального жилья, возводимые населением с невысоким уровнем доходов, имеют следующие особенности:
1) средний срок строительства - свыше 3,5 лет;
2) реализуются максимально функциональные, компактные в размерах проекты жилья.
Следует отметить, что большая доля населения со средними доходами при улучшении жилищных условий ориентируется на покупку недорогого жилья в сегменте экономического класса, расположенного рядом с городской чертой из-за наличия развивающейся транспортной, инженерной и социально-бытовой инфраструктуры. Жители региона, относящиеся к данной группе населения и имеющие стабильные доходы, активно используют механизмы ипотечного кредитования.
Таким образом, приоритетным направлением региональной жилищной политики до 2015 года является увеличение объемов ввода жилья (таблица 2) путем стимулирования жилищного строительства и повышения доступности жилья для категорий населения с различным уровнем доходов, в том числе:
в черте городских округов и поселков городского типа - путем стимулирования строительства жилья в сегменте экономического класса;
в сельских районах и пригородах - путем стимулирования индивидуального жилищного строительства в рамках реализации проектов комплексной малоэтажной застройки.
Таблица 2. Планируемый ввод жилья в Орловской области.
Наименование показателя | Отчет | Прогноз развития жилищного строительства в Орловской области, год | |||||
2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | ||
I . Объем ввода жилья, всего тыс. м общей площади | 301,60 | 305,00 | 326,00 | 344,00 | 364,00 | 419,00 | 490,00 |
из них: | |||||||
многоэтажные здания, тыс. м2 общей площади | 218,10 | 205,83 | 207,00 | 201,20 | 192,92 | 209,50 | 196,00 |
малоэтажные здания, тыс. м2 общей площади | 83,50 | 99,17 | 119,00 | 142,80 | 171,08 | 209,50 | 294,00 |
II . Доля инвестиций в жилищное строительство в общем объеме инвестиций, % | 58,10 | 59,20 | 60,26 | 61,34 | 62,55 | 63,64 | 64,73 |
Стратегия развития отрасли жилищного строительства до 2015 года будет реализована как комплексная система совместных действий органов исполнительной власти различных уровней и организаций реальных секторов экономики в целях вовлечения в Программу максимального числа жителей Орловской области.
К числу приоритетных задач следует отнести предоставление государственной поддержки гражданам для решения жилищной проблемы в рамках стимулирования индивидуального малоэтажного строительства, поддержку механизмов жилищного кредитования. Для этого в целях обеспечения доступности жилья для граждан с низкими доходами необходимо:
минимизировать затраты застройщиков на инженерное обустройство земельных участков для жилищного строительства;
стимулировать создание некоммерческих объединений в форме строительных кооперативов из числа нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Данные меры не только позволят вовлечь в сферу строительства жилья экономического класса бюджетные средства и средства населения, что обеспечит рост доли инвестиций в жилищное строительство и увеличение объемов ввода жилья, но также обеспечат мультипликативный эффект по смежным отраслям.
Задачи формирования рынка доступного жилья и обеспечения комфортных условий проживания, вошедшие в число показателей оценки приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье -гражданам России", наряду с развитием образования и здравоохранения определяют социальную направленность Программы, поскольку реальная возможность населения со средними доходами приобрести достойное жилье способствует активизации их экономической деятельности, а четкое определение категорий граждан, перед которыми общество несет обязательства по удовлетворению их жилищных потребностей - преодолению иждивенческих настроений.
Таким образом, необходимость разработки и реализации Программы обусловлена необходимостью:
формирования и становления сегмента строительства жилья экономического класса, в том числе малоэтажного, с целью повышения доступности жилья для семей со средним уровнем доходов;
стимулирования платежеспособного спроса на жилье, включая повышение доступности приобретения жилья для молодых семей;
повышения эффективности исполнения государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан;
повышения качества и энергоэффективности жилищного фонда, включая мероприятия по ликвидации аварийного жилья.
Реализация Программы будет способствовать осуществлению на территории Орловской области следующих направлений федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы:
1) подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей";
2) подпрограмма "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством";