Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 декабря 2011 года N 458

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2012-2016 ГОДЫ"

{Утратил силу:
постановление Правительства Орловской области от 25.04.2014 N 97; НГР: RU57000201400251}

{Изменения и дополнения:
постановление Правительства Орловской области от 29.12.2012 г. N 514; НГР: ru57000201201277;
постановление Правительства Орловской области от 18.03.2013 N 85; НГР: RU57000201300182;
постановление Правительства Орловской области от 01.04.2014 N 76; НГР: RU57000201400132}

В целях повышения качества физического воспитания населения и дальнейшего развития физической культуры и спорта в Орловской области Правительство Орловской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую долгосрочную областную целевую программу "Развитие физической культуры и спорта в Орловской области на 2012-2016 годы".

2. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Орловской области, руководителя блока социального развития О. Н. Ревякина.

Председатель Правительства

Орловской области

А. П. Козлов


Приложение к постановлению

Правительства Орловской области

от 28 декабря 2011 г. N 458

Долгосрочная областная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Орловской области на 2012-2016 годы"

Орловская область 2011 год

Паспорт программы


(В редакции постановления Правительства Орловской области от 29.12.2012 г. N 514)

Наименование Программы

Долгосрочная областная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Орловской области на 2012-2016 годы"
 (далее также - Программа)

Основание для разработки Программы

Федеральный закон от 4 декабря 2007 года  N 329-ФЗ  "О физической культуре и спорте в Российской Федерации";

 постановление Правительства Российской Федерации от 11 января 2006 года N 7
 "О федеральной целевой программе "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы"
;

 Закон Орловской области от 8 сентября 2009 года  N 959-ОЗ  "О физической культуре и спорте
 в Орловской области"
;

 распоряжение Правительства Орловской области
 от 23 сентября 2010 года N 399-р

Заказчик Программы

Правительство Орловской области

Разработчик Программы

Управление физической культуры и спорта Орловско й области

Руководитель Программы

начальник Управления физической культуры
 и спорта Орловской области

Ответственный исполнитель Программы

начальник Управления физической культуры
 и спорта Орловской области

Цель и задачи Программы

Целью Программы является повышение качества физического воспитания населения Орловской области.
 Задачи Программы:
 развитие массового спорта;

 развитие спорта высших достижений;

 развитие физической культуры и спорта среди лиц
 с ограниченными физическими возможностями

Важнейшие целевые показатели Программы

1.  Доля населения Орловской области, систематически занимающегося физической культурой и спортом.
 2.  Доля населения Орловской области, занимающегося в специализированных спортивных учреждениях.
 3.  Доля населения Орловской области
 с ограниченными физическими возможностями, систематически занимающегося физической культурой и спортом, от общего числа инвалидов

Сроки и этапы реализации Программы

2012-2016 годы.
 Программа реализуется в 1 этап

Объемы и источники финансирования Программы

Общие затраты на реализацию мероприятий Программы составят 16 486,6 тысячи рублей (с учетом прогноза цен на соответствующие годы), из них за счет средств областного бюджета 16 486,6 тысячи рублей, в том числе по годам:
 2012 год - 5 400,0 тысяч рублей;

 2013 год - 11 086,6 тысячи рублей.
 Финансирование предполагается осуществить
 по направлению "Прочие расходы"

Ожидаемые конечные результаты Программы и показатели социально-экономической эффективности

1. Увеличение доли населения Орловской области, систематически занимающегося физической культурой и спортом, с 14,6 % в 2011 году до 15,4 % в 2013 году.
 2. Увеличение доли населения, занимающегося
 в специализированных спортивных учреждениях, с 4,8 % в 2011 году до 5,5 % в 2013 году.
 3. Увеличение доли населения с ограниченными физическими возможностями, систематически занимающегося физической культурой и спортом, от общего числа инвалидов с 1,6 % в 2011 году до 3,2 % в 2013 году

I. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом


Всестороннее и эффективное развитие физической культуры и спорта является важной составной частью государственной социально-экономической политики, направленной на охрану и укрепление здоровья, повышение средней продолжительности и качества жизни населения, а также достойное выступление команд и спортсменов на крупнейших всероссийских и международных спортивных соревнованиях.

В течение последних девяти лет развитие сферы физической культуры и спорта в Орловской области осуществлялось программно-целевым методом.

Была разработана и реализована областная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Орловской области на 2003-2007 годы", утвержденная Законом Орловской области от 25 декабря 2002 года N 299-ОЗ.

В настоящее время действует Закон Орловской области от 25 декабря 2008 года N 867-ОЗ "Об областной целевой программе "Развитие физической культуры и спорта в Орловской области на 2009 - 2011 годы".

Для анализа проблемной ситуации использовались статистические данные форм отчетности Росстата 1-ФК, 5-ФК, утвержденные постановлением Росстата от 3 апреля 2007 года N 30 "Об утверждении статистического инструментария для организации Росспортом статистического наблюдения за деятельностью учреждений по физической культуре и спорту".

В основу анализа проблемной ситуации положены такие индикативные показатели, как:

1) динамика развития спортсооружений в Орловской области и коэффициент обеспеченности населения спортивной инфраструктурой;

2) кадровое обеспечение отрасли, наличие и развитие учебно-методической базы;

3) охват взрослого и детского населения области всеми видами физкультурно-оздоровительной и спортивной работы;

4) подготовка спортсменов-профессионалов и наличие материально-технической базы, способствующей развитию спорта высших достижений;

5) обеспеченность (доступность) услуг в сфере физической культуры и спорта для категорий населения с ограниченными возможностями здоровья.

В целом в Орловской области сохранилась тенденция развития общих показателей состояния отрасли физической культуры и спорта.

На территории области находятся 1832 спортивных сооружения, в том числе 14 стадионов, 1026 плоскостных сооружений, 455 спортивных залов, 30 плавательных бассейнов, 77 сооружений для стрелковых видов спорта, 1 легкоатлетический манеж. Функционируют 1227 учреждений, предприятий, объединений и организаций физкультурно-спортивной направленности.

За период с 2007 по 2010 год введено в эксплуатацию 186 спортивных объектов, в основном это плоскостные спортивные сооружения.

В Орловской области недостаточно доступных для основной части населения крытых бассейнов.

Мало современных спортивных площадок по месту жительства.

Для развития зимних видов спорта необходимо строительство хоккейных кортов с искусственным льдом, оборудованных и освещенных лыжных трасс.

Нет ни одного специализированного спортивного сооружения для занятий людей с ограниченными физическими возможностями.

Кадровая спортивная система включает подготовку тренеров-преподавателей различных специализаций на базе общего и среднеспециального образования. Данную работу осуществляют ГОУ ВПО "Орловский государственный университет", ФГОУ ВПО "Государственный университет-учебно-научно-производственный комплекс", училище олимпийского резерва БОУ ОО СПО "Орловский спортивный техникум", БОУ ОО СПО "Мезенский педагогический колледж".

В настоящее время в сфере физической культуры и спорта в Орловской области занято 1830 штатных работников, что составляет 0,23 % от общего количества трудящегося населения области, из них с высшим образованием - 936 человек.

В 24 муниципальных образованиях работают 476 специалистов.

В системе спортивных школ и клубов учебно-тренировочную работу ведут 614 тренеров-преподавателей, из них штатных работников - 494 человека.

В сравнении с 2007 годом количество работников сферы физической культуры и спорта увеличилось всего на 51 человека в связи с тем, что молодые специалисты с высшим образованием неохотно идут на тренерско-преподавательскую работу из-за низкой заработной платы и отсутствия перспектив приобретения жилья.

Уменьшилось количество учреждений, предприятий и организаций сферы физической культуры и спорта (2010 год - 1227 единиц, 2007 год – 1311 единиц) в связи с недостаточным финансированием из средств бюджетов различных уровней.

За период с 2007 по 2010 год произошло увеличение общего количества занимающихся физической культурой и спортом - 112 770 человек в 2010 году (2007 год – 108 381 человек).

Несмотря на увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом (13,1 % в 2007 году, 14,4 % в 2010 году), регион по этому показателю занимает десятое место в Центральном федеральном округе. Общероссийский показатель - 17,3 %.

Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации определено увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом с 17,3 % в 2010 году до 32 % в 2016 году.

Одной из основополагающих задач государственной политики является создание условий для развития физической культуры, привлечения, прежде всего, детей, подростков и молодежи к занятиям физической культурой и спортом.

По данным управления Роспотребнадзора по Орловской области число "практически здоровых" школьников год от года снижается, "группы риска" расширяют ряды. Так, за последние три года количество "практически здоровых" учеников уменьшилось с 18 до 15,9 %. Число школьников, отнесенных ко второй группе здоровья ("группе риска"), возросло с 63,2 % до 67,4 %.

Развитие массового и детского спорта, осуществление учебно-тренировочного и соревновательного процессов производятся через систему детско-юношеских клубов физической подготовки, детско-юношеских спортивных школ. В настоящее время в области работает 41 детско-юношеская спортивная школа и специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва.

Количество занимающихся в спортивных учреждениях дополнительного образования детей в 2010 году составило 24 701 человек. В 2007 году - 28 826 человек.

За три года количество занимающихся в специализированных спортивных учреждениях снизилось более чем на 4 000 человек.

В связи с этим необходимо повысить качество работы детско-юношеских спортивных школ и клубов, укрепить их материально-техническую базу, обеспечить инвентарем и оборудованием, создать условия для работы квалифицированных тренерско-преподавательских кадров, а также обеспечить широкую пропаганду физической культуры и спорта в средствах массовой информации.

Система подготовки профессиональных спортсменов реализуется на базе семи специализированных спортивных школ олимпийского резерва, училища олимпийского резерва, школы высшего спортивного мастерства.

Тем не менее, несмотря на успехи выступления орловских спортсменов на всероссийских и международных соревнованиях, в подготовке спортивного резерва существует немало проблем.

Большое значение в решении вопросов развития спорта высших достижений имеют материально-техническое обеспечение учебно-тренировочного и соревновательного процессов, качество профессиональной подготовки современных тренерских, физкультурных, педагогических и медицинских кадров.

Одной из первостепенных задач является обеспечение подготовки спортсменов высокого класса с применением современных научных технологий спортивной тренировки и медицины по следующим направлениям:

внедрение методик медико-биологического и психолого-педагогического обеспечения;

управление тренировочным процессом;

повышение и восстановление физической работоспособности;

реабилитационные мероприятия в случаях отклонения здоровья спортсменов и перетренировках различными методами, в том числе традиционными технологиями и недопинговыми средствами;

медико-биологическое обеспечение учебно-тренировочного процесса и соревновательной деятельности;

психологическая устойчивость в спортивной деятельности.

Необходимо внедрить систему многолетнего спортивного отбора одаренных юных спортсменов на основе модельных характеристик физической подготовленности, биологического развития и оценки состояния здоровья.

В Орловской области создано бюджетное учреждение Орловской области "Реабилитационно-спортивный центр инвалидов" (далее - БУ ОО "РСЦИ").

БУ ОО "РСЦИ" регулярно проводит областные физкультурно-оздоровительные мероприятия. Спортсмены принимают участие во всероссийских соревнованиях различного ранга.

В настоящее время в БУ ОО "РСЦИ" занимаются более трехсот пятидесяти человек. Занятия проходят в 33 реабилитационно-оздоровительных группах.

Всего за время его существования 1500 инвалидов получили возможность заниматься физической культурой и спортом.

Спортсмены БУ ОО "РСЦИ" выполняют спортивные разряды по настольному теннису, пулевой стрельбе, стрельбе из лука, легкой атлетике, армспорту, дартсу.

Среди воспитанников БУ ОО "РСЦИ" чемпионы и призеры всероссийских соревнований, чемпионатов и первенств мира и Европы.

Филиалы БУ ОО "РСЦИ" открыты в городах Ливны и Болхов.

БУ ОО "РСЦИ" в течение трех лет становился победителем всероссийского смотра-конкурса на лучшую постановку физкультурно-спортивной работы среди инвалидов.

Тем не менее один из лучших центров страны не имеет собственной спортивной базы, в связи с чем охват населения с ограниченными физическими возможностями занятиями физической культурой и спортом недостаточно высок и составляет 0,4 % от общего количества инвалидов. Средний показатель в Российской Федерации составляет 1,8 %.

Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации определена задача по увеличению доли граждан с ограниченными физическими возможностями, систематически занимающихся физической культурой и спортом, с 1,8 % в 2010 году до 10 % к 2016 году.

Общая ситуация с физической культурой и массовым спортом в Орловской области в настоящее время характеризуется следующими факторами:

1) недостаточный уровень обеспеченности спортивными сооружениями для проведения физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы и неудовлетворительное техническое состояние многих из них;

2) нехватка необходимого спортивного инвентаря и оборудования в образовательных учреждениях, спортивных школах, на спортивных сооружениях для обеспечения образовательного и учебно-тренировочного процесса;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»