ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 06 декабря 2010 года N 411
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА НА ТЕРРИТОРИИ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ (2011-2018 ГОДЫ)"
{Утратил силу: постановление Правительства Орловской области от 25.12.2013 г. N 449; НГР: ru57000201301055}
{Изменения и дополнения:
постановление Правительства Орловской области от 20.03.2012 г. N 83; НГР: ru57000201200125;
постановление Правительства Орловской области от 25.04.2013 г. N 145; НГР: ru57000201300275;
постановление Правительства Орловской области от 23.09.2013 г. N 323; НГР: ru57000201300712;
постановление Правительства Орловской области от 25.12.2013 г. N 449; НГР: ru57000201301055}
В целях развития информационного общества на территории Орловской области Правительство Орловской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную областную целевую программу "Развитие информационного общества на территории Орловской области (2011-2018 годы)" (далее - Программа).
2. Департаменту имущества, промышленности и информатизации Орловской области (А. В. Лавренюк) совместно с ответственными исполнителями Программы обеспечить в рамках имеющихся полномочий реализацию Программы.
3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Орловской области, руководителя блока инфраструктуры Д. А. Орлова.
Председатель Правительства
Орловской области
А. П. Козлов
Правительства Орловской области
от 6 декабря 2010 г. N 411
Долгосрочная областная целевая программа "Развитие информационного общества на территории Орловской области (2011-2018 годы)" Орловская область 2010 год
(В редакции постановления Правительства Орловской области от 20.03.2012 г. N 83)
Наименование программы | Долгосрочная областная целевая программа "Развитие информационного общества на территории Орловской области (2011-2018 годы)" |
Основание для разработки программы | Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"; |
Заказчик программы | Правительство Орловской области |
Разработчики программы | Департамент имущества, промышленности и информатизации Орловской области; |
Руководитель программы | Руководитель Департамента имущества, промышленности и информатизации Орловской области |
Ответственные исполнители программы | Руководители органов исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области (государственных учреждений Орловской области), являющихся исполнителями программы - бюджетополучателями |
Цели и задачи программы | Цель - получение гражданами и организациями преимуществ от применения информационных и телекоммуникационных технологий. |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели программы | Доля государственных услуг, которые население может получить с использованием информационных и телекоммуникационных технологий, в общем объеме государственных услуг - 100 %; |
Сроки реализации программы | 2011-2018 годы |
Объемы и источники финансирования программы (В редакции постановления Правительства Орловской области от 25.12.2013 г. N 449 ) | Финансирование программы осуществляется за счет средств областного бюджета и дополнительных источников финансирования. |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности | Создание инфраструктуры электронного правительства, обеспечивающей доступ к информации о деятельности и услугам, предоставляемым органами государственной власти и органами местного самоуправления в электронном виде, межведомственное электронное взаимодействие и единый государственный контроль результативности деятельности органов государственной власти, что позволит снизить уровень административной нагрузки на организации и граждан; |
I. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом
Информационное общество - это общество, характеризующееся высоким уровнем развития информационных и телекоммуникационных технологий и их интенсивным использованием гражданами, бизнесом и органами государственной власти.
В современных условиях решение задач модернизации общества, сформулированных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2009 года (далее -Послание), невозможно без применения информационных технологий. Это касается всех сфер деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий, организаций и каждого гражданина.
Именно поэтому вопросы развития информационных технологий выделены в Послании в отдельное приоритетное направление модернизации экономики и технологического развития страны.
Особое внимание должно быть уделено вопросам создания электронного правительства, переходу к оказанию государственных услуг в электронном виде, обеспечению доступа к информации, внедрению социальных карт граждан, развитию телекоммуникационной инфраструктуры и предоставлению широкополосного доступа в сеть Интернет, применению информационных технологий в медицине, образовании и культуре.
За последние годы в нашей стране и в Орловской области в рамках реализации различных федеральных и областных целевых программ, в том числе федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 года N 65 "О федеральной целевой программе "Электронная Россия (2002-2010 годы)", и областной целевой программы "Информатизация Орловской области "Электронная Орловщина" (2008-2010 годы)", утвержденной Законом Орловской области от 12 ноября 2008 года N 821-ОЗ "Об областной целевой программе "Информатизация Орловской области "Электронная Орловщина" (2008-2010 годы)", был достигнут определенный прогресс в развитии информационных технологий. Существенно выросла оснащенность органов власти, предприятий и организаций, домохозяйств компьютерной техникой, увеличились возможности доступа к информационным ресурсам сети Интернет, предпринимались определенные усилия в области подготовки и переподготовки кадров в сфере информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ), разработаны и внедрены информационные системы, локально автоматизирующие ряд важнейших процессов управления и оказания услуг в государственных и муниципальных структурах, а также в ряде организаций и предприятий. Повышается открытость органов власти, обеспечивается доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. В результате проведенных мероприятий по организации функционирования и развитию государственной специализированной информационной системы "Портал Орловской области - публичный информационный центр" место Орловской области в Сводном рейтинге информационной открытости исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации изменилось с 69-го в 2007 году на 26-е в 2009 году.
В рамках областной целевой программы "Информатизация Орловской области "Электронная Орловщина" (2008-2010 годы)" осуществляется внедрение системы электронного документооборота органов исполнительной власти Орловской области, заканчивается тестовая эксплуатация информационной системы поддержки лицензирования (разработанной за счет федерального бюджета в рамках федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 годы)"). На основе типового программно-технического решения, также созданного за счет федерального бюджета в рамках федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 годы)", созданы информационные системы "Региональный портал государственных и муниципальных услуг (функций) Орловской области" и "Региональный реестр государственных и муниципальных услуг (функций) Орловской области", проводятся мероприятия по защите информации, создан региональный удостоверяющий центр органов государственной власти Орловской области, создается многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, развивается информационно-телекоммуникационная инфраструктура Орловской области, в том числе единая сеть передачи данных органов государственной власти области (включая сегмент на базе волоконно-оптических линий связи в городе Орле).
Вместе с тем, несмотря на стремительный рост спроса органов государственной власти на информационные и телекоммуникационные технологии, их внедрение не всегда приводит к улучшению качества функционирования государственного аппарата, а зачастую усиливает негативные последствия неэффективных административно-управленческих процессов.
Сохраняются значительные различия между органами государственной власти по использованию информационных и коммуникационных технологий в своей деятельности, результаты внедрения таких технологий носят преимущественно локальный ведомственный характер. Существует отставание органов государственной власти Орловской области от федеральных органов государственной власти по уровню информационно-технологического обеспечения административно-управленческих процессов, а также по уровню развития информационно-технологической инфраструктуры и государственных информационных систем. Еще больший цифровой разрыв сложился между органами местного самоуправления и органами государственной власти.
Значительная доля бюджетных расходов по-прежнему приходится на приобретение и установку компьютерного и сетевого оборудования, что свидетельствует о недостаточном уровне развития и использования прикладных информационных систем, а также о доминировании технологического подхода к решению задач информатизации. При этом органы государственной власти в большинстве случаев дублируют разработку типовых программных решений. Закупка и внедрение программного обеспечения производятся без использования открытых стандартов, что приводит к несовместимости программно-технических решений, невозможности обмена данными между различными государственными информационными системами.
На начальной стадии развития находятся основные государственные информационные системы, содержащие учетную информацию о ключевых объектах государственного управления. Отсутствует комплексная система электронного документооборота, не внедрена информационно-аналитическая система планирования и мониторинга деятельности органов государственной власти, не автоматизированы процедуры сбора и обработки информации, необходимой для планирования и определения целевых показателей результативности деятельности органов государственной власти, а также единая информационная система контроля их достижения, отсутствует единая система планирования и мониторинга эффективности реализации государственных программ и проектов.
Недостаточными темпами развиваются инфраструктура публичного (общественного) доступа населения к сайтам органов государственной власти и другие средства информационно-справочной поддержки и обслуживания населения.
Получение населением и организациями государственных услуг, а также информации, связанной с деятельностью органов государственной власти, в большинстве случаев требует их личного обращения в органы государственной власти, представления запросов и другой информации в бумажном виде. Это приводит к большим затратам времени и создает значительные неудобства для населения.
Действующая нормативная правовая база, как правило, не позволяет осуществить переход к оказанию государственных и муниципальных услуг в электронном виде. Не сформирована инфраструктура, обеспечивающая информационную безопасность электронных форм взаимодействия органов государственной власти между собой, с населением и организациями. Отсутствуют доступные механизмы обеспечения "цифрового доверия" в виде системы удостоверяющих центров, применяющих технологию электронной цифровой подписи. Имеющиеся удостоверяющие центры не объединены в домены взаимного доверия, их услуги фактически недоступны для населения и организаций. Не предоставляются в электронной форме услуги нотариата.
Используемые государственные информационные системы формировались отдельными органами государственной власти в условиях отсутствия единой нормативной правовой базы, регламентирующей эти процессы, и общей координации. Содержащиеся в них сведения зачастую недоступны другим органам государственной власти для оперативного использования, что на практике приводит к значительным временным задержкам при обмене информацией на межведомственном уровне, ее многократному сбору и дублированию в отдельных системах. В результате такие информационные системы содержат сведения разной степени актуальности и достоверности. При этом часть информации оперативно не обновляется, что приводит также к несогласованности и противоречивости содержащихся в них данных. Различные форматы хранения данных ограничивают возможность применения автоматизированных средств поиска и аналитической обработки информации, содержащейся в различных системах. Все это снижает оперативность подготовки управленческих решений и качество государственных услуг, предоставляемых населению.
Неконтролируемый рост объема информации о гражданах, организациях и объектах хозяйственного оборота, содержащейся в государственных информационных системах, в условиях отсутствия эффективных механизмов контроля ее использования создает также угрозу нарушения прав граждан.
Проблема отсутствия унифицированной инфраструктуры, типовых решений и стандартов в области обмена данными в электронном виде на межведомственном уровне, а также с населением и организациями становится особенно актуальной по мере дальнейшего проникновения информационных и телекоммуникационных технологий в социально-экономическую сферу и развития государственных информационных систем.
Отсутствие единых требований к совершенствованию административных процессов на основе применения информационных и телекоммуникационных технологий, единых подходов к формированию ведомственных программ в этой сфере, а также системы мониторинга и контроля качества их реализации приводит к отсутствию должного эффекта от внедрения таких технологий и существенно снижает эффективность расходования бюджетных средств на эти цели. В настоящее время ситуация в сфере планирования и контроля эффективности бюджетных расходов на внедрение информационных и телекоммуникационных технологий ведет к дальнейшей дифференциации органов государственной власти, увеличению "цифрового неравенства" и невозможности обеспечения согласованного развития государственных информационных систем в соответствии с приоритетами модернизации государственного управления.
Отсутствие общих требований к управлению реализацией отдельных программ и проектов внедрения информационных и телекоммуникационных технологий на уровне органов государственной власти снижает результативность и качество их выполнения, приводит к значительному числу неудачно завершенных проектов или проектов, завершенных с нарушением сроков или превышением расходов. Отсутствие общей классификации применяемых в органах государственной власти информационных систем, а также базовых стандартов и рекомендаций по их реализации на практике приводит к использованию неэффективных технологий.
Общий уровень профессиональной подготовки работников органов исполнительной государственной власти по владению современными информационными и коммуникационными технологиями также остается невысоким, что является особенно критичным в связи с внедрением в деятельность органов государственной власти все более сложных комплексных решений.
В 2008 году был утвержден ряд документов, определивших направления развития Российской Федерации и Орловской области на среднесрочную и долгосрочную перспективу, в том числе в части распространения информационных и телекоммуникационных технологий:
Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 года N Пр-212;
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р;
основные направления Стратегии социально-экономического развития Орловской области до 2020 года, одобренные распоряжением Коллегии Орловской области от 28 октября 2008 года N 372-р.
Формирование электронного правительства и развитие информационного общества являются приоритетными задачами,
поставленными в Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 года N 632-р, и Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации. Вместе с тем существуют проблемы, без решения которых формирование электронного правительства и развитие информационного общества представляются невозможными:
1) отсутствует системный проект электронного правительства, обеспечивающий полноту создания и эффективность взаимодействия всех подсистем электронного правительства;
2) необходима смена модели информационного взаимодействия государства и общества для снятия с граждан и организаций, обращающихся в государственные органы, обязанности по подтверждению первичных прав заявителей и перенесение этой обязанности на государственные органы;
3) не проведена оптимизация ведомственных и межведомственных административных процедур, обеспечивающая перевод государственных услуг в электронный вид;
4) отсутствуют соответствующие задачам оптимизации административных процедур единые стандарты создания и эксплуатации ведомственных и межведомственных информационных систем, унифицированные технологии и протоколы ведомственного и межведомственного электронного взаимодействия;
5) отсутствует необходимое нормативное правовое обеспечение для оказания государственных услуг в электронном виде (законы об электронном документе, едином идентификаторе и реестре граждан и проч.);
6) отсутствует единая инфраструктура обеспечения юридически значимого электронного взаимодействия на основе применения электронной цифровой подписи;
7) не созданы единая технологическая платформа и, что крайне важно, система управления эксплуатацией инфраструктуры электронного правительства.
Мониторинг состояния информатизации в Орловской области, а также анализ результатов реализации областной целевой программы "Информатизация Орловской области "Электронная Орловщина" (2008-2010 годы)" показывают, что остаются нерешенными ряд проблем, которые напрямую влияют на качество жизни населения и темпы социально-экономического развития Орловской области:
1. По номенклатуре, качеству и реальному использованию услуг, предоставляемых органами власти и организациями региона в электронном виде, показатели Орловской области не достигают среднего уровня по Российской Федерации, о чем говорит ряд статистических показателей, например, индекс готовности российских регионов к информационному обществу (64-е место из 84), индекс готовности российских регионов к электронному правительству (57-е место из 88).
В настоящее время в Орловской области отсутствуют государственные услуги регионального уровня, соответствующие пятому (заключительному) этапу перехода на предоставление государственных (муниципальных) услуг в электронном виде (обеспечение возможности получения результатов предоставления услуги в электронном виде на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) в соответствии с приложением N 2 к распоряжению Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 года N 1993-р.
Тем не менее, по состоянию на 1 декабря 2010 года информация обо всех первоочередных государственных и муниципальных услугах, предоставляемых органами исполнительной власти Орловской области, органами местного самоуправления в электронном виде, а также услугах, предоставляемых в электронном виде учреждениями Орловской области и муниципальными учреждениями, и необходимые для их получения формы заявлений и документов размещены в государственных информационных системах Орловской области "Региональный портал государственных и муниципальных услуг (функций) Орловской области" и "Региональный реестр государственных и муниципальных услуг (функций) Орловской области". Обеспечена передача сведений из указанных региональных информационных систем в федеральные государственные информационные системы "Сводный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)" и "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)". Проведенная работа соответствует исполнению первого и второго этапов перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде.
При этом в последние годы в области наблюдается интенсивный рост спроса на услуги в электронной форме (в основном в областном и районных центрах).
2. Низкий уровень интеграции существующих и создаваемых систем управления органов власти и местного самоуправления, замедляющий процессы принятия решений, оказания услуг и делающий невозможным предоставление услуг гражданам и организациям в режиме "одного окна".
В стадии внедрения находится система межведомственного электронного документооборота, практически отсутствует электронный обмен информацией между информационными системами государственных органов, органов местного самоуправления.