Обеспеченность населения Орловской области питьевой водой, отвечающей требованиям санитарного законодательства, за 2008-2010 годы
Показатель | Всего | Городского населения | Сельского населения | ||||||
2008 | 2009 год | 2010 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год | |
% населения, обеспеченного доброкачествен-ной питьевой водой | 57 | 65,4 | 61,3 | 60 | 72,2 | 64,9 | 51,6 | 53,1 | 56,1 |
% населения, обеспеченного условно доброкачествен-ной питьевой водой | 20,8 | 18,9 | 27,8 | 28,2 | 22,2 | 32,0 | 7,5 | 13,0 | 20,2 |
% населения, обеспеченного недоброкачест-венной питьевой водой | 13,3 | 8,3 | 5,6 | 11,8 | 5,6 | 3,6 | 16 | 13,3 | 9,4 |
% населения, в населенных пунктах проживания которых вода не исследовалась | 8,9 | 7,4 | 5,0 | - | - | - | 24,9 | 20,7 | 14,2 |
% охвата населенных пунктов лабораторным контролем качества воды | 41 | 46,1 | 73,5 | 100 | 100 | 100 | 40,5 | 45,7 | 26,7 |
4. Доля уличной водопроводной сети, нуждающейся в замене, составляет 33,8 %, а годом ранее этот показатель был равен 34,5 %.
За 2010 год заменено 55,2 км водопроводных сетей, или 3,5 % от нуждавшихся в замене на начало года. При таких темпах работы на замену 1513,7 км водопроводных сетей потребуется более 27 лет. А между тем, утечки и неучтенный расход воды только в истекшем году составили 15,3 млн куб. м, или пятую часть от всей подачи воды в сеть.
В 2010 году число аварий в системе централизованного водоснабжения по сравнению с 2009 годом увеличилось на 19,0 %, в том числе на водопроводных сетях - на 32,5 %, составив, соответственно, 1025 и 934.
5. Низкая эффективность системы управления в секторе экономики водопроводно-канализационного хозяйства. Установленные федеральные нормативные требования к качеству сбрасываемых сточных вод являются необоснованно завышенными, технически и экономически недостижимыми. Отсутствует механизм компенсаций организациям водопроводно-канализационного хозяйства дополнительных затрат на водоподготовку, возникающих в результате воздействия антропогенных факторов. Организации, загрязняющие окружающую среду, в соответствии с действующим законодательством вносят плату за негативное воздействие на водные объекты в бюджеты разных уровней. Однако порядок целевого использования этих средств не установлен. Отсутствие современных обеззараживающих установок, высокая изношенность разводящих водопроводных и канализационных сетей, сокращение масштабов строительства объектов водоснабжения из-за отсутствия должного финансирования, многочисленные аварии на них в связи с длительным непроведением ремонтных работ создают постоянную угрозу возникновения вспышек острых кишечных инфекционных заболеваний и вирусного гепатита А на территории области и способствуют распространению инфекции. Наряду с проблемой неудовлетворительного состояния разводящих водопроводных сетей остро стоят вопросы высокой аварийности на водопроводно-канализационных сетях и вторичного загрязнения транспортируемой воды.
6. Тарифы на услуги водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод на территории Орловской области, как и в Российской Федерации, приблизительно в 3 раза ниже, чем в странах Западной Европы. При этом рост тарифов обусловлен в первую очередь ростом операционных расходов, в результате чего в перспективе платежи населения за воду будут сопоставимы с расходами западноевропейских потребителей при значительно более низком качестве предоставляемых услуг.
При относительно низком уровне тарифов уровень потребления питьевой воды в Орловской области значительно превышает уровень потребления воды в развитых странах, наиболее экономично использующих воду. Это связано с высокими потерями воды при транспортировке и отсутствием у потребителей стимулов к экономии.
Большая часть расходов водоснабжающих организаций связана с закупкой импортного оборудования, сырья и материалов. В Орловской области наблюдается дефицит собственного производства оборудования и реагентов, таких, как коагулянты, флокулянты, окислители, биоциды, стабилизаторы, антинакипины, сорбенты, ионообменные смолы и синтетические фильтрующие загрузки, то есть продуктов, необходимых для обеспечения современных технологий водоподготовки.
При разработке вариантов реформирования сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в качестве возможных подходов к решению вышеизложенных проблем рассматривались два основных подхода.
Пассивный подход заключается в прямой государственной поддержке проектов по осуществлению инвестиций в сектор водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод. К преимуществам этого варианта можно отнести наличие опыта и отработанной нормативно-методической базы в области разработки и реализации подобных программ.
Применение этого подхода дает возможность реализовать отдельные проекты, но не позволяет создать эффективную модель развития сектора, работающую без регулярного вмешательства государства. В частности, реализация этого подхода не обеспечивает создания условий, предпосылок и стимулов для повышения инвестиционной привлекательности и развития сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод на новой технологической основе, повышения качества услуг организаций водоснабжения и качества воды, потребляемой населением. Наиболее эффективным механизмом, использующим этот подход, является реализация программ в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, финансирование которых осуществляется из областного бюджета, бюджетов муниципальных образований и средств внебюджетных источников.
Второй подход предполагает запуск новых экономических, организационных и правовых механизмов, направленных на развитие конкурентного бизнеса, привлечение частных инвестиций и передовых технологий в сектор водоснабжения и расширение механизмов государственно-частного партнерства.
Предлагаемые в рамках второго варианта механизмы взаимодействия различных уровней власти, частных операторов и инвесторов носят институциональный характер и призваны сформировать долгосрочную систему отношений, основанную на создании условий для привлечения долгосрочных частных инвестиций в сектор водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод путем совершенствования нормативных правовых актов Орловской области о тарифном регулировании в сфере жилищно-коммунального хозяйства в части долгосрочного тарифообразования, о государственно-частном партнерстве в части упрощения процедур заключения соответствующих договоров инвесторов с Правительством Орловской области.
Вместе с тем предлагается осуществлять поддержку реализации муниципальных программ в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
Целесообразность использования программно-целевого метода для перехода к устойчивому функционированию и развитию сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод определяется тем, что:
задача по обеспечению населения чистой водой входит в число приоритетов долгосрочного социально-экономического развития области, ее решение позволяет обеспечить возможность улучшения качества жизни населения, предотвратить чрезвычайные ситуации, связанные с функционированием систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, создать условия для эффективного функционирования и устойчивого развития организаций и обеспечить рост производства в смежных секторах промышленности;
необходимые капитальные вложения не могут быть осуществлены в пределах одного финансового года и требуют значительных расходов бюджетов различных уровней;
проблемы снабжения населения чистой водой носят комплексный характер, а их решение окажет существенное положительное влияние на социальное благополучие общества, общее экономическое развитие и рост производства.
Таким образом, очевидно, что проблемы гарантированного обеспечения населения Орловской области питьевой водой, очистки сточных вод, охраны источников от загрязнения - это проблемы общерегионального масштаба, которые должны решаться в рамках Программы как важнейшего средства реализации структурной политики области, активного воздействия на ее социально-экономическое развитие и безопасность населения.
На решение задач и достижение цели Программы в рамках программно-целевого метода решения проблемы могут оказать влияние следующие риски:
макроэкономические риски, обусловленные влиянием изменения состояния финансовых рынков и деловой активности, которое может отразиться на стоимости привлекаемых средств и сократить объем инвестиций, в том числе в сектор водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод;
муниципальные риски - при реализации мероприятий по модернизации систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод возможно появление объектов незавершенного строительства в результате задержки финансирования со стороны муниципальных образований – участников Программы.