Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ЧИСТОЙ ВОДОЙ НА 2012-2017 ГОДЫ"

Таблица 6

Обеспеченность населения Орловской области питьевой водой, отвечающей требованиям санитарного законодательства, за 2008-2010 годы


Показатель

Всего

Городского населения

Сельского населения

2008
 год

2009 год

2010 год

2008 год

2009 год

2010 год

2008 год

2009 год

2010 год

% населения, обеспеченного доброкачествен-ной питьевой водой

57

65,4

61,3

60

72,2

64,9

51,6

53,1

56,1

% населения, обеспеченного условно доброкачествен-ной питьевой водой

20,8

18,9

27,8

28,2

22,2

32,0

7,5

13,0

20,2

% населения, обеспеченного недоброкачест-венной питьевой водой

13,3

8,3

5,6

11,8

5,6

3,6

16

13,3

9,4

% населения, в населенных пунктах проживания которых вода не исследовалась

8,9

7,4

5,0

-

-

-

24,9

20,7

14,2

% охвата населенных пунктов лабораторным контролем качества воды

41

46,1

73,5

100

100

100

40,5

45,7

26,7

4. Доля уличной водопроводной сети, нуждающейся в замене, составляет 33,8 %, а годом ранее этот показатель был равен 34,5 %.

За 2010 год заменено 55,2 км водопроводных сетей, или 3,5 % от нуждавшихся в замене на начало года. При таких темпах работы на замену 1513,7 км водопроводных сетей потребуется более 27 лет. А между тем, утечки и неучтенный расход воды только в истекшем году составили 15,3 млн куб. м, или пятую часть от всей подачи воды в сеть.

В 2010 году число аварий в системе централизованного водоснабжения по сравнению с 2009 годом увеличилось на 19,0 %, в том числе на водопроводных сетях - на 32,5 %, составив, соответственно, 1025 и 934.

5. Низкая эффективность системы управления в секторе экономики водопроводно-канализационного хозяйства. Установленные федеральные нормативные требования к качеству сбрасываемых сточных вод являются необоснованно завышенными, технически и экономически недостижимыми. Отсутствует механизм компенсаций организациям водопроводно-канализационного хозяйства дополнительных затрат на водоподготовку, возникающих в результате воздействия антропогенных факторов. Организации, загрязняющие окружающую среду, в соответствии с действующим законодательством вносят плату за негативное воздействие на водные объекты в бюджеты разных уровней. Однако порядок целевого использования этих средств не установлен. Отсутствие современных обеззараживающих установок, высокая изношенность разводящих водопроводных и канализационных сетей, сокращение масштабов строительства объектов водоснабжения из-за отсутствия должного финансирования, многочисленные аварии на них в связи с длительным непроведением ремонтных работ создают постоянную угрозу возникновения вспышек острых кишечных инфекционных заболеваний и вирусного гепатита А на территории области и способствуют распространению инфекции. Наряду с проблемой неудовлетворительного состояния разводящих водопроводных сетей остро стоят вопросы высокой аварийности на водопроводно-канализационных сетях и вторичного загрязнения транспортируемой воды.

6. Тарифы на услуги водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод на территории Орловской области, как и в Российской Федерации, приблизительно в 3 раза ниже, чем в странах Западной Европы. При этом рост тарифов обусловлен в первую очередь ростом операционных расходов, в результате чего в перспективе платежи населения за воду будут сопоставимы с расходами западноевропейских потребителей при значительно более низком качестве предоставляемых услуг.

При относительно низком уровне тарифов уровень потребления питьевой воды в Орловской области значительно превышает уровень потребления воды в развитых странах, наиболее экономично использующих воду. Это связано с высокими потерями воды при транспортировке и отсутствием у потребителей стимулов к экономии.

Большая часть расходов водоснабжающих организаций связана с закупкой импортного оборудования, сырья и материалов. В Орловской области наблюдается дефицит собственного производства оборудования и реагентов, таких, как коагулянты, флокулянты, окислители, биоциды, стабилизаторы, антинакипины, сорбенты, ионообменные смолы и синтетические фильтрующие загрузки, то есть продуктов, необходимых для обеспечения современных технологий водоподготовки.

При разработке вариантов реформирования сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в качестве возможных подходов к решению вышеизложенных проблем рассматривались два основных подхода.

Пассивный подход заключается в прямой государственной поддержке проектов по осуществлению инвестиций в сектор водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод. К преимуществам этого варианта можно отнести наличие опыта и отработанной нормативно-методической базы в области разработки и реализации подобных программ.

Применение этого подхода дает возможность реализовать отдельные проекты, но не позволяет создать эффективную модель развития сектора, работающую без регулярного вмешательства государства. В частности, реализация этого подхода не обеспечивает создания условий, предпосылок и стимулов для повышения инвестиционной привлекательности и развития сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод на новой технологической основе, повышения качества услуг организаций водоснабжения и качества воды, потребляемой населением. Наиболее эффективным механизмом, использующим этот подход, является реализация программ в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, финансирование которых осуществляется из областного бюджета, бюджетов муниципальных образований и средств внебюджетных источников.

Второй подход предполагает запуск новых экономических, организационных и правовых механизмов, направленных на развитие конкурентного бизнеса, привлечение частных инвестиций и передовых технологий в сектор водоснабжения и расширение механизмов государственно-частного партнерства.

Предлагаемые в рамках второго варианта механизмы взаимодействия различных уровней власти, частных операторов и инвесторов носят институциональный характер и призваны сформировать долгосрочную систему отношений, основанную на создании условий для привлечения долгосрочных частных инвестиций в сектор водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод путем совершенствования нормативных правовых актов Орловской области о тарифном регулировании в сфере жилищно-коммунального хозяйства в части долгосрочного тарифообразования, о государственно-частном партнерстве в части упрощения процедур заключения соответствующих договоров инвесторов с Правительством Орловской области.

Вместе с тем предлагается осуществлять поддержку реализации муниципальных программ в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.

Целесообразность использования программно-целевого метода для перехода к устойчивому функционированию и развитию сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод определяется тем, что:

задача по обеспечению населения чистой водой входит в число приоритетов долгосрочного социально-экономического развития области, ее решение позволяет обеспечить возможность улучшения качества жизни населения, предотвратить чрезвычайные ситуации, связанные с функционированием систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, создать условия для эффективного функционирования и устойчивого развития организаций и обеспечить рост производства в смежных секторах промышленности;

необходимые капитальные вложения не могут быть осуществлены в пределах одного финансового года и требуют значительных расходов бюджетов различных уровней;

проблемы снабжения населения чистой водой носят комплексный характер, а их решение окажет существенное положительное влияние на социальное благополучие общества, общее экономическое развитие и рост производства.

Таким образом, очевидно, что проблемы гарантированного обеспечения населения Орловской области питьевой водой, очистки сточных вод, охраны источников от загрязнения - это проблемы общерегионального масштаба, которые должны решаться в рамках Программы как важнейшего средства реализации структурной политики области, активного воздействия на ее социально-экономическое развитие и безопасность населения.

На решение задач и достижение цели Программы в рамках программно-целевого метода решения проблемы могут оказать влияние следующие риски:

макроэкономические риски, обусловленные влиянием изменения состояния финансовых рынков и деловой активности, которое может отразиться на стоимости привлекаемых средств и сократить объем инвестиций, в том числе в сектор водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод;

муниципальные риски - при реализации мероприятий по модернизации систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод возможно появление объектов незавершенного строительства в результате задержки финансирования со стороны муниципальных образований – участников Программы.