КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 октября 2008 года N 325
О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 апреля 2006 г. N 101
Признано утратившим силу постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 9 февраля 2011 г. N 28
Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:
Внести в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 апреля 2006 г. N 101 "О Республиканской комплексной программе государственной поддержки строительства жилья в Чувашской Республике на 2006-2010 годы" (с изменениями, внесенными постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 ноября 2006 г. N 285) следующие изменения:
а) в наименовании и пункте 1 слова "2010 годы" заменить словами "2015 годы";
б) в пункте 3 слова "на соответствующие годы" заменить словами "на очередной финансовый год и плановый период";
в) в абзаце втором пункта 4 слова "до 2010 года" заменить словами "до 2015 года";
г) Республиканскую комплексную программу государственной поддержки строительства жилья в Чувашской Республике на 2006-2010 годы, утвержденную указанным постановлением, изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
Председатель Кабинета Министров
Чувашской Республики С. Гапликов
Приложение
к постановлению
Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 23.10.2008 N 325
Республиканская комплексная программа государственной поддержки строительства жилья в чувашской Республике на 2006-2015 годы
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование Программы | Республиканская комплексная программа государственной поддержки строительства жилья в Чувашской Республике на 2006-2015 годы |
Основания для разработки Программы | постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 865 "О дополнительных мерах по реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы"; |
Государственный заказчик Программы | Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики |
Основной разработчик Программы | Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики |
Цели Программы | комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающее доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем; |
Задачи Программы | основными задачами Программы являются: |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели | предусматривается к 2015 году: |
Срок реализации Программы | 2006-2015 годы |
Объемы и источники финансирования Программы | общий объем финансирования Программы за 2006-2015 годы составит 30030,3 млн. рублей, |
внебюджетные источники - 19439,6 млн. рублей, | |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социальной и бюджетной эффективности | реализация Программы должна обеспечить достижение в 2015 году следующих результатов (по сравнению с 2006 годом): |
Система организации контроля за выполнением Программы | контроль за реализацией Программы осуществляет Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики. Исполнители мероприятий Программы ежегодно к 15 февраля до 2016 года представляют информацию о ходе реализации мероприятий Программы в Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики. Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики ежегодно к 1 марта до 2016 года представляет информацию об эффективности использования бюджетных средств и о ходе реализации мероприятий Программы в Министерство экономического развития и торговли Чувашской Республики и Министерство финансов Чувашской Республики. |
Республиканская комплексная программа государственной поддержки строительства жилья в Чувашской Республике на 2006-2015 годы (далее - Программа) разработана во исполнение Указа Президента Чувашской Республики от 30 января 2004 г. N 10 "О дополнительных мерах по стимулированию жилищного строительства в Чувашской Республике". Программа составлена на основе федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675, и Закона Чувашской Республики от 4 июня 2007 г. N 8 "О Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года". Программа разработана с целью обеспечения привлечения инвестиций в отрасль, формирования рынка доступного жилья, удовлетворения спроса населения на жилье различной степени комфортности и является одним из основных инструментов реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Чувашской Республике.
На федеральном уровне сформирована определенная нормативная правовая база, являющаяся основой регулирования вопросов, связанных с жилищным строительством, жилищно-коммунальным хозяйством, обеспечением прав собственности в жилищной сфере в условиях развивающихся рыночных отношений. С 2004 года принято 25 федеральных законов, направленных на формирование рынка доступного жилья, в том числе Жилищный кодекс Российской Федерации и Градостроительный кодекс Российской Федерации.
На республиканском уровне новые правовые условия создают основу для достижения поставленных целей и требуют широкомасштабных скоординированных действий на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления и осуществления мер нормативно-правового, административно-организационного и бюджетно-финансового характера.
Формирование рынка доступного жилья и обеспечение комфортных условий проживания определяют социальную направленность нового этапа реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы и экономических преобразований в стране. Реальная возможность заработать на достойное жилье для значительных групп населения будет способствовать активизации их экономической деятельности, а четкое определение групп, перед которыми общество несет обязательства по удовлетворению их жилищных потребностей, - преодолению иждивенческих настроений у значительной части населения.
Реформирование жилищной сферы обеспечило коренной поворот от планово-административных методов регулирования к рыночным механизмам при соблюдении принципов обеспечения социальных гарантий в области жилищных прав малоимущим гражданам и иным категориям населения, установленным законодательством Российской Федерации. Право собственности на жилье, а также рынок жилья стали неотъемлемой частью отношений в жилищной сфере.
Кардинальным образом изменилась структура жилищного фонда Чувашской Республики по формам собственности, сформировался новый слой собственников жилья как социальная база жилищной реформы. Доля частного жилищного фонда с 48 процентов в 1990 году увеличилась до 81,2 процента в 2007 году.
В 2007 году за счет всех источников финансирования в Чувашской Республике было введено 1004,4 тыс. кв. метров жилья, что составляло 117,5 процента к уровню 2006 года, в том числе индивидуальными застройщиками 684,4 тыс. кв. метров (125,4 процента). По предварительным данным, в отрасль было привлечено 10,6 млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 268,4 млн. рублей, республиканского бюджета Чувашской Республики - 1059,9 млн. рублей, местных бюджетов - 135,7 млн. рублей, кредитов банков и других организаций - 4691,4 млн. рублей, средств населения - 4483,5 млн. рублей.
Важнейшее место в деятельности органов исполнительной власти Чувашской Республики было отведено развитию системы долгосрочного ипотечного кредитования населения, которое направлено на расширение платежеспособного спроса на жилье, вовлечение внебюджетных средств в жилищную сферу, а также обеспечение связи между денежными ресурсами населения, банков, финансовых институтов и реальным сектором экономики. Получило дальнейшее развитие ипотечное жилищное кредитование. Всего по республике в 2007 году было выдано по стандартам открытого акционерного общества "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" (г. Москва) ипотечных жилищных кредитов на 1359,7 млн. рублей.
В 2007 году получили возможность улучшить жилищные условия за счет ипотеки 5746 семей. Коммерческие банки начали активно выдавать долгосрочные кредиты. Банки формируют собственные корпоративные программы с разными условиями кредитования граждан в зависимости от уровня доходов населения. Впервые в 2005 году в жилищное строительство были привлечены венгерские займы под гарантию Кабинета Министров Чувашской Республики.
Для создания более комфортных условий жизнеобеспечения населения республики, повышения уровня благоустроенности жилищного фонда проводится реконструкция объектов коммунальной инфраструктуры.
Несмотря на достигнутые в жилищной сфере положительные результаты, пока не удалось обеспечить должного улучшения ситуации по повышению доступности жилья для населения.
Не могут быть признаны удовлетворительными и темпы обеспечения жильем граждан, принятых органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. По данным администраций муниципальных районов и городских округов, по состоянию на 1 января 2008 г. в очереди состоят 58,8 тыс. семей, из них вставших в очередь до 1 января 2004 г. - 50,3 тыс. семей. Среднее время ожидания предоставления жилых помещений социального использования составляет 15-20 лет. Более 7 тыс. молодых семей состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с федеральным законодательством Российская Федерация имеет государственные обязательства по обеспечению жильем перед отдельными категориями граждан, это - ветераны, инвалиды, военнослужащие, уволенные с военной службы в запас или в отставку, вынужденные переселенцы, участники ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, пострадавшие в результате этих аварий и катастроф и приравненные к ним лица, граждане,
выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (4,2 тыс.). Средства, выделяемые из федерального бюджета для этих целей, крайне недостаточны.
Результаты обследования показывают, что жилищная проблема стоит не только перед гражданами, состоящими в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Половина семей в республике в той или иной степени не удовлетворена имеющимися жилищными условиями. При этом каждая четвертая семья имеет жилье, находящееся в ветхом или аварийном состоянии. Общая потребность населения Чувашии в жилье составляет около 12 млн. кв. метров общей площади.
В целях повышения доступности жилья для граждан с различным уровнем доходов необходимо обеспечить условия для развития системы ипотечного жилищного кредитования и других механизмов расширения платежеспособного спроса, системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов, а также оказать государственную поддержку отдельным категориям граждан в приобретении жилья. Однако даже ограниченный платежеспособный спрос населения на жилье превышает предложение на рынке, что приводит к постоянному росту цен в отрасли.
Вопросы ценообразования и сметного нормирования в строительстве являются одними из ключевых в отрасли. Решение государственной задачи повышения доступности жилья напрямую связано с реализацией мероприятий по сокращению издержек и непроизводственных затрат застройщиков, подрядных организаций и предприятий стройиндустрии. Основными негативными факторами, способствующими росту стоимости строительства, являются:
повышение цен на строительные материалы, изделия и конструкции, зачастую опережающее рост цен в других отраслях и на потребительском рынке;
монопольные явления на рынке строительных материалов;
низкое качество проектно-сметной документации;
несовершенство нормативной правовой базы ценообразования в строительстве.
В этих условиях необходимо осуществление мониторинга цен на строительные ресурсы и услуги в строительстве с публикацией экономически обоснованных показателей, дальнейшее совершенствование сметно-нормативной базы ценообразования в строительстве с целью исключения из сметной стоимости необоснованных затрат, подготовка на государственном уровне норм и расценок на содержание, обслуживание и текущий ремонт жилищного фонда и объектов коммунальной инфраструктуры. Ежеквартальный выпуск экономически обоснованных показателей стоимости строительства 1 кв. метра общей площади жилья по Чувашской Республике, несмотря на рекомендательный статус, окажет влияние на ценовую политику застройщиков и общественное мнение.
В этой ситуации основным источником финансирования жилищного строительства пока остаются средства долевиков; слабо развито кредитование организаций застройщиков на цели жилищного строительства. Вливание банковских ресурсов и иных внебюджетных рыночных источников в развитие жилищной сферы существенно повысит эффективность этого сектора экономики.
Существенным препятствием для развития жилищного строительства продолжает оставаться ограниченность возможностей обеспечения земельных участков необходимой коммунальной инфраструктурой. В районах республики 3,6 тыс. индивидуальных жилых домов, готовых к заселению, не электрифицированы.
Основными проблемами в сфере жилищного строительства наряду со слабо развитой конкуренцией среди застройщиков и бюрократической системой предоставления земельных участков являются отсутствие земельных участков, обустроенных коммунальной инфраструктурой, механизмов привлечения частных инвестиций и кредитных ресурсов в строительство и модернизацию коммунальной инфраструктуры, а также непрозрачные и обременительные для застройщика условия присоединения к системам коммунальной инфраструктуры. Решение данных проблем необходимо для обеспечения существенного увеличения темпов жилищного строительства, удовлетворения платежеспособного спроса населения на жилье, стабилизации цен на рынке жилья.
В настоящее время завершается период так называемой "точечной" застройки с использованием уже существующих коммунальных сетей, а возможности использования действующих мощностей для наращивания объемов жилищного строительства ограничены. Для увеличения объемов жилищного строительства необходимо опережающее развитие коммунальной инфраструктуры.
В подавляющем большинстве городов отсутствуют надежные механизмы финансирования и реализации проектов по обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой. Банковский сектор не имеет необходимых инструментов, позволяющих с приемлемым уровнем риска кредитовать проекты развития коммунальной инфраструктуры, что приводит к увеличению сроков и удорожанию стоимости строительства жилья.
Наличие системных проблем в вопросах обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства обусловливает необходимость применения программно-целевого подхода, что позволит не только существенно увеличить объем жилищного строительства, но и создать необходимые условия для формирования устойчивых механизмов решения данной проблемы в будущем без привлечения средств федерального бюджета.
Необходимо подготовить и реализовать инвестиционные проекты по обеспечению земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой, активно проводить государственную политику по демонополизации и развитию конкуренции на рынке жилищного строительства, а также обеспечивать комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры, создавать эффективные организационные и финансовые механизмы обеспечения земельных участков под жилую застройку коммунальной инфраструктурой, снижать административные барьеры в жилищном строительстве и расширять доступ застройщиков к кредитным ресурсам, реализовать меры в области градостроительного контроля, осуществлять комплексную застройку территорий городских округов и сельских поселений, активно проводить реконструкцию и обновление существующих кварталов застройки.
Вследствие технологической отсталости объектов коммунальной инфраструктуры качество предоставления коммунальных услуг не соответствует растущим запросам населения в условиях рыночной экономики. Износ объектов коммунальной инфраструктуры составляет сегодня в среднем 56 процентов (по состоянию на 1 января 2008 г.). Для создания безопасных и комфортных условий проживания граждан необходимо обеспечить масштабную реализацию проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.
Целями Программы являются:
комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающее доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем;
эффективная реализация приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Чувашской Республике.
Для достижения этих целей в рамках Программы должны быть решены следующие задачи:
создание условий для развития жилищного сектора экономики и повышения уровня обеспеченности населения жильем путем увеличения объемов жилищного строительства и развития финансово-кредитных институтов рынка жилья;
создание эффективных и устойчивых организационных и финансовых механизмов обеспечения земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой;
обеспечение доступности жилья в соответствии с платежеспособным спросом граждан и стандартами обеспечения жилыми помещениями;
поддержка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики и местных бюджетов в пределах установленных социальных стандартов;
обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета отдельных категорий граждан, определенных законодательством Российской Федерации, в пределах ежегодных объемов государственных обязательств, предусмотренных Чувашской Республике;
обеспечение ежегодного роста объемов вводимого в эксплуатацию жилья, позволяющего обеспечить сбалансированность спроса и предложения на рынке жилья;
повышение качества и уровня благоустроенности жилья;
создание условий для приведения жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества.
Индикаторы эффективности реализации Программы приведены в таблице 1.
Таблица 1
Индикаторы эффективности реализации Программы
Единица измерения | Годы | ||||||||||
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Число семей, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях на 1 января 2006 г. | тыс. семей на начало года | 54,9 | 57,4 | 58,8 | 55,8 | 52,8 | 48,9 | 45,0 | 42,0 | 39,0 | 36,0 |
Объем ввода жилья на 1 человека | кв. метра | 0,66 | 0,78 | 0,83 | 0,9 | 1,0 | 1,04 | 1,08 | 1,12 | 1,16 | 1,20 |
Коэффициент доступности жилья (соотношение средней рыночной стоимости стандартной квартиры общей площадью 54 кв. метра и среднего годового совокупного денежного дохода семьи, состоящей из 3 человек) | лет | 5,8 | 7,3 | 7,8 | 6,5 | 6,0 | 5,0 | 4,8 | 4,6 | 4,4 | 4,2 |
Отношение средней цены одного квадратного метра общей площади на первичном (вторичном) рынке жилья к среднедушевым доходам населения | лет | 0,310 | 0,400 | 0,385 | 0,350 | 0,315 | 0,300 | 0,285 | 0,270 | 0,255 | 0,240 |
Объем выдаваемых в год ипотечных жилищных кредитов и займов | млн. | 3224 | 4679 | 3440 | 4036 | 4620 | 4800 | 5000 | 5200 | 5400 | 5600 |
Обеспеченность жильем на 1 человека на конец года | кв. метр | 21,0 | 21,5 | 22,8 | 23,5 | 24,3 | 25,2 | 26,1 | 27,0 | 27,9 | 29,0 |
Годовой объем ввода жилья | тыс. кв. метров | 854 | 1004 | 1050 | 1100 | 1200 | 1240 | 1280 | 1310 | 1330 | 1350 |