КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 09 февраля 2011 года N 28
О Республиканской комплексной программе государственной поддержки строительства жилья в Чувашской Республике на 2011-2015 годы
{ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:
Указ Президента Чувашской Республики от 11 августа 2011 г. N 322}
В целях реализации Указа Президента Чувашской Республики от 6 августа 2010 г. N 92 "О дополнительных мерах по повышению доступности жилья в Чувашской Республике" Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Республиканскую комплексную программу государственной поддержки строительства жилья в Чувашской Республике на 2011-2015 годы (далее – Программа).
2. Утвердить государственным заказчиком Программы Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики.
3. Установить, что при формировании проектов республиканского бюджета Чувашской Республики на очередной финансовый год и плановый период Программа включается в перечень республиканских целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики.
4. Рекомендовать администрациям муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики в пределах средств местных бюджетов разработать и принять соответствующие муниципальные комплексные программы поддержки строительства жилья.
5. Министерству градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики до 1 марта 2011 г. представить в Кабинет Министров Чувашской Республики доклад о реализации Республиканской комплексной программы государственной поддержки строительства жилья в Чувашской Республике на 2006-2015 годы, эффективности использования финансовых средств за период ее реализации в 2006–2010 годах.
6. Признать утратившими силу постановления Кабинета Министров Чувашской Республики:
от 13 ноября 2006 г. N 285 "О подпрограмме "Развитие ипотечного жилищного кредитования в Чувашской Республике" Республиканской комплексной программы государственной поддержки строительства жилья в Чувашской Республике на 2006-2015 годы";
7. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики.
И.о. Председателя Кабинета Министров
Чувашской Республики А.Иванов
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА государственной поддержки строительства жилья в Чувашской Республике на 2011-2015 годы
Наименование Программы | - | Республиканская комплексная программа государственной поддержки строительства жилья в Чувашской Республике на 2011-2015 годы |
Основание для принятия решения о разработке Программы | - | федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 (далее - федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы), Закон Чувашской Республики "О Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года" , Указ Президента Чувашской Республики от 6 августа 2010 г. N 92 "О дополнительных мерах по повышению доступности жилья в Чувашской Республике" |
Государственный заказчик Программы | - | Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики |
Основной разработчик Программы | - | Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики |
Цели Программы | - | обеспечение населения Чувашской Республики доступным жильем путем реализации механизмов поддержки и развития жилищного строительства и стимулирования спроса на рынке жилья; |
Задачи Программы | - | увеличение объемов жилищного строительства и его доступности для жителей Чувашской Республики с целью повышения обеспеченности населения жильем путем развития направлений строительства жилья, доступного для широких слоев населения, включая формирование государственного жилищного фонда Чувашской Республики коммерческого использования, создание условий для развития массового строительства жилья экономкласса, в том числе быстровозводимого энергоэффективного малоэтажного жилья со снижением себестоимости строительства; |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы | - | предусматривается к 2015 году: |
Срок реализации Программы | - | 2011-2015 годы |
Наименование подпрограммы | - | "Снятие административных барьеров в строительстве на 2011-2015 годы" Республиканской комплексной программы государственной поддержки строительства жилья в Чувашской Республике на 2011–2015 годы |
Объемы и источники финансирования Программы | - | общий объем финансирования Программы за 2011-2015 годы составит 41438,96 млн. рублей, в том числе: |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социальной и бюджетной эффективности | - | реализация Программы должна обеспечить достижение в 2015 году следующих результатов: |
Система организации контроля за выполнением Программы | - | контроль за реализацией Программы осуществляет Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики. |
Обеспечение важнейшей потребности человека - иметь благоустроенное жилье – является одной из фундаментальных задач любого правового государства. Экономическая значимость жилищного строительства, являющегося генератором плановых поступлений и привлечения инвестиций в целый ряд отраслей, а также мультипликативный эффект шестикратного увеличения занятости населения в смежных отраслях определяют постоянный приоритет поддержки жилищного строительства в Чувашской Республике.
К основным причинам, препятствующим инвестиционной активности в строительстве как крупных застройщиков, так и граждан, относятся:
общее снижение инвестиционной активности в строительстве в период 2008 и 2009 годов, связанное с последствиями мирового финансового кризиса;
неосведомленность потенциальных инвесторов (застройщиков), граждан о перспективных площадках для градостроительного освоения, предусмотренных в утвержденных документах территориального планирования, а также отсутствие у них информации об указанных документах;
отсутствие заранее разработанной и утвержденной органами местного самоуправления документации по планировке территорий (микрорайонов, кварталов, жилых районов, улиц);
отсутствие сформированных органами местного самоуправления земельных участков под жилищное строительство;
излишне регламентированная и громоздкая система выдачи исходно-разрешительной документации на осуществление строительства, получение технических условий на подключение к объектам коммунальной инфраструктуры и на ввод объектов в эксплуатацию, что приводит к созданию искусственных административных барьеров;
отсутствие земельных участков, предусмотренных под жилищное строительство, с имеющейся коммунальной инфраструктурой;
высокая изношенность производственных мощностей большинства действующих предприятий промышленности строительных материалов;
низкая доступность кредитных ресурсов для строительных организаций, возникшая на волне кризиса и продолжающая оставаться фактором негативного влияния на развитие отрасли в целом.
Республиканская комплексная программа государственной поддержки строительства жилья в Чувашской Республике на 2011-2015 годы (далее - Программа) разработана в целях реализации Указа Президента Чувашской Республики от 6 августа 2010 г. N 92 "О дополнительных мерах по повышению доступности жилья в Чувашской Республике". Программа базируется на основных положениях федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы и Закона Чувашской Республики "О Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года".
Программа разработана с целью обеспечения населения Чувашской Республики доступным жильем путем реализации механизмов поддержки и развития жилищного строительства и стимулирования спроса на рынке жилья, привлечения инвестиций в отрасль, удовлетворения спроса населения на жилье различной степени комфортности и является одним из основных инструментов реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Чувашской Республике.
На федеральном уровне сформирована определенная нормативная правовая база, являющаяся основой регулирования вопросов, связанных с жилищным строительством, жилищно-коммунальным хозяйством, обеспечением прав собственности в жилищной сфере в условиях развивающихся рыночных отношений. Принят ряд федеральных законов, направленных на формирование рынка доступного жилья, в том числе Жилищный кодекс Российской Федерации и Градостроительный кодекс Российской Федерации.
На республиканском уровне новые правовые условия создают основу для достижения поставленных целей и требуют широкомасштабных скоординированных действий на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления и осуществления мер нормативно-правового, административно-организационного и бюджетно-финансового характера.
Формирование рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающее доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем, определяют социальную направленность нового этапа реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы и экономических преобразований в стране. Реальная возможность заработать на достойное жилье для значительных групп населения будет способствовать активизации их экономической деятельности, а четкое определение групп, перед которыми общество несет обязательства по удовлетворению их жилищных потребностей, - преодолению иждивенческих настроений у значительной части населения.
Реформирование жилищной сферы обеспечило коренной поворот от планово-административных методов регулирования к рыночным механизмам при соблюдении принципов обеспечения социальных гарантий в области жилищных прав малоимущим гражданам и иным категориям населения, установленным законодательством Российской Федерации. Право собственности на жилье, а также рынок жилья стали неотъемлемой частью отношений в жилищной сфере.
Исходя из тенденций развития строительного комплекса и строительства жилья в республике Программа призвана в рамках основных направлений, определяемых федеральной целевой программой "Жилище" на 2011-2015 годы, обеспечить комплексное освоение и развитие территорий для массового строительства жилья экономкласса, в том числе малоэтажного, отвечающего стандартам ценовой доступности, энергоэффективности и экологичности, практическую реализацию мероприятий и механизмов, направленных на создание необходимых условий для решения существующих в этой сфере проблемных вопросов. В рамках реализации проектов комплексного освоения территорий в целях строительства жилья экономкласса на республиканском уровне будет отработан комплексный подход к оказанию различных мер государственной поддержки, предусматривающий поддержку частной инициативы граждан, поддержку жилищных некоммерческих объединений граждан, поддержку местной строительной индустрии и промышленности строительных материалов, помощь в использовании средств материнского (семейного) капитала в целях улучшения жилищных условий, обеспечение территорий в целях жилищного строительства необходимой инфраструктурой. Программа ориентирована на интеграцию в действующие и разрабатываемые федеральные и республиканские целевые программы, предполагающие реализацию механизмов поддержки развития строительного комплекса и жилищного строительства.
1.1. Интенсивность жилищного строительства в Чувашской Республике
В Чувашской Республике жилищному строительству, с учетом его социальной и экономической эффективности, в последние 10 лет уделялось особое внимание. В 2007 и 2008 годах Чувашия строила без малого 0,8 кв. метра жилья в расчете на одного человека, при этом в сельской местности, где проживает 42 процента населения республики, ввод жилья составил 1 кв. метр на 1 жителя.
В целом по данному интегральному показателю развития жилищного строительства Чувашская Республика в течение последних 10 лет опережает средний показатель по Российской Федерации, с 2003 года имеет лучший показатель по Приволжскому федеральному округу, а с 2006 года входит в пятерку лучших субъектов Российской Федерации (табл. 1).
Ввод в действие жилых домов в расчете на 1000 человек населения по субъектам Приволжского федерального округа по годам
(кв. метров общей площади)
Наименование | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
Российская Федерация | 207 | 217 | 233 | 252 | 285 | 304 | 355 | 431 | 451 | 422 |
Республика Башкортостан | 305 | 341 | 343 | 358 | 369 | 395 | 420 | 458 | 580 | 579 |
Республика Марий Эл | 162 | 179 | 192 | 203 | 225 | 255 | 323 | 402 | 426 | 429 |
Республика Мордовия | 199 | 203 | 162 | 174 | 179 | 210 | 250 | 288 | 340 | 333 |
Республика Татарстан | 397 | 409 | 408 | 414 | 469 | 436 | 473 | 542 | 590 | 533 |
Удмуртская Республика | 161 | 175 | 225 | 201 | 232 | 240 | 275 | 315 | 318 | 304 |
Чувашская Республика | 377 | 384 | 392 | 415 | 480 | 566 | 663 | 782 | 766 | 666 |
Пермский край | 115 | 184 | 128 | 148 | 161 | 231 | 262 | 324 | 307 | 257 |
Кировская область | 143 | 143 | 126 | 108 | 157 | 177 | 215 | 265 | 303 | 241 |
Нижегородская область | 160 | 149 | 137 | 165 | 198 | 218 | 243 | 318 | 404 | 421 |
Оренбургская область | 175 | 201 | 217 | 240 | 253 | 271 | 306 | 355 | 367 | 350 |
Пензенская область | 150 | 134 | 172 | 163 | 195 | 223 | 288 | 399 | 437 | 443 |
Самарская область | 210 | 229 | 265 | 263 | 266 | 285 | 237 | 405 | 419 | 323 |
Саратовская область | 175 | 189 | 214 | 179 | 184 | 260 | 311 | 395 | 431 | 440 |
Ульяновская область | 151 | 172 | 130 | 133 | 116 | 218 | 256 | 326 | 389 | 408 |
При этом интенсивность жилищного строительства в городской и сельской местности в Чувашской Республике также различается (табл. 2):
Ввод жилья в городской и сельской местности в Чувашской Республике
Наименование параметров | Единица | 2006 г . | 2007 г . | 2008 г . | 2009 г . |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Ввод жилых домов в городах | тыс. кв. м | 375,4 | 458,9 | 404,3 | 365,5 |
Городское население | тыс. чел. | 788,9 | 736,6 | 786,2 | 738,3 |
Ввод жилья на 1 городского жителя | кв. м/чел. | 0,476 | 0,623 | 0,515 | 0,495 |
Ввод жилых домов в сельской местности | тыс. кв. м | 479,1 | 545,6 | 573,5 | 486,7 |
Сельское население | тыс. чел. | 503,3 | 549,6 | 496,4 | 541,1 |
Ввод жилья на 1 сельского жителя | кв. м/ чел. | 0,952 | 0,993 | 1,156 | 0,900 |