КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 декабря 2000 года N 271
О республиканской целевой программе "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда Чувашской Республики в 2001 - 2003 годах и на период до 2005 года"
Признано утратившим силу постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 июля 2006 г. N 196
В целях активизации сноса ветхих жилых домов и переселения граждан из муниципального и государственного жилищного фонда, непригодного для постоянного проживания, Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:
1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда Чувашской Республики в 2001 - 2003 годах и на период до 2005 года" (далее - Программа).
2. Определить государственным заказчиком - координатором Программы Министерство строительства, дорожного и коммунального хозяйства Чувашской Республики.
3. Установить что финансовое обеспечение Программы осуществляется в пределах средств, предусматриваемых ежегодно на реализацию ее мероприятий в республиканском бюджете Чувашской Республики.
В ходе реализации Программы объемы финансирования программных мероприятий подлежат ежегодной корректировке с учетом реальных возможностей республиканского бюджета Чувашской Республики.
4. Рекомендовать администрациям районов и городов Чувашской Республики предусматривать с 2001 года финансирование мероприятий, указанных в Программе.
Председатель Кабинета Министров
Чувашской Республики - Э. Аблякимов
Республиканская целевая программа "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда Чувашской Республики в 2001 - 2003 годах и на период до 2005 года"
Наименование Программы | республиканская целевая программа "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда Чувашской Республики в 2001 - 2003 годах и на период до 2005 года" |
Основание для разработки Программы | государственная целевая программа "Жилище" |
Государственный заказчик - координатор Программы | Министерство строительства, дорожного и коммунального хозяйства Чувашской Республики |
Основной разработчик Программы | Министерство строительства, дорожного и коммунального хозяйства Чувашской Республики |
Цель и основные задачи Программы | переселение граждан, проживающих в ветхом жилищном фонде Чувашской Республики, снос ветхого и аварийного жилищного фонда |
Сроки и этапы реализации Программы | Программа выполняется в 2001 - 2005 годах |
Перечень основных мероприятий Программы | разработка порядка проведения конкурсов и аукционов по продаже земель и права аренды земельных участков; |
Основные исполнители Программы | Министерство строительства, дорожного и коммунального хозяйства Чувашской Республики, Министерство экономики Чувашской Республики, Министерство финансов Чувашской Республики, администрации районов и городов |
Объем и источники финансирования Программы | общий объем финансирования Программы за счет всех источников составляет 1227,0 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета - 240,0 млн. рублей, республиканского бюджета Чувашской Республики -197,0 млн. рублей, местных бюджетов - 200,0 млн. рублей, внебюджетных источников - 590,0 млн. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | улучшение жилищных условий 12113 граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде, снос 163,7 тыс. кв. метров общей площади ветхого и аварийного жилищного фонда |
Система контроля за исполнением Программы | контроль за исполнением Программы осуществляет Министерство строительства, дорожного и коммунального хозяйства Чувашской Республики совместно с органами местного самоуправления. Информация о ходе выполнения Программы ежегодно представляется в Кабинет Министров Чувашской Республики к 25 апреля |
Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда является составной частью решения жилищной проблемы и проведения реформы жилищно-коммунального хозяйства. Жилищный фонд Чувашской Республики составляет 24,5 млн. кв. метров общей площади жилья, в том числе муниципальной и государственной форм собственности - 8,4 млн. кв. метров. По техническому состоянию отнесены к ветхому и аварийному жилищному фонду муниципальной и государственной форм собственности 163,7 тыс. кв. метров, где проживает 12 тыс. человек.
В республике имеется 975 домов в ветхом и непригодном для постоянного проживания состоянии, из них 649 строений составляют 118,7 тыс. кв. метров общей площадью жилья, которые находятся в муниципальной собственности, 326 строений относятся к государственному фонду - 45,0 тыс. кв. метров общей площадью жилья (приложение 1).
Большое количество жилых помещений, расположенных в ветхих строениях, имеется в Вурнарском, Ибресинском, Марпосадском районах, в г.г. Алатыре, Канаше, Шумерле, Чебоксары. Число домов муниципальной и государственной формы собственности постройки 1830 - 1950 годов, подлежащих сносу, насчитывает свыше 470 строений, из них более 140 имеют физический износ 90 - 100 процентов, т.е. полностью изношены и уже не имеют потребительской стоимости. Эти здания морально и физически устарели и не соответствуют современным требованиям, однако занимают значительные площади, большинство из них находится в критическом состоянии. Таких зданий в г. Алатыре - 72 строения, г. Шумерле - 40 строений. По этажности ветхие жилые здания относятся к группе мало- и среднеэтажных с деревянными и шлакобетонными стенами, деревянными покрытиями, неблагоустроенных и частично благоустроенных.
В г. Чебоксары разработана программа по сносу жилья, которая утверждена решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 26 января 2000 г. N 894 "Об утверждении программы переселения граждан города Чебоксары из ветхого жилищного фонда на 2000 - 2005 г.г.".
Большое количество ветхих и аварийных домов (82 процента от общего количества ветхих зданий) с износом более 80 процентов имеется в г. Алатыре, 83 жилых дома постройки 1888 - 1930 годов, из которых по 39 домам за давностью лет сроки ввода в эксплуатацию не установлены. Администрацией г. Алатыря разработаны и реализуются мероприятия по восстановлению и реконструкции объектов в возрождаемой части города.
В г. Шумерле сложилось крайне тяжелое положение с решением проблемы переселения жильцов из ветхих и аварийных домов. Большинство домов не подлежит ни капитальному ремонту, ни реконструкции. В городе насчитывается 133 ветхих жилых дома, в которых проживает 1005 семей (2306 человек). Преобладают дома постройки 30-50-х годов, имеющие физический износ более 90 процентов. Особенно много таких домов расположено в завокзальном. районе, поселках строительно-монтажного поезда и открытого акционерного общества "Шумерлинский лесокомбинат".
На быстрое ветшание жилых зданий наряду с такими факторами, как неудовлетворительная техническая эксплуатация, недостаточные затраты, произведенные на эксплуатационное содержание жилых домов, приемка зданий с недоделками и дефектами принятых к производству конструкций, оказало влияние и наличие неблагоприятных гидрогеологических условий (подтопление территории) в результате строительства Чебоксарского водохранилища.
Ежегодно, в среднем, выбытие жилищного фонда из эксплуатации по различным причинам составляет 500 тыс. кв. метров общей площади (ежегодный ввод в эксплуатацию нового жилья в среднем - 500 тыс. кв. метров), из них по ветхости - около 24 тыс. кв. метров, или примерно 5 процентов общей площади жилья, вновь введенной в эксплуатацию. Застройка территорий городов и районов ведется в соответствии с Законом Чувашской Республики "О градостроительстве в Чувашской Республике".
Отнесение жилых домов к категории ветхого и аварийного жилищного фонда осуществляется согласно методике по определению непригодности жилых зданий и жилых помещений для проживания. В республике, за исключением г. Чебоксары, не создан переселенческий фонд. Размер ветхого и аварийного муниципального и государственного жилищного фонда определен на основании реестров (списков) ветхого жилья, сформированных администрациями районов и городов.
В Чувашской Республике реализуются государственные федеральные целевые программы по обеспечению жильем участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, военнослужащих, увольняемых с военной службы, граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, финансируемые за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета Чувашской Республики в виде безвозмездных субсидий и жилищных сертификатов, средств граждан. В соответствии с Указами Президента Чувашской Республики от 30 сентября 1996 г. N 112 "О жилищном строительстве в Чувашской Республике" и от 4 октября 1999 г. N 70 "О совершенствовании форм и условий оказания государственной поддержки граждан в строительстве и приобретении жилья", Программой жилищного строительства в Чувашской Республике на 1998 - 2001 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 2 апреля 1998 г. N 93, принимается ежегодная инвестиционная программа строительства социального жилья, которая решает задачу улучшения жилищных условий граждан. Программа предусматривает выделение гражданам безвозмездных государственных субсидий, ипотечных жилищных кредитов, а также строительство бесплатного жилья.
В настоящее время не отработан механизм направления высвобождающихся средств бюджетного дотирования капитального ремонта жилищного фонда на мероприятия по переселению граждан из ветхого фонда в связи с реализацией программы реформирования жилищно-коммунального комплекса в части доведения доли платежей населения за жилищно-коммунальные услуги до 100 процентов, а также формирования внебюджетных финансовых источников для решения проблем переселения граждан, проживающих в ветхом жилье.
В качестве альтернативного решения вопроса восстановления жилищного фонда в Чувашской Республике разработана программа по реконструкции и модернизации жилых домов на 1998 - 2003 годы, утвержденная постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 31 октября 1998 г. N 312. Реконструкция существующего жилого фонда, финансируемая в рамках программы жилищного строительства социального жилья, осуществлялась на пилотных объектах и не получила массового распространения.
Общая площадь (тыс. кв. метров) | Жилая площадь тыс. кв. метров | Количество квартир | Количество семей | Количество проживащих | ||
Всего по республике | 975 | 163,71 | 115,55 | 4621 | 4943 | 12113 |
муниципальный жилищный фонд | 649 | 118,71 | 83,38 | 3381 | 3660 | 8668 |
государственный жилищный фонд | 326 | 45,00 | 32,17 | 1240 | 1283 | 3445 |
60 процентов ветхого жилищного фонда от всего ветхого жилищного фонда республики находится в г.г. Алатыре, Канаше, Шумерле, Чебоксары.
Требуемый объем жилищного фонда для предоставления переселяемым гражданам в городах и районах республики составляет 245,4 тыс. кв. метров общей площади, общая стоимость переселения 1227,0 млн. рублей (приложение 2).
Основным собственником жилья до недавнего времени являлось государство, имеющее обязательства перед гражданами, проживающими в ветхом и аварийном жилищном фонде, поэтому необходимо определить программными методами масштаб проблемы и объем необходимых финансовых ресурсов для ее решения.
Программа разработана в целях активизации сноса ветхого и аварийного жилищного фонда и поэтапного переселения жителей из муниципального и государственного жилищного фонда, непригодного для постоянного проживания.
Программа ориентирована на выполнение следующих задач:
поэтапное переселение граждан из ветхого муниципального и государственного жилищного фонда;
разработка администрациями районов и городов опережающих эскизных проектов застройки территорий комплексной реконструкции (сноса) с проведением необходимого обследования и инвентаризации жилищного фонда в районах с ветхим жильем;
доработка схем финансирования сноса ветхого и аварийного жилищного фонда, т.е. определение доли местного бюджета и других привлеченных источников.
Объем инвестиций для реализации Программы рассчитан на 2001 - 2005 годы, т.е. на непрерывное комплексное и ежегодное осуществление переселения граждан из ветхого жилищного фонда.
Программа имеет временной период - 2001 - 2005 годы и может быть реализована при финансировании в полном объеме.
Переселение граждан республики, проживающих в ветхом жилищном фонде других форм собственности, предполагается осуществить в последующем или в соответствии с планами застройки городов и районов.
Одним из направлений в части обновления жилищного фонда является последовательный снос старого жилищного фонда, возведение на его месте новых домов с переселением в них жильцов из снесенных домов или с предоставлением им вторичного жилья. Выполнение запланированных объемов сноса невозможно без комплексной реконструкции микрорайонов и кварталов, т.е. модернизации и развития наряду со строительством жилья инженерной, социальной, культурной и бытовой инфраструктуры, опережающего проектирования по районам массового сноса и реконструкции. Одновременно с расселением из ветхих домов необходимо решить задачи по сносу (разборке) зданий и переработке (утилизации) конструкций и материалов разборки и повторного использования продуктов разборки, т.е. в дальнейшем требуется разработка актов, предусматривающих, чтобы каждый застройщик при начале строительства определял способ утилизации здания после окончания срока эксплуатации.
В зависимости от объемов жилищного строительства и ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда переселение осуществляется:
поквартальным отселением (т.е. комплексным восстановлением и обновлением жилищного фонда кварталов, микрорайонов);
отселением из отдельных зданий, техническое состояние которых является критическим.
Переселение граждан из домов, подлежащих сносу, может осуществляться и за счет жилой площади, поступающей в муниципальный фонд в домах, реконструкция которых завершена; выделяемой органами местного самоуправления по программе строительства социального жилья; освобождающейся за выбытием граждан; предоставляемой инвесторами в соответствии с контрактами, заключенными с органами местного самоуправления, на строительство жилых домов; предоставляемой органами местного самоуправления за счет безвозмездных субсидий очередникам на строительство и приобретение жилья. Переселение граждан из аварийного жилищного фонда производится согласно жилищному законодательству.
Ежегодная поэтапная реализация Программы осуществляется мероприятиями согласно приложению 3.
Финансирование Программы планируется осуществлять в установленном законодательством порядке за счет целевых ассигнований из федерального, республиканского и местного бюджетов, а также и привлеченных средств. К таким источникам можно отнести:
собственные средства организаций, в том числе имеющих на балансе ветхий жилой фонд;
средства, полученные от реализации аренды нежилых помещений, имущественного комплекса ветхого жилищного фонда и земельных участков;
безвозмездные субсидии на приобретение жилья, а также за счет инвестиций по программе строительства бесплатного жилья социального использования;
инвестиции и кредиты, в том числе иностранных инвесторов, направляемые на комплексную реконструкцию и снос кварталов;
муниципальные ресурсы, образующиеся как бартерная оплата права строительства жилья и пользования муниципальной инфраструктурой в виде передаваемых застройщиками городу квартир во вновь построенных домах;
средства населения;
внебюджетные платежи от конкурсной продажи в собственность (или долгосрочную аренду) земельных участков, где расположен ликвидируемый ветхий фонд, под коммерческое строительство;