Недействующий

КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 декабря 2000 года N 271

О республиканской целевой программе "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда Чувашской Республики в 2001 - 2003 годах и на период до 2005 года"

Признано утратившим силу постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 июля 2006 г. N 196

В целях активизации сноса ветхих жилых домов и переселения граждан из муниципального и государственного жилищного фонда, непригодного для постоянного проживания, Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:

1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда Чувашской Республики в 2001 - 2003 годах и на период до 2005 года" (далее - Программа).

2. Определить государственным заказчиком - координатором Программы Министерство строительства, дорожного и коммунального хозяйства Чувашской Республики.

3. Установить что финансовое обеспечение Программы осуществляется в пределах средств, предусматриваемых ежегодно на реализацию ее мероприятий в республиканском бюджете Чувашской Республики.

В ходе реализации Программы объемы финансирования программных мероприятий подлежат ежегодной корректировке с учетом реальных возможностей республиканского бюджета Чувашской Республики.

4. Рекомендовать администрациям районов и городов Чувашской Республики предусматривать с 2001 года финансирование мероприятий, указанных в Программе.

Председатель Кабинета Министров

Чувашской Республики - Э. Аблякимов

Утверждена постановлением
Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 30.12.2000 N 271

Республиканская целевая программа "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда Чувашской Республики в 2001 - 2003 годах и на период до 2005 года"

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


Наименование Программы

республиканская целевая программа "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда Чувашской Республики в 2001 - 2003 годах и на период до 2005 года"

Основание для разработки Программы

государственная целевая программа "Жилище"

Государственный заказчик - координатор Программы

Министерство строительства, дорожного и коммунального хозяйства Чувашской Республики

Основной разработчик Программы

Министерство строительства, дорожного и коммунального хозяйства Чувашской Республики

Цель и основные задачи Программы

переселение граждан, проживающих в ветхом жилищном фонде Чувашской Республики, снос ветхого и аварийного жилищного фонда

Сроки и этапы реализации Программы

Программа выполняется в 2001 - 2005 годах

Перечень основных мероприятий Программы

разработка порядка проведения конкурсов и аукционов по продаже земель и права аренды земельных участков;
разработка принципов правового зонирования городских территорий;
строительство жилья для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда

Основные исполнители Программы

Министерство строительства, дорожного и коммунального хозяйства Чувашской Республики, Министерство экономики Чувашской Республики, Министерство финансов Чувашской Республики, администрации районов и городов

Объем и источники финансирования Программы

общий объем финансирования Программы за счет всех источников составляет 1227,0 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета - 240,0 млн. рублей, республиканского бюджета Чувашской Республики -197,0 млн. рублей, местных бюджетов - 200,0 млн. рублей, внебюджетных источников - 590,0 млн. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

улучшение жилищных условий 12113 граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде, снос 163,7 тыс. кв. метров общей площади ветхого и аварийного жилищного фонда

Система контроля за исполнением Программы

контроль за исполнением Программы осуществляет Министерство строительства, дорожного и коммунального хозяйства Чувашской Республики совместно с органами местного самоуправления. Информация о ходе выполнения Программы ежегодно представляется в Кабинет Министров Чувашской Республики к 25 апреля

Республиканская целевая программа "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда Чувашской Республики в 2001 - 2003 годах и на период до 2005 года"


Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда является составной частью решения жилищной проблемы и проведения реформы жилищно-коммунального хозяйства. Жилищный фонд Чувашской Республики составляет 24,5 млн. кв. метров общей площади жилья, в том числе муниципальной и государственной форм собственности - 8,4 млн. кв. метров. По техническому состоянию отнесены к ветхому и аварийному жилищному фонду муниципальной и государственной форм собственности 163,7 тыс. кв. метров, где проживает 12 тыс. человек.

В республике имеется 975 домов в ветхом и непригодном для постоянного проживания состоянии, из них 649 строений составляют 118,7 тыс. кв. метров общей площадью жилья, которые находятся в муниципальной собственности, 326 строений относятся к государственному фонду - 45,0 тыс. кв. метров общей площадью жилья (приложение 1).

Большое количество жилых помещений, расположенных в ветхих строениях, имеется в Вурнарском, Ибресинском, Марпосадском районах, в г.г. Алатыре, Канаше, Шумерле, Чебоксары. Число домов муниципальной и государственной формы собственности постройки 1830 - 1950 годов, подлежащих сносу, насчитывает свыше 470 строений, из них более 140 имеют физический износ 90 - 100 процентов, т.е. полностью изношены и уже не имеют потребительской стоимости. Эти здания морально и физически устарели и не соответствуют современным требованиям, однако занимают значительные площади, большинство из них находится в критическом состоянии. Таких зданий в г. Алатыре - 72 строения, г. Шумерле - 40 строений. По этажности ветхие жилые здания относятся к группе мало- и среднеэтажных с деревянными и шлакобетонными стенами, деревянными покрытиями, неблагоустроенных и частично благоустроенных.

В г. Чебоксары разработана программа по сносу жилья, которая утверждена решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 26 января 2000 г. N 894 "Об утверждении программы переселения граждан города Чебоксары из ветхого жилищного фонда на 2000 - 2005 г.г.".

Большое количество ветхих и аварийных домов (82 процента от общего количества ветхих зданий) с износом более 80 процентов имеется в г. Алатыре, 83 жилых дома постройки 1888 - 1930 годов, из которых по 39 домам за давностью лет сроки ввода в эксплуатацию не установлены. Администрацией г. Алатыря разработаны и реализуются мероприятия по восстановлению и реконструкции объектов в возрождаемой части города.

В г. Шумерле сложилось крайне тяжелое положение с решением проблемы переселения жильцов из ветхих и аварийных домов. Большинство домов не подлежит ни капитальному ремонту, ни реконструкции. В городе насчитывается 133 ветхих жилых дома, в которых проживает 1005 семей (2306 человек). Преобладают дома постройки 30-50-х годов, имеющие физический износ более 90 процентов. Особенно много таких домов расположено в завокзальном. районе, поселках строительно-монтажного поезда и открытого акционерного общества "Шумерлинский лесокомбинат".

На быстрое ветшание жилых зданий наряду с такими факторами, как неудовлетворительная техническая эксплуатация, недостаточные затраты, произведенные на эксплуатационное содержание жилых домов, приемка зданий с недоделками и дефектами принятых к производству конструкций, оказало влияние и наличие неблагоприятных гидрогеологических условий (подтопление территории) в результате строительства Чебоксарского водохранилища.

Ежегодно, в среднем, выбытие жилищного фонда из эксплуатации по различным причинам составляет 500 тыс. кв. метров общей площади (ежегодный ввод в эксплуатацию нового жилья в среднем - 500 тыс. кв. метров), из них по ветхости - около 24 тыс. кв. метров, или примерно 5 процентов общей площади жилья, вновь введенной в эксплуатацию. Застройка территорий городов и районов ведется в соответствии с Законом Чувашской Республики "О градостроительстве в Чувашской Республике".

Отнесение жилых домов к категории ветхого и аварийного жилищного фонда осуществляется согласно методике по определению непригодности жилых зданий и жилых помещений для проживания. В республике, за исключением г. Чебоксары, не создан переселенческий фонд. Размер ветхого и аварийного муниципального и государственного жилищного фонда определен на основании реестров (списков) ветхого жилья, сформированных администрациями районов и городов.

В Чувашской Республике реализуются государственные федеральные целевые программы по обеспечению жильем участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, военнослужащих, увольняемых с военной службы, граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, финансируемые за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета Чувашской Республики в виде безвозмездных субсидий и жилищных сертификатов, средств граждан. В соответствии с Указами Президента Чувашской Республики от 30 сентября 1996 г. N 112 "О жилищном строительстве в Чувашской Республике" и от 4 октября 1999 г. N 70 "О совершенствовании форм и условий оказания государственной поддержки граждан в строительстве и приобретении жилья", Программой жилищного строительства в Чувашской Республике на 1998 - 2001 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 2 апреля 1998 г. N 93, принимается ежегодная инвестиционная программа строительства социального жилья, которая решает задачу улучшения жилищных условий граждан. Программа предусматривает выделение гражданам безвозмездных государственных субсидий, ипотечных жилищных кредитов, а также строительство бесплатного жилья.

В настоящее время не отработан механизм направления высвобождающихся средств бюджетного дотирования капитального ремонта жилищного фонда на мероприятия по переселению граждан из ветхого фонда в связи с реализацией программы реформирования жилищно-коммунального комплекса в части доведения доли платежей населения за жилищно-коммунальные услуги до 100 процентов, а также формирования внебюджетных финансовых источников для решения проблем переселения граждан, проживающих в ветхом жилье.

В качестве альтернативного решения вопроса восстановления жилищного фонда в Чувашской Республике разработана программа по реконструкции и модернизации жилых домов на 1998 - 2003 годы, утвержденная постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 31 октября 1998 г. N 312. Реконструкция существующего жилого фонда, финансируемая в рамках программы жилищного строительства социального жилья, осуществлялась на пилотных объектах и не получила массового распространения.

С 2000 года действует постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 июля 2000 г. N 142 "Об утверждении Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений из государственного и муниципального жилищного фонда в Чувашской Республике".

Количество граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде муниципальной и государственной форм собственности Чувашской Республики


Общая площадь (тыс. кв. метров)

Жилая площадь тыс. кв. метров

Количество квартир

Количество семей

Количество проживащих

Всего по республике
 в том числе:

975

163,71

115,55

4621

4943

12113

муниципальный жилищный фонд

649

118,71

83,38

3381

3660

8668

государственный жилищный фонд

326

45,00

32,17

1240

1283

3445

60 процентов ветхого жилищного фонда от всего ветхого жилищного фонда республики находится в г.г. Алатыре, Канаше, Шумерле, Чебоксары.

Требуемый объем жилищного фонда для предоставления переселяемым гражданам в городах и районах республики составляет 245,4 тыс. кв. метров общей площади, общая стоимость переселения 1227,0 млн. рублей (приложение 2).

Основным собственником жилья до недавнего времени являлось государство, имеющее обязательства перед гражданами, проживающими в ветхом и аварийном жилищном фонде, поэтому необходимо определить программными методами масштаб проблемы и объем необходимых финансовых ресурсов для ее решения.

2. Цели и задачи Программы


Программа разработана в целях активизации сноса ветхого и аварийного жилищного фонда и поэтапного переселения жителей из муниципального и государственного жилищного фонда, непригодного для постоянного проживания.

Программа ориентирована на выполнение следующих задач:

поэтапное переселение граждан из ветхого муниципального и государственного жилищного фонда;

разработка администрациями районов и городов опережающих эскизных проектов застройки территорий комплексной реконструкции (сноса) с проведением необходимого обследования и инвентаризации жилищного фонда в районах с ветхим жильем;

доработка схем финансирования сноса ветхого и аварийного жилищного фонда, т.е. определение доли местного бюджета и других привлеченных источников.

3. Сроки и этапы реализации Программы


Объем инвестиций для реализации Программы рассчитан на 2001 - 2005 годы, т.е. на непрерывное комплексное и ежегодное осуществление переселения граждан из ветхого жилищного фонда.

Программа имеет временной период - 2001 - 2005 годы и может быть реализована при финансировании в полном объеме.

Переселение граждан республики, проживающих в ветхом жилищном фонде других форм собственности, предполагается осуществить в последующем или в соответствии с планами застройки городов и районов.

4. Система программных мероприятий


Одним из направлений в части обновления жилищного фонда является последовательный снос старого жилищного фонда, возведение на его месте новых домов с переселением в них жильцов из снесенных домов или с предоставлением им вторичного жилья. Выполнение запланированных объемов сноса невозможно без комплексной реконструкции микрорайонов и кварталов, т.е. модернизации и развития наряду со строительством жилья инженерной, социальной, культурной и бытовой инфраструктуры, опережающего проектирования по районам массового сноса и реконструкции. Одновременно с расселением из ветхих домов необходимо решить задачи по сносу (разборке) зданий и переработке (утилизации) конструкций и материалов разборки и повторного использования продуктов разборки, т.е. в дальнейшем требуется разработка актов, предусматривающих, чтобы каждый застройщик при начале строительства определял способ утилизации здания после окончания срока эксплуатации.

В зависимости от объемов жилищного строительства и ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда переселение осуществляется:

поквартальным отселением (т.е. комплексным восстановлением и обновлением жилищного фонда кварталов, микрорайонов);

отселением из отдельных зданий, техническое состояние которых является критическим.

Переселение граждан из домов, подлежащих сносу, может осуществляться и за счет жилой площади, поступающей в муниципальный фонд в домах, реконструкция которых завершена; выделяемой органами местного самоуправления по программе строительства социального жилья; освобождающейся за выбытием граждан; предоставляемой инвесторами в соответствии с контрактами, заключенными с органами местного самоуправления, на строительство жилых домов; предоставляемой органами местного самоуправления за счет безвозмездных субсидий очередникам на строительство и приобретение жилья. Переселение граждан из аварийного жилищного фонда производится согласно жилищному законодательству.

Ежегодная поэтапная реализация Программы осуществляется мероприятиями согласно приложению 3.

5. Финансовое обеспечение Программы


Финансирование Программы планируется осуществлять в установленном законодательством порядке за счет целевых ассигнований из федерального, республиканского и местного бюджетов, а также и привлеченных средств. К таким источникам можно отнести:

собственные средства организаций, в том числе имеющих на балансе ветхий жилой фонд;

средства, полученные от реализации аренды нежилых помещений, имущественного комплекса ветхого жилищного фонда и земельных участков;

безвозмездные субсидии на приобретение жилья, а также за счет инвестиций по программе строительства бесплатного жилья социального использования;

инвестиции и кредиты, в том числе иностранных инвесторов, направляемые на комплексную реконструкцию и снос кварталов;

муниципальные ресурсы, образующиеся как бартерная оплата права строительства жилья и пользования муниципальной инфраструктурой в виде передаваемых застройщиками городу квартир во вновь построенных домах;

средства населения;

внебюджетные платежи от конкурсной продажи в собственность (или долгосрочную аренду) земельных участков, где расположен ликвидируемый ветхий фонд, под коммерческое строительство;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»