КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 02 апреля 1998 года N 93
О Программе жилищного строительства в Чувашской Республике на 1998 - 2001 годы
признан утратившим силу постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 16 октября 2004 г. N 250
Срок действия настоящего постановления Чувашской Республики истек
Во исполнение Указа Президента Чувашской Республики от 30 сентября 1996 г. N 112 "О жилищном строительстве в Чувашской Республике" Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:
1. Утвердить Программу жилищного строительства в Чувашской Республике на 1998 - 2001 годы (прилагается).
2. Министерству строительства, дорожного и коммунального хозяйства Чувашской Республики, Министерству экономики Чувашской Республики, Министерству финансов Чувашской Республики, администрациям городов и районов:
с участием коммерческих банков принять меры по развитию финансово-кредитных и инвестиционных механизмов, обеспечивающих доступность улучшения жилищных условий для всех категорий граждан Чувашской Республики;
проводить налоговую и инвестиционную политику по поддержке строительных организаций, занятых на рынке жилья, и предприятий, решающих жилищные проблемы своих работников;
усилить работу с международными финансовыми организациями по привлечению иностранных кредитов в жилищное строительство, развитие инженерной инфраструктуры и обновление производственной базы домостроения.
3. Предложить администрациям городов и районов с учетом количества очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, разработать во II квартале 1998 г. свои решения по увеличению строительства жилья к 2000 году в объемах, прогнозируемых в указанной Программе.
4. Рекомендовать организациям осуществлять за счет собственных средств строительство жилья, выделение безвозмездных субсидий своим работникам для улучшения жилищных условий, а также предоставлять им гарантии при получении банковских кредитных ресурсов и производить частичное погашение их за счет средств предприятий.
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Министерство строительства, дорожного и коммунального хозяйства Чувашской Республики и соответствующие министерства с информированием Кабинета Министров Чувашской Республики к 1 марта ежегодно.
Председатель Кабинета Министров
Чувашской Республики - Л.Кураков
Наименование Программы | Программа жилищного строительства в Чувашской Республике на 1998 - 2001 годы |
Основания для принятия решения о разработке Программы | Указ Президента Чувашской Республики от30 сентября 1996 г. N 112 |
Государственный заказчик | Министерство строительства, дорожного и коммунального хозяйства Чувашской Республики |
Основной разработчик Программы | Министерство строительства, дорожного и коммунального хозяйства Чувашской Республики |
Цели и задачи Программы | Создание организационных, финансовых и правовых предпосылок для развития жилищного строительства и доступности обеспечения жильем всех категорий населения Чувашской Республики |
Сроки реализации Программы | 1998 - 2001 годы |
Перечень подпрограмм | Прогноз развития производственной базы домостроения на 1998 - 2001 годы |
Исполнители основных мероприятий | Министерство строительства, дорожного и коммунального хозяйства Чувашской Республики |
Объемы и источники финансирования | 8908 млн. рублей (в ценах 1998 г.) в том числе: |
Ожидаемые конечные результаты Программы | Доведение объемов ввода в эксплуатацию жилья до 1 млн. кв. метров общей площади в год |
Система организации контроля за исполнением Программы | Исполнители основных мероприятий ежегодно информируют Кабинет Министров Чувашской Республики о ходе реализации Программы |
Программа жилищного строительства на 1998 - 2001 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29 марта 1996 г. N 431 "О новом этапе реализации Государственной целевой программы "Жилище", постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 1996 г. N 753 "О федеральной целевой программе "Свой дом", Указом Президента Чувашской Республики от 30 сентября 1996 г. N 112 "О жилищном строительстве в Чувашской Республике" и другими нормативно-правовыми документами, принятыми в развитие программы "Жилище" на федеральном и местном уровнях.
В Программе определены основные направления долгосрочной перспективы республиканской жилищной политики на период до 2001 года. Реализация жилищной программы позволит обеспечить доступность улучшения жилищных условий для более широких слоев населения и довести объем ввода жилья по всем источникам финансирования к 2001 году до 1 млн. кв. метров общей площади в год.
Прошедший период подтвердил правильность выбранного курса дальнейшего реформирования экономики с усилением его социальной направленности, отнесением жилищной проблемы к важнейшим приоритетным задачам социально-экономической политики Президента Чувашской Республики.
В течение последних четырех лет в Чувашской Республике наметился устойчивый рост объемов жилищного строительства. Ввод жилья в 1994 году составил 445,3 тыс. кв. метров, 1995 - 466,3 тыс. кв. метров, 1996 - 522,0 тыс. кв. метров, 1997 - 575,0 тыс. кв. метров общей площади. Средняя обеспеченность жильем по Чувашской Республике увеличилась почти на 1 кв. метр и составила 17,7 кв. метра на человека. Число семей, состоящих в очереди на улучшение жилищных условий, сократилось на 20 тысяч.
Начал функционировать рынок жилья. При этом 10 тыс. семей улучшили свои жилищные условия с использованием вновь введенных рыночных механизмов.
Коренные изменения произошли в структуре источников финансирования жилищного строительства. Доля бюджетных средств во вводе жилья по республике, достигавшая до начала экономической реформы около 40 процентов, составила в 1997 году 21 процент, в том числе за счет федерального бюджета - 2 процента. Основной объем жилищного строительства осуществляется за счет внебюджетных и частных инвестиций. Изменилась структура жилищного фонда по формам собственности в пользу частного жилищного фонда, доля которого составила на начало 1997 года 57 процентов.
Вместе с тем острота жилищной проблемы снижается недостаточно быстро. На 1 января 1998 г. в очереди на улучшение жилищных условий состояло 87,5 тыс. семей.
Остается достаточно высокой для малообеспеченных категорий граждан стоимость жилья. В условиях дефицита бюджетных ресурсов и снижения инвестиционной активности предприятий отсутствуют финансово-кредитные механизмы поддержки жилищного строительства. Отстает развитие инженерной инфраструктуры во вновь строящихся микрорайонах. Слабо развита архитектурно-строительная система малоэтажного домостроения. Недостаточно внедряются и совершенствуются строительные технологии, организация производства высокоэффективных конкурентоспособных местных строительных материалов и конструкций.
Основными целями Программы являются развитие долгосрочной государственной жилищной политики по проведению жилищной реформы и повышение ее социальной направленности, создание правовых, организационных и финансовых предпосылок для увеличения объемов жилищного строительства и снижения его стоимости, доступность обеспечения жильем всех категорий населения Чувашской Республики.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих основных задач:
стимулирование развития систем долгосрочного кредитования строительства или приобретения жилья на срок от 10 до 25 лет, включая ипотечное кредитование;
разработка эффективных систем государственной целевой поддержки нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан и, в первую очередь, участников Великой Отечественной войны и боевых действий, инвалидов, престарелых, молодежи и других групп граждан с низкими доходами;
выбор оптимальных объемно-планировочных решений застройки;
конкурсная или аукционная продажа земельных участков застройщикам;
перенесение части единовременных затрат на строительство инженерной инфраструктуры в тариф на коммунальные услуги, оплачиваемые населением;
внедрение инновационных технологий строительства;
развитие производственной базы индустриального малоэтажного домостроения;
организация производства высокоэффективных конструктивных элементов, стеновых, кровельных, отделочных и теплоизоляционных строительных материалов, санитарной керамики;
модернизация и развитие различных систем инженерного оборудования (в первую очередь, автономных систем), адекватных градостроительным условиях и инвестиционным возможностям;
подготовка высококвалифицированных строительных кадров.
На первый план выступает цель обеспечения эксплуатационной рентабельности создаваемого жилья, придание строящимся или реконструируемым объектам таких потребительских качеств, которые на протяжении всего их жизненного цикла обеспечивают минимум эксплуатационных затрат на содержание зданий и сооружений инженерных систем в надлежащем состоянии.
В строительном производстве ведущими принципами должны стать: контрактная ответственность, конкурсность, конкурентность и авторитетность подрядных организаций, минимальная продолжительность периода создания жилого дома от начала проектирования до ввода его в эксплуатацию.
Вопросы финансово-экономического обеспечения имеют основополагающее значение в осуществлении жилищной программы. Поэтому изыскание нетрадиционных путей и источников финансирования жилищного строительства является одним из главных направлений работы при реализации Программы.
Необходимо принять меры по обеспечению стабильного поступления бюджетных ассигнований из федерального, республиканского и местных бюджетов, что является важным элементом для привлечения на партнерских началах средств из внебюджетных источников. Активизация государственной инвестиционной деятельности позволит мобилизовать все источники финансирования - средства предприятий, коммерческих банков, оборот земли и недвижимости, сбережения граждан, иностранные инвестиции и другие резервы.
Получит развитие система адресных безвозмездных государственных субсидий для граждан на строительство и приобретение жилья, сочетание государственной поддержки с использованием механизма открытия гражданам в уполномоченных банках именных блокированных целевых счетов. Эффективность субсидий может быть значительно повышена при предоставлении их в сочетании с ипотечным кредитом на оставшуюся часть стоимости жилья, использованием объектов незавершенного жилищного строительства, накоплением средств при помощи жилищных бумаг или фондов развития жилищного строительства.
Политика развития жилищного кредитования, в том числе ипотечного, является важнейшим инструментом привлечения частных сбережений и инвестиций в жилищный сектор, стимулирования платежеспособного спроса.
До принятия федерального закона "Об ипотеке" на республиканском уровне будет рассмотрена возможность дополнительного регулирования вопросов, связанных с залоговым обеспечением кредита в форме земельного участка, строящегося жилья и других имущественных прав. Экономически эффективным механизмом участия государства в становлении системы жилищного ипотечного кредитования является поддержка формирования вторичного рынка ипотечных кредитов для привлечения в сферу банковского кредитования долгосрочных внебюджетных финансовых ресурсов.
Для повышения доступности приобретения жилья для всех категорий граждан предусматривается развитие существующих и создание новых кредитных схем на срок от 10 до 25 лет. Это кредитование индивидуальных застройщиков в рамках федеральной целевой программы "Свой дом", привлечение под гарантии правительства кредитов международных финансовых организаций, создание государственного или внебюджетного фонда по поддержке сельского индивидуального строительства через выделение гражданам долгосрочных ссуд или строительных материалов на постройку дома и организацию возврата кредитных ресурсов сельскохозяйственной продукции из личных подсобных хозяйств граждан.
Получит дальнейшее развитие выпуск в обращение жилищных облигаций и сертификатов.
Одним из реальных и неотложных путей повышения эффективности капитальных вложений в жилищное строительство является проблема сокращения объемов незавершенного строительства. К началу 1998 года в Чувашской Республике в незавершенном строительстве находилось 1,1 млн. кв. метров жилья. Администрациям городов и районов необходимо вести реестры строящихся жилых домов всех форм собственности и передавать по конкурсу земельные участки с "долгостроями" инвестиционно активным инвесторам.
Главный ключевой вопрос проблемы финансирования жилищной сферы - определение экономически обоснованной стоимости строительства жилья. В целях снижения стоимости строительства, сокращения сроков возведения жилых домов необходимы проведение конкурсов на выполнение проектов жилища социального использования для выбора наиболее эффективных объемно-планировочных, конструктивных, технологических решений, организация подрядных конкурсов и торгов по выбору строительных организаций, обеспечение конкурсной или аукционной продажи земельных участков застройщикам для жилищного строительства, уменьшение затрат покупателей жилья путем переложения части единовременных затрат на формирование инфраструктуры в тарифы на коммунальные услуги, оплачиваемые населением при эксплуатации жилья, предоставление или продаже жилья гражданам (по их желанию) без чистовой отделки.
Повышение эффективности жилищного строительства непосредственно связано и зависит от направлений реформирования экономических отношений, организации функционирования всей системы инвестиционной деятельности.
Необходимо:
обеспечить повышение и дальнейший устойчивый рост инвестиционной активности в сфере материального производства;
создать свободное равноправное предпринимательство в сфере капитального строительства;
повысить роль и ответственность администраций городов и районов в решении вопросов экономического развития, социально-бытового и инженерного обустройства, экологического благополучия и других проблем, связанных с капитальным строительством на их территориях;
более активно вовлекать в инвестиционно-строительный процесс, кроме государственных, федеральных, муниципальных инвесторов и инвестиций, акционерные предприятия, частных и иностранных инвесторов, прямые инвестиционные вложения банков и другие финансовые структуры с преобладающим их значением в общем объеме инвестиций;
создать эффективно функционирующий рынок инвестиций на основе реформирования кредитной политики, экономического регулирования перелива капиталов, развития фондового рынка и рынка ценных бумаг;
создать эффективный земельный рынок на основе реформирования земельных отношений;
создать рынок инновационных технологий, научных и проектно -конструкторских разработок, проектной продукции;
создать рынок конкурентоспособной, относительно дешевой строительной продукции;
реформировать систему проектирования, как важную составляющую инвестиционно-строительной деятельности;
реформировать и изменить методологию и практику ценообразования на строительную продукцию;
реформировать хозяйственно-экономические отношения участников инвестиционно-строительной деятельности, демонополизировать их деятельность и одновременно развивать ассоциативность функционирования новых строительных образований, фирм, предприятий.
Важнейшим вопросом финансово-экономических аспектов Программы является совершенствование налоговой политики в жилищной сфере. Она будет осуществляться в рамках общей реформы налогового законодательства. Налоговые льготы получат коммерческие банки, активно участвующие в финансировании программ жилищного строительства, предприятия, улучшающие жилищные условия своим работникам за счет собственных средств, строительные организации, занятые на рынке жилья.
Коренные изменения в жилищной сфере обусловили новые требования к архитектурно-техническим характеристикам строящегося и реконструируемого жилья, правовому регулированию градостроительной деятельности на республиканском уровне и на уровне органов местного самоуправления. Из-за несовершенства ранее действующих архитектурно-строительных систем потери тепла в здании составляют: через стены - до 45 процентов, через дверные и оконные проемы - до 33 процентов, через чердак и полы до 22 процентов. Отсутствие приборов регулирования и учета приводит к расточительному расходованию тепла в системах отопления и горячего водоснабжения.