КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 июля 2006 года N 196
О подпрограмме "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда Чувашской Республики" Республиканской комплексной программы государственной поддержки строительства жилья в Чувашской Республике на 2006 - 2010 годы
Признан утратившим силу постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 января 2008 г. N 15
В целях активизации сноса ветхих и аварийных жилых домов и переселения граждан из государственного и муниципального жилищного фонда, не пригодного для постоянного проживания, Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:
1. Утвердить прилагаемую подпрограмму "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда Чувашской Республики" Республиканской комплексной программы государственной поддержки строительства жилья в Чувашской Республике на 2006 - 2010 годы (далее - подпрограмма).
2. Определить государственным заказчиком подпрограммы Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики.
3. Установить, что при подготовке проектов законов Чувашской Республики о республиканском бюджете Чувашской Республики на соответствующие годы подпрограмма ежегодно включается в перечень республиканских целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики.
4. Министерству финансов Чувашской Республики при формировании республиканского бюджета Чувашской Республики на соответствующие годы предусматривать субвенции местным бюджетам на строительство (приобретение) жилых помещений для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда Чувашской Республики.
5. Рекомендовать органам местного самоуправления в Чувашской Республике принять участие в реализации и финансировании подпрограммы.
6. Признать утратившим силу постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 декабря 2000 г. N 271 "О республиканской целевой программе "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда Чувашской Республики на 2001 - 2003 годы и на период до 2005 года".
И.о. Председателя Кабинета Министров
Чувашской Республики Н. Смирнов
ПОДПРОГРАММА "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда Чувашской Республики" Республиканской комплексной программы государственной поддержки строительства жилья в Чувашской Республике на 2006 - 2010 годы
Наименование подпрограммы | подпрограмма "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда Чувашской Республики" Республиканской комплексной программы государственной поддержк и строительства жилья в Чувашской Республике на 2006 - 2010 годы |
Основание для разработки подпрограммы | постановление ПравительстваРоссийской Федерации от c:\content\ngr\RU0000R200506021.doc "О дополнительных мерах по реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы"; |
Государственный заказчик подпрограммы | Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики |
Основной разработчик подпрограммы | Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики |
Цель подпрограммы | создание условий для приведения государственного и муниципального жилищного фонда в соответствие ссанитарными, техническими и иными требованиями, обеспечивающими гражданам комфортные условия проживания |
Задачи подпрограммы | разработка целостной политики по ликвидации ветхогоиаварийногожилищногофонда, избавление от разовых решений по сносу ветхих и аварийных жилых зданий; |
Сроки реализации подпрограммы | 2006 - 2010 годы |
Исполнители подпрограммы | Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики, Министерство финансов Чувашской Республики,Министерство экономического развития и торговли Чувашской Республики, органы местногосамоуправления (по соглас ованию) |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели подпрограммы | строительство в Чувашской Республике 125,35 тыс. кв.метров жилищного фонда для переселения граждан из ветхого и аварийного государственного и муниципального жилищного фонда, в том числе: |
Объем и источники финансирования | общийобъем финансирования подпрограммы - 1755,0 млн. рублей, в том числе: |
Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы | реализация подпрограммы обеспечит: |
Система организации контроля за исполнением подпрограммы | контроль за реализацией подпрограммы осуществляет Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики; |
Подпрограмма "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда Чувашской Республики" Республиканской комплексной программы государственной поддержки строительства жилья в Чувашской Республике на 2006 - 2010 годы разработана в целях активизации сноса ветхого жилищного фонда и переселения граждан, проживающих в ветхих жилых зданиях государственной и муниципальной форм собственности, в жилые помещения, отвечающие установленным требованиям и обеспечивающие комфортные условия проживания.
Жилищный фонд Чувашской Республики по состоянию на 1 января 2006 г. составляет 26625,3 тыс. кв. метров. По техническому состоянию к ветхому и аварийному жилищному фонду отнесено 382,6 тыс. кв. метров, что составляет 1,43 процента от всего имеющегося жилищного фонда (приложение N 1), где проживают 28,6 тыс. человек. Наибольшее количество ветхого и аварийного жилищного фонда в Чувашской Республике расположено в гг. Чебоксары, Шумерле, Алатыре, Канаше, Алатырском, Аликовском, Ибресинском, Канашском, Козловском, Урмарском, Цивильском районах.
Государственный и муниципальный жилищный фонд составляет 6234 тыс. кв. метров, из них 1470 домов общей площадью 220,9 тыс. кв. метров (3,5 процента) признаны ветхими. В них проживают 6028 семей, или 15,5 тыс. человек, что составляет 10,3 процента от общего количества семей, стоящих в очереди на улучшение жилищных условий. В основном это здания постройки 1930 - 1960 годов с истекшим нормативным сроком эксплуатации, имеющие физический износ 60 - 80 процентов, не имеющие потребительской стоимости на рынке жилья. Морально и физически устаревшие и не соответствующие установленным санитарным и техническим требованиям, они не подлежат капитальному ремонту или реконструкции, однако занимают значительные площади. Это малоэтажные дома с деревянными и шлакобетонными стенами, деревянными перекрытиями, неблагоустроенные или частично благоустроенные (приложение N 2).
Ветшание жилых зданий произошло из-за невыполнения в соответствии с техническими нормативами планово-предупредительного, текущего и капитального ремонтов вследствие недостаточного финансирования отрасли. Ситуация в муниципальном жилищном фонде ухудшилась в последние годы в связи с приемом в муниципальную собственность ведомственных жилых домов, имеющих большой физический износ. Тяжелое финансовое положение, а зачастую и банкротство предприятий, передающих жилищный фонд, исключило возможность выполнения капитального ремонта домов за счет этих предприятий или передачу средств на проведение необходимых работ.
В Чувашской Республике с 2001 года реализовалась республиканская целевая программа "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда Чувашской Республики" на 2001 - 2003 годы и на период до 2005 года, утвержденная постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 декабря 2000 г. N 271 (далее - Программа). Программой предусматривались поэтапное переселение 12113 граждан, снос 163,7 тыс. кв. метров общей площади ветхого и аварийного жилищного фонда. В рамках реализации указанной Программы снесено или частично освобождено 22,9 тыс. кв. метров общей площади ветхого и аварийного жилищного фонда, переселено в жилые помещения, отвечающие установленным требованиям, 816 семей, или 2214 человек, построено или приобретено на вторичном рынке жилья общей площадью 42,19 тыс. кв. метров.
Программа не выполнена полностью, так как не было обеспечено финансирование в необходимых объемах. Так, из запланированных 240,0 млн. рублей из федерального бюджета профинансировано только 21,88 млн. рублей, из 197,0 млн. рублей из республиканского бюджета Чувашской Республики - 57,56 млн. рублей, из 200,0 млн. рублей из местных бюджетов - 64,40 млн. рублей, из 590,0 млн. рублей из внебюджетных источников - 65,79 млн. рублей. Кроме того, стоимость 1 кв. метра жилья для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в 2005 году составила 11,46 тыс. рублей против 5 тыс. рублей, заложенных в Программе.
Темпы решения жилищной проблемы явно недостаточны. Обеспечение граждан жилыми помещениями, соответствующими установленным требованиям, остается одной из наиболее острых социальных проблем, решить которую без консолидации средств бюджетов всех уровней, привлечения внебюджетных средств и средств самих граждан невозможно. В очереди на улучшение жилищных условий в органах местного самоуправления состоит более 58 тыс. семей.
Проведенное администрациями муниципальных районов и городских округов выборочное социальное исследование семей, проживающих в ветхом жилищном фонде, показало, что более 50 процентов жильцов составляют пенсионеры, инвалиды, несовершеннолетние. При относительно низких доходах основной массы населения и высокой рыночной стоимости жилья большинство жителей не в состоянии самостоятельно приобрести жилье, отвечающее установленным требованиям.
Программный метод решения проблемы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда позволит обеспечить граждан, проживающих в таких домах, доступным жильем за счет разработки и внедрения механизмов консолидации финансовых средств бюджетов всех уровней, создания благоприятных условий для привлечения внебюджетных источников и способствует комплексной реконструкции микрорайонов и кварталов (модернизации и развитию, наряду со строительством жилых зданий, инженерной, социальной, культурной и бытовой инфраструктуры, опережающему проектированию застройки районов массового сноса и реконструкции).
Требуемый объем жилищного фонда для предоставления переселяемым гражданам составляет 125,35 тыс. кв. метров общей площади, объем финансирования подпрограммы - 1755,0 млн. рублей (приложение N 3).
Основной целью подпрограммы является создание условий для приведения государственного и муниципального жилищного фонда в соответствие с санитарными, техническими и иными требованиями, обеспечивающими гражданам комфортные условия проживания.
Основными задачами подпрограммы являются:
разработка целостной политики по ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда, избавление от разовых решений по сносу ветхих и аварийных жилых зданий;
увеличение объемов строительства жилья;
переселение 8140 граждан, проживающих в ветхом и аварийном государственном и муниципальном жилищном фонде, в жилые помещения, отвечающие установленным санитарным, техническим и иным требованиям;
ликвидация до 2010 года включительно 125,35 тыс. кв. метров ветхого и аварийного государственного и муниципального жилищного фонда, отнесенного до 2006 года к ветхому и аварийному.
Сроки реализации подпрограммы - 2006 - 2010 годы.
Система подпрограммных мероприятий включает в себя работу по трем направлениям:
правовое и методологическое обеспечение подпрограммы;
финансовое обеспечение подпрограммы;
разработка и реализация концепции развития территорий сосредоточения ветхого и аварийного жилищного фонда.
3.1. Правовое и методологическое обеспечение подпрограммы
В настоящее время реализуются следующие республиканские целевые программы, призванные обеспечить граждан доступным жильем: Республиканская комплексная программа государственной поддержки строительства жилья в Чувашской Республике на 2006 - 2010 годы, утвержденная постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 апреля 2006 г. N 101, республиканская программа "Государственная поддержка молодых семей в решении жилищной проблемы на 2002 - 2010 годы", утвержденная постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 15 октября 2002 г. N 274 (с изменениями, внесенными постановлениями Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 ноября 2004 г. N 296, от 14 апреля 2006 г. N 97), республиканская целевая программа "Социальное развитие села в Чувашской Республике на период до 2010 года", утвержденная постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 декабря 2002 г. N 335, Программа ипотечного жилищного кредитования в Чувашской Республике на 2002 - 2010 годы, утвержденная постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 ноября 2001 г. N 250.
В г. Чебоксары принята Программа реконструкции муниципального жилищного фонда на 2005 - 2010 годы, утвержденная решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 27 октября 2004 г. N 1424. Программа предусматривает реконструкцию 145 жилых домов, введение дополнительных площадей за счет повышения этажности реконструируемых зданий. Реконструкция жилищного фонда финансируется за счет средств, получаемых от использования муниципального жилищного фонда (плата граждан за найм), и за счет долевого участия граждан. За 1999 - 2005 годы реконструировано пять домов, ведется оформление документов на реконструкцию еще двух домов по ул. Текстильщиков.
Кроме того, в столице республики реализуется решение Чебоксарского городского Собрания депутатов от 23 ноября 2000 г. N 2189 "О реконструкции жилых домов, окупаемой за счет продажи дополнительных площадей, получаемых при уплотнении существующей застройки" (с изменениями, внесенными решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 18 февраля 2004 г. N 1162). За счет средств инвесторов завершено строительство первого "пилотного" дома, в котором размещены 20 квартир маневренного жилищного фонда, что позволит перейти к поэтапной реконструкции близлежащих домов по пр. Ленина.
В рамках уплотнения существующей застройки в районе кинотеатра "Мир Луксор" ведется строительство жилого дома. За счет средств общества с ограниченной ответственностью "САФ" выполняется реконструкция близлежащих жилых домов 1950 - 1960 годов постройки. На выполнение капитального ремонта трех соседних жилых домов между данной строительной организацией, администрацией г. Чебоксары и эксплуатирующей организацией заключен трехсторонний договор. Это позволит провести капитальный ремонт жилых домов существующего жилищного фонда при минимальных затратах бюджета города.
В г. Канаше разработана целевая программа "Реконструкция и модернизация жилищного фонда г. Канаша" на 2005 - 2010 годы. Данная программа утверждена решением Канашского городского Собрания депутатов от 17 декабря 2004 г. N 45. В рамках реализации программы планируется реконструировать десять жилых домов. Финансирование осуществляется за счет средств местного бюджета и привлечения внебюджетных источников (средств граждан и предприятий). В 2005 году реконструировано два дома и начаты работы по реконструкции общежития по ул. Фрунзе.
Перечень ветхих домов, подлежащих сносу, формируется органами местного самоуправления ежегодно, в зависимости от объемов финансирования, предусмотренных бюджетами всех уровней, и согласовывается с государственным заказчиком подпрограммы.
Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда производится согласно жилищному законодательству.
Гражданам, занимающим жилые помещения по договорам социального найма в ветхих и аварийных жилых домах, предоставляется другое жилое помещение по договору социального найма, благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте данного населенного пункта.
Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Жилое помещение, находящееся в собственности гражданина, может быть изъято путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Собственник жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия данного помещения должен быть уведомлен в письменной форме о принятом решении. Выкуп жилого помещения до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника. По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
3.2. Финансовое обеспечение подпрограммы
Финансовые средства для решения проблем переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда формируются за счет бюджетов различных уровней и внебюджетных источников. Общий объем финансирования подпрограммы на период 2006 - 2010 годы составляет 1755,0 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета - 353,0 млн. рублей, республиканского бюджета Чувашской Республики - 781,0 млн. рублей, местных бюджетов и внебюджетных источников - 621,0 млн. рублей (приложение N 3). Подпрограмма может быть реализована при условии финансирования в полном объеме бюджетами всех уровней.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 865 "О дополнительных мерах по реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" государственные капитальные вложения за счет средств федерального бюджета будут предусматриваться на условиях их софинансирования за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики, местных бюджетов и внебюджетных источников.
При предоставлении средств из республиканского бюджета Чувашской Республики для софинансирования подпрограммы особое внимание будет уделяться привлечению органами местного самоуправления средств из внебюджетных источников. Первоочередное выделение средств из республиканского бюджета Чувашской Республики на реализацию подпрограммы будет предусматриваться органам местного самоуправления, обеспечившим в предыдущем финансовом году софинансирование подпрограммы в необходимых объемах и привлечение не менее 30 процентов средств из внебюджетных источников.
Средства республиканского бюджета Чувашской Республики направляются на финансирование подпрограммы после заключения государственным заказчиком соглашения с органами местного самоуправления и при условии, что в местном бюджете предусмотрены средства на реализацию подпрограммы.
Внебюджетными ресурсами могут быть:
средства организаций, имеющих в хозяйственном ведении, оперативном управлении или передающих в муниципальную собственность ветхий жилищный фонд;
инвестиции частных инвесторов;
кредиты банков;
облигационные займы;