Наименование подпрограммы | подпрограмма "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда Чувашской Республики" Республиканской комплексной программы государственной поддержк и строительства жилья в Чувашской Республике на 2006 - 2010 годы |
Основание для разработки подпрограммы | постановление ПравительстваРоссийской Федерации от c:\content\ngr\RU0000R200506021.doc "О дополнительных мерах по реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы"; |
Государственный заказчик подпрограммы | Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики |
Основной разработчик подпрограммы | Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики |
Цель подпрограммы | создание условий для приведения государственного и муниципального жилищного фонда в соответствие ссанитарными, техническими и иными требованиями, обеспечивающими гражданам комфортные условия проживания |
Задачи подпрограммы | разработка целостной политики по ликвидации ветхогоиаварийногожилищногофонда, избавление от разовых решений по сносу ветхих и аварийных жилых зданий; |
Сроки реализации подпрограммы | 2006 - 2010 годы |
Исполнители подпрограммы | Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики, Министерство финансов Чувашской Республики,Министерство экономического развития и торговли Чувашской Республики, органы местногосамоуправления (по соглас ованию) |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели подпрограммы | строительство в Чувашской Республике 125,35 тыс. кв.метров жилищного фонда для переселения граждан из ветхого и аварийного государственного и муниципального жилищного фонда, в том числе: |
Объем и источники финансирования | общийобъем финансирования подпрограммы - 1755,0 млн. рублей, в том числе: |
Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы | реализация подпрограммы обеспечит: |
Система организации контроля за исполнением подпрограммы | контроль за реализацией подпрограммы осуществляет Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики; |
Подпрограмма "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда Чувашской Республики" Республиканской комплексной программы государственной поддержки строительства жилья в Чувашской Республике на 2006 - 2010 годы разработана в целях активизации сноса ветхого жилищного фонда и переселения граждан, проживающих в ветхих жилых зданиях государственной и муниципальной форм собственности, в жилые помещения, отвечающие установленным требованиям и обеспечивающие комфортные условия проживания.
Жилищный фонд Чувашской Республики по состоянию на 1 января 2006 г. составляет 26625,3 тыс. кв. метров. По техническому состоянию к ветхому и аварийному жилищному фонду отнесено 382,6 тыс. кв. метров, что составляет 1,43 процента от всего имеющегося жилищного фонда (приложение N 1), где проживают 28,6 тыс. человек. Наибольшее количество ветхого и аварийного жилищного фонда в Чувашской Республике расположено в гг. Чебоксары, Шумерле, Алатыре, Канаше, Алатырском, Аликовском, Ибресинском, Канашском, Козловском, Урмарском, Цивильском районах.
Государственный и муниципальный жилищный фонд составляет 6234 тыс. кв. метров, из них 1470 домов общей площадью 220,9 тыс. кв. метров (3,5 процента) признаны ветхими. В них проживают 6028 семей, или 15,5 тыс. человек, что составляет 10,3 процента от общего количества семей, стоящих в очереди на улучшение жилищных условий. В основном это здания постройки 1930 - 1960 годов с истекшим нормативным сроком эксплуатации, имеющие физический износ 60 - 80 процентов, не имеющие потребительской стоимости на рынке жилья. Морально и физически устаревшие и не соответствующие установленным санитарным и техническим требованиям, они не подлежат капитальному ремонту или реконструкции, однако занимают значительные площади. Это малоэтажные дома с деревянными и шлакобетонными стенами, деревянными перекрытиями, неблагоустроенные или частично благоустроенные (приложение N 2).
Ветшание жилых зданий произошло из-за невыполнения в соответствии с техническими нормативами планово-предупредительного, текущего и капитального ремонтов вследствие недостаточного финансирования отрасли. Ситуация в муниципальном жилищном фонде ухудшилась в последние годы в связи с приемом в муниципальную собственность ведомственных жилых домов, имеющих большой физический износ. Тяжелое финансовое положение, а зачастую и банкротство предприятий, передающих жилищный фонд, исключило возможность выполнения капитального ремонта домов за счет этих предприятий или передачу средств на проведение необходимых работ.
В Чувашской Республике с 2001 года реализовалась республиканская целевая программа "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда Чувашской Республики" на 2001 - 2003 годы и на период до 2005 года, утвержденная постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 декабря 2000 г. N 271 (далее - Программа). Программой предусматривались поэтапное переселение 12113 граждан, снос 163,7 тыс. кв. метров общей площади ветхого и аварийного жилищного фонда. В рамках реализации указанной Программы снесено или частично освобождено 22,9 тыс. кв. метров общей площади ветхого и аварийного жилищного фонда, переселено в жилые помещения, отвечающие установленным требованиям, 816 семей, или 2214 человек, построено или приобретено на вторичном рынке жилья общей площадью 42,19 тыс. кв. метров.
Программа не выполнена полностью, так как не было обеспечено финансирование в необходимых объемах. Так, из запланированных 240,0 млн. рублей из федерального бюджета профинансировано только 21,88 млн. рублей, из 197,0 млн. рублей из республиканского бюджета Чувашской Республики - 57,56 млн. рублей, из 200,0 млн. рублей из местных бюджетов - 64,40 млн. рублей, из 590,0 млн. рублей из внебюджетных источников - 65,79 млн. рублей. Кроме того, стоимость 1 кв. метра жилья для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в 2005 году составила 11,46 тыс. рублей против 5 тыс. рублей, заложенных в Программе.
Темпы решения жилищной проблемы явно недостаточны. Обеспечение граждан жилыми помещениями, соответствующими установленным требованиям, остается одной из наиболее острых социальных проблем, решить которую без консолидации средств бюджетов всех уровней, привлечения внебюджетных средств и средств самих граждан невозможно. В очереди на улучшение жилищных условий в органах местного самоуправления состоит более 58 тыс. семей.
Проведенное администрациями муниципальных районов и городских округов выборочное социальное исследование семей, проживающих в ветхом жилищном фонде, показало, что более 50 процентов жильцов составляют пенсионеры, инвалиды, несовершеннолетние. При относительно низких доходах основной массы населения и высокой рыночной стоимости жилья большинство жителей не в состоянии самостоятельно приобрести жилье, отвечающее установленным требованиям.
Программный метод решения проблемы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда позволит обеспечить граждан, проживающих в таких домах, доступным жильем за счет разработки и внедрения механизмов консолидации финансовых средств бюджетов всех уровней, создания благоприятных условий для привлечения внебюджетных источников и способствует комплексной реконструкции микрорайонов и кварталов (модернизации и развитию, наряду со строительством жилых зданий, инженерной, социальной, культурной и бытовой инфраструктуры, опережающему проектированию застройки районов массового сноса и реконструкции).
Требуемый объем жилищного фонда для предоставления переселяемым гражданам составляет 125,35 тыс. кв. метров общей площади, объем финансирования подпрограммы - 1755,0 млн. рублей (приложение N 3).
Основной целью подпрограммы является создание условий для приведения государственного и муниципального жилищного фонда в соответствие с санитарными, техническими и иными требованиями, обеспечивающими гражданам комфортные условия проживания.
Основными задачами подпрограммы являются:
разработка целостной политики по ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда, избавление от разовых решений по сносу ветхих и аварийных жилых зданий;
увеличение объемов строительства жилья;
переселение 8140 граждан, проживающих в ветхом и аварийном государственном и муниципальном жилищном фонде, в жилые помещения, отвечающие установленным санитарным, техническим и иным требованиям;
ликвидация до 2010 года включительно 125,35 тыс. кв. метров ветхого и аварийного государственного и муниципального жилищного фонда, отнесенного до 2006 года к ветхому и аварийному.
Сроки реализации подпрограммы - 2006 - 2010 годы.
Система подпрограммных мероприятий включает в себя работу по трем направлениям:
правовое и методологическое обеспечение подпрограммы;
финансовое обеспечение подпрограммы;
разработка и реализация концепции развития территорий сосредоточения ветхого и аварийного жилищного фонда.
3.1. Правовое и методологическое обеспечение подпрограммы
В настоящее время реализуются следующие республиканские целевые программы, призванные обеспечить граждан доступным жильем: Республиканская комплексная программа государственной поддержки строительства жилья в Чувашской Республике на 2006 - 2010 годы, утвержденная постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 апреля 2006 г. N 101, республиканская программа "Государственная поддержка молодых семей в решении жилищной проблемы на 2002 - 2010 годы", утвержденная постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 15 октября 2002 г. N 274 (с изменениями, внесенными постановлениями Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 ноября 2004 г. N 296, от 14 апреля 2006 г. N 97), республиканская целевая программа "Социальное развитие села в Чувашской Республике на период до 2010 года", утвержденная постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 декабря 2002 г. N 335, Программа ипотечного жилищного кредитования в Чувашской Республике на 2002 - 2010 годы, утвержденная постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 ноября 2001 г. N 250.
В г. Чебоксары принята Программа реконструкции муниципального жилищного фонда на 2005 - 2010 годы, утвержденная решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 27 октября 2004 г. N 1424. Программа предусматривает реконструкцию 145 жилых домов, введение дополнительных площадей за счет повышения этажности реконструируемых зданий. Реконструкция жилищного фонда финансируется за счет средств, получаемых от использования муниципального жилищного фонда (плата граждан за найм), и за счет долевого участия граждан. За 1999 - 2005 годы реконструировано пять домов, ведется оформление документов на реконструкцию еще двух домов по ул. Текстильщиков.
Кроме того, в столице республики реализуется решение Чебоксарского городского Собрания депутатов от 23 ноября 2000 г. N 2189 "О реконструкции жилых домов, окупаемой за счет продажи дополнительных площадей, получаемых при уплотнении существующей застройки" (с изменениями, внесенными решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 18 февраля 2004 г. N 1162). За счет средств инвесторов завершено строительство первого "пилотного" дома, в котором размещены 20 квартир маневренного жилищного фонда, что позволит перейти к поэтапной реконструкции близлежащих домов по пр. Ленина.