(с изменениями на 6 сентября 2004 года)
____________________________________________________________________
Фактически утратило силу в связи с истечением срока действия
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 2002 года N 767;
постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2004 года N 459.
____________________________________________________________________
Правительство Российской Федерации
постановляет:
Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)".
Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации и Министерству образования и науки Российской Федерации ежегодно при формировании проектов федерального бюджета на 2002-2005 годы уточнять размер выделяемых на реализацию указанной Программы ассигнований с учетом возможностей федерального бюджета (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2004 года N 459 - см. предыдущую редакцию).
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Касьянов
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ ЕДИНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ
(2001-2005 ГОДЫ)" *О)
(с изменениями на 6 сентября 2004 года)
Наименование Программы | - | федеральная целевая программа "Развитие |
Основание для | - | поручение Президента Российской Федерации |
Государственный | - | Федеральное агентство по образованию |
(позиция в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2004 года N 459 - см. предыдущую редакцию) | ||
Основные разработчики | - | Министерство образования Российской |
Цели Программы | - | создание и развитие в Российской |
Задачи Программы | - | формирование информационно- |
Сроки и этапы | - | 2001-2005 годы. |
Основные направления | - | 1) развитие информационных технологий |
Объемы и источники | - | всего на 2002-2005 годы - 56000 млн. |
Ожидаемые результаты | - | 1) создание основ единой |
Система организации | - | определяется Федеральным агентством по образованию, Министерством экономического развития и торговли |
(позиция в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2004 года N 459 - см. предыдущую редакцию) |
Стремительно развивающаяся научно-техническая революция стала основой глобального процесса информатизации всех сфер жизни общества. Уровень и темпы информационно-технологического развития во многом определяют состояние экономики, качество жизни людей, национальную безопасность, роль страны в мировом сообществе.
В условиях динамично меняющегося мира, глобальной взаимозависимости и конкуренции, необходимости широкого использования и постоянного развития и усложнения технологий фундаментальное значение имеет информатизация сферы образования. Содержание и качество образования, его доступность, соответствие потребностям конкретной личности в решающей степени определяют состояние интеллектуального потенциала современного общества. Интенсивное развитие сферы образования на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий становится важнейшим национальным приоритетом.
Во всех развитых и во многих развивающихся странах осуществляются широкомасштабные программы информатизации образования.
Все более полно проявляются в мировой практике тенденции широкого использования дистанционных технологий обучения как важнейшего компонента складывающейся системы открытого образования.
На этом фоне состояние информатизации российской школы можно оценить как неудовлетворительное. Наиболее сложным и важным звеном здесь является общеобразовательная школа.
Большую часть компьютерного парка в общеобразовательных школах составляют установленные в 1985-1992 годах компьютеры первого поколения, которые не дают возможности ввести типовую операционную среду Windows 95/98, используемую подавляющим числом пользователей персональных компьютеров в России. В последние 7-8 лет централизованные поставки компьютерного оборудования в школу практически не осуществлялись.
Россия является единственной страной в мире, в которой (по данным исследований IEA в 1999 году) количество компьютеров в школах сокращается. Один компьютер с современным интерфейсом приходится более чем на 500 учащихся, в то время как во многих европейских странах - на 10-15 учащихся.
Менее 2 процентов общеобразовательных учреждений имеют в своем распоряжении средства сетевого взаимодействия и только 1,5 процента имеют выход в глобальную сеть.
Разработка русскоязычных образовательных ресурсов идет крайне медленно. В силу отсутствия национальной политики в разработке образовательных ресурсов сети Интернет появляющиеся образовательные сайты часто имеют невысокое качество.
На сегодняшний день менее 20 процентов школ имеют в штате специалиста в области информатики, а на одного специалиста (которым чаще всего является учитель информатики) приходится примерно 1000 учащихся.
Как показывает практика, использование информационных технологий и сети Интернет в общеобразовательных школах пока еще ограничено и очень слабо связано с учебным процессом. В настоящее время это, как правило, занятия по информатике. Дистанционное обучение школьников находится в зародышевом состоянии.
Не получают широкого распространения Интернет-технологии в российской общеобразовательной школе в связи с устаревшей и слабо развитой материальной базой, отсутствием в русскоязычном Интернете учебной информации, встраиваемой в учебный процесс традиционной школы, неподготовленностью учителей к использованию информационных технологий. Использование Интернет-технологий в учебном процессе требует создания электронных учебных материалов нового поколения, перестройки содержания и организационных форм учебной деятельности и переподготовки учительских кадров. Информационные технологии и Интернет должны появиться в школе как средства решения основных ее задач в период формирования новых социально-экономических условий жизни общества.
В системе дополнительного образования детей на начало 2000/2001 учебного года насчитывалось 8,7 тыс. учреждений, в которых обучается более 7 млн. человек. Необходимость подключения значительной части данных учреждений к Интернету диктуется задачами развития сферы дистанционного обучения по различным видам детского и юношеского творчества, внедрением новых информационных технологий в сферу дополнительного образования детей. Имеющаяся на сегодняшний день в учреждениях дополнительного образования сетевая база и учебно-методическое оснащение явно недостаточны для решения этих задач и требуют значительного обновления.
Особое положение в процессе построения единой образовательной информационной среды занимают сельские школы, в которых обучается примерно треть школьников страны. В систему образования страны входят 31480 сельских школ основного общего образования и около 15 тыс. начальных малокомплектных школ. В сельской школе остро не хватает учебной и методической литературы, наглядных, демонстрационных пособий и лабораторного оборудования. Даже по действующим нормативам сельские школы на конец 2000 года оснащены компьютерной техникой всего лишь на 5 процентов. Отсутствие во многих селах телефонной связи не дает возможности обеспечить школы обычной электронной почтой - наиболее распространенным и простым телекоммуникационным средством.
Специфика обучения и большинство проблем, с которыми сталкиваются ведомственные школы в закрытых военных городках, схожи с теми, которые характерны для сельских школ. Это информационная изолированность обучающихся и преподавательского состава, ограничения по применению наглядных, демонстрационных пособий и лабораторного оборудования. Все школы находятся в удалении от методических центров.
Состояние сельских школ и школ в закрытых военных городках приводит к определенной информационной изолированности школьников, создает неравные условия для получения качественного образования.
Новые информационные технологии предъявляют повышенные требования к качеству труда и уровню квалификации инженерно-педагогических и руководящих работников учебных заведений профессионального образования. Однако в настоящее время лишь около 25 процентов из них имеют начальный (ознакомительный) уровень подготовки в области информатики.
Большинство вузов России в настоящее время имеют доступ к компьютерным сетям. Однако уровень информатизации учебной и научной деятельности в абсолютном большинстве из них еще низок. В связи с этим к первоочередным задачам относятся создание учебных программ и электронных библиотек, развитие дистанционного обучения, модернизация и развитие существующей сетевой инфраструктуры и увеличение пропускной способности используемых каналов. Для вузов, в частности, необходимо постоянное высокоскоростное соединение с пропускной способностью 256 Кбит/с - 2 Мбит/с. В этом случае они могут стать важными источниками информационных и телекоммуникационных услуг для учреждений среднего общего и профессионального образования.
Тенденции развития общества требуют безотлагательного решения проблемы опережающего развития системы образования на основе информационных технологий. Информатизация предполагает изменение содержания, методов и организационных форм образования. Включение современных информационных технологий в образовательный процесс создает возможности повышения качества образования.
Необходимость разработки и принятия федеральной целевой программы развития единой образовательной информационной среды обусловлена коренными изменениями в государственной политике Российской Федерации в области образования, принятием Федеральной программы развития образования и Национальной доктрины образования, развитием информатизации образования в мире, необходимостью координации программ по информатизации образования, проводимых в отдельных регионах России.
Целями Программы являются создание и развитие в Российской Федерации единой образовательной информационной среды, обеспечивающей:
единство образовательного пространства на всей территории страны;
повышение качества образования во всех регионах России;
сохранение, развитие и эффективное использование научно-педагогического потенциала страны;
создание условий для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе информационных технологий;
предоставление образовательных услуг русскоязычному населению за рубежом.
Задачи Программы:
1. Формирование информационно-технологической инфрастуктуры системы образования, включая:
создание федеральной системы информационного и научно-методического обеспечения развития образования;
предоставление образовательным учреждениям средств вычислительной техники, средств доступа к глобальным информационным ресурсам, общесистемных и прикладных программных средств, средств технического обслуживания.
2. Использование информационных и телекоммуникационных технологий в учебном процессе, включая:
создание и внедрение в учебный процесс наряду с традиционными учебными материалами современных электронных средств его поддержки и развития;
разработку средств информационно-технологической поддержки и развития учебного процесса;
обеспечение качества электронных средств поддержки и развития учебного процесса на основе их стандартизации и сертификации;
подготовку педагогических, административных и инженерно-технических кадров образовательных учреждений, способных эффективно использовать в учебном процессе новейшие информационные технологии.
Система программных мероприятий представлена в приложении N 1. Она направлена на обеспечение комплексного решения поставленных задач.
Сроки реализации Программы - 2001-2005 годы.
На первом этапе (2001 год) предусматривается поставка аппаратно-программного обеспечения в сельские школы, отбор прикладного программного обеспечения для использования в сельских школах в переходный период, организация подготовки учителей сельских школ к работе с информационными технологиями в образовании.
На втором этапе (2002-2003 годы) - разработка стратегии и методологии реализации Программы, организация федеральной системы информационного и научно-методического обеспечения развития образования, обеспечение учебных заведений средствами информатизации и доступа к информационно-образовательным ресурсам, разработка современных электронных учебных материалов и их экспериментальное опробирование, разработка программ, учебных планов и материалов, повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогических, административных и инженерно-технических кадров.
На третьем этапе (2004-2005 годы) - завершение поставок средств информатизации в учебные заведения, организация системы технического обслуживания, разработка и тиражирование электронных учебных материалов, повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогических, административных и инженерно-технических кадров, создание системы открытого образования на основе дистанционных технологий обучения.
Основой образовательной системы является высококачественная и высокотехнологичная информационно-образовательная среда. Ее создание и развитие представляет технически сложную и дорогостоящую задачу. Но именно она позволяет системе образования коренным образом модернизировать свой технологический базис, перейти к образовательной информационной технологии в широком смысле этого слова и осуществить прорыв к открытой образовательной системе, отвечающей современным требованиям. Электронные и традиционные учебные материалы должны гармонично дополнять друг друга как части единой образовательной среды. Использование новейших информационных технологий должно способствовать решению педагогических задач, которые сложно или невозможно решать традиционными методами.
Для создания и развития информационно-образовательной среды должен быть полностью задействован научно-методический, информационный, технологический, организационный и педагогический потенциал, накопленный отечественной системой образования. При этом нельзя допустить разрушения сложившейся системы, утраты положительных результатов российского образования. Используя опыт и достоинства сложившейся образовательной системы, имеющей глубокие традиции, необходимо выстроить новую открытую образовательную систему, интегрирующую все доступные школе информационные технологии, обеспечить переход учителей к сознательному использованию методических и информационных средств в полном объеме.
На первом этапе реализации Программы должны быть разработаны и утверждены требования к электронным средствам поддержки и развития учебного процесса.
Учитывая новизну и сложность проблемы развития информационно-образовательной среды, ее решение требует экспериментального поиска на основе имеющегося в системе образования опыта работы с информационными технологиями. Необходимо выработать механизм, предполагающий обязательную экспериментальную проверку рекомендуемых для использования в учебных заведениях электронных учебных материалов.