Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 августа 2001 года N 630


О федеральной целевой программе "Развитие единой
образовательной информационной
среды (2001-2005 годы)"

(с изменениями на 6 сентября 2004 года)
____________________________________________________________________
Фактически утратило силу в связи с истечением срока действия
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 2002 года N 767;

постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2004 года N 459.

____________________________________________________________________



Правительство Российской Федерации

постановляет:

Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)".

Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации и Министерству образования и науки Российской Федерации ежегодно при формировании проектов федерального бюджета на 2002-2005 годы уточнять размер выделяемых на реализацию указанной Программы ассигнований с учетом возможностей федерального бюджета (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2004 года N 459 - см. предыдущую редакцию).

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Касьянов

     

 УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 28 августа 2001 года N 630

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ ЕДИНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ
(2001-2005 ГОДЫ)" *О)

(с изменениями на 6 сентября 2004 года)

     

ПАСПОРТ
федеральной целевой программы
"Развитие единой образовательной информационной среды
(2001-2005 годы)"

Наименование Программы

-

федеральная целевая программа "Развитие
единой образовательной информационной
среды (2001-2005 годы)"

Основание для
разработки Программы


-



поручение Президента Российской Федерации
от 29 декабря 2000 года N Пр-2582,
поручение Правительства Российской
Федерации от 6 января 2001 года
N МК-П8-00267

Государственный
заказчик

-

Федеральное агентство по образованию      

(позиция в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2004 года N 459 - см. предыдущую редакцию)

Основные разработчики
Программы






-







Министерство образования Российской
Федерации, Министерство Российской
Федерации по связи и информатизации,
Министерство экономического развития и
торговли Российской Федерации,
Министерство финансов Российской
Федерации, Министерство промышленности,
науки и технологий Российской Федерации,
Министерство юстиции Российской Федерации

Цели Программы














-














создание и развитие в Российской
Федерации единой образовательной
информационной среды, обеспечивающей:
единство образовательного пространства
на всей территории страны;
повышение качества образования во всех
регионах России;
сохранение, развитие и эффективное
использование научно-педагогического
потенциала страны;
создание условий для поэтапного
перехода к новому уровню образования на
основе информационных технологий;
создание условий для предоставления
российских образовательных услуг
русскоязычному населению за рубежом

Задачи Программы


























-


























формирование информационно-
технологической инфрастуктуры системы
образования, включая:
создание федеральной системы
информационного и научно-методического
обеспечения развития образования;
предоставление образовательным
учреждениям средств вычислительной
техники, средств доступа к глобальным
информационным ресурсам, общесистемных и
прикладных программных средств,
те хнического обслуживания;
применение новых информационных и
телекоммуникационных технологий в учебном
процессе, включая:
создание и использование в учебном
процессе современных электронных учебных
материалов наряду с традиционными
учебными материалами;
разработку электронных средств
информационно-технологической поддержки и
развития учебного процесса;
подготовку педагогических,
административных и инженерно-технических
кадров образовательных учреждений,
способных эффективно использовать в
учебном процессе новейшие информационные
технологии

Сроки и этапы
реализации Программы




































-





































2001-2005 годы.
Первый этап - 2001 год (поставка
аппаратно-программного обеспечения в
сельские школы, отбор прикладного
программного обеспечения для
использования в сельских школах в
переходный период, организация подготовки
учителей сельских школ к работе с
информационными технологиями в
образовании).
Второй этап - 2002-2003 годы
(разработка стратегии и методологии
реализации Программы, организация
федеральной системы информационного и
научно-методического обеспечения развития
образования, обеспечение учебных
заведений средствами информатизации и
доступа к информационно-образовательным
ресурсам, разработка современных
электронных учебных материалов и их
экспериментальное опробирование,
разработка программ, учебных планов и
материалов, проведение курсов повышения
квалификации и профессиональной
переподготовки педагогических,
административных и инженерно-технических
кадров).
Третий этап - 2004-2005 годы
(завершение поставок средств
информатизации в учебные заведения,
организация системы технического
обслуживания, разработка и тиражирование
электронных учебных материалов, повышение
квалификации и профессиональная
переподготовка педагогических,
административных и инженерно-технических
кадров, создание системы открытого
образования на основе дистанционных
технологий обучения)

Основные направления
Программы








































































-









































































1) развитие информационных технологий
сферы образования:
создание основ единой системы
информационного и научно-методического
обеспечения образования;
формирование перечня электронных
учебных материалов и
информационно-технологических средств,
необходимых для обеспечения учебного
процесса различных уровней образования;
разработка и тиражирование электронных
средств поддержки и развития учебного
процесса;
организация электронных библиотек
учебных материалов и обеспечение доступа
к ним;
организация системы открытого
образования, включая интерактивные
дистанционные технологии обучения
учащихся учебных заведений различного
уровня;
формирование концепции информационной
безопасности, организация и обеспечение
соответствующих образовательных курсов;
организация сети ресурсных центров;
разработка нормативных документов по
стандартизации в области образования,
открытого образования, включая
дистанционные технологии обучения,
информационные технологии, информационную
поддержку образования,
телекоммуникационные сети, открытые
системы, системы передачи, хранения и
обработки данных;
2) повышение квалификации и
профессиональная переподготовка
педагогических, административных и
инженерно-технических кадров:
формирование программ и разработка
методического обеспечения повышения
квалификации и профессиональной
переподготовки педагогических,
административных и инженерно-технических
кадров в области новых информационных
технологий;
повышение квалификации и
профессиональная переподготовка
педагогических, административных и
инженерно-технических кадров;
3) оснащение образовательных учреждений
средствами информатизации:
организация конкурсов на лучший проект
оснащения общеобразовательных учреждений
средствами информатизации;
оснащение образовательных учреждений
средствами вычислительной техники,
средствами телекоммуникаций;
оснащение образовательных учреждений
лицензионными и сертифицированными
программными продуктами, предоставление
услуг по их сопровождению;
оснащение образовательных учреждений
специализированной мебелью для учебных
кабинетов и компьютерных классов;
4) организация системы технического
обслуживания:
разработка нормативно-технического и
методического обеспечения,
организационных форм и принципов
управления техническим обслуживанием на
отраслевом, региональном и местном
уровнях;
создание материально-технической базы и
подготовка кадров для центров
технического обслуживания

Объемы и источники
финансирования
Программы


























-




























всего на 2002-2005 годы - 56000 млн.
рублей, в том числе за счет средств
федерального бюджета - 16000 млн. рублей,
средств бюджетов субъектов Российской
Федерации - 22400 млн. рублей,
внебюджетных средств - 17600 млн. рублей;
на научно-исследовательские и
опытно-конструкторские работы - 225 млн.
рублей, в том числе за счет средств
федерального бюджета - 150 млн. рублей,
средств бюджетов субъектов Российской
Федерации - 45 млн. рублей, внебюджетных
средств - 30 млн. рублей;
на инвестиции - 1450 млн. рублей, в том
числе за счет средств бюджетов субъектов
Российской Федерации - 1100 млн. рублей,
внебюджетных средств - 350 млн. рублей;
на прочие нужды - 54325 млн. рублей, в
том числе за счет средств федерального
бюджета - 15850 млн. рублей, средств
бюджетов субъектов Российской Федерации -
21255 млн. рублей, внебюджетных средств -
17220 млн. рублей.
В 2001 году финансирование Программы
осуществляется за счет выделяемых на
реализацию Федеральной программы развития
образования средств в размере 1104 млн.
рублей, средств бюджетов субъектов
Российской Федерации - 1000 млн. рублей,
внебюджетных средств - 120 млн. рублей

Ожидаемые результаты
реализации Программы

































































-


































































1) создание основ единой
образовательной информационной среды,
обеспечивающей:
доступ учащихся и преподавателей 50
процентов общеобразовательных и 70
процентов учебных заведений
профессионального образования к
высококачественным локальным и
сетевым образовательным
информационным ресурсам, в том числе
к системе современных электронных
учебных материалов по основным
предметам общеобразовательной школы;
возможность проведения тестирования
и оценки качества образования с
использованием специализированного
программного обеспечения на всей
территории Российской Федерации;
методическую поддержку и
возможность непрерывного повышения
квалификации преподавателей
образовательных учреждений всех
уровней;
подключение вузов к глобальным
информационным ресурсам по
высокоскоростным каналам;
переход к системе открытого
образования на основе интерактивных
дистанционных технологий обучения;
создание для граждан России с
ограниченными возможностями условий,
обеспечивающих получение полноценного
образования, необходимой специальной
(коррекционной) помощи, а также
социальную адаптацию и реабилитацию с
помощью образовательных средств;
поэтапный переход к новой
организации российского образования
на основе информационных технологий;
2) доведение числа компьютеров в
общеобразовательных учреждениях до
соотношения - 1 компьютер на 80 учащихся;
3) достижение отвечающего современным
требованиям уровня подготовки российских
преподавателей в области информационных
технологий;
4) повышение качества обучения в
образовательных учреждениях, находящихся
в удалении от методических центров
(сельские школы, школы в закрытых военных
городках и др.), путем организации
доступа таких учреждений к существующим
образовательным ресурсам, рационального
использования педагогических кадров
высшей квалификации, подготовки
специалистов в области новых
информационных технологий для этих
учреждений;
5) создание сети ресурсных центров,
обеспечивающих информационную и
научно-методическую поддержку учебного
процесса, обслуживание
аппаратно-программных средств, оказание
консультационных услуг;
6) развитие фундаментальных и
прикладных исследований для реализации
задачи, формулой которой является
"образование через всю жизнь"

Система организации
контроля за
исполнением Программы

-


определяется Федеральным агентством по образованию, Министерством экономического развития и торговли
Российской Федерации и Министерством
финансов Российской Федерации

(позиция в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2004 года N 459 - см. предыдущую редакцию)


I. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами

Стремительно развивающаяся научно-техническая революция стала основой глобального процесса информатизации всех сфер жизни общества. Уровень и темпы информационно-технологического развития во многом определяют состояние экономики, качество жизни людей, национальную безопасность, роль страны в мировом сообществе.

В условиях динамично меняющегося мира, глобальной взаимозависимости и конкуренции, необходимости широкого использования и постоянного развития и усложнения технологий фундаментальное значение имеет информатизация сферы образования. Содержание и качество образования, его доступность, соответствие потребностям конкретной личности в решающей степени определяют состояние интеллектуального потенциала современного общества. Интенсивное развитие сферы образования на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий становится важнейшим национальным приоритетом.

Во всех развитых и во многих развивающихся странах осуществляются широкомасштабные программы информатизации образования.

Все более полно проявляются в мировой практике тенденции широкого использования дистанционных технологий обучения как важнейшего компонента складывающейся системы открытого образования.

На этом фоне состояние информатизации российской школы можно оценить как неудовлетворительное. Наиболее сложным и важным звеном здесь является общеобразовательная школа.

Общеобразовательные учреждения

Большую часть компьютерного парка в общеобразовательных школах составляют установленные в 1985-1992 годах компьютеры первого поколения, которые не дают возможности ввести типовую операционную среду Windows 95/98, используемую подавляющим числом пользователей персональных компьютеров в России. В последние 7-8 лет централизованные поставки компьютерного оборудования в школу практически не осуществлялись.

Россия является единственной страной в мире, в которой (по данным исследований IEA в 1999 году) количество компьютеров в школах сокращается. Один компьютер с современным интерфейсом приходится более чем на 500 учащихся, в то время как во многих европейских странах - на 10-15 учащихся.

Менее 2 процентов общеобразовательных учреждений имеют в своем распоряжении средства сетевого взаимодействия и только 1,5 процента имеют выход в глобальную сеть.

Разработка русскоязычных образовательных ресурсов идет крайне медленно. В силу отсутствия национальной политики в разработке образовательных ресурсов сети Интернет появляющиеся образовательные сайты часто имеют невысокое качество.

На сегодняшний день менее 20 процентов школ имеют в штате специалиста в области информатики, а на одного специалиста (которым чаще всего является учитель информатики) приходится примерно 1000 учащихся.

Как показывает практика, использование информационных технологий и сети Интернет в общеобразовательных школах пока еще ограничено и очень слабо связано с учебным процессом. В настоящее время это, как правило, занятия по информатике. Дистанционное обучение школьников находится в зародышевом состоянии.

Не получают широкого распространения Интернет-технологии в российской общеобразовательной школе в связи с устаревшей и слабо развитой материальной базой, отсутствием в русскоязычном Интернете учебной информации, встраиваемой в учебный процесс традиционной школы, неподготовленностью учителей к использованию информационных технологий. Использование Интернет-технологий в учебном процессе требует создания электронных учебных материалов нового поколения, перестройки содержания и организационных форм учебной деятельности и переподготовки учительских кадров. Информационные технологии и Интернет должны появиться в школе как средства решения основных ее задач в период формирования новых социально-экономических условий жизни общества.

В системе дополнительного образования детей на начало 2000/2001 учебного года насчитывалось 8,7 тыс. учреждений, в которых обучается более 7 млн. человек. Необходимость подключения значительной части данных учреждений к Интернету диктуется задачами развития сферы дистанционного обучения по различным видам детского и юношеского творчества, внедрением новых информационных технологий в сферу дополнительного образования детей. Имеющаяся на сегодняшний день в учреждениях дополнительного образования сетевая база и учебно-методическое оснащение явно недостаточны для решения этих задач и требуют значительного обновления.

Особое положение в процессе построения единой образовательной информационной среды занимают сельские школы, в которых обучается примерно треть школьников страны. В систему образования страны входят 31480 сельских школ основного общего образования и около 15 тыс. начальных малокомплектных школ. В сельской школе остро не хватает учебной и методической литературы, наглядных, демонстрационных пособий и лабораторного оборудования. Даже по действующим нормативам сельские школы на конец 2000 года оснащены компьютерной техникой всего лишь на 5 процентов. Отсутствие во многих селах телефонной связи не дает возможности обеспечить школы обычной электронной почтой - наиболее распространенным и простым телекоммуникационным средством.

Специфика обучения и большинство проблем, с которыми сталкиваются ведомственные школы в закрытых военных городках, схожи с теми, которые характерны для сельских школ. Это информационная изолированность обучающихся и преподавательского состава, ограничения по применению наглядных, демонстрационных пособий и лабораторного оборудования. Все школы находятся в удалении от методических центров.

Состояние сельских школ и школ в закрытых военных городках приводит к определенной информационной изолированности школьников, создает неравные условия для получения качественного образования.

     

     

Учреждения профессионального образования

Новые информационные технологии предъявляют повышенные требования к качеству труда и уровню квалификации инженерно-педагогических и руководящих работников учебных заведений профессионального образования. Однако в настоящее время лишь около 25 процентов из них имеют начальный (ознакомительный) уровень подготовки в области информатики.

Большинство вузов России в настоящее время имеют доступ к компьютерным сетям. Однако уровень информатизации учебной и научной деятельности в абсолютном большинстве из них еще низок. В связи с этим к первоочередным задачам относятся создание учебных программ и электронных библиотек, развитие дистанционного обучения, модернизация и развитие существующей сетевой инфраструктуры и увеличение пропускной способности используемых каналов. Для вузов, в частности, необходимо постоянное высокоскоростное соединение с пропускной способностью 256 Кбит/с - 2 Мбит/с. В этом случае они могут стать важными источниками информационных и телекоммуникационных услуг для учреждений среднего общего и профессионального образования.

Тенденции развития общества требуют безотлагательного решения проблемы опережающего развития системы образования на основе информационных технологий. Информатизация предполагает изменение содержания, методов и организационных форм образования. Включение современных информационных технологий в образовательный процесс создает возможности повышения качества образования.

Необходимость разработки и принятия федеральной целевой программы развития единой образовательной информационной среды обусловлена коренными изменениями в государственной политике Российской Федерации в области образования, принятием Федеральной программы развития образования и Национальной доктрины образования, развитием информатизации образования в мире, необходимостью координации программ по информатизации образования, проводимых в отдельных регионах России.

II. Цели и задачи, сроки и этапы реализации Программы

Целями Программы являются создание и развитие в Российской Федерации единой образовательной информационной среды, обеспечивающей:

единство образовательного пространства на всей территории страны;

повышение качества образования во всех регионах России;

сохранение, развитие и эффективное использование научно-педагогического потенциала страны;

создание условий для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе информационных технологий;

предоставление образовательных услуг русскоязычному населению за рубежом.

Задачи Программы:

1. Формирование информационно-технологической инфрастуктуры системы образования, включая:

создание федеральной системы информационного и научно-методического обеспечения развития образования;

предоставление образовательным учреждениям средств вычислительной техники, средств доступа к глобальным информационным ресурсам, общесистемных и прикладных программных средств, средств технического обслуживания.

2. Использование информационных и телекоммуникационных технологий в учебном процессе, включая:

создание и внедрение в учебный процесс наряду с традиционными учебными материалами современных электронных средств его поддержки и развития;

разработку средств информационно-технологической поддержки и развития учебного процесса;

обеспечение качества электронных средств поддержки и развития учебного процесса на основе их стандартизации и сертификации;

подготовку педагогических, административных и инженерно-технических кадров образовательных учреждений, способных эффективно использовать в учебном процессе новейшие информационные технологии.

Система программных мероприятий представлена в приложении N 1. Она направлена на обеспечение комплексного решения поставленных задач.

Сроки реализации Программы - 2001-2005 годы.

На первом этапе (2001 год) предусматривается поставка аппаратно-программного обеспечения в сельские школы, отбор прикладного программного обеспечения для использования в сельских школах в переходный период, организация подготовки учителей сельских школ к работе с информационными технологиями в образовании.

На втором этапе (2002-2003 годы) - разработка стратегии и методологии реализации Программы, организация федеральной системы информационного и научно-методического обеспечения развития образования, обеспечение учебных заведений средствами информатизации и доступа к информационно-образовательным ресурсам, разработка современных электронных учебных материалов и их экспериментальное опробирование, разработка программ, учебных планов и материалов, повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогических, административных и инженерно-технических кадров.

На третьем этапе (2004-2005 годы) - завершение поставок средств информатизации в учебные заведения, организация системы технического обслуживания, разработка и тиражирование электронных учебных материалов, повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогических, административных и инженерно-технических кадров, создание системы открытого образования на основе дистанционных технологий обучения.

III. Система программных мероприятий

     

1. Развитие информационных технологий сферы образования

Основой образовательной системы является высококачественная и высокотехнологичная информационно-образовательная среда. Ее создание и развитие представляет технически сложную и дорогостоящую задачу. Но именно она позволяет системе образования коренным образом модернизировать свой технологический базис, перейти к образовательной информационной технологии в широком смысле этого слова и осуществить прорыв к открытой образовательной системе, отвечающей современным требованиям. Электронные и традиционные учебные материалы должны гармонично дополнять друг друга как части единой образовательной среды. Использование новейших информационных технологий должно способствовать решению педагогических задач, которые сложно или невозможно решать традиционными методами.

Для создания и развития информационно-образовательной среды должен быть полностью задействован научно-методический, информационный, технологический, организационный и педагогический потенциал, накопленный отечественной системой образования. При этом нельзя допустить разрушения сложившейся системы, утраты положительных результатов российского образования. Используя опыт и достоинства сложившейся образовательной системы, имеющей глубокие традиции, необходимо выстроить новую открытую образовательную систему, интегрирующую все доступные школе информационные технологии, обеспечить переход учителей к сознательному использованию методических и информационных средств в полном объеме.

На первом этапе реализации Программы должны быть разработаны и утверждены требования к электронным средствам поддержки и развития учебного процесса.

Учитывая новизну и сложность проблемы развития информационно-образовательной среды, ее решение требует экспериментального поиска на основе имеющегося в системе образования опыта работы с информационными технологиями. Необходимо выработать механизм, предполагающий обязательную экспериментальную проверку рекомендуемых для использования в учебных заведениях электронных учебных материалов.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»