КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 01 июня 2000 года N 109
О концепции национальной школы Чувашской Республики в современной системе обучения и воспитания
Признано утратившим силу постановлением Кабинета министров Чувашской республики от 29 июня 2011 г. N 263.
В соответствии с Законом Чувашской Республики "Об образовании", постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 12 октября 1994 г. N 206 "О Программе развития образования Чувашской Республики на 1994 - 2000 годы" и в целях создания необходимых условий для развития национальных общеобразовательных учреждений Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию национальной школы Чувашской Республики в современной системе обучения и воспитания.
2. Министерству образования Чувашской Республики, иным органам исполнительной власти и органам местного самоуправления Чувашской Республики учитывать положения Концепции национальной школы Чувашской Республики в современной системе обучения и воспитания при разработке и реализации целевых программ развития образования.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Министерство образования Чувашской Республики.
Председатель Кабинета Министров
Чувашской Республики - Э. Аблякимов
КОНЦЕПЦИЯ национальной школы Чувашской Республики в современной системе обучения и воспитания
Реалии сегодняшней жизни в условиях открытого общества, интегрированного в мировую культуру и мировое хозяйство, ставят принципиально новые задачи перед всей системой образования. Все больше требуется конкурентоспособных специалистов, которые могли бы быстро адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. В связи с этим особую актуальность приобретают проблемы повышения качества обучения и воспитания подрастающего поколения в национальных школах.
В соответствии с государственной образовательной политикой Чувашской Республики национальная школа призвана обеспечить передачу из поколения в поколение многовекового опыта своего народа, его нравственных устоев, создать условия для приобщения учащихся к материальным и духовным ценностям и традициям, принять на себя важнейшие функции формирования у них этнического самосознания и достоинства. Формирование личности как носителя ценностей и традиций своего народа, содействие ее развитию и обеспечению конкурентоспособности - основополагающая задача для образовательных учреждений Чувашской Республики. Одним из важнейших условий успешной реализации этой задачи является разработка Концепции национальной школы Чувашской Республики в современной системе обучения и воспитания (далее - Концепция) как системы взглядов, принципов и приоритетов в национальном образовании, призванной стать основой деятельности органов государственной власти и местного самоуправления Чувашской Республики.
Чувашская национальная система образования, получившая свое начало в 60-70-е годы XIX века, благодаря просветительской деятельности И.Я. Яковлева и его соратников органически вписалась в единое образовательное пространство России. Она сыграла неоценимую роль в просвещении чувашского народа и повлияла на все стороны его развития, включая отношение к социально-экономической жизни общества и повседневному быту.
От церковно-приходской школы и ликбезов система образования последовательно переходила в XX веке ко всеобщему начальному, а затем неполному среднему (семилетнему, восьмилетнему) и всеобщему среднему образованию. За эти годы в республике выросла сеть учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, что повлияло на увеличение числа лиц, получивших профессиональное образование. В 1994 году на 1 тыс. населения 105 человек имели высшее образование.
Численность студентов в учреждениях высшего профессионального образования на 10 тыс. населения в 1999 году составила 305 человек (в Российской Федерации - 280).
С начала 90-х годов в Чувашской Республике качественно улучшилась подготовка специалистов с высшим образованием. Этому способствовало открытие факультетов гуманитарного направления в высших учебных заведениях, расширение специальностей данного профиля. В общеобразовательных учреждениях Чувашской Республики увеличилось количество учителей с высшим образованием - 87,9 процента (в Российской Федерации - 76,4%), в том числе среди учителей родного языка и литературы - 87,4 процента.
В последнее десятилетие возрос научно-педагогический потенциал республики. Создана Национальная академия наук и искусств Чувашской Республики. В высших учебных заведениях и научно-исследовательских учреждениях Чувашской Республики работают 135 докторов и 970 кандидатов наук. Организована подготовка кадров для высшей школы, успешно действуют при вузах республики аспирантуры и докторантуры, функционируют советы по защите кандидатских и докторских диссертаций.
Созданы условия для получения дошкольного, начального общего, основного общего образования на чувашском и русском языках, а в местах компактного проживания представителей иных национальностей - на их родном языке. В 507 детских дошкольных образовательных учреждениях воспитывается 42,7 тысячи детей, в 185 (35,3%) учреждениях образовательный процесс осуществляется на чувашском языке с охватом 6615 детей, в 10 - на русско-чувашском (1198 детей), в одном - на русско-чувашско-татарском (20 детей) и на чувашско-татарском (50 детей), в 8 - на татарском (207 детей).
100,3 тысячи детей (45,5%) обучаются в 483 школах на чувашском, татарском и мордовском языках, 117 тысяч (54,5%) в 196 общеобразовательных учреждениях - на русском языке. В соответствии с Законом Чувашской Республики "О языках в Чувашской Республике" в 182 школах 113 тысяч учащихся (51%) изучают чувашский язык как учебный предмет. В школах г. Чебоксары в последние годы открыты классы, работающие по чувашской национальной программе. В 1 - 5 классах чувашских, татарских национальных школ обучение ведется на родном языке, а в мордовских школах родной язык изучается как учебный предмет.
Почти половина чувашей проживает за пределами Чувашской Республики. В местах их компактного проживания функционирует более 300 чувашских школ. С 1992 года между Министерством образования Чувашской Республики и органами управления образованием субъектов Российской Федерации заключены двусторонние соглашения о сотрудничестве в развитии школ чувашской диаспоры.
Наряду с позитивными тенденциями в развитии системы образования республики имели место отход от прогрессивных традиций в воспитании и обучении молодежи, определенный отрыв деятельности образовательных учреждений от насущных задач и долговременных перспектив социально-экономического развития нации, принижение роли родного языка как средства интеллектуального и духовного развития личности ученика. К самым тяжелым последствиям в развитии чувашских национальных школ привело принятие постановления бюро обкома КПСС и Совета Министров Чувашской АССР от 26 июля 1960 г. "О переходе к обучению учащихся в V - VII классах на русском языке и мерах по улучшению изучения русского языка и литературы в чувашских школах", в результате чего осуществлен массовый перевод школ на русский язык обучения. В городах и ряде районных центров родной язык не преподавался, чувашские школы были преобразованы в русские. Не придавалось должного значения родному языку и в подготовке кадров для образовательных учреждений.
На пути к созданию новой школы и развития национально-региональных систем образования немало нерешенных проблем. Одна из них - совершенствование содержания образования национальной школы. Суть ее заключается в определении соотношения общего, частного и особенного, в объединении достижений мировой и национальной культур в процессе обучения и воспитания учащихся.
В результате принятых Законов Российской Федерации и Чувашской Республики "Об образовании" и Закона Чувашской Республики "О языках в Чувашской Республике" создана законодательно-правовая база для реформирования системы общего и профессионального образования. Действующее законодательство способствует устранению унитарного характера школьного образования, позволяет осуществлять принципы вариативности, защиты и развития национальных культур, обеспечивает единство федерального образовательного и культурного пространства. Содержание образования национальной школы наряду с требованиями федерального образовательного стандарта должно учитывать социо- и этнокультурные потребности развития народа.
Возрождение духовных и культурных традиций народов, использование их в процессе образования оказывают существенное влияние на формирование личности, позволяют глубже осознать общее и особенное в национальной культуре, выработать единую этнокультурную политику согласия.
Настоящая Концепция носит стратегический характер и определяет приоритетные направления развития национальных школ.
Национальная школа - это общеобразовательное учреждение, находящееся на территории Чувашской Республики в местах компактного проживания представителей разных национальностей, реализующее образовательные программы, основанные на принципе включения обучающихся в родную этнокультурную среду и содержащие соответствующий национально-региональный компонент.
Государственная политика Чувашской Республики в развитии национальных школ основывается на следующих принципах, которые обязательны для учета и исполнения органами государственной власти и местного самоуправления:
реализация прав граждан на получение дошкольного, основного общего образования на государственных языках Чувашской Республики, выбор иного языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования;
сохранение и развитие родного языка, самобытной культуры и межкультурного взаимодействия разных этносов;
фундаментальность содержания образования, обеспечивающая высокую научность получаемых знаний и усвоение культурно-исторических достижений человечества;
открытость содержания образования, предполагающая использование новых достижений мировой науки и культуры;
учет этнопедагогических и этнопсихологических основ в формировании личности воспитанника национальной школы;
содействие развитию чувашских школ, расположенных за пределами республики;
информационное обеспечение и взаимодействие школы, семьи и общественности.
Основными целями государственной политики Чувашской Республики в развитии национальных образовательных учреждений являются создание оптимальных условий для образования граждан в соответствии с их способностями, интересами, интеграции их в национальную и мировую культуру, а также повышение интеллектуального потенциала народа и воспитание национальных кадров.
Приоритетными в развитии национальных школ являются следующие направления:
развитие родного языка как языка воспитания и обучения в системе дошкольного и общего образования, способствующего возрождению и развитию национальной культуры, становлению творческой личности через познание истории народа и его самобытности, привитие ей любви и уважения к родному народу, чувства гордости за его вклад в общечеловеческую культуру;
расширение сферы использования родного языка, развитие билингвизма, многоязычия;
создание благоприятных условий для функционирования государственных языков;
реализация образовательных программ, основанных на принципе включения обучающихся в родную этнокультурную среду и национальные традиции:
а) разработка национально-регионального компонента и его введение в образовательный процесс, гармоничное сочетание федерального и национально-регионального компонентов в содержании образования с общечеловеческими ценностями;
б) приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям родного народа, к его духовным и нравственным ценностям;
в) создание воспитательной системы, основанной на особенностях характера и психологии народа, истории и культуры нации;
интеграция национальной образовательной системы в мировое образовательное пространство:
а) обеспечение открытости содержания образования на основе сохранения самобытной культуры народа и развития межкультурного взаимодействия разных этносов;
б) развитие свободной высококультурной, образованной личности, способной самореализовываться в условиях коренных преобразований, происходящих в обществе;
в) воспитание гражданина, формирование системы ценностей и отношений, соответствующих многонациональному обществу;
учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:
а) создание нового поколения учебников, учебных пособий, детской литературы в соответствии с этнопсихологическими особенностями восприятия и стилем мышления учащихся;
б) совершенствование учебно-методического комплекта по чувашскому языку и литературе, истории и культуре родного края, а также по другим предметам;
в) разработка учебно-методического комплекта по русскому языку и литературе для национальной школы с учетом специфики родного языка;
г) осуществление перевода на чувашский язык федеральных учебников для учащихся 6 - 8 классов по предметам обществоведческого и естественнонаучного циклов (по потребности);
д) укрепление учебно-материальной базы для совершенствования образовательного процесса;
кадровое обеспечение:
а) улучшение качества подготовки педагогических кадров по родному языку и литературе;
б) подготовка учителей, владеющих двумя государственными языками;
в) совершенствование системы переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, работающих в разных типах и видах общеобразовательных учреждений;
содействие чувашским национальным школам, находящимся за пределами Чувашской Республики, в обеспечении их учебно-методическими комплектами по родному языку и литературе, в подготовке, переподготовке и повышении квалификации учителей начальных классов, преподавателей родного языка и литературы.
Концепция реализуется посредством разработки и выполнения Программы развития образования, а также конструктивного диалога и сотрудничества между органами государственной власти, местного самоуправления и общественности.