Недействующий

КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 апреля 2009 года N 124

О республиканской комплексной программе "Качество" на 2010-2020 годы

Признано утратившим силу постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 февраля 2014 г. N 44

{ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 15 марта 2010 N 62
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 27 января 2010 г. N 18
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 августа 2011 г. N 359
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 12 октября 2011 г. N 435}

В целях реализации государственной политики в области качества, достижения устойчивой тенденции повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг и территорий Чувашской Республики и в соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 октября 2006 г. N 274 "О совершенствовании и расширении сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования" Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:

1. Утвердить прилагаемую республиканскую комплексную программу "Качество" на 2010-2020 годы (далее - Программа).

2. Утвердить Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики государственным заказчиком-координатором Программы.

{Пункт 2 редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 27 января 2010 г. N 18}

3. Установить, что:

при формировании проектов республиканского бюджета Чувашской Республики на очередной финансовый год и плановый период Программа включается в перечень республиканских целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики;

объем финансирования мероприятий Программы подлежит ежегодному уточнению исходя из реальных возможностей республиканского бюджета Чувашской Республики.

4. Органам исполнительной власти Чувашской Республики обеспечить своевременное выполнение мероприятий, предусмотренных Программой.

5. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности принять участие в реализации мероприятий Программы.

6. Признать утратившими силу с 1 января 2010 г. постановления Кабинета Министров Чувашской Республики:

от 5 октября 2005 г. N 246 "О Республиканской комплексной программе ускоренного внедрения во все сферы экономики Чувашской Республики международных стандартов качества на 2005-2011 годы (программа "Качество")";

от 14 февраля 2008 г. N 33 "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 5 октября 2005 г. N 246";

от 25 сентября 2008 г. N 290 "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 5 октября 2005 г. N 246".

{Пункт 7 признан утратившим силу постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 27 января 2010 г. N 18}

И.о. Председателя Кабинета Министров

Чувашской Республики Н.Смирнов

УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 10.04.2009 N 124

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА "Качество" на 2010-2020 годы


{В редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 15 марта 2010 N 62, от 27 января 2010 г. N 18, от 26 августа 2011 г. N 359}

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


Наименование Программы

-

республиканская комплексная программа "Качество" на 2010-2020 годы

Основание для разработки Программы

-

Зако н Чувашской Республики от 4 июня 2007 г.  N  8  "О Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года";

 Указ Президента Чувашской Республики от 31 марта 2005 г. N 32 "О мерах по ускоренному внедрению в Чувашской Республике международных стандартов качества";

 постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 21 февраля 2005 г. N 39 "О Концепции инновационного развития Чувашской Республики"

Государственный заказчик-координатор Программы

-

Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики (далее - Минэкономразвития Чувашии)

Основной разработчик Программы

-

Минэкономразвития Чувашии

Цель Программы

-

реализация государственной политики Чувашской Республики в области качества как одной из приоритетных составляющих Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года

Задачи Программы

-

создание правовых, экономических, организационных и социальных условий, способствующих повышению качества и конкурентоспособности товаров, работ и услуг, обеспечивающих динамичное развитие экономики Чувашской Республики;

 развитие конкурентоспособности республики, обеспечение лидерства государственной политики Чувашской Республики в области кач ества среди субъектов Российской Федерации;

 повышение гарантий качества и имиджа организаций в Чувашской Республике через внедрение в них международных стандартов;

 распространение передового практического опыта экономической, социальной и общественной деятельности в области менеджмента качества и эффективной деятельности среди организаций всех сфер жизнедеятельности республики;

 воспитание у руководителей и специалистов организаций в Чувашской Республике осознания экономической целесообразности и выгодности качества через эффективные формы обучения, внедрения международных технологий и методов;

 пространственное развитие территории Чувашской Республики, основанное на максимальном использовании международных стандартов качества и инновационных технологий управления;

 улучшение состояния окружающей среды за счет внедрения организациями в Чувашской Республике систем экологического менеджмента;

 внедрение систем социальной ответственности бизнеса, стимулирующих деятельность организаций в области права на труд и охраны труда, социальных гарантий для персонала, качества продукции (услуг, работ), охраны окружающей среды, экономного ресурсосбережения, участия в социальных мероприятиях и поддержки общественных инициатив;

 реализация принципа "образование через всю жизнь", формирование профессиональной элиты в области менеджмента качества, выявление и поддержка наиболее одаренной и талантливой молодежи;

 содействие практике корпоративного управления в организациях всех сфер жизнедеятельности республики, в том числе разработке Кодекса корпоративного управления в Чувашской Республике;

 совершенствование организации, координация, а также внутренняя и внешняя мотивация работ по качеству на территории Чувашской Республики (проведение выставок, конкурсов, конференций, семинаров, круглых столов по вопросам качества);

 формирование обстановки общественной нетерпимости к низкому качеству продукции (работ, услуг) и ее производителям, повышение культуры качества среди населения и организаций

Целевые индикаторы Программы

-

рост к 2020 году:
 количества организаций, внедривших международные стандарты качества (современные технологии управления), в 2,5 раза по отношению к 2008 году;

 доли сертифицированных по международным стандартам организаций среди крупных, экономически или социально значимых организаций до 65 процентов (в 2008 году - 29 процентов);

 количества социально ориентированных организаций, систем социального менеджмента в 2,0 раза по отношению к 2008 году
 обеспечение эффективности деятельности Минэкономразвития Чувашии в сфере государственных закупок

Срок реализации Программы

-

2010-2020 годы

Объемы и источники финансирования Программы

-

предполагаемый общий объем финансирования Программы за 2010-2020 годы составит 709,5214 млн. рублей, в том числе за счет:
 средств республиканского бюджета Чувашской Республики - 18,2614 млн. рублей (2,6 процента);

 внебюджетных средств - 691,26 млн. рублей (97,4 процента).
 Объемы финансирования подлежат ежегодному уточнению с учетом реальных возможностей республиканского бюджета Чувашской Республики

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели бюджетной и социальной эффективности

-

повышение конкурентоспособности Чувашской Республики, рейтинга ее инвестиционной привлекательности;

 динамичное развитие производства конкурентоспособной продукции, расширение рынков ее сбыта, в том числе путем развития сотрудничества со стратегическими партнерами Чувашской Республики;

 повышение эффективности взаимоотношений власти, бизнеса, общественных организаций и населения;

 разработка, внедрение и сертификация систем менеджмента качества, в том числе интегрирова нных, на базе международных стандартов ISO 9000 и 14000, SA 8000 и др. более чем в 400 организациях в Чувашской Республике;

 ресертификация систем менеджмента качества в 350 организациях в Чувашской Республике;

 формирование единой республиканской системы социальной ответственности, соответствующей международным стандартам;

 совершенствование республиканской инновационной инфраструктуры в области качества;

 развитие системы образования в области качества по принципу "образование через всю жизнь", совершенствование бизнес-культуры;

 обучение в учебных центрах по новым технологиям управления качеством и производством более 5000 руководителей и специалистов организаций, снижение потерь от неэффективных, нерациональных, неквалифицированных действий;

 вовлечение в процесс управления качеством организаций и специалистов всех сфер жизнедеятельности республики, что будет способствовать системным переменам в организациях, созданию предпосылок для новаторства и внедрения инноваций;

 проведение обучения основам менеджмента качества на всех уровнях - от системы дошкольного образования до повышения квалификации руководителей и специалистов организаций экономики;

 реализация проекта по внедрению международных стандартов качества в организациях сельского хозяйства, социальной сферы, культуры;

 создание республиканской информационной базы с внедрением программы мониторинга показателей качества и работ в области качества.
 Бюджетная эффективность определяется тем, что внедрение международных стандартов качества позволит повысить эффективность деятельности организаций, что, следовательно, увеличит поступление налогов в бюджеты всех уровней, обеспечит вклад в увеличение валового регионального продукта. Чистый дополнительный доход республиканского бюджета Чувашской Республики за все годы реализации Программы составит 387,8 млн. рублей, на каждый рубль вложенных бюджетом средств будет получено 11,3 рубля дохода.
 Социальная эффективность Программы определяется тем, что сформированный комплексный механизм управления "социальным кругооборотом качества" будет стимулировать повышение не только внутренней социальной ответственности бизнеса (социальные гарантии и развитие персонала, промышленная безопасность, охрана труда, энергосбережение и т.п.), но и внешней (общереспубликанские программы социального сообщества, благотворительность, спонсорство, меценатство и т.п.)

Система организации контроля за выполнением Программы

-

контроль за реализацией Программы осуществляет государственный заказчик - координатор Программы - Минэкономразвития Чувашии.
 Исполнители мероприятий Программы ежегодно к 15 февраля до 2021 года информируют Минэкономразвития Чувашии о ходе выполнения Программы.
 Минэкономразвития Чувашии до 1 марта ежегодно до 2021 года представляет в Министерство финансов Чувашской Республики доклад о ходе работ по реализации Программы и эффективности использования финансовых средств.
 По окончании срока реализации Программы Минэкономразвития Чувашии до 20 февраля 2021 г. представляет в Министерство финансов Чувашской Республики доклад о реализации Программы и эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации. После согласования с Министерством финансов Чувашской Республики Минэкономразвития Чувашии до 1 марта 2021 г. представляет в Кабинет Министров Чувашской Республики доклад о реализации Программы и эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации.

Введение


Республиканская комплексная программа "Качество" на 2010-2020 годы (далее - Программа) является логическим продолжением Республиканской комплексной программы ускоренного внедрения во все сферы экономики Чувашской Республики международных стандартов качества на 2005-2011 годы (программа "Качество"), утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 5 октября 2005 г. N 246 (с изменениями, внесенными постановлениями Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 февраля 2008 г. N 33, от 25 сентября 2008 г. N 290), и третьим этапом реализации государственной политики Чувашской Республики в области качества.

Программа коррелирована с задачами и подходами:

Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года, утвержденной Законом Чувашской Республики от 4 июня 2007 г. N 8 (в редакции Закона Чувашской Республики от 25 сентября 2008 г. N 48);

Концепции инновационного развития Чувашской Республики, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 21 февраля 2005 г. N 39.

Качество рассматривается в Программе как экономическая, социальная и нравственная категория, как необходимое условие повышения качества жизни населения Чувашской Республики.

В Программе использованы отдельные термины и определения Международной организации по стандартизации ISO (приложение N 1).

I. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа

1.1. Постановка проблем для решения программно-целевым методом


Степень осознания важности проблемы качества на всех уровнях управления и во всех сферах экономики Чувашской Республики в последние годы неуклонно растет. Создана хорошая база для дальнейшей, более широкой, технологичной и инновационной работы в этом направлении, для постоянного усовершенствования в соответствии с новыми мировыми тенденциями и опытом.

Современные системы всеобщего менеджмента качества - это не только технические, а прежде всего социальные системы. Они позволят каждой организации в максимальной степени самостоятельно решить многие проблемы качества жизни членов своего трудового коллектива, оказывать положительное воздействие на другие организации и на региональное сообщество в целом. Повсеместное внедрение и совершенствование таких экономико-социальных систем менеджмента обеспечит достижение главной цели - устойчивого развития Чувашской Республики. Существует понятие "социального кругооборота качества".

Социальный кругооборот качества на бумажном носителе

Программа должна интегрировать все эти виды "управлений качеством" и должна рассматриваться как своеобразное управление "социальным кругооборотом качества".

Программа как продолжение на новом уровне системных нововведений и работ по управлению качеством в республике необходима для:

комплексного решения главного приоритета Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года по достижению мировых стандартов жизни населения на основе конкурентоспособной экономики;

поступательного и постоянного движения вперед, повышения качества во всех сферах жизнедеятельности республики через социальное партнерство;

гармонизации систем управления (качеством, безопасностью, экологией и окружающей средой, социальными институтами, информацией и др.), комбинирования и интеграции этих систем;

комплексного решения проблемных вопросов повышения качества в Чувашской Республике как экономической, социальной и нравственной категории.

Для выявления и постановки проблемных вопросов, предлагаемых к решению программно-целевым методом, использовались методы:

теоретического исследования (анализ специальной и методологической информации и литературы; сравнение, обобщение, прогнозирование, моделирование);

эмпирического исследования (опрос, изучение и обобщение российского и мирового опыта);

графической и статистической обработки данных.

1.2. Основные проблемные вопросы, на решение которых направлена Программа


1.2.1. Слабая вовлеченность отдельных отраслевых сегментов экономики Чувашской Республики в процесс повышения качества продукции (услуг) на соответствие международным стандартам с использованием современных методов управления

Сегодня успех на рынке становится все более зависимым от уровня компетентности персонала, практической ориентации на потребителя и способности организаций нести ответственность за качество продукции (работ, услуг), соответствующее требованиям международных стандартов. Это равнозначно и необходимо для организаций всех сфер жизнедеятельности страны или региона, таких как промышленность и инновации, топливно-энергетический комплекс, финансовые и иные услуги, социальный сектор, сфера управления и другие. Такой подход к решению профессиональной и гражданской ответственности производителей перед потребителями продукции (работ, услуг) может существенно повысить эффективность технического регулирования, инвестиционную привлекательность и конкурентоспособность экономики в целом.

Среди организаций, учтенных в статистическом регистре хозяйствующих субъектов по Чувашской Республике по основным заявленным видам экономической деятельности, системная работа по управлению качеством , соответствующая международному уровню, ведется в 0,7 процента организаций . В большинстве видов экономической деятельности отсутствуют сертификаты соответствия международным стандартам ISO 9000 (диаграмма 1 приложения N 2), среди них оптовая и розничная торговля, гостиницы и рестораны, финансовая деятельность, транспорт и связь. По данным Международной ассоциации органов по сертификации Association IQN et , в отраслевой структуре организаций стран мира, сертифицированных на соответствие ISO 9000, около 11 процентов занимают организации оптовой и розничной торговли, 4,4 процента - сферы услуг (диаграмма 2 приложения N 2).

Качество сервисных услуг и их соответствие международным стандартам приобретают все большую актуальность. Растет объем экспорта международных услуг, оказанных организациями республики, в 2007 году по сравнению с 2006 годом он увеличился на 17,8 процента , из них экспорт гостиничных услуг на 42,7 процента (диаграмма 3 приложения N 2). Организации в Чувашии оказывают международные услуги партнерам из 83 стран мира, среди которых наибольший вес занимают такие страны, как Республика Корея, Нидерланды, Германия, США, Сирия, Италия, Япония, Австрия, Судан, Китай, Республика Беларусь, Казахстан, Украина.

Чувашская Республика стала регионом активных межрегиональных, межнациональных, межкультурных контактов. Среди наиболее крупных мероприятий международного и межрегионального значения: Первая Всероссийская конференция по бенчмаркингу (2005 год), I Международная выставка-ярмарка ювелирного искусства "Чувашия Золотая" (2005 год), заседание Международного конгресса хмелеводов (International Hop Growers Convention, 2006 год), Межрегиональный форум "Российские высокие технологии" (2007 год), Международная конференция и выставка "Релейная защита и автоматика современных энергосистем сверхвысокого напряжения" (2007 год), XXIII Кубок мира по спортивной ходьбе, Международный фестиваль фейерверков (2008 год), Первый Российский Форум "Российским инновациям - российский капитал" (2008 год), ежегодные: Чебоксарский экономический форум "Управление. Экономика. Развитие", Международный форум "Стратегия и практика успешного бизнеса".

1.2.2. Недостаточное развитие интегрированных (комплексных) систем управления, сочетающих в себе различные стандарты, отраслевую специфику и управленческие инновации, необходимые для удовлетворения требований стратегических потребителей

Одним из новых аспектов международной стандартизации является интеграция систем управления, например, качества и управления окружающей средой, здоровьем и безопасностью персонала. Для того чтобы функционировала интегрированная система менеджмента, недостаточно просто получить сертификаты в различных областях, необходимо их гармонизировать, выбрав базовый стандарт.

Среди сертифицированных на соответствие международным стандартам менеджмента качества только 7 процентов организаций в Чувашской Республике имеют интегрированные системы управления (диаграмма 4 приложения N 2), одна организация - ЗАО "ЗЭиМ-Лайн" - на соответствие менеджмента качества для поставщиков (производителей) автомобилей по ISO/TS 16949. В мире ежегодно количество компаний, сертифицированных на соответствие ISO/TS 16949, увеличивается на 30-60 процентов (диаграмма 5 приложения N 2).

Чувашская Республика является одним из основных стратегических партнеров открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОАО "РЖД"). Более 20 организаций осуществляют производство и поставку продукции для структурных подразделений российских железных дорог, в 2008 году объем отгрузки составил более 8,4 млрд. рублей. Ежегодный рост объемов поставок аппаратуры по железнодорожной тематике в рублевом выражении составляет 20-30 процентов. К 2011-2012 годам планируется довести объем поставок до 10 млрд. рублей .

Обеспечение качества поставляемой для ОАО "РЖД" продукции имеет большое значение для устойчивой, безопасной и эффективной перевозочной деятельности. Проблема корпоративных требований ОАО "РЖД" к поставщикам на сегодняшний день занимает ключевое положение в системе обеспечения качества приобретаемой продукции, особое внимание уделяется созданию новой продукции. Одним из требований ОАО "РЖД" к поставщикам комплектующих к подвижному составу является внедрение к 2012 году системы менеджмента бизнеса, соответствующей международному стандарту IRIS (приложение N 1).

Среди первых организаций в Чувашской Республике, начавших внедрение и сертификацию продукции и систем управления, удовлетворяющих требованиям ОАО "РЖД", - организации машиностроительного холдинга "Концерн "Тракторные заводы" и ОАО "Научно-производственный комплекс "Элара" имени Г.А. Ильенко" (далее - ОАО "Элара").

В 2008 году партия опытных образцов продукции нового поколения для железных дорог, выпущенная по заказу ОАО "РЖД" специализированными организациями машиностроительного холдинга "Концерн "Тракторные заводы", прошла сертификацию "Регистра сертификации на федеральном железнодорожном транспорте" ("РС ФЖТ"). Полувагон модели 12-2123 по конструкторской документации ОАО "РЖД" стал первым в России сертифицированным образцом. Это продукция нового поколения с осевой нагрузкой в 250 кН.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»