Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 апреля 2006 года N 135

О Республиканской программе государственной поддержки местного самоуправления на 2006-2008 годы

(УТРАТИЛО СИЛУ - постановление Правительства РС(Я) от 07.11.2008 N 473)

Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Республиканскую программу государственной поддержки местного самоуправления на 2006-2008 годы (далее именуется - Республиканская программа).

2. Министерству экономического развития Республики Саха (Якутия) (Ефимов В.П.) и Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (Николаев А.С.):

2.1. Финансовое обеспечение Республиканской программы в 2006 году осуществлять в рамках приложений 8, 10, 11 к Закону Республики Саха (Якутия) "О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2006 год", а также нормативных правовых актов Правительства Республики Саха (Якутия).

2.2. При разработке основных параметров прогноза государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на 2007-2008 годы предусмотреть средства на реализацию мероприятий Республиканской программы.

3. Руководителям министерств и ведомств обеспечить исполнение намеченных мероприятий Республиканской программы в установленные сроки.

4. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.

5. Координацию исполнения мероприятий Республиканской программы возложить на заместителей Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) по курируемым направлениям, общее руководство исполнения Программы - на первого заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Г.Ф. Алексеева.

Председатель Правительства

Республики Саха (Якутия)

Е. БОРИСОВ

Утверждена
постановлением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 20 апреля 2006 года N 135


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование Программы

Республиканская программа государственной поддержки местного самоуправления на 2006-2008 годы

Основания
 для разработки Программы

Указ Президента Российской Федерации
 "Об утверждении основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации";

 Постановление Правительства Российской Федерации
 c:\content\ngr\RU0000R199906273.doc (в редакциях постановлений Правительства РФ 2001-2005 гг.) "О Федеральной целевой программе государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления";

 Закон Республики Саха (Якутия) "О местном самоуправлении в Республике Саха (Якутия)" .

Государственный
 заказчик Программы

Правительство Республики Саха (Якутия)

Основной разработчик
 Программы

Комиссия по разработке Республиканской программы государственной поддержки местного самоуправления, образованная распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 05.12.2005 N 1526-р.

Цели и задачи Программы

Формирование условий для устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований, эффективной реализации конституционных полномочий местного самоуправления

Сроки реализации
 Программы

2006-2008 годы;

 первый этап - 2006 год;

 второй этап - 2007-2008 годы.

Перечень основных
 мероприятий Программы

Мероприятия в нормативно-правовой, организационной, финансово-экономической, кадровой сферах, по информационной поддержке местного самоуправления и созданию благоприятных условий для стабилизации социально-экономической обстановки в муниципальных образованиях

Исполнители основных
 мероприятий Программы

Министерство экономического развития Республики Саха (Якутия), Министерство финансов Республики Саха (Якутия), Центральная избирательная комиссия Республики Саха (Якутия), Министерство имущественных отношений Республики Саха (Якутия), Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия), Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия), Министерство образования Республики Саха (Якутия), Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия), Министерство транспорта, связи и информатизации Республики Саха (Якутия), Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия), Министерство по делам предпринимательства, развития туризма и занятости Республики Саха (Якутия), Министерство внутренних дел Республики Саха (Якутия), Министерство строительства и промышленности строительных материалов Республики Саха (Якутия), Департамент по делам печати и телерадиовещания Республики Саха (Якутия), Администрация Президента и Правительства Республики Саха (Якутия), органы местного самоуправления.

Источники
 финансирования
 Программы

Бюджет Республики Саха (Якутия);

 бюджеты муниципальных образований
 (по согласованию);

 прочие внебюджетные источники финансирования.

Ресурсное обеспечение
 на 2006-2008 годы

2006 год - 23,63 млрд. рублей;

 2007 год - 21,042 млрд. рублей;

 2008 год - 22, 686 млрд. рублей.

Ожидаемые конечные
 результаты Программы

Создание правовых, экономических, организационных механизмов эффективного использования потенциала муниципальных образований, вовлечения жителей республики в решение вопросов местного значения.
 Совершенствование нормативной правовой базы местного самоуправления, внедрение передовых методик и технологий по оптимизации местных бюджетов, территориальных основ муниципальных образований и структуры органов местного самоуправления.
 Создание механизмов и эффективно функционирующих систем подготовки и переподготовки кадров для органов местного самоуправления, реализация на территории республики отдельных мероприятий федеральной программы, способствующих социально-экономическому развитию муниципальных образований, создание системы информационного обеспечения населения республики о деятельности местного самоуправления.

Контроль за исполнением
 Программы

Контроль за исполнением Программы осуществляет Департамент по взаимодействию с территориальными органами исполнительной власти и муниципальными образованиями Администрации Президента и Правительства Республики Саха (Якутия).

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Одним из важнейших стратегических направлений государственного строительства в Российской Федерации и Республике Саха (Якутия) является становление и развитие местного самоуправления. Это конституционно закреплённая организация власти на местах, предполагающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Местное самоуправление - это основа демократии, гражданского общества, один из наиболее эффективных способов самоорганизации граждан в решении повседневных проблем. И его главная задача - расширение народовластия, пробуждение социальной инициативы людей и улучшение на этой основе их материального благосостояния. Целью муниципальной реформы является расширение непосредственного, прямого участия граждан во всех сферах местной жизни, рост влияния и усиления контроля жителей территории за действиями избранной ими муниципальной власти. Развитие местного самоуправления является важнейшей политической задачей для российского общества.

В 2002-2005 годах реализовывались мероприятия Республиканской программы государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления, утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 августа 2002 года N 412. Основной целью указанной Программы, принятой в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Федеральной целевой программой государственной поддержки развития муниципальных образований, являлось обеспечение становления и развития самоуправления населения путем создания основ для формирования власти на муниципальном уровне при условии достижения муниципальными образованиями финансово-экономической самостоятельности.

Развивая положения Конституции Российской Федерации, обновленный Федеральный закон о местном самоуправлении от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ определил повсеместное создание двухуровневой системы местного самоуправления, включающей в себя поселения, муниципальные районы и городские округа, с разграничением между ними полномочий и ресурсов. Это обеспечивает решение сразу двух задач: с одной стороны - приближение местной власти к населению, так как вопросы текущего жизнеобеспечения населения возложены на поселения, и с другой - решение муниципальными районами вопросов, требующих наличия развитой и дорогостоящей инфраструктуры.

В новом федеральном законе сформулирован перечень вопросов местного значения для каждого типа муниципальных образований, определены модели финансового обеспечения местного самоуправления. Их реализация расширяет самостоятельность органов местного самоуправления, в том числе и финансовую, усиливает их ответственность перед населением за состояние дел на местах, повышает роль граждан в решении вопросов местного значения.

В Республике Саха (Якутия) на плановой, системной основе осуществляется муниципальная реформа. Выполнен План совместных действий органов государственной власти и местного самоуправления Республики Саха (Якутия) на 2004-2005 годы по реализации Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Практически завершена реализация второго этапа Концепции развития местного самоуправления в Республике Саха (Якутия) на период до 2008 года. Выполнен План законотворческой деятельности органов государственной власти Республики Саха (Якутия) по реализации данного Федерального закона.

В течение 2002-2005 годов приняты основополагающие республиканские законы в области местного самоуправления, в том числе новые законы о местном самоуправлении, о порядке передачи объектов государственной собственности в муниципальную, о разграничении предметов ведения и полномочий объектов муниципальной собственности между муниципальными образованиями, о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, об установлении срока представительных органов местного самоуправления и глав вновь образованных муниципальных образований, их полномочий, численности, порядка избрания и статуса, о местном референдуме, о муниципальных выборах, о выравнивании бюджетной обеспеченности муниципальных образований, а также по решению ряда вопросов организации местного самоуправления. Осуществлены мероприятия по законодательному установлению границ и определению статуса 449 муниципальных образований.

Правительством Республики Саха (Якутия) приняты нормативные акты по вопросам организации деятельности органов местного самоуправления, формирования местных финансов. В целях оказания методической помощи органам местного самоуправления министерствами и ведомствами республики разработаны и направлены на места методические рекомендации и модельные муниципальные нормативно-правовые акты.

Проведена работа по совершенствованию системы межбюджетных отношений, в том числе методик распределения средств республиканского фонда финансовой поддержки муниципальных образований, республиканского фонда компенсаций, районного фонда финансовой поддержки поселений.

Продолжается осуществление мероприятий по формированию социально-экономической инфраструктуры муниципальных образований, передаче объектов государственной собственности в муниципальную собственность.

По итогам состоявшихся 16 октября 2005 года муниципальных выборов сформированы органы местного самоуправления вновь образованных городских и сельских поселений. При этом, с одной стороны, сохранена преемственность власти и стабильность политической ситуации, а с другой - обеспечен приток к руководству муниципальными органами новых сил, произошло заметное обновление управленческих кадров.

В 2005 году органами государственной власти и органами местного самоуправления осуществлены мероприятия по организации деятельности органов местного самоуправления вновь образованных поселенческих муниципальных образований.

В связи с реализацией поставленных задач в настоящее время необходимо ставить и решать вопросы совершенствования правовой, территориальной и организационной основ местного самоуправления, в том числе вопросы разработки предложений по систематизации, а в дальнейшем - по кодификации законодательства в области местного самоуправления, методических рекомендаций по оптимизации территорий муниципальных образований и структур органов местного самоуправления. Кроме того, в ходе реализации мероприятий Программы были созданы основы системы государственной поддержки местного самоуправления. На современном этапе требуется ее развитие, укрепление материальной, технической и кадровой базы, создание системы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров для органов местного самоуправления, сетей региональных центров научной и информационной поддержки местного самоуправления.

Без постоянной поддержки со стороны государства муниципальные образования не смогут эффективно участвовать в проведении реформ, в укреплении российской государственности, в удовлетворении основных жизненных потребностей проживающего на их территории населения, тем более что государственная поддержка развития местного самоуправления является законодательно установленной обязанностью органов государственной власти. Поэтому необходимо осуществление мер, обеспечивающих углубление реформы местного самоуправления, планомерный переход от поддержки государством становления власти на муниципальном уровне к поддержке социально-экономического развития муниципальных образований, реализации в полном объеме конституционных полномочий местного самоуправления.

II. Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы

В Республиканской программе государственной поддержки развития муниципальных образований (далее именуется Программа) определены основные направления государственной поддержки развития муниципальных образований. Программа призвана способствовать осуществлению государственной политики в отношении местного самоуправления, активному проведению социально-экономической и политической реформ на муниципальном уровне.

Главной целью Программы является формирование условий для устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований и эффективной реализации полномочий органов местного самоуправления, предусмотренных Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Основными задачами Программы являются:

а) выработка механизма эффективного взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти Республики Саха (Якутия) и федеральными органами государственной власти;

б) создание условий для развития финансово-экономической самостоятельности муниципальных образований, в том числе совершенствование системы налогового и бюджетного регулирования;

в) совершенствование межбюджетных отношений, имеющее конечной целью выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов, городских округов, муниципальных поселений на основе единой методики расчетов, исходя из принципа разделения ответственности различных уровней местного самоуправления, включающей обязательный учет государственных минимальных социальных стандартов;

г) финансовое обеспечение исполнения полномочий органов местного самоуправления, предусмотренных Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в том числе отдельных государственных полномочий, которыми наделены органы местного самоуправления, и решений органов государственной власти, влекущих дополнительные расходы местных бюджетов;

д) внедрение рекомендаций, методик и технологий, способствующих эффективному управлению бюджетным процессом, муниципальной собственностью, муниципальным хозяйством в целом, комплексным социально-экономическим развитием муниципальных образований, устойчивому взаимодействию органов государственной власти и органов местного самоуправления, повышению качества профессиональной подготовки муниципальных служащих;

е) создание условий для эффективного и рационального управления земельными ресурсами, процесса передачи объектов государственной собственности в муниципальную собственность муниципальным образованиям;

ж) создание условий для формирования и реализации инвестиционных проектов и программ социально-экономического развития муниципальных образований;

з) реализация федеральных и республиканских целевых программ в части социально-экономического развития муниципальных образований.

Сроки и этапы реализации Программы: 2006-2008 годы; первый этап - 2006 год; второй этап - 2007-2008 годы.

III. Экономическая политика по созданию условий для развития местного самоуправления


Согласно Основным направлениям социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2010 года, утвержденным постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 11 мая 2001 года N 281, муниципальная экономическая политика должна быть направлена на решение следующих задач:

создание условий для укрепления собственной экономической базы в муниципальных образованиях республики, обладающих потенциальными внутренними резервами для саморазвития, увеличение собственных доходов территорий, постепенное увеличение числа регионов, имеющих устойчивый бездефицитный бюджет;

создание условий для становления и развития местного самоуправления;

поддержка развития в отсталых и имеющих слабую производственную базу улусах местного производства и сферы услуг в форме малого бизнеса для решения проблем безработицы и увеличения количества занятых в экономике.

Республика Саха (Якутия) - обширный регион с огромными внутренними различиями, поэтому к развитию экономики отдельно взятых улусов должен существовать дифференцированный подход. 36 муниципальных районов и городских округов республики отличаются друг от друга особенностями структуры расселения, уровнем экономического развития в комплексе всех отраслей, включая, в первую очередь, промышленность, сельское хозяйство и транспорт.

Факт значительных диспропорций по уровню социально-экономического развития отдельных территорий республики является крайне тревожным. Исходя из этого, наряду с совершенствованием поддержки территорий через трансферты, программы социально-экономического развития муниципальных образований, необходимо учитывать особенности регионального развития в увязке с реальными возможностями финансирования. Приоритетной задачей Правительства Республики Саха (Якутия) является оптимизация уровня социально-экономического развития муниципальных образований с учетом их экономического и социального потенциала, оказание селективной поддержки, смягчение негативных последствий неустойчивости функционирования территориальных хозяйственных комплексов.

В северных и арктических улусах дальнейшая жизнедеятельность должна основываться на развитии традиционных отраслей хозяйствования (оленеводства, охотпромысла, рыболовства), осуществления необходимых государственных полномочий (охрана границ, метеорологические наблюдения, природоохранные мероприятия), а также других отраслей - экологический туризм, морские перевозки, малая авиация, торговля через фактории и т.д.

При промышленном и ином освоении этих территорий необходимо ставить вопрос о создании специальных территориальных фондов за счет отчислений от использования невозобновляемых природных ресурсов. Также необходимо сформировать механизм взаимоотношений недропользователей и коренных жителей интенсивно осваиваемых районов. Например, возможно использовать систему экономических соглашений между владельцами родовых угодий и недропользователями, представители малочисленных народов должны участвовать в процессе выдачи лицензий на право разведки и освоения месторождений, могут формироваться согласительные комиссии при исполнительных органах власти и местного самоуправления для решения спорных вопросов между общинами малочисленных народов и недропользователями.

Необходимо рассматривать и использовать различные методы и механизмы для согласования отраслевых и территориальных интересов для сохранения и развития национального колорита малочисленных народов, а также увеличения их списочной численности и повышение благосостояния.

Благоприятное географическое положение способствует реализации проектов по освоению Северного морского пути, по созданию системы транзитных кроссполярных авиамаршрутов через территорию республики. Предстоит реанимировать нормальную систему авиационного обслуживания северных районов, как внутриулусных сообщений, так и с регионами республики и России на базе обновления воздушного флота малой авиации.

В муниципальных образованиях сельскохозяйственной специализации главным останется развитие сельского хозяйства, направленное на увеличение поголовья скота и лошадей, улучшение их породных характеристик и качественных показателей, развитие малых форм сельского хозяйствования в скороспелых отраслях производства и овощеводстве. В земледельческих муниципальных образованиях должны увеличиться площади земель под пашни для повышения сбора зерна и его переработки в муку и комбикорма. Будут осваиваться плодородные долины реки Лены: Туймаада, Эркээни, Энсиэли. Должны получить широкое развитие мелкотоварное производство и услуги, переработка сельхозпродукции и дикоросов через специализированные хозяйства, малое предпринимательство, крестьянские и семейные хозяйства с ориентацией на поставку сельскохозяйственной продукции в районные центры и соседние промышленные регионы.

Местное самоуправление позволит восстановить истинную власть народа на своей территории, возвратить ему самостоятельность в решении собственных вопросов. Обязательным условием развития демократически и эффективно работающего самоуправления явится распоряжение и управление природными ресурсами. Эти процессы должны основываться на точной экономической оценке, условиях и механизмах ее рационального использования с учетом интересов будущих поколений.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»