ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 августа 2002 года N 412
О Республиканской программе государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления
УТРАТИЛО СИЛУ - истечение срока действия
Правительство Республики Саха (Якутия)
постановляет:
Утвердить прилагаемую Республиканскую программу государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления (далее именуется - Программа).
Утвердить государственным заказчиком Программы Правительство Республики Саха (Якутия).
Министерству экономического развития Республики Саха (Якутия) (Данилов В.Д.) и Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (Березкин Э.Б.) при формировании перечня республиканских программ, предусмотренных к финансированию из республиканского бюджета в 2003-2005 годах, предусмотреть выделение денежных средств для финансирования мероприятий Программы.
Руководителям министерств, ведомств, главам администраций улусов (районов) и городов обеспечить исполнение намеченных мероприятий Программы в установленные сроки.
Координацию исполнения мероприятий Программы возложить на заместителей Председателя Правительства по курируемым направлениям, общее руководство исполнения Программы - на первого заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Е.А. Борисова.
Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
С. НАЗАРОВ
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ПРОГРАММА
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование Программы | Республиканская программа государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления |
Основания для разработки Программы | Указ Президента Российской Федерации от 15 октября |
Государственный | Правительство Республики Саха (Якутия) |
Основной разработчик | Комиссия по разработке Республиканской программы государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления, образованная распоряжением Вице-Президента Республики Саха (Якутия) от 8 мая 2002 года N 115-ВП. |
Цели и задачи Программы | Формирование условий для устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований, эффективной реализации конституционных полномочий местного самоуправления |
Сроки реализации | 2002 - 2005 годы; |
Перечень основных | Мероприятия в правовой, организационной, финансово-экономической, информационно-методической, кадровой и социальной сферах |
Исполнители основных | Министерство экономического развития Республики Саха (Якутия), Министерство финансов Республики Саха (Якутия), Центральная избирательная комиссия Республики Саха (Якутия), Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия), Министерство имущественных отношений Республики Саха (Якутия), Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия), Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия), Министерство образования Республики Саха (Якутия), Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия), Министерство транспорта, связи и информатизации Республики Саха (Якутия), Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия), Министерство по делам предпринимательства, развития туризма и занятости Республики Саха (Якутия), Министерство внутренних дел Республики Саха (Якутия), Министерства строительства и архитектуры Республики Саха (Якутия), Департамент по печати, средствам массовой информации и связи с общественными организациями, Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Республики Саха (Якутия), Администрация Президента и Правительства Республики Саха (Якутия), органы государственной власти улусов (районов) и города Якутска, органы местного самоуправления |
Источники | Бюджет Республики Саха (Якутия). |
Ожидаемые конечные | Создание правовых, экономических, организационных механизмов эффективного использования потенциала жителей республики путем вовлечения их в решение общих дел на местном уровне. |
Контроль за исполнением | Контроль за исполнением Программы осуществляет Департамент по работе с местными администрациями и местному самоуправлению Администрации Президента и Правительства Республики Саха (Якутия). |
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Местное самоуправление в Российской Федерации составляет одну из основ конституционного строя. Его положение в политической системе российского общества определяется тем, что это тот уровень власти, который наиболее приближен к населению, им формируется и ему непосредственно подконтролен, решает вопросы удовлетворения основных жизненных потребностей населения. Рационально организованное местное самоуправление позволяет эффективно использовать местные ресурсы, снимать социальную напряженность в обществе, повышать доверие населения к власти.
В Республике Саха (Якутия) в соответствии с Конституцией (Основным законом) признается и гарантируется местное самоуправление - самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению вопросов местного значения с учетом интересов населения, его национально-этических особенностей.
Придавая особое значение проведению муниципальной реформы, в республике к настоящему времени принят ряд основополагающих законов, обеспечивающих становление местного самоуправления. Вместе с тем, муниципальная реформа в республике "буксует" по многим причинам. Зарегистрировано только 10 муниципальных образований на поселенческом уровне, из них только муниципальное образование "пос. Жатай" имеет свой бюджет. Без бюджета муниципальное образование не может быть самодостаточным.
Благодаря политической воле Президента Республики Саха (Якутия), народных депутатов Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) внесены изменения и дополнения в Конституцию (Основной закон) Республики Саха (Якутия), позволяющие осуществлять местное самоуправление в улусах (районах), городе республиканского значения - Якутске, городах, наслегах, поселках и других территориях с учетом исторических и иных местных традиций.
С начала 2002 года активизировалась работа в Государственном Собрании (Ил Тумэн), Правительстве Республики Саха (Якутия), Администрации Президента и Правительства Республики Саха (Якутия) по созданию условий для дальнейшего развития и становления муниципальной реформы. Принята Концепция перехода к местному самоуправлению, Правительством Республики Саха (Якутия) принята программа законотворческой работы, предусматривающая разработку (корректировку ранее принятых) и принятие 16 законов, способствующих скорейшему становлению местного самоуправления.
Президентом и Правительством Республики Саха (Якутия) ставится задача обеспечения становления и развития самоуправления населения Республики Саха (Якутия) путем создания правовых основ для формирования власти на муниципальном уровне при условии достижения муниципальными образованиями финансово-экономической самостоятельности.
В связи с этим в настоящее время необходимо ставить и решать вопросы совершенствования правовой, территориальной и организационной основ местного самоуправления, в том числе вопросы разработки предложений по систематизации, а в дальнейшем - по кодификации законодательства в области местного самоуправления, методических рекомендаций по оптимизации территорий муниципальных образований и структур органов местного самоуправления.
На первом этапе реализации мероприятий Программы необходимо создать основы системы государственной поддержки местного самоуправления. На втором этапе - потребуется ее развитие, укрепление материальной, технической и кадровой базы, создание системы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров для органов местного самоуправления, сети региональных центров научной и информационной поддержки местного самоуправления.
Без постоянной поддержки со стороны государства муниципальные образования не смогут эффективно участвовать в проведении реформ, в укреплении российской государственности, в удовлетворении основных жизненных потребностей проживающего на их территории населения, тем более что государственная поддержка развития местного самоуправления является законодательно установленной обязанностью органов государственной власти. Поэтому необходимо осуществление мер, обеспечивающих углубление реформы местного самоуправления, планомерный переход от поддержки государством становления власти на муниципальном уровне к поддержке социально - экономического развития муниципальных образований, реализации в полном объеме конституционных полномочий местного самоуправления.
В республиканской Программе государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления (далее именуется Программа) определены основные направления государственной поддержки развития муниципальных образований и реализации конституционных полномочий местного самоуправления.
Программа призвана способствовать осуществлению государственной политики в отношении местного самоуправления, активному проведению социально - экономической и политической реформ на муниципальном уровне.
II. Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы
Главной целью Программы является формирование условий для устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований, эффективной реализации конституционных полномочий местного самоуправления.
Основными задачами Программы являются:
а) совершенствование нормативной правовой базы Республики Саха (Якутия) по местному самоуправлению, создание необходимых предпосылок для формирования на этой основе собственной нормативной правовой базы муниципальных образований;
б) совершенствование территориальных и организационных основ местного самоуправления;
в) выработка механизма эффективного взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти Республики Саха (Якутия) и территориальными органами государственной власти Российской Федерации;
г) создание условий для финансово-экономической самостоятельности муниципальных образований, в том числе совершенствование системы налогового и бюджетного регулирования, позволяющих стабильно обеспечивать минимальные местные бюджеты путем закрепления на постоянной основе доходных источников муниципальных образований для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов;
д) совершенствование межбюджетных отношений, имеющее конечной целью выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований на основе единой методики расчетов, включающей обязательный учет государственных минимальных социальных стандартов;
е) финансовое обеспечение реализуемых органами местного самоуправления конституционных полномочий, в том числе отдельных государственных полномочий, которыми наделены органы местного самоуправления, и решений органов государственной власти, влекущих дополнительные расходы местных бюджетов;
ж) создание условий для передачи отдельных категорий объектов, находящихся в государственной собственности Республики Саха (Якутия), в собственность муниципальных образований;
з) реализация права собственности муниципальных образований на землю;
и) выработка рекомендаций, методик и технологий, способствующих оптимизации территорий муниципальных образований и структур органов местного самоуправления, эффективному управлению бюджетным процессом, муниципальной собственностью, муниципальным хозяйством в целом, комплексным социально - экономическим развитием муниципальных образований, устойчивому взаимодействию органов государственной власти и органов местного самоуправления, повышению качества профессиональной подготовки муниципальных служащих;
к) развитие государственной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для органов местного самоуправления;
л) создание эффективной системы взаимодействия органов местного самоуправления с населением, обеспечивающей участие населения в местном самоуправлении и контроль со стороны населения за деятельностью органов местного самоуправления;
м) создание условий для формирования и реализации инвестиционных проектов и программ социально-экономического развития муниципальных образований;
н) разработка и реализация федеральных инвестиционных проектов и программ социально-экономического развития муниципальных образований;
о) обеспечение исполнения законодательства о местном самоуправлении;
п) содействие информационному обеспечению местного самоуправления.
Предусматриваются два основных этапа исполнения Программы:
первый этап (2002 год) - внесение изменений и дополнений в ранее принятые законы Республики Саха (Якутия) о местном самоуправлении, разработка новых законов, направленных на реализацию целей и задач настоящей Программы, а также приведение республиканского законодательства в соответствие с федеральным и создание правовых условий для развития муниципальных образований и реализации конституционных полномочий местного самоуправления;
второй этап (2003-2005 годы) - выполнение программных мероприятий, направленных на кодификацию законодательства о местном самоуправлении, а также на решение задач инвестиционного характера, способных обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие муниципалитетов и существенное повышение жизненного уровня населения.
III. Мероприятия по государственной поддержке местного самоуправления
Для обеспечения государственной поддержки местного самоуправления необходимо осуществление следующих мероприятий:
а) анализ законов Республики Саха (Якутия) и других республиканских нормативных актов и внесение предложений по их совершенствованию, разработка проектов республиканских нормативных правовых актов, модельных нормативных правовых актов органов местного самоуправления;
б) выработка предложений по совершенствованию межбюджетных отношений; разработка минимальных социальных норм и нормативов, а также рекомендаций по установлению нормативов минимальной бюджетной обеспеченности;
в) разработка и реализация целевых инвестиционных подпрограмм, способствующих реализации конституционных основ местного самоуправления и развитию муниципальных образований;
г) разработка и внедрение методик и технологий управления муниципальным хозяйством, муниципальной собственностью, бюджетным процессом в муниципальных образованиях, совершенствование территориальной и организационной основ местного самоуправления, подготовка кадров для органов местного самоуправления;
д) создание систем информационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления, разработка предложений по созданию муниципальных информационных систем;
е) разработка предложений по формированию системы подготовки кадров для органов местного самоуправления, участие в совершенствовании государственных образовательных стандартов, программ, создание учебно-методических пособий, осуществление учебных мероприятий;
ж) создание и совершенствование систем информирования населения о сущности, преимуществах, принципах и задачах местного самоуправления, о деятельности органов местного самоуправления.
В связи с тем, что муниципальные образования существенно отличаются друг от друга, в том числе по размерам территории, количеству населения, экономическому потенциалу, географическим и климатическим условиям, а также учитывая ограниченность средств республиканского бюджета, направляемых на реализацию мероприятий Программы, отработка конкретных методик, технологий, методических рекомендаций, создание центров научной, информационной и кадровой поддержки местного самоуправления проводятся на базе опорных зон, формируемых из муниципальных образований различных типов в соответствии с разработанной методологией.
IV. Основные направления и механизмы реализации Программы
Программой предусматриваются следующие основные направления государственной поддержки развития муниципальных образований и реализации конституционных полномочий местного самоуправления:
а) совершенствование правовой основы местного самоуправления, включающее регулирование организационной, финансовой и хозяйственной самостоятельности местного самоуправления при решении вопросов местного значения;
б) обеспечение рациональной организационной поддержки муниципальных образований и создание условий для эффективной реализации органами местного самоуправления своих полномочий;
в) создание условий для финансово-экономической самостоятельности муниципальных образований;
г) совершенствование системы информационно-методической и организационно-методической поддержки развития муниципальных образований и обеспечение ее эффективного функционирования;