ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 мая 2001 года N 281
ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ДО 2010 ГОДА
В целях создания социально-ориентированной рыночной экономики, интегрированной в рынки всей страны, в первую очередь Дальнего Востока и Сибири, а также Азиатско-Тихоокеанского региона, обеспечивающей достойный уровень жизни людей в условиях Севера, в соответствии с основными положениями Послания Президента Республики Саха (Якутия) Николаева М.Е. "Республика Саха: стратегия развития в первой четверти XXI века" Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Утвердить "Основные направления социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2010 года" согласно приложению.
2. Министерствам и ведомствам, главам администраций улусов и городов, руководителям предприятий и организаций Республики Саха (Якутия) руководствоваться "Основными направлениями социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2010 года":
при подготовке и реализации прогнозов и Программы социально-экономического развития Республики Саха (Якутия), проектов законов "О государственном бюджете Республики Саха (Якутия)", "О налоговой политике Республики Саха (Якутия)", проектов инвестиционных программ Республики Саха (Якутия) и других законодательных и нормативных документов;
при разработке и осуществлении республиканских целевых программ развития отраслей экономики республики;
при разработке и реализации программных мероприятий в области здравоохранения, образования, труда и занятости, социальной защиты, борьбы с преступностью;
при составлении инвестиционного паспорта республики и иных информационных материалов о республике;
при составлении ежегодных бюджетных заявок на финансирование в рамках федеральной адресной инвестиционной программы, федеральных целевых программ, в которых участвует Республика Саха (Якутия), а также при корректировке Федеральной целевой программы экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 годы.
3. Пресс-службе Президента и Правительства Республики Саха (Якутия) (Тарасова Т.В.) обеспечить широкое освещение "Основных направлений социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2010 года" в средствах массовой информации.
4. Администрации Президента и Правительства Республики Саха (Якутия) (Сивцев И.С.), Министерству экономики и прогнозирования Республики Саха (Якутия) (Ефимов В.П.) организовать выпуск и распространение брошюры "Основные направления социально - экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2010 года".
5. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
В.ВЛАСОВ
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ДО 2010 ГОДА
Обладая огромными запасами разнообразных природных ресурсов, труднодоступных в настоящее время для широкомасштабного освоения, Якутия является своего рода резервом ресурсов страны для будущих поколений. Уникальна по своим богатствам минерально-сырьевая база республики, значительны естественные биологические и лесные ресурсы.
Более полное использование потенциала республики обеспечит возможность развития в общефедеральных интересах приоритетных отраслей хозяйства республики, позволит резко снизить затраты на северный завоз, уменьшить инфляционное давление на финансы России, окажет благотворное воздействие на развитие Дальневосточного региона.
Вступление в XXI век и третье тысячелетие, общемировые тенденции и процессы глобализации, интеграции, технологической и информационной революции требуют новых подходов к выработке ориентиров, направлений и механизмов дальнейшего развития Якутии.
В настоящее время реализуется Стратегия развития Республики Саха (Якутия) в первой четверти XXI века, представленная Президентом Республики Саха (Якутия) Николаевым М.Е. в 1999 году. В 2000 году проведен экономический форум с участием специалистов Центра стратегических разработок, Минэкономразвития РФ, Минтруда РФ, ученых.
На основе этого требуется определить перспективы развития Якутии до 2010 года, стратегические точки роста, конкретные направления интеграции в экономику России, Дальневосточного округа и зарубежных стран, в первую очередь Азиатско-Тихоокеанского региона.
За последние десять лет в республике осуществлялся переход к рыночной экономике в русле общероссийских процессов. В результате разделения собственности, либерализации цен, приватизации предприятий произошли кардинальные изменения в социально-экономическом устройстве и производственных отношениях. В настоящее время развитие экономики республики все больше определяется разными формами собственности, воздействием рыночных регуляторов.
Вместе с тем, переход к рыночным реалиям происходил в сжатые сроки, в условиях нарушения внутриотраслевых и межтерриториальных хозяйственных связей, отсутствия соответствующей нормативно-законодательной базы, что привело к спаду производства, инфляционным процессам, дестабилизации денежно-кредитной системы, образованию государственного долга и взаимным неплатежам, ухудшению финансового положения предприятий и значительному снижению уровня жизни населения.
Руководство республики стремилось найти свой путь, при котором государство играло бы активную роль в начальный период реформ, так как социальные и экономические системы северных регионов оказались наиболее уязвимыми, неприспособленными к рыночным отношениям. Общероссийские кризисные процессы усугублялись экстремальными природно-климатическими условиями, неразвитостью транспортной системы, монополизированностью и очаговым размещением производства, сезонным характером работы, высокой стоимостью производства и рабочей силы.
В республике переход к рыночным реалиям осуществлялся более сдержанно, республиканскими органами власти создавались условия для адаптации предприятий и населения к новым условиям хозяйствования. Оказывалась значительная государственная поддержка через дотирование из бюджета, льготное налогообложение, сдерживание цен на энергоресурсы, тарифов на транспортные перевозки, выделение государственных инвестиций, предоставление гарантий и поручительств по привлекаемым предприятиями кредитам, а также оказание многосторонней социальной помощи населению, что несколько смягчило негативные последствия "шоковой терапии" и позволило сохранить стабильность в обществе и избежать социальных потрясений.
В течение десяти лет в целях структурной перестройки экономики проводилась работа по созданию и развитию перерабатывающих производств: алмазогранильной, ювелирной, камнеобрабатывающей, нефте- и газопереработки, деревообработки, переработки сельскохозяйственного сырья, легкой, пищевой промышленности.
В 1998 году в условиях обострения экономической и финансовой ситуации Правительством республики была реализована антикризисная программа. Более благоприятная конъюнктура рынка, последствия роста курса доллара, проведение государственной политики по развитию реального сектора экономики определили, начиная с 1999 года, тенденции оживления экономики: впервые достигнуто увеличение валового регионального продукта, ускорился рост промышленного и сельскохозяйственного производства, в экспортно-ориентированных производствах улучшилось финансовое положение, повысилась инвестиционная активность, началось сокращение безработицы и наметился рост доходов населения.
Однако тенденции улучшения ситуации в экономике еще не могут быть признаны устойчивыми. В республике существуют проблемы, требующие обоснованных решений и системного поэтапного подхода на долгосрочную перспективу.
Не преодолены следующие проблемы, дисбалансы и диспропорции:
сохраняется сырьевая направленность основных производств (доля добывающих отраслей в объеме промышленного производства в 2000 году составила 88,3%);
уровень валового накопления в 3-4 раза ниже объемов, необходимых для обеспечения расширенного воспроизводства на качественной основе, прежде всего в приоритетные экспортно-ориентированные отрасли и транспорт;
инвестиции в основной капитал за период реформирования сократились почти в 2 раза, что может привести к потере производственного потенциала, значительному выбытию основных производственных фондов. Особенно резко уменьшилась инвестиционная поддержка федерального центра, удельный вес федеральных вложений сократился в 8 раз;
уровень затратности, цен и качества продукции и услуг не отвечает уровню, необходимому для конкурентоспособности на рынках Российской Федерации;
производственные мощности и технологии не соответствуют рыночному спросу;
внутренние финансовые возможности экономики республики в два раза меньше необходимой нормативной потребности для финансирования социальной сферы, погашения накопленных задолженностей;
удельный вес убыточных предприятий остается значительным - 55%. При этом основная масса прибыли образуется в алмазодобывающей промышленности;
значительная доля доходов экономики перераспределяется на финансирование государственных учреждений (18% ВРП против 14,7% ВВП в России) из-за высокой затратности содержания социальной сферы;
предложение трудовых ресурсов превышает спрос на них, при этом сохраняется структурная и территориальная несбалансированность на рынке труда. Уровень имеющихся кадровых ресурсов не полностью соответствует потребностям и современным требованиям, особенно по техническим специальностям и управленческому персоналу;
существующая схема расселения в республике не соответствует условиям для эффективного хозяйствования на некоторых территориях, транспортной доступности.
Устранение накопленных проблем возможно при условии реализации структурной политики республики, нацеленной на рост объемов производства товаров и услуг в приоритетных отраслях, решение демографических и социальных проблем, оптимизацию финансовой и бюджетной системы, что зависит не только от политики республиканских органов власти, но и от решений федерального центра.
Определенные сдвиги в этом направлении наметились в 1999-2000 годах. В результате благоприятной конъюнктуры внешнего рынка, роста курса доллара, реализации активной политики стимулирования развития реального сектора экономики впервые за десятилетие в 1999 году был достигнут рост валового регионального продукта, который закрепился и ускорился в 2000 году. Экономический рост в целом за два года составил 19,5%, при этом положительная тенденция наблюдается во всех основных отраслях: в промышленном и сельскохозяйственном производствах, в строительстве, на транспорте. Начался рост поголовья крупного рогатого скота, лошадей, свиней и птицы. Стимулирование и поддержка перерабатывающих производств, местных товаропроизводителей, малого предпринимательства позволили увеличить производство потребительских товаров за два года на 22%. В экспортно-ориентированных производствах улучшилось финансовое положение, повысилась инвестиционная активность. Активизировалась ситуация на рынке труда, началось сокращение безработицы, заработная плата не только реально возросла, но и постепенно сокращается задолженность по ее выплате. В результате этого реальные денежные доходы населения в 2000 году возросли на 3%. Наметившиеся положительные тенденции должны быть закреплены и продолжены.
Целью социально-экономического развития республики является создание социально-ориентированной рыночной экономики, интегрированной в рынки всей страны, в первую очередь Дальнего Востока и Сибири, а также Азиатско-Тихоокеанского региона, обеспечивающей достойный уровень жизни людей в условиях Севера.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
обеспечение качественного экономического роста на основе структурной перестройки;
достижение экономической эффективности, конкурентоспособности республиканских товаропроизводителей и продукции;
создание оптимального сочетания государственного регулирования с экономической свободой субъектов хозяйствования в условиях Крайнего Севера;
формирование условий для благоприятного инвестиционного климата, предпринимательской инициативы, самореализации каждой семьи и каждого гражданина;
устойчивое функционирование экономики и жизнеобеспечивающих систем;
организация максимально возможной эффективной занятости населения;
адресная социальная защита нетрудоспособных и поддержка малоимущих;
формирование человеческого потенциала нового типа, способного осуществить модернизацию экономики и общества в соответствии с требованиями нового века.
Реализация поставленных цели и задач осуществляется в два этапа.
На первом этапе (2002-2007 годы) экономическая политика в республике будет направлена на стабилизацию и закрепление положительных тенденций роста, преодоление диспропорций и решение проблемы долгов, дальнейшее развитие рыночных механизмов, углубление структурных преобразований, создание благоприятного инвестиционного климата, подготовку высококвалифицированных кадров.
Республика должна в основном преодолеть высокую затратность и неэффективность экономики за счет политики качественного реформирования предприятий и отраслей, сбалансированности финансовой системы, ресурсосбережения, внедрения новых технологий, освоения имеющихся мощностей и активной поддержки малого предпринимательства.
В эти годы необходимо осуществить значительные преобразования в социальной сфере: реформы в образовании, здравоохранении, пенсионной системе, жилищно-коммунальном хозяйстве. К 2007 году денежные доходы населения за счет развития рынка труда, реформирования заработной платы, пенсионного и социального обеспечения, доходов от малого бизнеса, подсобных хозяйств увеличатся в 3,1 раза и превысят величину прожиточного минимума в 2,8 раза против 1,8 в 2000 году (см. приложение N 1). В результате комплексных мер по борьбе с бедностью уменьшится дифференциация доходов населения.
Предполагается снизить уровень общей безработицы с 10,6% в 2000 году до 7,9% в 2007 году за счет создания новых рабочих мест на основе использования высоких технологий (в ближайшее время 5 тысяч мест), поддержки малого предпринимательства, семейной экономики, ремесленничества, надомничества.
Реальные темпы роста экономики (ВРП) в 2002-2007 г.г. должны быть не ниже 4-5% в год, при этом на первый план выходят качественные характеристики результатов работы субъектов экономики, а не их количественный рост. Основу развития экономики республики будет определять функционирование алмазно-бриллиантового, топливно-энергетического комплексов при приоритетном и опережающем росте добычи и переработки нефти и газа, лесопромышленного, транспортного и научно-информационного комплексов с одновременным развитием других отраслей, нацеленных на экспорт и внутренний рынок. Необходимо увеличить добычу нефти к 2007 году до 3056 тыс. тонн, производство дизельного топлива - до 581,7 тыс. тонн, переработку нефти - до 1500 тыс. тонн на модульных установках и нефтеперерабатывающем заводе, выпуск сжиженного газа на газоперерабатывающем заводе. Доля республиканских потребительских товаров в объеме продаж должна возрасти до 40%. Доходы сельских семей возрастут за счет роста товарности производства на основе развития заготовок, переработки сельхозпродукции, широкого внедрения кооперации, аренды, лизинга.
Расширится участие республики на рынках Дальнего Востока, Сибири, стран АТР за счет увеличения поставок угля, электроэнергии, продукции гранильной, ювелирной и деревообрабатывающей промышленности. На всех уровнях должна проводиться компьютеризация, активно осваиваться информационные технологии на основе ускоренного развития систем связи и телекоммуникаций.
Требуется вложить инвестиции в основной капитал за шесть лет не менее 200 млрд. руб. за счет прибыли и амортизационных отчислений предприятий, привлечения кредитов, средств российских, иностранных инвесторов, развития рынка капитала, реализации федеральных и республиканских целевых программ, сбережений населения на строительство жилья (см. приложение N 2). Должны проводиться техническое перевооружение, технологическая реконструкция и полное задействование имеющихся производственных мощностей. Оздоровление экономики предполагает прекращение поддержки нежизнеспособных предприятий и упрощение условий создания и деятельности малых и средних предприятий.
Необходимо создать стабильную основу управления государственными финансами и государственным долгом, усовершенствовать систему межбюджетных отношений с учетом введения местного самоуправления в республике.
Решение поставленных задач требует совершенствования структуры управления на основе четкого распределения функций и ответственности, разграничения полномочий и предметов ведения между федеральными, республиканскими и местными органами власти, обеспечения неукоснительного исполнения законов, реформирования государственной службы. Подготовка высококвалифицированных кадров, особенно технических специалистов и менеджеров, становится решающим фактором развития. Должна быть внедрена система индикативного управления экономикой, задействован мощный рычаг инициативы населения на основе становления института местного самоуправления.
На втором этапе (2008-2010 годы) должна быть решена задача обеспечения экономического роста и заложена основа дальнейшего устойчивого развития экономики республики, предполагающего сохранение природной основы, рационального потребления ресурсов и переход на качественно новый уровень жизни населения.
Необходимо добиться среднегодовых темпов прироста ВРП и реальных доходов на душу населения до 7-10% при направлении инвестиций в размере более 300 млрд. руб. за весь период. Это обеспечит рост валового регионального продукта и доходов населения за десять лет почти в два раза. Увеличатся в два раза поступления в доходную часть федерального и республиканского бюджетов, балансовая прибыль предприятий возрастет почти в три раза, что увеличит возможности предприятий производить расширенное воспроизводство.
Особенностями этого периода являются переориентация экономики республики на топливно-энергетический комплекс, переход на глубокую переработку добываемых видов сырьевых ресурсов, создание новых производств на основе активного использования современных технологий, научных разработок и задействования всех рыночных механизмов. При этом в политике Правительства Республики Саха (Якутия) наряду с чисто экономическими направлениями акцентированное внимание будет уделяться социально-экологическим, духовно-нравственным и информационным основам.
Определяющим в течение десяти лет будет:
обеспечение потребности республики в светлых нефтепродуктах за счет освоения Талаканского, Среднеботуобинского, Иреляхского, других месторождений и ввода нефтеперерабатывающих мощностей, разработка Чаяндинского газонефтяного месторождения, создание в кооперации с восточными регионами страны производств по экспорту нефти и газа в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, кардинальное расширение газификации сельских населенных пунктов, задействование мощности газоперерабатывающего завода, реализация проекта по строительству завода синтетических моторных топлив на основе переработки газа;