АДМИНИСТРАЦИЯ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 09 июля 2009 года N 382-А

Об утверждении окружной целевой программы "Жилище" на 2006 - 2010 годы

Документ с изменениями внесёнными:

-постановлением Администрации автономного округа от 19.11.2009 N 636-А

-постановлением Администрации автономного округа от 26.11.2009 N 652-А

-постановлением Администрации автономного округа от 25.12.2009 N 771-А

-постановлением Администрации автономного округа от 18.02.2010 N 76-А

-постановлением Администрации автономного округа от 04.03.2010 N 120-А

-постановлением Администрации автономного округа от 13.05.2010 N 232-А

-постановлением Администрации автономного округа от 27.05.2010 N 274-А

-постановлением Правительства автономного округа от 24.06.2010 N 74-П

-постановлением Правительства автономного округа от 05.08.2010 N 175-П

-постановлением Правительства автономного округа от 30.09.2010 N 274-П

-постановлением Правительства автономного округа от 18.11.2010 N 379-П

-постановлением Правительства автономного округа от 23.12.2010 N 503-П

В соответствии со статьёй 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 года N 145-ФЗ, вступившей в силу с 1 января 2009 года, и статьёй 68 Устава (Основного закона) Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 декабря 1998 года N 56-ЗАО, вступившей в силу с 15 марта 2009 года, Администрация Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет :

1. Утвердить прилагаемую окружную целевую программу "Жилище" на 2006 - 2010 годы (далее - Программа).

2. Департаменту финансов Ямало-Ненецкого автономного округа (Свинцова А.П.) предусмотреть в окружном бюджете средства на финансирование Программы.

3. Опубликовать настоящее постановление в окружных средствах массовой информации.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Мискевича Е.В. (с изм. от 24.06.2010 N 74-П)

Вице-губернатор Ямало-Ненецкого

автономного округа В.Н. Казарин

от 9 июля 2009 г. N 382-А

Утверждена
постановлением Администрации
Ямало-Ненецкого автономного округа
(с изм. от 19.11.2009 N 636-А)
(с изм. от 25.12.2009 N 771-А)
(с изм. от 18.02.2010 N 76-А)
(с изм. от 27.05.2010 N 274-А)
(с изм. от 24.06.2010 N 74-П)
(с изм. от 05.08.2010 N 175-П)
(с изм. от 30.09.2010 N 274-П)
(с изм. от 23.12.2010 N 501-П)

ОКРУЖНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Жилище" на 2006 - 2010 годы

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


Наименование Программы

окружная целевая программа "Жилище" на 2006 - 2010 годы (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

Жилищный кодекс Российской Федерации ;

 федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утверждённая постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года N 675 ;

 Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 мая 2005 года N 36-ЗАО "О порядке обеспечения жильём граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе" ;

 постановление Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 ноября 2005 года N 278-А "О первоочередных мерах по реализации приоритетных национальных проектов и проведению демографической политики на территории Ямало-Ненецкого автономного округа";

 постановление Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 января 2006 года N 1-А "О порядке разработки, утверждения и реализации окружных целевых программ"

Государственный
 заказчик -
 координатор
 Программы

департамент строительства Ямало-Ненецкого автономного округа

Государственные
 заказчики
 Программы

агентство жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа;

 департамент энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа;

 департамент строительства Ямало-Ненецкого автономного округа;

 департамент по развитию агропромышленного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа

Ответственные
 за выполнение
 мероприятий

агентство жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа;

 департамент энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа;

 департамент строительства Ямало-Ненецкого автономного округа;

 департамент по развитию агропромышленного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа;

 органы местного самоуправления

Разработчики
 Программы

агентство жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа;

 департамент энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа;

 департамент строительства Ямало-Ненецкого автономного округа

Цели и задачи Программы

цель Программы - комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ), обеспечивающее доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нём.
 Задачи Программы:
 - создание условий для развития жилищного и коммунального секторов экономики и увеличение объёмов ввода жилья, обеспеченного необходимой коммунальной инфраструктурой;

 - создание условий для приведения жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие с характерными для Крайнего Севера стандартами качества, обеспечивающими повышение уровня благоустройства жилья и комфортные условия проживания;

 - развитие и регулирование рынка жилья и механизмов, обеспечивающих доступность жилья для всех групп населения автономного округа, привлечение средств из разных источников к финансированию жилищного строительства;

 - формирование нормативной правовой базы автономного округа с учётом разграничения полномочий между уровнями исполнительной власти в жилищной сфере;

 - выполнение государственных обязательств Российской Федерации, автономного округа по обеспечению жильём отдельных категорий граждан;

 - оказание государственной поддержки в обеспечении жильём молодых семей, в том числе с использованием схем ипотечного кредитования

Сроки реализации
 Программы

2006 - 2010 годы

Важнейшие
 целевые
 индикаторы и показатели
 Программы

уровень обеспеченности населения жильём в 2010 году - 18,3 кв.м на человека;
(с изм. от 23.12.2010 N 501-П )
 годовой объём ввода жилья в 2010 году - 145,0 тыс.кв.м;
(с изм. от 13.05.2010 N 232-А )
 доля финансирования жилищного строительства за счёт кредитных средств, предоставленных застройщику в 2010 году - 50%;

 доля городов с населением более 50 тыс. человек, в которых приняты правила землепользования и застройки, в 2010 году - 100%;

 объём выдаваемых в год ипотечных кредитов и займов гражданам в 2010 году - 1 352 млн рублей;

 уровень износа коммунальной инфраструктуры в 2010 году - 51,0%;
(с изм. от 13.05.2010 N 232-А ) (с изм. от 05.08.2010 N 175-П ) (с изм. от 23.12.2010 N 501-П )
 доля частных компаний, управляющих объектами коммунальной инфраструктуры на основе концессионных соглашений и других договоров, от общего количества всех организаций коммунального комплекса в 2010 году - 43,5%;
(с изм. от 13.05.2010 N 232-А )
 количество семей граждан, относящихся к категориям, установленным федеральным законодательством, улучшивших жилищные условия: 2006 - 2010 годы - 1,6 тыс. семей;
(с изм. от 13.05.2010 N 232-А )
 количество семей из числа граждан, относящихся к категориям, установленным законодательством автономного округа, улучшивших жилищные условия: 2006 - 2010 годы - 0,6 тыс. семей, в том числе 0,2 тыс. семей из числа коренных малочисленных народов Севера;

 количество молодых семей, улучшивших жилищные условия (в том числе с использованием ипотечных кредитов и займов): 2006 - 2010 годы - 4,0 тыс. семей (с изм. от 25.12.2009 N 771-А ) (с изм. от 27.05.2010 N 274-А ) (с изм. от 30.09.2010 N 274-П )

Перечень подпрограмм и мероприятий в составе Программы

подпрограмма "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства";

 подпрограмма "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём отдельных категорий граждан";

 подпрограмма "Обеспечение жильём молодых семей";

 подпрограмма "Обеспечение жильём граждан из числа коренных малочисленных народов Севера";

 мероприятия по развитию ипотечного жилищного кредитования;

 мероприятия по оказанию государственной поддержки индивидуальным застройщикам;

 мероприятия по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания;

 мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов;
(с изм. от 24.06.2010 N 74-П )
 подпрограмма "Развитие и модернизация жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа до 2010 года"

Объёмы и источники
 финансирования Программы

в 2006 - 2010 годах общий объём финансирования Программы за счёт средств окружного бюджета составит 11 456,737  млн. рублей, в том числе по годам (с изм. от 25.12.2009 N 771-А ), (с изм. от 13.05.2010 N 232-А ), (с изм. от 27.05.2010 N 274-А ), (с изм. от 24.06.2010 N 74-П ) (с изм. от 05.08.2010 N 175-П ) (с изм. от 30.09.2010 N 274-П ) (с изм. от 23.12.2010 N 501-П )
 2006 год - 1 008,942 млн. рублей;

 2007 год - 2175,110 млн. рублей;
(с изм. от 25.12.2009 N 771-А )
 2008 год - 2279,41 млн. рублей;

 2009 год - 2134,836 млн. рублей;
(с изм. от 19.11.2009 N 636-А )
 2010 год - 4 631,452  млн. рублей. (с изм. от 19.11.2009 N 636-А ), (с изм. от 13.05.2010 N 232-А ), (с изм. от 27.05.2010 N 274-А ), (с изм. от 24.06.2010 N 74-П ) (с изм. от 05.08.2010 N 175-П ) (с изм. от 30.09.2010 N 274-П ) (с изм. от 23.12.2010 N 501-П )
 Кроме этого, в рамках Программы планируется привлечь:
 средства федерального бюджета - 2 003,801 млн. рублей;
(с изм. от 25.12.2009 N 771-А ) (с изм. от 18.02.2010 N 76-А ) (с изм. от 30.09.2010 N 274-П ) средства бюджетов муниципальных образований - 608,984  млн. рублей;
(с изм. от 19.11.2009 N 636-А ), (с изм. от 13.05.2010 N 232-А ) (с изм. от 27.05.2010 N 274 -А ) (с изм. от 05.08.2010 N 175-П ) (с изм. от 30.09.2010 N 274-П ) (с изм. от 23.12.2010 N 501-П )
 средства бюджета Тюменской области - 1106,685 млн. рублей;
(с изм. от 19.11.2009 N 636-А ), (с изм. от 13.05.2010 N 232-А ) (с изм. от 05.08.2010 N 175-П )
 средства частных инвесторов и кредиторов, собственные и заёмные средства граждан - не менее 8765,319 млн. рублей (с изм. от 25.12.2009 N 771-А ) (с изм. от 13.05.2010 N 232-А ) (с изм. от 27.05.2010 N 274-А )

Ожидаемые
 конечные
 результаты
 реализации
 и показатели
 социально-
 экономической
 эффективности

реализация Программы должна обеспечить в 2010 году достижение следующих показателей (по сравнению с 2004 годом):
 Уровень обеспеченности населения жильём в 2010 году - 18,2 кв.м на человека;

 увеличение годового объёма ввода жилья с 196,4 до 238,5 тыс. кв. м;

 доля финансирования жилищного строительства за счёт кредитных средств, предоставленных застройщику, в 2010 году - 50%;

 объём выдаваемых в год ипотечных кредитов и займов гражданам в 2010 году - 1 352 млн. рублей;

 количество семей граждан, относящихся к категориям, установленным федеральным законодательством, улучшивших жилищные условия: 2006 - 2010 годы - 1,6 тыс. семей;
(с изм. от 13.05.2010 N 232-А ) (с изм. от 30.09.2010 N 274-П )
 количество семей из числа граждан, относящихся к категориям, установленным законодательством автономного о круга, улучшивших жилищные условия: 2006 - 2010 годы - 0,6 тыс. семей, в том числе 0,2 тыс. семей из числа коренных малочисленных народов Севера;

 количество молодых семей, улучшивших жилищные условия (в том числе с использованием ипотечных кредитов и займов): 2006 - 2010 годы - 2,8 тыс. семей. (с изм. от 25.12.2009 N 771-А )
 повышение надёжности коммунального обслуживания (снижение уровня износа основных фондов с 51% в 2005 году до 47,5%, числа аварий и повреждений с 1,2 аварий и повреждений на 1 км сетей в год до 0,6 аварий на 1км сетей в год);
(с изм. от 13.05.2010 N 232-А )
 совершенствование нормативной правовой базы автономного округа в целях повышения доступности жилья для населения;

 создание условий для сохранения положительных тенденций в демографической ситуации в автономном округе, реализации эффективной миграционной политики

I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


Законом автономного округа от 16 февраля 2005 года N 14-ЗАО была утверждена окружная целевая программа "Жилище" на 2005 - 2010 годы (далее - ОЦП "Жилище"). Однако внесение постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 года N 865 "О дополнительных мерах по реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы" существенных изменений в федеральную целевую программу "Жилище" потребовало актуализации окружной программы. Прежде всего это относится к особенностям обеспечения доступного жилья и комфортных условий проживания в условиях Крайнего Севера, определения приоритетных направлений модернизации и строительства жилищного фонда и инфраструктуры с учётом социальных стандартов и экономической целесообразности путём включения в окружную программу следующих задач:

формирование интегрированной системы планирования развития территории, жилья и инфраструктуры, создание условий для оптимального землепользования и застройки, системного прогнозирования жилищной обеспеченности;

сбалансированное развитие платёжеспособного спроса и предложения на рынке жилищного строительства: развитие конкуренции и снижение административных барьеров, развитие кредитования (включая ипотечное);

снижение затрат застройщиков на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой путём бюджетного и кредитного, в том числе - частного финансирования строительства и модернизации коммунальных объектов;

повышение качества условий проживания и обслуживания в поселениях автономного округа путём модернизации и обновления сетей и оборудования;

снижение стоимости нового жилищного фонда путём повышения эффективности технологий строительства и объёма производства строительных материалов.

Программа конкретизирует на территории автономного округа мероприятия федеральной целевой программы "Жилище" (в редакции, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 года N 865), а также включает нормы, утверждённой ранее окружной целевой программы "Жилище" на 2005 - 2010 годы.

На сегодняшний день необходима адаптация основных решений, нормативных, правовых и методических документов к особенностям автономного округа, координация действий на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления и осуществление мер нормативно-правового, административно-организационного и бюджетно-финансового характера для реализации на практике поставленных задач.

За последние годы в автономном округе была сформирована правовая база, являющаяся основой регулирования вопросов жилищного строительства, коммунального обслуживания, совершенствования имущественных правоотношений в жилищной сфере в условиях развивающегося рынка и частно-государственного партнёрства.

Тем не менее острота проблем в жилищной и коммунальной сферах автономного округа, необходимость поиска путей улучшения жилищных условий граждан требуют адаптации новой редакции федеральной целевой программы "Жилище" (далее - ФЦП "Жилище") к особенностям автономного округа. Необходима объективная оценка затрат на реализацию мероприятий и определение источников финансирования. Среди направлений развития можно выделить:

формирование модели обеспечения жильём основных групп населения, проживающего в поселениях различных типов;

содействие развитию жилищного строительства - роста предложения, опережающего растущий платёжеспособный спрос;

рациональное использование бюджетных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путём предоставления субсидий для приобретения (строительства) жилья;

обеспечение государственного контроля исполнения жилищного законодательства в процессе получения разрешения на застройку и подключения к коммунальной инфраструктуре;

стимулирование жилищного строительства и модернизации инфраструктуры в соответствии с потребностями граждан, обеспечение контроля соблюдения требований проектов, государственных норм и стандартов в строительстве.

За период действия ОЦП "Жилище" выполнялись следующие подпрограммы и мероприятия:

- подпрограмма "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда";

- подпрограмма "Обеспечение жильём граждан из числа коренных малочисленных народов Севера";

- подпрограмма "Обеспечение жильём молодых семей";

- мероприятия по реализации региональной программы переселения жителей автономного округа, выезжающих из районов Крайнего Севера;

- мероприятия по обеспечению жильём отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе:

- обеспечение жильём реабилитированных граждан;

- обеспечение жильём детей-сирот;

- обеспечение жильём государственных гражданских служащих автономного округа;

- мероприятия по строительству специализированных домов для проживания граждан, нуждающихся в специальной социальной защите.

На территории автономного округа с 2002 года реализуются также подпрограммы и мероприятия федеральной целевой программы "Жилище", в рамках которой осуществляется обеспечение жильём военнослужащих, уволенных с военной службы в запас или отставку, участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, граждан, выезжающих из автономного округа (Федеральный закон от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей"), молодых семей (подпрограмма "Обеспечение жильём молодых семей").

В 2005 году на территории автономного округа началась реализация Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований", в соответствии с которым органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильём отдельных категорий граждан из числа ветеранов и инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учёт до 1 января 2005 года.

Кроме этого, с 2005 года на территории автономного округа началась реализация мероприятий по предоставлению жилищных субсидий за счёт средств бюджета Тюменской области гражданам, выезжающим на юг Тюменской области в рамках областной программы "Сотрудничество".

Наряду с положительными результатами, достигнутыми в ходе реализации жилищных программ на территории автономного округа в 2002 - 2005 годах, пока не удалось достичь существенного улучшения ситуации в жилищной сфере, повысить доступность жилья для населения и обеспечить комфортные и безопасные условия проживания. На сегодняшний день более 20 тыс. семей из числа отдельных категорий граждан в автономном округе по-прежнему остро нуждаются в предоставлении жилья, соответствующего социальным нормам и санитарно-техническим требованиям. Проведенные в 1991 - 2005 годах реформы в экономике страны определили поворот от планово-административных методов регулирования и исключительно бюджетного финансирования строительства жилья к рыночным механизмам при соблюдении социальных гарантий жилищных прав малоимущим гражданам, установленных законодательством Российской Федерации и автономного округа. Доминирующая роль частной собственности на жильё, а также рынок жилья дополняются специфической для условий Севера бюджетной поддержкой в приобретении и обслуживании жилья.

Доля частного жилищного фонда с 2001 по 2004 годы увеличилась с 46 до 57%, а доля государственного и муниципального жилищного фонда сократилась с 45 до 35%, из них 31% составляет муниципальный жилищный фонд.

Основную роль в жилищном строительстве стали играть частные компании, на которые приходится практически весь введённый в последние годы жилищный фонд.

За последние пять лет в автономном округе сложилась устойчивая тенденция ввода в эксплуатацию примерно 0,3 кв.м общей площади жилья на одного человека в год, что соответствует средним показателям по России.

Вместе с тем темпы роста объёмов ввода жилья не перекрывают даже объёмов прироста ветхого жилья в поселениях автономного округа. Для нормального воспроизводства ввод жилищного фонда должен составлять около 1 кв.м на человека в год.

В структуре источников финансирования жилищного строительства около половины составляют средства окружного бюджета и средства бюджетов муниципальных образований в автономном округе.

Несоответствие объёмов ввода государственного и муниципального жилищного фонда с использованием бюджетных средств, кредитных ресурсов, а также средств промышленных предприятий объективным потребностям привели к тому, что из общего числа семей, состоящих на учёте для получения жилой площади, около 20% стоят в очереди 10 лет и более.

В среднем на территории автономного округа за счёт бюджетных средств и средств предприятий ежегодно улучшают свои жилищные условия 2,6 тыс. семей, что составляет 6 - 7% от общего числа очередников. При таких темпах ожидать решения жилищной проблемы в автономном округе можно не ранее чем через 16 - 20 лет (при условии, что новых очередников не появится). Всего на начало 2005 года число очередников составляло 38,2 тыс. семей или около 24% от общего числа семей.

В настоящее время ветхий жилищный фонд в автономном округе по данным обследований составляет более 1 млн. кв.м, то есть около 11% от его общего объёма. Доля ветхого фонда растет, несмотря на то что фактические объёмы финансирования капитального ремонта жилых домов значительно выше предусмотренных федеральными стандартами.

Особенно остро проблема ветхого жилья стоит в сельских поселениях автономного округа, где расположен в основном ветхий деревянный жилищный фонд, построенный 50 и более лет назад.

Начиная с 2002 года, капитально ремонтируется в целом по автономному округу (в среднем за год) более 160 тыс. кв.м или 2% от общей площади жилищного фонда округа в год. Ежегодные затраты на капитальный ремонт жилых домов составили почти 500 млн рублей, что на 16% выше нормативной потребности, рассчитанной на основе федерального стандарта стоимости капитального ремонта жилищного фонда.

Все это свидетельствует об остроте жилищной проблемы и многоаспектности её проявления, а также о неэффективности её решения традиционными методами.

В последние годы заметно изменился подход к инженерному обеспечению населённых пунктов. Коммунальное строительство осуществляется в соответствии с утверждёнными генеральными планами городских округов, городских и сельских поселений, с применением энергосберегающих технологий и высокой степени надёжности инженерных систем. Тем не менее, в городах и поселениях автономного округа практически не проводится реконструкция и модернизация жилых домов с целью повышения их благоустройства и комфортности.

Характерным для автономного округа является тот факт, что примерно 8% всего введённого в действие жилищного фонда построено за счёт средств населения с привлечением кредитов. Дальнейший рост экономического потенциала автономного округа, масштабов строительства в сочетании с развитием ипотечного кредитования делает возможным увеличение темпов ввода жилья.

В городских и сельских поселениях наряду с ростом жилищной обеспеченности (с 11 кв.м на человека) актуальной является модернизация жилищного фонда с повышением уровня комплексного благоустройства, составляющего в настоящее время 30 - 50%.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»