АДМИНИСТРАЦИЯ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 09 июля 2009 года N 382-А
Об утверждении окружной целевой программы "Жилище" на 2006 - 2010 годы
Документ с изменениями внесёнными:
-постановлением Администрации автономного округа от 19.11.2009 N 636-А
-постановлением Администрации автономного округа от 26.11.2009 N 652-А
-постановлением Администрации автономного округа от 25.12.2009 N 771-А
-постановлением Администрации автономного округа от 18.02.2010 N 76-А
-постановлением Администрации автономного округа от 04.03.2010 N 120-А
-постановлением Администрации автономного округа от 13.05.2010 N 232-А
-постановлением Администрации автономного округа от 27.05.2010 N 274-А
-постановлением Правительства автономного округа от 24.06.2010 N 74-П
-постановлением Правительства автономного округа от 05.08.2010 N 175-П
-постановлением Правительства автономного округа от 30.09.2010 N 274-П
-постановлением Правительства автономного округа от 18.11.2010 N 379-П
-постановлением Правительства автономного округа от 23.12.2010 N 503-П
В соответствии со статьёй 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 года N 145-ФЗ, вступившей в силу с 1 января 2009 года, и статьёй 68 Устава (Основного закона) Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 декабря 1998 года N 56-ЗАО, вступившей в силу с 15 марта 2009 года, Администрация Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет :
1. Утвердить прилагаемую окружную целевую программу "Жилище" на 2006 - 2010 годы (далее - Программа).
2. Департаменту финансов Ямало-Ненецкого автономного округа (Свинцова А.П.) предусмотреть в окружном бюджете средства на финансирование Программы.
3. Опубликовать настоящее постановление в окружных средствах массовой информации.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Мискевича Е.В. (с изм. от 24.06.2010 N 74-П)
Вице-губернатор Ямало-Ненецкого
автономного округа В.Н. Казарин
от 9 июля 2009 г. N 382-А
ОКРУЖНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Жилище" на 2006 - 2010 годы
Наименование Программы | окружная целевая программа "Жилище" на 2006 - 2010 годы (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы | Жилищный кодекс Российской Федерации ; |
Государственный | департамент строительства Ямало-Ненецкого автономного округа |
Государственные | агентство жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа; |
Ответственные | агентство жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа; |
Разработчики | агентство жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа; |
Цели и задачи Программы | цель Программы - комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ), обеспечивающее доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нём. |
Сроки реализации | 2006 - 2010 годы |
Важнейшие | уровень обеспеченности населения жильём в 2010 году - 18,3 кв.м на человека; |
Перечень подпрограмм и мероприятий в составе Программы | подпрограмма "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства"; |
Объёмы и источники | в 2006 - 2010 годах общий объём финансирования Программы за счёт средств окружного бюджета составит 11 456,737 млн. рублей, в том числе по годам (с изм. от 25.12.2009 N 771-А ), (с изм. от 13.05.2010 N 232-А ), (с изм. от 27.05.2010 N 274-А ), (с изм. от 24.06.2010 N 74-П ) (с изм. от 05.08.2010 N 175-П ) (с изм. от 30.09.2010 N 274-П ) (с изм. от 23.12.2010 N 501-П ) |
Ожидаемые | реализация Программы должна обеспечить в 2010 году достижение следующих показателей (по сравнению с 2004 годом): |
Законом автономного округа от 16 февраля 2005 года N 14-ЗАО была утверждена окружная целевая программа "Жилище" на 2005 - 2010 годы (далее - ОЦП "Жилище"). Однако внесение постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 года N 865 "О дополнительных мерах по реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы" существенных изменений в федеральную целевую программу "Жилище" потребовало актуализации окружной программы. Прежде всего это относится к особенностям обеспечения доступного жилья и комфортных условий проживания в условиях Крайнего Севера, определения приоритетных направлений модернизации и строительства жилищного фонда и инфраструктуры с учётом социальных стандартов и экономической целесообразности путём включения в окружную программу следующих задач:
формирование интегрированной системы планирования развития территории, жилья и инфраструктуры, создание условий для оптимального землепользования и застройки, системного прогнозирования жилищной обеспеченности;
сбалансированное развитие платёжеспособного спроса и предложения на рынке жилищного строительства: развитие конкуренции и снижение административных барьеров, развитие кредитования (включая ипотечное);
снижение затрат застройщиков на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой путём бюджетного и кредитного, в том числе - частного финансирования строительства и модернизации коммунальных объектов;
повышение качества условий проживания и обслуживания в поселениях автономного округа путём модернизации и обновления сетей и оборудования;
снижение стоимости нового жилищного фонда путём повышения эффективности технологий строительства и объёма производства строительных материалов.
Программа конкретизирует на территории автономного округа мероприятия федеральной целевой программы "Жилище" (в редакции, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 года N 865), а также включает нормы, утверждённой ранее окружной целевой программы "Жилище" на 2005 - 2010 годы.
На сегодняшний день необходима адаптация основных решений, нормативных, правовых и методических документов к особенностям автономного округа, координация действий на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления и осуществление мер нормативно-правового, административно-организационного и бюджетно-финансового характера для реализации на практике поставленных задач.
За последние годы в автономном округе была сформирована правовая база, являющаяся основой регулирования вопросов жилищного строительства, коммунального обслуживания, совершенствования имущественных правоотношений в жилищной сфере в условиях развивающегося рынка и частно-государственного партнёрства.
Тем не менее острота проблем в жилищной и коммунальной сферах автономного округа, необходимость поиска путей улучшения жилищных условий граждан требуют адаптации новой редакции федеральной целевой программы "Жилище" (далее - ФЦП "Жилище") к особенностям автономного округа. Необходима объективная оценка затрат на реализацию мероприятий и определение источников финансирования. Среди направлений развития можно выделить:
формирование модели обеспечения жильём основных групп населения, проживающего в поселениях различных типов;
содействие развитию жилищного строительства - роста предложения, опережающего растущий платёжеспособный спрос;
рациональное использование бюджетных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путём предоставления субсидий для приобретения (строительства) жилья;
обеспечение государственного контроля исполнения жилищного законодательства в процессе получения разрешения на застройку и подключения к коммунальной инфраструктуре;
стимулирование жилищного строительства и модернизации инфраструктуры в соответствии с потребностями граждан, обеспечение контроля соблюдения требований проектов, государственных норм и стандартов в строительстве.
За период действия ОЦП "Жилище" выполнялись следующие подпрограммы и мероприятия:
- подпрограмма "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда";
- подпрограмма "Обеспечение жильём граждан из числа коренных малочисленных народов Севера";
- подпрограмма "Обеспечение жильём молодых семей";
- мероприятия по реализации региональной программы переселения жителей автономного округа, выезжающих из районов Крайнего Севера;
- мероприятия по обеспечению жильём отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе:
- обеспечение жильём реабилитированных граждан;
- обеспечение жильём детей-сирот;
- обеспечение жильём государственных гражданских служащих автономного округа;
- мероприятия по строительству специализированных домов для проживания граждан, нуждающихся в специальной социальной защите.
На территории автономного округа с 2002 года реализуются также подпрограммы и мероприятия федеральной целевой программы "Жилище", в рамках которой осуществляется обеспечение жильём военнослужащих, уволенных с военной службы в запас или отставку, участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, граждан, выезжающих из автономного округа (Федеральный закон от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей"), молодых семей (подпрограмма "Обеспечение жильём молодых семей").
В 2005 году на территории автономного округа началась реализация Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований", в соответствии с которым органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильём отдельных категорий граждан из числа ветеранов и инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учёт до 1 января 2005 года.
Кроме этого, с 2005 года на территории автономного округа началась реализация мероприятий по предоставлению жилищных субсидий за счёт средств бюджета Тюменской области гражданам, выезжающим на юг Тюменской области в рамках областной программы "Сотрудничество".
Наряду с положительными результатами, достигнутыми в ходе реализации жилищных программ на территории автономного округа в 2002 - 2005 годах, пока не удалось достичь существенного улучшения ситуации в жилищной сфере, повысить доступность жилья для населения и обеспечить комфортные и безопасные условия проживания. На сегодняшний день более 20 тыс. семей из числа отдельных категорий граждан в автономном округе по-прежнему остро нуждаются в предоставлении жилья, соответствующего социальным нормам и санитарно-техническим требованиям. Проведенные в 1991 - 2005 годах реформы в экономике страны определили поворот от планово-административных методов регулирования и исключительно бюджетного финансирования строительства жилья к рыночным механизмам при соблюдении социальных гарантий жилищных прав малоимущим гражданам, установленных законодательством Российской Федерации и автономного округа. Доминирующая роль частной собственности на жильё, а также рынок жилья дополняются специфической для условий Севера бюджетной поддержкой в приобретении и обслуживании жилья.
Доля частного жилищного фонда с 2001 по 2004 годы увеличилась с 46 до 57%, а доля государственного и муниципального жилищного фонда сократилась с 45 до 35%, из них 31% составляет муниципальный жилищный фонд.
Основную роль в жилищном строительстве стали играть частные компании, на которые приходится практически весь введённый в последние годы жилищный фонд.
За последние пять лет в автономном округе сложилась устойчивая тенденция ввода в эксплуатацию примерно 0,3 кв.м общей площади жилья на одного человека в год, что соответствует средним показателям по России.
Вместе с тем темпы роста объёмов ввода жилья не перекрывают даже объёмов прироста ветхого жилья в поселениях автономного округа. Для нормального воспроизводства ввод жилищного фонда должен составлять около 1 кв.м на человека в год.
В структуре источников финансирования жилищного строительства около половины составляют средства окружного бюджета и средства бюджетов муниципальных образований в автономном округе.
Несоответствие объёмов ввода государственного и муниципального жилищного фонда с использованием бюджетных средств, кредитных ресурсов, а также средств промышленных предприятий объективным потребностям привели к тому, что из общего числа семей, состоящих на учёте для получения жилой площади, около 20% стоят в очереди 10 лет и более.
В среднем на территории автономного округа за счёт бюджетных средств и средств предприятий ежегодно улучшают свои жилищные условия 2,6 тыс. семей, что составляет 6 - 7% от общего числа очередников. При таких темпах ожидать решения жилищной проблемы в автономном округе можно не ранее чем через 16 - 20 лет (при условии, что новых очередников не появится). Всего на начало 2005 года число очередников составляло 38,2 тыс. семей или около 24% от общего числа семей.
В настоящее время ветхий жилищный фонд в автономном округе по данным обследований составляет более 1 млн. кв.м, то есть около 11% от его общего объёма. Доля ветхого фонда растет, несмотря на то что фактические объёмы финансирования капитального ремонта жилых домов значительно выше предусмотренных федеральными стандартами.
Особенно остро проблема ветхого жилья стоит в сельских поселениях автономного округа, где расположен в основном ветхий деревянный жилищный фонд, построенный 50 и более лет назад.
Начиная с 2002 года, капитально ремонтируется в целом по автономному округу (в среднем за год) более 160 тыс. кв.м или 2% от общей площади жилищного фонда округа в год. Ежегодные затраты на капитальный ремонт жилых домов составили почти 500 млн рублей, что на 16% выше нормативной потребности, рассчитанной на основе федерального стандарта стоимости капитального ремонта жилищного фонда.
Все это свидетельствует об остроте жилищной проблемы и многоаспектности её проявления, а также о неэффективности её решения традиционными методами.
В последние годы заметно изменился подход к инженерному обеспечению населённых пунктов. Коммунальное строительство осуществляется в соответствии с утверждёнными генеральными планами городских округов, городских и сельских поселений, с применением энергосберегающих технологий и высокой степени надёжности инженерных систем. Тем не менее, в городах и поселениях автономного округа практически не проводится реконструкция и модернизация жилых домов с целью повышения их благоустройства и комфортности.
Характерным для автономного округа является тот факт, что примерно 8% всего введённого в действие жилищного фонда построено за счёт средств населения с привлечением кредитов. Дальнейший рост экономического потенциала автономного округа, масштабов строительства в сочетании с развитием ипотечного кредитования делает возможным увеличение темпов ввода жилья.
В городских и сельских поселениях наряду с ростом жилищной обеспеченности (с 11 кв.м на человека) актуальной является модернизация жилищного фонда с повышением уровня комплексного благоустройства, составляющего в настоящее время 30 - 50%.