____________________________________________________________________
Утратил силу с 26 января 2007 года на основании
Закона Ямало-Ненецкого автономного округа
от 10 января 2007 года N 20-ЗАО
____________________________________________________________________
Принят
Государственной Думой
Ямало-Ненецкого автономного округа
9 февраля 2005 года
Статья 1. Утвердить окружную целевую программу "Жилище" на 2005-2010 годы.
Статья 2. Признать утратившим силу Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 21 июня 2003 года N 39-ЗАО "Об окружной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей" (Красный Север, 2003, 15 июля, спецвыпуск N 26-27; Ведомости Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа, 2003, июнь, N 6/3).
Статья 3. Признать утратившей силу статью 2 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 3 июня 2004 года N 24-ЗАО "О внесении изменений в некоторые законы Ямало-Ненецкого автономного округа" (Красный Север, 2004, 30 июня, спецвыпуск N 26; Ведомости Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа, 2004, апрель-май, N 4/2).
Статья 4. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Статья 5. Предложить губернатору Ямало-Ненецкого автономного округа и администрации Ямало-Ненецкого автономного округа привести в соответствие с настоящим Законом изданные ими нормативные правовые акты в течение трех месяцев со дня официального опубликования настоящего Закона.
Губернатор
Ямало-Ненецкого автономного округа
Ю.В.Неёлов
г. Салехард
16 февраля 2005 года
N 14-ЗАО
ОКРУЖНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ЖИЛИЩЕ"
на 2005-2010 годы
Наименование Программы | Окружная целевая программа "Жилище" на 2005-2010 годы (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы | Поручение председателя Координационного Совета при Губернаторе автономного округа от 26 октября 2004 года |
Государственный заказчик - координатор Программы | Главное управление жилищной политики Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа |
Разработчик Программы | Главное управление жилищной политики Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа |
Цели и задачи Программы | Цель Программы - обеспечение доступности жилья для населения, комплексное решение проблемы развития жилищной сферы Ямало-Ненецкого автономного округа. |
Сроки реализации Программы | 2005-2010 годы |
Перечень подпрограмм и мероприятий в составе Программы | 1. Подпрограмма "Обеспечение жильем граждан из числа коренных малочисленных народов Севера". |
Объемы и источники финансирования Программы | Общий объем финансирования Программы за счет средств окружного бюджета составит 5 550 млн.руб. |
Исполнители подпрограмм и мероприятий Программы | Главное управление жилищной политики Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа; |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | Реализация Программы должна обеспечить: |
Одной из важнейших задач, поставленных в послании Президента России В.В.Путина Федеральному Собранию Российской Федерации на 2004 год, является обеспечение граждан доступным и качественным жильем.
Жилье является одной из базовых ценностей, обеспечивающих экономическую стабильность и безопасность населения. Его доступность в значительной степени формирует отношение граждан к государству, гарантирующему конституционное право на жилище.
Обеспечение доступности жилья дает возможность:
- удовлетворять жилищные потребности населения на качественно новом уровне, без привлечения значительных объемов бюджетных средств;
- проведения эффективной миграционной политики, т.к. длительные очереди на жилье оказывают негативное влияние на мобильность рабочей силы и уровень безработицы. Эта проблема актуальна для Ямало-Ненецкого автономного округа, где наблюдаются значительные миграционные процессы в связи со спецификой экономики региона;
- улучшения демографической ситуации, т.к. доступность жилья особенно важна для такой категории, как молодые семьи;
- поэтапного решения жилищной проблемы малоимущих граждан, не имеющих возможности самостоятельно улучшить свои жилищные условия;
- создания максимально благоприятных условий для привлечения собственных средств граждан в рынок жилья и жилищное строительство.
Решение проблемы обеспечения доступности жилья возможно путем:
- создания условий для существенного роста объемов жилищного строительства;
- выполнения законодательно определенных обязательств всех уровней исполнительной власти по обеспечению жильем отдельных категорий граждан;
- обеспечения условий для приобретения гражданами жилья за счет собственных накоплений и с помощью долгосрочных жилищных кредитов.
Окружная целевая программа "Жилище" на 2005-2010 годы (далее - Программа) является продолжением и развитием программных мероприятий по реализации на территории Ямало-Ненецкого автономного округа Федеральной целевой программы "Жилище", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года N 675 и окружной целевой программы "Жилище" на 2002-2005 годы, утвержденной постановлением Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 октября 2001 года N 651.
Программа является основополагающим документом по формированию основных направлений жилищной политики и дальнейшим преобразованиям в жилищной сфере Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ).
В результате существенных преобразований в жилищной сфере, за последние 10 лет (1993 - 2003 годы) были созданы правовые основы государственной жилищной политики, определены ее приоритетные направления как на уровне Российской Федерации, так и на уровне автономного округа.
Сформирована нормативно-правовая база, которая явилась основой для дальнейших преобразований в жилищной сфере. За период с 2001 г. по 2004 г. произошли значительные изменения в действующем законодательстве, претерпели изменения и нормы, касающиеся регулирования жилищных правоотношений. Среди основополагающих документов, регламентирующих разграничение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления, в том числе в жилищной сфере, наиболее важными являются:
- пакет из 27 федеральных законов, связанных с развитием жилищной сферы в условиях рыночных отношений (в том числе Жилищный кодекс Российской Федерации).
Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения и городских округов отнесено обеспечение жилыми помещениями малоимущих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
К компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации, в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отнесено обеспечение социальной поддержки отдельных категорий граждан, в том числе:
- граждан пожилого возраста и инвалидов, одной из мер социальной защиты которых, в соответствии с действующим законодательством, является предоставление жилых помещений в домах системы социального обслуживания;
- детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- жертв политических репрессий.
Органы государственной власти в пределах своей компетенции поощряют жилищное строительство и обеспечивают создание условий для осуществления права на жилище, в том числе:
- содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения жилищных потребностей граждан;
- используют бюджетные средства для улучшения жилищных условий отдельных категорий граждан, в том числе путем предоставления в установленном нормативными правовыми актами администрации автономного округа порядке субсидий для приобретения (строительства) жилья;
- обеспечивают государственный контроль за исполнением жилищного законодательства;
- стимулируют жилищное строительство в соответствии со спросом и потребностями граждан, обеспечивают контроль за соблюдением требований проектов, государственных норм и стандартов в строительстве.
Решение жилищной проблемы населения является одной из ключевых задач для любого уровня государственной власти. На начало 2004 года в жилищном фонде автономного округа имелось 8,9 млн.кв.м общей площади или 15,8 тыс. жилых домов. При этом 37,8 тыс.семей или 23% от общей численности населения автономного округа нуждаются в улучшении жилищных условий. Таким образом, каждый четвертый житель округа состоит сегодня в очереди на получение жилья.
Данный показатель растет из года в год: численность очередников в 2003 году увеличилась по сравнению с 2002 годом на 4%, по сравнению с 2001 годом - на 7% и в сравнении с 2000 годом - на 15%.
Из общего числа очередников более 7% имеют право на первоочередное и внеочередное обеспечение жильем, то есть остро нуждаются в получении жилья.
Не снижается острота проблемы, связанной с наличием ветхого и аварийного жилищного фонда. На начало 2004 года объем ветхого и аварийного жилья составил 840,6 тыс.кв.м или 9,4% от общего объема жилищного фонда в автономном округе. В ветхом и аварийном жилье, по официальным статистическим данным, проживает 8,8 тыс.семей, в установленном порядке признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий. Фактически эта цифра на 3-4 порядка больше, так как не все граждане, проживающие в ветхом жилфонде, состоят в очереди на получение жилья.
Около 7% всего жилищного фонда нуждается в ремонте или реконструкции, а в сельских районах более 60% домов не имеют инженерного обеспечения.
Изменилась структура жилищного фонда автономного округа. В результате приватизации доля частного жилищного фонда автономного округа в 2003 году составила около 54% (увеличилась на 4% по сравнению с 1999 годом), а доля государственного и муниципального жилищного фонда сократилась с 43% до 39%. В результате на территории автономного округа формируется новый слой собственников как социальная база жилищной реформы.
Четверть жилищного фонда автономного округа состоит из индивидуальных жилых домов и однокомнатных квартир: около половины фонда - это двухкомнатные квартиры и только треть жилищ состоит из трех и более комнат. При этом следует иметь в виду, что по минимальным международным стандартам обеспеченность жилищем должна состоять из отдельной комнаты для каждого члена домохозяйства плюс комната совместного проживания, а само жилище предполагается оборудованным всеми видами благоустройства (водопровод, канализация, отопление, электричество). По экспертным оценкам, на сегодняшний день в той или иной мере желали бы улучшить свои жилищные условия (независимо от очередности) около 70% населения округа.
В целом по округу на протяжении последних 5 лет (1999-2003 годы) наблюдается положительная динамика ввода объектов жилищного строительства. В 2003 году было введено 127,2 тыс.кв.м. (на 15% больше по сравнению с 1999 годом). Несмотря на данные положительные тенденции, темпы роста объемов жилищного строительства намного отстают от потребностей населения. Ежегодный ввод жилья в автономном округе не перекрывает старение жилищного фонда.
Произошли изменения в системе финансирования жилищного строительства. Доля жилья, вводимого государственными и муниципальными предприятиями, возросла за последние 5 лет с 38% в 1999 году до 52% в 2003 году. Доля предприятий частных форм собственности возросла с 14% в 1999 году до 33% в 2003 году.
Более медленными темпами за счет бюджетных источников продолжалось строительство и предоставление на льготных условиях жилья наиболее нуждающимся категориям граждан. Несмотря на то, что численность семей, состоящих в очереди на улучшение жилищных условий, уменьшилась за период 1999-2003 годов с 41,1 тыс.семей до 37,8 тыс.семей, острота жилищной проблемы в автономном округе не снизилась. Обеспеченность жильем в среднем по автономному округу отстает от среднероссийской на 15%, и составила в 2003 году 17,5 кв.м./чел.
Среди объективных причин недостаточных объемов ввода нового жилищного строительства на первом месте стоит ежегодное увеличение цены сооружения одного квадратного метра общей площади жилья. Средняя стоимость строительства одной квартиры площадью 70 м(2) в 2003 году составляла по округу 1,9 млн.рублей (в 2002 году - около 1,8 млн.рублей.). Вполне очевидно, что даже при использовании всего ежегодного накопления финансовых средств домохозяйствами округа (7,4% всех расходов домохозяйств) на выплату всей стоимости вновь построенной квартиры потребуется более 15 лет.
В среднем на территории автономного округа за счет бюджетных средств и средств предприятий ежегодно улучшают свои жилищные условия 2,6 тыс.семей, что составляет 6-7% от общего числа очередников. При таких темпах ожидать решения жилищной проблемы в автономном округе можно не ранее чем через 16 лет (при условии, что очередь больше не будет расти).
Сложившаяся ситуация требует разработки новой стратегии реализации жилищной политики в автономном округе, ориентированной прежде всего на привлечение населения к участию в решении жилищной проблемы.
На основании результатов краткого анализа состояния жилищной сферы автономного округа за 5 лет можно сделать вывод, что наряду с положительными тенденциями преобразований в жилищной сфере ряд поставленных задач не удалось решить в полном объеме. Темпы решения жилищной проблемы оказались недостаточными, в связи с чем необходимо ускорить внедрение новых экономических подходов, финансовых механизмов при реализации жилищной политики в автономном округе.
Необходимость ускоренного перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы определяет целесообразность использования программно-целевого метода для решения указанных проблем, поскольку они: