Недействующий

АДМИНИСТРАЦИЯ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 09 июля 2009 года N 381-А

Об утверждении окружной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2010 2014 годы"   

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа
от 1 апреля 2014 года N 245-П
____________________________________________________________________

(с изм. от 08.07.2010 N 110-П)
Документ с изменениями внесёнными:

-постановлением Администрации автономного округа от 29.10.2009 N 569-А

-постановлением Администрации автономного округа 10.12.2009 N 692-А

-постановлением Правительства автономного округа от 08.07.2010 N 110-П

-постановлением Правительства автономного округа от 09.12.2010 N 446-П

-постановлением Правительства автономного округа от 05.04.2011 N 188-П

-постановлением Правительства автономного округа от 28.07.2011 N 520-П

-постановлением Правительства автономного округа от 23.12.2011 N 1010-П

-постановлением Правительства автономного округа от 14.02.2012 N 91-П

-постановлением Правительства автономного округа от 26.04.2012 N 335-П

-постановлением Правительства автономного округа от 31.10.2012 N 897-П

-постановлением Правительства автономного округа от 24.12.2012 N 1127-П

-постановлением правительства автономного округа от 14.02.2013 N 90-П

-постановлением Правительства автономного округа от 29.07.2013 N 604-П

-постановлением Правительства автономного округа от 25.02.2014 N 150-П

В соответствии со статьёй 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьёй 68 Устава (Основного закона) Ямало-Ненецкого автономного округа, постановлением Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 августа 2009 года N 463-А "Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации окружных долгосрочных целевых программ", в целях реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, совершенствования позитивных тенденций государственного влияния на противодействие злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Ямало-Ненецком автономном округе Администрация Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет : (с изм. от 08.07.2010 N 110-П)

1. Утвердить прилагаемую окружную долгосрочную целевую программу "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2010 - 2014 годы". (с изм. от 08.07.2010 N 110-П)

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Бучкову Т.В. (с изм. от 29.10.2009 N 569-А) (с изм. от 08.07.2010 N 110-П)

Вице-губернатор Ямало-Ненецкого

автономного округа В.Н. Казарин

от 9 июля 2009 г. N 381-А

Утверждена
постановлением Администрации
Ямало-Ненецкого автономного округа
(с изм. от 10.12.2009 N 692-А)
(с изм. от 08.07.2010 N 110-П)
(с изм. от 05.04.2011 N 188-П)
(с изм. от 28.07.2011 N 520-П)
(с изм. от 23.12.2011 N 1010-П)
(с изм. от 14.02.2012 N 91-П)
(с изм. от 31.10.2012 N 897-П)
(с изм. от 24.12.2012 N 1127-П)
(с изм. от 14.02.2013 N 90-П)
(с изм. от 29.07.2013 N 604-П)
(с изм. от 25.02.2014 N 150-П)

ОКРУЖНАЯ ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2010 - 2014 годы"

(с изм. от 08.07.2010 N 110-П)

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


Наименование Программы

окружная долгосрочная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2010 - 2014 годы" (далее - Программа) (с изм. от 08.07.2010 N 110-П )

Основание для разработки

Бюджетный кодекс Российской Федерации;

 Федеральный закон от 8 января 1998 года N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" ;

 Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" ;

 Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 21 июня 2003 года N 35-ЗАО "О профилактике наркомании и токсикомании в Ямало-Ненецком автономном округе" ;

 постановление Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа N 391 от 30 мая 2001 года "О наркоситуации, результатах деятельности и принимаемых мерах по профилактике наркозависимости и борьбе с незаконным оборотом наркотиков на территории Ямало-Ненецкого автономного округа";

 постановление Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 августа 2009 года N 463-А "Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации окружных долгосрочных целевых программ" ;
(с изм. от 08.07.2010 N 110-П )
 распоряжение Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 5 марта 2009 года N 61-РА "О разработке окружной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2010 - 2014 годы"

Государственный заказчик-координатор Программы
 (в ред. от 14.02.2012 N 91-П )

департамент молодежной политики и туризма Ямало-Ненецкого автономного округа

Государственные заказчики
 (в ред. от 14.02.2012 N 91-П )

департамент здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа;

 департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа;

 департамент культуры Ямало-Ненецкого автономного округа;

 департамент внутренней политики Ямало-Ненецкого автономного округа;

 департамент по физической культуре и спорту
 Ямало-Ненецкого автономного округа

Ответственные за выполнением мероприятий (исключен от 10.12.2009 N 692-А )

Управление внутренних дел по автономному округу (далее - УВД по автономному округу) (по согласованию);

 органы местного самоуправления

Разработчики Программы (в ред. от 14.02.2012 N 91-П )

департамент молодежной политики и туризма Ямало-Ненецкого автономного округа

Цели и задачи Программы
 (в ред. от 14.02.2012 N 91-П )

целью Программы является сокращение масштабов незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ, потребления алкогольных напитков  на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, формирование в обществе ценностного отношения к здоровому образу жизни и антинаркотичДостижение этой цели осуществляется решением следующих основных задач:
 - формирование и реализация единой стратегии и тактики в межведомственном взаимодействии и совершенствование созданной системы профилактики наркомании и алкоголизма;

 - реализация комплекса мероприятий профилактической направленности среди различных категорий населения, прежде всего среди несовершеннолетних, молодежи, и предупреждение правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков и употреблением алкоголя;

 - снижение доступности наркотических средств и психотропных веществ для незаконного потребления;

 -  внедрение новых методов и средств лечения, а также медицинской и социально-психологической реабилитации больных наркоманией и алкоголизмом, укрепление в приоритетном порядке материально-технического оснащения наркологической службы в системе здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа;

 - организация целенаправленной информационно-просветительской работы с населением по антинаркотической  и антиалкогольной пропаганде;

 - снижение доли крепких алкогольных напитков в общей структуре потребления населением алкогольных напитков;

 - снижение числа лиц, страдающих тяжелыми формами алкогольной зависимости;

 - снижение числа несовершеннолетних, регулярно употребляющих алкогольные напитки;

 - снижение количества правонарушений совершаемых в состоянии алкогольного опьяненияеского, а также антиалкогольного мировоззрения

Сроки и этапы реализации

Программа реализуется в один этап, в период 2010 - 2014 годов

Важнейшие целевые индикаторы
 и показатели по этапам реализации Программы
 (в ред. от 14.02.2012 N 91-П )
 (с изм. от 25.02.2014 N 150-П )

- доля подростков и молодежи в возрасте от 11 до  26 лет, вовлеченных в профилактические мероприятия, по отношению к общей численности указанной категории лиц;

 - доля больных наркоманией с длительностью объективно подтвержденной ремиссии  свыше 3-х лет по отношению к общему числу больных наркоманией;

 - доля впервые зарегистрированных в автономном округе потребителей наркотических средств в возрасте до 26 лет по отношению к общему числу лиц в возрасте до 26 лет;

 - количество специалистов, занятых в сфере профилактики наркомании и алкоголизма, повысивших  профессиональный уровень ;

 - охват учащихся образовательных организации Ямало-Ненецкого автономного округа профилактическими образовательными и коррекционными программами
 по отношению к общему числу учащихся;

 - доля детей и подростков  в  возрасте от 0 до 17 лет, злоупотребляющих алкоголем и находящихся под профилактическим наблюдением, по отношению к общему числу лиц, злоупотребляющих алкоголем, находящихся под наблюдением;

 - доля больных хроническим алкоголизмом с длительностью объективно подтвержденной ремиссии свыше 2  лет по отношению к общему числу больных хроническим алкоголизмом

Основные направления реализации мероприятий
 (в ред. от 14.02.2013 N 90-П)

I . Организационные и правовые меры по противодействию злоупотреблению наркотиками и алкоголем.
 II . Профилактика злоупотребления наркотиками и алкоголем.
 III . Диагностика, лечение и реабилитация лиц , потребляющих наркотики без назначения врача, злоупотребляющих алкоголем или больных алкоголизмом.
 IV . Международное сотрудничество в области профилактики наркомании, токсикомании, алкоголизма

Объёмы и источники финансирования
 (в ред. от 14.02.2013 N 90-П)
 (с изм. от 25.02.2014 N 150-П )

всего на реализацию Программы из окружного бюджета необходимо 174 506 тыс. рублей, из них:
 2010 год - 16 228 тыс. рублей;

 2011 год - 40 273 тыс. рублей;

 2012 год - 51 352 тыс. рублей;

 2013 год - 31 680 тыс. рублей;

 2014 год - 34 973 тыс. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации и показатели социально-экономической эффективности
 (в ред. от 14.02.2012 N 91-П )

- сокращение масштабов незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в Ямало-Ненецком автономном округе среди молодёжи;

 - снижение степени доступности наркотических средств и психотропных веществ в целях незаконного потребления;

 - увеличение количества подростков и молодежи в возрасте от 11 до 26 лет, вовлеченных в профилактические мероприятия в сфере незаконного оборота наркотиков, по отношению к общей численности указанной категории лиц;

 - увеличение количества больных наркоманией, прошедших лечение и реабилитацию, длительность ремиссии у которых составляет свыше 3 лет по отношению к общему количеству лиц, состоящих на учете с диагнозом "наркомания";

 - повышение уровня материально-технического оснащения наркологической службы в системе здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа;

 - формирование системы подготовки специалистов в области профилактики наркомании и алкоголизма;

 - повышение уровня организации информационно-просветительской работы с населением по антинаркотической и антиалкогольной пропаганде;

 - развитие эффективного взаимодействия с общественными объединениями и традиционными религиозными конфессиями по вопросам профилактики наркомании и алкоголизма;

 - снижение доли детей и подростков в  возрасте
 от 0 до 17 лет, злоупотребляющих алкоголем и находящихся под профилактическим наблюдением,
 по отношению к общему числу лиц, злоупотребляющих алкоголем, находящихся под наблюдением;

 - увеличение  доли больных хроническим алкоголизмом с длительностью объективно подтвержденной ремиссии свыше 2 лет по отношению к общему числу больных хроническим алкоголизмом

I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


Проблема наркомании представляет собой угрозу всем видам безопасности: политической, социальной, экономической, информационной, личной и др., а сама наркоситуация в России все в большей степени становится непосредственной причиной ухудшения уровня здоровья и генофонда, сокращения численности населения.

Ежегодно в стране от приёма наркотиков умирает только по официальным данным порядка 10 тысяч человек. По некоторым оценочным сведениям эта цифра составляет более 30 тыс. человек, в подавляющем числе случаев - молодых людей.

Высокая смертность значительной части больных наркоманией даже при их стабильном общем числе на деле означает наличие скрытого систематического притока новых больных вместо выбывающих. Как показывает практика, большинство наркозависимых лиц в течение короткого промежутка времени переходят из разряда трудоспособного населения в категорию безработных, ведущих антисоциальный, а в некоторых случаях и противоправный образ жизни. При этом государству наносится серьёзный экономический ущерб, возникающий как от производственных убытков, связанных со снижением количества трудовых ресурсов, ухудшением демографии в стране, социальных затрат на реабилитацию и лечение наркозависимых, так и от их криминальной деятельности.

В 2007 году на государственном учёте состояло более 537 тысяч человек, которые или больны наркоманией, или регулярно употребляют наркотики, и их зависимость стала болезненной. Согласно международным методикам расчёта реальное количество наркозависимых составляет примерно в 5 раз большую величину, то есть до двух с половиной миллионов человек, или почти 2% населения страны.

Наркообстановка, сложившаяся в стране, диктует необходимость выработки новых государственных подходов в определении целей и задач профилактики наркомании и предупреждения наркопреступности.

В силу своего географического расположения территория автономного округа не является транзитным коридором поставок наркотиков и используется наркобизнесом в качестве рынка сбыта и получения сверхприбыли.

Численность населения автономного округа составляет более 542 тыс. человек, из которых 29 % в возрасте от 18 до 34 лет проживает в городах, которые являются центрами добычи газа и нефти, стратегически важными объектами для округа и Российской Федерации. Основной незаконный сбыт наркотических средств происходит в муниципальных образованиях: город Ноябрьск, город Новый Уренгой, город Надым и Надымский район и там, где расположены стратегические объекты нефтегазового комплекса.

Наибольшее количество лиц (79,4%), состоящих на профилактическом учёте за употребление наркотических веществ с вредными последствиями, проживает в этих же муниципальных образованиях автономного округа: в городе Ноябрьске - 380 (36,2%), в городе Новом Уренгое - 291 (27,7%.), в Надымском районе - 162 (15,4%).

В 2008 году более 80% фактов крупных изъятий наркотиков по классификации Управления Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности приходится на данные муниципальные образования. Наметилась тенденция выявления лиц, причастных к незаконному обороту наркотиков, среди работников предприятий топливно-энергетического комплекса.

За период 2004 - 2008 годов в автономном округе, по данным Бюро судебно-медицинской экспертизы, зарегистрировано 152 случая летальных исходов вследствие употребления наркотических средств.

Реализация проектов освоения полуострова Ямал и "Урал промышленный - Урал Полярный" определяют перспективу расширения производственных мощностей предприятий, увеличения числа работающих за счёт привлечения рабочей силы из других регионов России и стран ближнего зарубежья, развития транспортной инфраструктуры.

По данным Управления Федеральной Миграционной службы России по автономному округу, в сравнении с 2004 годом отмечается увеличение числа лиц, поставленных на миграционный учёт, среди иностранных граждан, лиц без гражданства и граждан Российской Федерации, зарегистрированных по месту жительства.

Статистика информационного центра УВД по автономному округу показывает, что наметился существенный рост преступлений (более 30%), совершённых иностранными гражданами и лицами без гражданства (2008 год - 405, 2007 год - 292 преступления).

В этой связи можно констатировать, что увеличение трудовых миграционных потоков может создать определённые предпосылки к снижению уровня безопасности населения автономного округа, росту распространения наркомании.

В соответствии с планом социально-экономического развития территории автономный округ на ближайшие десятилетия останется главным газовым плацдармом России. Инвестиционные проекты и целевые программы за счёт бюджетов всех уровней обеспечили рост объёмов строительно-монтажных работ на полуострове Ямал и геологоразведки в зоне Полярного Урала. Это привело к решению стратегической задачи - созданию в автономном округе второго крупного экономического района общероссийского значения. Развитие производственного потенциала позволит сформировать принципиально новые элементы региональной экономики.

Существенной преградой на пути реализации этих перспективных планов и всего социально-экономического развития нашего региона может стать продолжающаяся наркотизация населения автономного округа.

Противодействие этой угрозе требует целостного комплекса мер государственного и общественного воздействия, чётко отлаженного механизма межведомственного взаимодействия и координации деятельности органов в сфере профилактики, в том числе первичной профилактики в подростковой и молодёжной среде, организации своевременного раннего выявления немедицинского потребления наркотических средств, с целью недопущения формирования наркозависимости.

Основой всей антинаркотической политики в автономном округе должна стать комплексность и превентивность профилактики наркомании. В связи с этим, необходимо переходить от того, чтобы только выявлять и лечить, к тому, чтобы менять общество и инфраструктуры социализации молодёжи, организации труда и жизнедеятельности. Это требует изменений не только в практике наркологии, но и в переоценке системных подходов, а как результат - к выработке стойкого социального наркоиммунитета в обществе.

Эффективным механизмом решения проблемы наркотизации населения является программно-целевой метод планирования деятельности с чётким определением целей и задач Программы, выбором перечня скоординированных мероприятий по устранению причин и условий, способствующих незаконному распространению наркотиков, и их согласованность с реальными возможностями окружного бюджета.

Сложившаяся на сегодняшний день наркоситуация в автономном округе обусловлена определённым количеством способствующих факторов, имеющих отношение как к медицине, социологии, педагогике, так и являющихся результатом деятельности тех или иных органов власти.

Это говорит о необходимости межведомственного подхода в решении проблемы, который обеспечит координацию и согласованность действий различных субъектов антинаркотической деятельности в сфере профилактики наркомании и токсикомании.

Масштабы и отрицательный вектор развития проблемной ситуации свидетельствуют о том, что она не может быть решена в рамках текущего финансирования.

С учётом изложенного ощутимо воздействовать на складывающуюся в автономном округе ситуацию с распространением наркомании и токсикомании возможно лишь программно-целевым методом, то есть с увязкой по исполнителям, ресурсам, срокам реализации комплекса разработанных мероприятий, ориентированных на достижение поставленной цели в решении данной проблемы.

Предусмотренные Программой мероприятия решают межведомственные задачи, которые не могут быть реализованы в рамках отраслевого финансирования. Межведомственный характер решения поставленных задач достигается за счёт того, что каждое мероприятие имеет форму проекта, в реализации которого задействовано максимальное количество субъектов антинаркотической деятельности по профилактике наркомании и токсикомании.

Такие проекты имеют свою цель, задачи, методы решения, ожидаемые результаты, методику их оценки и способствуют реализации целям и задачам настоящей Программы.

Практикой доказано, что сосредоточение усилий исключительно только на одном из направлений антинаркотической деятельности не позволяет получить устойчивый положительный эффект, на который рассчитана Программа в целом. Поэтому необходима комплексная и системная реализация всех направлений, а именно первичной, вторичной и третичной профилактики в целом. И это, как показала практика, менее затратный и более эффективный подход, чем проведение отдельно взятых мероприятий обособленно по каждому из трёх определяющих направлений.

Использование программно-целевого метода в решении рассматриваемой проблемы позволяет минимизировать потребности в материальных, трудовых и финансовых ресурсах для достижения поставленных целей, обеспечивает их достижение в сроки, определённые в настоящей Программе.

Для решения этих задач на Ямале с 2002 года успешно реализуются антинаркотические окружные целевые программы.

Проводимая в рамках этих программ деятельность органов исполнительной власти автономного округа, правоохранительных органов, работа медицинских учреждений и социальных институтов существенно минимизирует вред, наносимый наркобизнесом интересам государства. Это выражается в ощутимом сокращении рядов потенциальных наркопотребителей и соответственно в замедлении темпов прироста количества наркобольных и, как следствие, увеличении количества социально и экономически активного населения автономного округа. В свою очередь сохранение трудовых ресурсов способствует дальнейшему развитию экономики, стабилизации и оздоровлению демографической ситуации.

По итогам данной работы на территории автономного округа за последние годы наметились позитивные тенденции в улучшении наркоситуации в целом, а именно:

- уменьшилось количество лиц, состоящих на учёте с диагнозом "наркомания" (2004 год - 1521 человек; 2005 год - 1414 человек; 2006 год - 1328 человек; 2007 год - 1290 человек; 2008 год - 1286 человек);

- количество смертей, связанных с передозировкой наркотиками, ниже средних значений по Уральскому федеральному округу и неуклонно убывает за последние три года (2006 год - 49; 2007 год - 32; 2008 год - 9 человек);

- снизилось количество вызовов на станцию Скорой медицинской помощи по поводу наркозависимости (2005 год - 227; 2006 год - 336; 2007 год -191; 2008 год -183);

- проведение профилактических медицинских мероприятий оказало влияние на увеличение числа лиц, находящихся в ремиссии, и позволило снизить показатели наркозависимости на территории автономного округа.

В соответствии с целевыми индикаторами окружной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005 - 2009 годы" в 2008 году достигнуты следующие показатели эффективности:

- доля подростков и молодёжи в возрасте от 11 до 26 лет, вовлечённых в профилактические мероприятия, по отношению к общей численности указанной категории лиц в сравнении с 2006 годом (базовый показатель) увеличилась на 10 % и составила 65 %;

- доля больных наркоманией с длительностью объективно подтверждённой ремиссии свыше трёх лет по отношению к общему числу больных наркоманией в сравнении с 2006 годом (базовый показатель) увеличилась на 10,8 % и составила 13,6 %;

- число специалистов, повысивших квалификационный уровень в сфере профилактики наркомании, в сравнении с 2006 годом (базовый показатель) увеличилось на 100 человек и составило 300 человек;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»