АДМИНИСТРАЦИЯ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 09 июля 2009 года N 381-А
Об утверждении окружной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2010 2014 годы"
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа
от 1 апреля 2014 года N 245-П
____________________________________________________________________
(с изм. от 08.07.2010 N 110-П)
Документ с изменениями внесёнными:
-постановлением Администрации автономного округа от 29.10.2009 N 569-А
-постановлением Администрации автономного округа 10.12.2009 N 692-А
-постановлением Правительства автономного округа от 08.07.2010 N 110-П
-постановлением Правительства автономного округа от 09.12.2010 N 446-П
-постановлением Правительства автономного округа от 05.04.2011 N 188-П
-постановлением Правительства автономного округа от 28.07.2011 N 520-П
-постановлением Правительства автономного округа от 23.12.2011 N 1010-П
-постановлением Правительства автономного округа от 14.02.2012 N 91-П
-постановлением Правительства автономного округа от 26.04.2012 N 335-П
-постановлением Правительства автономного округа от 31.10.2012 N 897-П
-постановлением Правительства автономного округа от 24.12.2012 N 1127-П
-постановлением правительства автономного округа от 14.02.2013 N 90-П
-постановлением Правительства автономного округа от 29.07.2013 N 604-П
-постановлением Правительства автономного округа от 25.02.2014 N 150-П
В соответствии со статьёй 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьёй 68 Устава (Основного закона) Ямало-Ненецкого автономного округа, постановлением Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 августа 2009 года N 463-А "Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации окружных долгосрочных целевых программ", в целях реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, совершенствования позитивных тенденций государственного влияния на противодействие злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Ямало-Ненецком автономном округе Администрация Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет : (с изм. от 08.07.2010 N 110-П)
1. Утвердить прилагаемую окружную долгосрочную целевую программу "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2010 - 2014 годы". (с изм. от 08.07.2010 N 110-П)
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Бучкову Т.В. (с изм. от 29.10.2009 N 569-А) (с изм. от 08.07.2010 N 110-П)
Вице-губернатор Ямало-Ненецкого
автономного округа В.Н. Казарин
от 9 июля 2009 г. N 381-А
ОКРУЖНАЯ ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2010 - 2014 годы"
(с изм. от 08.07.2010 N 110-П)
Наименование Программы | окружная долгосрочная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2010 - 2014 годы" (далее - Программа) (с изм. от 08.07.2010 N 110-П ) |
Основание для разработки | Бюджетный кодекс Российской Федерации; |
Государственный заказчик-координатор Программы | департамент молодежной политики и туризма Ямало-Ненецкого автономного округа |
Государственные заказчики | департамент здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа; |
Ответственные за выполнением мероприятий (исключен от 10.12.2009 N 692-А ) | Управление внутренних дел по автономному округу (далее - УВД по автономному округу) (по согласованию); |
Разработчики Программы (в ред. от 14.02.2012 N 91-П ) | департамент молодежной политики и туризма Ямало-Ненецкого автономного округа |
Цели и задачи Программы | целью Программы является сокращение масштабов незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ, потребления алкогольных напитков на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, формирование в обществе ценностного отношения к здоровому образу жизни и антинаркотичДостижение этой цели осуществляется решением следующих основных задач: |
Сроки и этапы реализации | Программа реализуется в один этап, в период 2010 - 2014 годов |
Важнейшие целевые индикаторы | - доля подростков и молодежи в возрасте от 11 до 26 лет, вовлеченных в профилактические мероприятия, по отношению к общей численности указанной категории лиц; |
Основные направления реализации мероприятий | I . Организационные и правовые меры по противодействию злоупотреблению наркотиками и алкоголем. |
Объёмы и источники финансирования | всего на реализацию Программы из окружного бюджета необходимо 174 506 тыс. рублей, из них: |
Ожидаемые конечные результаты реализации и показатели социально-экономической эффективности | - сокращение масштабов незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в Ямало-Ненецком автономном округе среди молодёжи; |
Проблема наркомании представляет собой угрозу всем видам безопасности: политической, социальной, экономической, информационной, личной и др., а сама наркоситуация в России все в большей степени становится непосредственной причиной ухудшения уровня здоровья и генофонда, сокращения численности населения.
Ежегодно в стране от приёма наркотиков умирает только по официальным данным порядка 10 тысяч человек. По некоторым оценочным сведениям эта цифра составляет более 30 тыс. человек, в подавляющем числе случаев - молодых людей.
Высокая смертность значительной части больных наркоманией даже при их стабильном общем числе на деле означает наличие скрытого систематического притока новых больных вместо выбывающих. Как показывает практика, большинство наркозависимых лиц в течение короткого промежутка времени переходят из разряда трудоспособного населения в категорию безработных, ведущих антисоциальный, а в некоторых случаях и противоправный образ жизни. При этом государству наносится серьёзный экономический ущерб, возникающий как от производственных убытков, связанных со снижением количества трудовых ресурсов, ухудшением демографии в стране, социальных затрат на реабилитацию и лечение наркозависимых, так и от их криминальной деятельности.
В 2007 году на государственном учёте состояло более 537 тысяч человек, которые или больны наркоманией, или регулярно употребляют наркотики, и их зависимость стала болезненной. Согласно международным методикам расчёта реальное количество наркозависимых составляет примерно в 5 раз большую величину, то есть до двух с половиной миллионов человек, или почти 2% населения страны.
Наркообстановка, сложившаяся в стране, диктует необходимость выработки новых государственных подходов в определении целей и задач профилактики наркомании и предупреждения наркопреступности.
В силу своего географического расположения территория автономного округа не является транзитным коридором поставок наркотиков и используется наркобизнесом в качестве рынка сбыта и получения сверхприбыли.
Численность населения автономного округа составляет более 542 тыс. человек, из которых 29 % в возрасте от 18 до 34 лет проживает в городах, которые являются центрами добычи газа и нефти, стратегически важными объектами для округа и Российской Федерации. Основной незаконный сбыт наркотических средств происходит в муниципальных образованиях: город Ноябрьск, город Новый Уренгой, город Надым и Надымский район и там, где расположены стратегические объекты нефтегазового комплекса.
Наибольшее количество лиц (79,4%), состоящих на профилактическом учёте за употребление наркотических веществ с вредными последствиями, проживает в этих же муниципальных образованиях автономного округа: в городе Ноябрьске - 380 (36,2%), в городе Новом Уренгое - 291 (27,7%.), в Надымском районе - 162 (15,4%).
В 2008 году более 80% фактов крупных изъятий наркотиков по классификации Управления Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности приходится на данные муниципальные образования. Наметилась тенденция выявления лиц, причастных к незаконному обороту наркотиков, среди работников предприятий топливно-энергетического комплекса.
За период 2004 - 2008 годов в автономном округе, по данным Бюро судебно-медицинской экспертизы, зарегистрировано 152 случая летальных исходов вследствие употребления наркотических средств.
Реализация проектов освоения полуострова Ямал и "Урал промышленный - Урал Полярный" определяют перспективу расширения производственных мощностей предприятий, увеличения числа работающих за счёт привлечения рабочей силы из других регионов России и стран ближнего зарубежья, развития транспортной инфраструктуры.
По данным Управления Федеральной Миграционной службы России по автономному округу, в сравнении с 2004 годом отмечается увеличение числа лиц, поставленных на миграционный учёт, среди иностранных граждан, лиц без гражданства и граждан Российской Федерации, зарегистрированных по месту жительства.
Статистика информационного центра УВД по автономному округу показывает, что наметился существенный рост преступлений (более 30%), совершённых иностранными гражданами и лицами без гражданства (2008 год - 405, 2007 год - 292 преступления).
В этой связи можно констатировать, что увеличение трудовых миграционных потоков может создать определённые предпосылки к снижению уровня безопасности населения автономного округа, росту распространения наркомании.
В соответствии с планом социально-экономического развития территории автономный округ на ближайшие десятилетия останется главным газовым плацдармом России. Инвестиционные проекты и целевые программы за счёт бюджетов всех уровней обеспечили рост объёмов строительно-монтажных работ на полуострове Ямал и геологоразведки в зоне Полярного Урала. Это привело к решению стратегической задачи - созданию в автономном округе второго крупного экономического района общероссийского значения. Развитие производственного потенциала позволит сформировать принципиально новые элементы региональной экономики.
Существенной преградой на пути реализации этих перспективных планов и всего социально-экономического развития нашего региона может стать продолжающаяся наркотизация населения автономного округа.
Противодействие этой угрозе требует целостного комплекса мер государственного и общественного воздействия, чётко отлаженного механизма межведомственного взаимодействия и координации деятельности органов в сфере профилактики, в том числе первичной профилактики в подростковой и молодёжной среде, организации своевременного раннего выявления немедицинского потребления наркотических средств, с целью недопущения формирования наркозависимости.
Основой всей антинаркотической политики в автономном округе должна стать комплексность и превентивность профилактики наркомании. В связи с этим, необходимо переходить от того, чтобы только выявлять и лечить, к тому, чтобы менять общество и инфраструктуры социализации молодёжи, организации труда и жизнедеятельности. Это требует изменений не только в практике наркологии, но и в переоценке системных подходов, а как результат - к выработке стойкого социального наркоиммунитета в обществе.
Эффективным механизмом решения проблемы наркотизации населения является программно-целевой метод планирования деятельности с чётким определением целей и задач Программы, выбором перечня скоординированных мероприятий по устранению причин и условий, способствующих незаконному распространению наркотиков, и их согласованность с реальными возможностями окружного бюджета.
Сложившаяся на сегодняшний день наркоситуация в автономном округе обусловлена определённым количеством способствующих факторов, имеющих отношение как к медицине, социологии, педагогике, так и являющихся результатом деятельности тех или иных органов власти.
Это говорит о необходимости межведомственного подхода в решении проблемы, который обеспечит координацию и согласованность действий различных субъектов антинаркотической деятельности в сфере профилактики наркомании и токсикомании.
Масштабы и отрицательный вектор развития проблемной ситуации свидетельствуют о том, что она не может быть решена в рамках текущего финансирования.
С учётом изложенного ощутимо воздействовать на складывающуюся в автономном округе ситуацию с распространением наркомании и токсикомании возможно лишь программно-целевым методом, то есть с увязкой по исполнителям, ресурсам, срокам реализации комплекса разработанных мероприятий, ориентированных на достижение поставленной цели в решении данной проблемы.
Предусмотренные Программой мероприятия решают межведомственные задачи, которые не могут быть реализованы в рамках отраслевого финансирования. Межведомственный характер решения поставленных задач достигается за счёт того, что каждое мероприятие имеет форму проекта, в реализации которого задействовано максимальное количество субъектов антинаркотической деятельности по профилактике наркомании и токсикомании.
Такие проекты имеют свою цель, задачи, методы решения, ожидаемые результаты, методику их оценки и способствуют реализации целям и задачам настоящей Программы.
Практикой доказано, что сосредоточение усилий исключительно только на одном из направлений антинаркотической деятельности не позволяет получить устойчивый положительный эффект, на который рассчитана Программа в целом. Поэтому необходима комплексная и системная реализация всех направлений, а именно первичной, вторичной и третичной профилактики в целом. И это, как показала практика, менее затратный и более эффективный подход, чем проведение отдельно взятых мероприятий обособленно по каждому из трёх определяющих направлений.
Использование программно-целевого метода в решении рассматриваемой проблемы позволяет минимизировать потребности в материальных, трудовых и финансовых ресурсах для достижения поставленных целей, обеспечивает их достижение в сроки, определённые в настоящей Программе.
Для решения этих задач на Ямале с 2002 года успешно реализуются антинаркотические окружные целевые программы.
Проводимая в рамках этих программ деятельность органов исполнительной власти автономного округа, правоохранительных органов, работа медицинских учреждений и социальных институтов существенно минимизирует вред, наносимый наркобизнесом интересам государства. Это выражается в ощутимом сокращении рядов потенциальных наркопотребителей и соответственно в замедлении темпов прироста количества наркобольных и, как следствие, увеличении количества социально и экономически активного населения автономного округа. В свою очередь сохранение трудовых ресурсов способствует дальнейшему развитию экономики, стабилизации и оздоровлению демографической ситуации.
По итогам данной работы на территории автономного округа за последние годы наметились позитивные тенденции в улучшении наркоситуации в целом, а именно:
- уменьшилось количество лиц, состоящих на учёте с диагнозом "наркомания" (2004 год - 1521 человек; 2005 год - 1414 человек; 2006 год - 1328 человек; 2007 год - 1290 человек; 2008 год - 1286 человек);
- количество смертей, связанных с передозировкой наркотиками, ниже средних значений по Уральскому федеральному округу и неуклонно убывает за последние три года (2006 год - 49; 2007 год - 32; 2008 год - 9 человек);
- снизилось количество вызовов на станцию Скорой медицинской помощи по поводу наркозависимости (2005 год - 227; 2006 год - 336; 2007 год -191; 2008 год -183);
- проведение профилактических медицинских мероприятий оказало влияние на увеличение числа лиц, находящихся в ремиссии, и позволило снизить показатели наркозависимости на территории автономного округа.
В соответствии с целевыми индикаторами окружной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005 - 2009 годы" в 2008 году достигнуты следующие показатели эффективности:
- доля подростков и молодёжи в возрасте от 11 до 26 лет, вовлечённых в профилактические мероприятия, по отношению к общей численности указанной категории лиц в сравнении с 2006 годом (базовый показатель) увеличилась на 10 % и составила 65 %;
- доля больных наркоманией с длительностью объективно подтверждённой ремиссии свыше трёх лет по отношению к общему числу больных наркоманией в сравнении с 2006 годом (базовый показатель) увеличилась на 10,8 % и составила 13,6 %;
- число специалистов, повысивших квалификационный уровень в сфере профилактики наркомании, в сравнении с 2006 годом (базовый показатель) увеличилось на 100 человек и составило 300 человек;