ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 марта 2012 года N 213-П
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОКРУЖНОЙ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ НА 2012 - 2020 ГОДЫ"
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании постановления Правительства ЯНАО от 16.12.2014 N 1022-П, вступившего в силу со дня официального опубликования (опубликовано на Официальном Интернет-сайте исполнительных органов государственной власти автономного округа http://правительство.янао.рф - 18.12.2014).
____________________________________________________________________
(в ред. постановлений Правительства ЯНАО от 14.09.2012 N 746-П, от 24.12.2012 N 1125-П, от 29.01.2013 N 31-П, от 16.08.2013 N 655-П, от 30.09.2013 N 801-П, от 13.10.2014 N 820-П)
В целях повышения уровня социальной защищенности населения Ямало-Ненецкого автономного округа Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую окружную долгосрочную целевую программу "Развитие системы социальной защиты населения в Ямало-Ненецком автономном округе на 2012 - 2020 годы".
2. Настоящее постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2012 года.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Бучкову Т.В.
Губернатор
Ямало-Ненецкого автономного округа
Д.Н.КОБЫЛКИН
ОКРУЖНАЯ ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ НА 2012 - 2020 ГОДЫ"
(в ред. постановлений Правительства ЯНАО от 14.09.2012 N 746-П, от 24.12.2012 N 1125-П, от 29.01.2013 N 31-П, от 16.08.2013 N 655-П, от 30.09.2013 N 801-П, от 13.10.2014 N 820-П)
Наименование Программы | окружная долгосрочная целевая программа "Развитие системы социальной защиты населения в Ямало-Ненецком автономном округе на 2012 - 2020 годы" |
Основание для разработки | Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; |
Государственный заказчик - координатор Программы | департамент социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа |
(в ред. постановления Правительства ЯНАО от 14.09.2012 N 746-П) | |
Государственный заказчик | департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа |
Разработчики Программы | департамент социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа |
(в ред. постановления Правительства ЯНАО от 14.09.2012 N 746-П) | |
Цели и задачи Программы | цели Программы - совершенствование механизмов социальной поддержки граждан, модернизация системы социального обслуживания населения, внедрение инновационных подходов в работе с семьей для обеспечения выполнения ее социальных функций. |
Сроки и этапы реализации | 2012 - 2020 годы |
Целевые индикаторы (показатели) реализации Программы с указанием их целевых значений по годам реализации Программы | - удельный вес выехавших из Ямало-Ненецкого автономного округа пенсионеров, воспользовавшихся мерами социальной поддержки при переезде, к общей численности пенсионеров по старости, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе; |
Перечень подпрограмм и основных мероприятий Программы | Программа включает в себя три направления, соответствующие поставленным стратегическим целям: |
Объемы финансирования | финансирование Программы предполагается осуществлять за счет средств окружного бюджета в размере 6973720,0 тыс. рублей, в том числе по годам: |
(в ред. постановлений Правительства ЯНАО от 14.09.2012 N 746-П, от 24.12.2012 N 1125-П, от 29.01.2013 N 31-П, от 16.08.2013 N 655-П, от 13.10.2014 N 820-П) | |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | реализация мероприятий Программы позволит: 9) увеличить удельный вес небюджетных социальных служб от общего числа социальных служб в Ямало-Ненецком автономном округе с 5% в 2010 году до 40% в 2020 году; 10) увеличить охват граждан пожилого возраста, инвалидов и несовершеннолетних различными формами социального обслуживания с 5,7% в 2010 году до 20% в 2020 году; 11) увеличить охват граждан пожилого возраста и инвалидов надомными формами социального обслуживания с 2,34% в 2010 году до 6% в 2020 году; 12) увеличить удельный вес государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания Ямало-Ненецкого автономного округа, соответствующих требованиям СанПиН, пожарной безопасности, доступности для маломобильных категорий граждан, от общего числа государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания Ямало-Ненецкого автономного округа с 0% в 2010 году до 40% в 2020 году; |
(в ред. постановления Правительства ЯНАО от 14.09.2012 N 746-П) |
Ямало-Ненецкий автономный округ (далее - автономный округ) является одним из крупнейших по территории субъектов Российской Федерации.
Природно-климатические условия Крайнего Севера оказывают значительное влияние на жизнедеятельность людей, развитие социальной инфраструктуры региона.
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития автономного округа до 2020 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания автономного округа от 14 декабря 2011 года N 839, целью социально-экономического развития автономного округа является обеспечение устойчивого повышения уровня и качества жизни населения на основе формирования и развития конкурентной экономики.
По данным Ямалстата, численность населения автономного округа по состоянию на 1 января 2010 года составляет 546,5 тысяч человек, из них 209,5 тысяч гражданам (38%) в соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации должна быть обеспечена государственная поддержка, в том числе и через систему постоянно развивающихся социальных служб.
Среди категорий граждан, нуждающихся в особой государственной поддержке:
- дети, доля которых в общей численности населения автономного округа составляет 23,8%,
- инвалиды, доля которых от численности населения автономного округа составляет 2,7%,
- пожилые граждане, доля которых в общей численности населения автономного округа - 11,8%.
Социально-демографическая ситуация в автономном округе характеризуется как ростом рождаемости (за период с 2008 года по 2010 год значение данного показателя возросло на 3,7%), так и увеличением численности граждан пожилого возраста (с 2005 года по 2010 год на 64,2%).
Таким образом, одним из современных социально-экономических вызовов в автономном округе, как и в целом по России, является снижение численности трудоспособного населения, что создает дополнительную нагрузку на бюджет автономного округа.
Удельный вес трудоспособного населения автономного округа от общей численности населения региона за период с 2005 по 2010 год уменьшился с 72% до 63%. По имеющимся прогнозным данным, к 2020 году численность населения трудоспособного возраста сократится еще на 12% по сравнению с 2010 годом, в то время как численность населения старше трудоспособного возраста увеличится на 86%.
Неуклонное снижение численности трудоспособного населения и ежегодный рост числа граждан пожилого возраста неизбежно приведут к серьезному демографическому разрыву между пожилым, стареющим населением автономного округа и трудоспособным населением - демографическим потенциалом общества.
Выявленные в социально-демографическом прогнозе тенденции сокращения численности населения трудоспособного возраста приведут к дефициту трудовых ресурсов и станут одной из основных проблем демографического и социально-экономического развития автономного округа.
В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, относятся к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
Статьями 20 и 21 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", статьей 5 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" конкретизированы данные полномочия. В частности, указанными нормативными правовыми актами к полномочиям субъектов Российской Федерации отнесены вопросы разработки и реализации государственных региональных программ оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий, а также региональных программ социального обслуживания населения.
Социальная защита граждан на протяжении многих лет является одним из приоритетных направлений социальной политики автономного округа. Существующая в настоящее время система социальной поддержки граждан в автономном округе предусматривает широкий спектр мер, направленных на повышение уровня жизни населения автономного округа. Законодательством автономного округа в дополнение к федеральным установлены региональные меры социальной поддержки для большинства федеральных льготных категорий граждан. Кроме того, введены региональные льготные категории граждан.
Для организации социального обслуживания населения в автономном округе функционирует 32 социальные службы, две из них являются государственными, остальные муниципальными, исполняющими переданные государственные полномочия.
В автономном округе установлены государственные стандарты социального обслуживания, разработанные на основе национальных стандартов, приняты порядки предоставления различных видов социального обслуживания и административные регламенты по предоставлению услуги принятия решения о зачислении граждан на тот или иной вид социального обслуживания.
Большое внимание в автономном округе уделяется вопросу укрепления института семьи. В соответствии с Законом автономного округа от 29 ноября 2006 года N 79-ЗАО "О семейной политике, социальной поддержке, защите прав и законных интересов семьи, материнства, отцовства и детства в Ямало-Ненецком автономном округе" в регионе осуществляется материальная поддержка отдельных категорий семей, им оказываются различные социальные услуги, способствующие улучшению социального и экономического положения семей.
Проводимая в автономном округе социально направленная политика позволила не допустить увеличения негативных демографических показателей, снижения уровня жизни населения в целом и семей с детьми в частности. Улучшился ряд социальных показателей:
- за период с 2008 по 2010 год увеличилось количество многодетных семей, воспользовавшихся мерой социальной поддержки в виде возмещения расходов по коммунальным услугам, на 14,6%; увеличилось количество граждан, получивших единовременные выплаты при рождении детей, на 9,9%; уменьшилось количество малоимущих семей и одиноко проживающих граждан, кому потребовалась единовременная адресная социальная помощь в трудной жизненной ситуации, на 39,66%;
- за период с 2008 по 2010 год на 5,3% увеличилась рождаемость, рост числа повторных рождений (вторых и последующих рождений) составил 7,2%, рост количества зарегистрированных браков - 7,4%;
- за период с 2007 по 2010 годы увеличился удельный вес инвалидов, получивших различные виды реабилитационных услуг, от общего числа инвалидов с 20,7% до 31,9%, а также удельный вес граждан пожилого возраста и инвалидов, получивших различные виды социального обслуживания, от общего числа обратившихся граждан данных категорий с 99,1% до 99,2%.
Указанные результаты достигнуты в том числе и за счет успешно действующих окружных целевых программ "Дети Ямала на 2008 - 2010 годы", утвержденной постановлением Администрации автономного округа от 2 июля 2009 года N 379-А, "Социальная поддержка инвалидов на 2008 - 2010 годы", утвержденной постановлением Администрации автономного округа от 18 июня 2009 года N 331-А, направленных на решение отдельно взятых социальных проблем: социальной защиты детского населения автономного округа и обеспечения условий для организации социальной интеграции инвалидов в общество соответственно.
Однако данные программы не обеспечивают комплексного подхода к развитию и совершенствованию системы социальной защиты населения в целом как отрасли, состоящей из системы социальной поддержки населения и системы социального обслуживания населения.
За 2010 год расходы окружного бюджета по разделу "Социальная политика" составили 3,56% от общего объема расходов окружного бюджета. В соответствии с Законом автономного округа от 22 ноября 2010 года N 120-ЗАО "Об окружном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" затраты по данному разделу могут составить 8,77% от общего объема расходов окружного бюджета, то есть за год отмечается рост указанных расходов на 5,21 процентный пункт.
Расходы на социальную поддержку и социальное обслуживание (по ведомству департамента социальной защиты населения автономного округа) утверждены с увеличением на 21,36% по сравнению с исполнением за 2010 год.
(в ред. постановления Правительства ЯНАО от 14.09.2012 N 746-П)
Вместе с тем для системы социальной защиты населения в автономном округе характерен ряд серьезных проблем, которые тормозят ее развитие.
Во-первых, система социальной защиты населения в автономном округе развивается экстенсивно. Увеличение количества неработающих пенсионеров и инвалидов в автономном округе приводит к увеличению как количества мер социальной поддержки, так и расходов окружного бюджета. При этом предоставление все большего количества мер социальной поддержки потенциально трудоспособным гражданам приводит к нежеланию данных граждан осуществлять трудовую деятельность.
Во-вторых, продолжают сохраняться негативные социально-демографические процессы, характеризующие состояние института семьи. Несмотря на рост рождаемости и увеличение повторных рождений в общем числе рождений в автономном округе воспроизводство населения обеспечивается недостаточно, остается высокой доля детей, рожденных вне зарегистрированного брака, в том числе у одиноких матерей.
Анализ положения семей по итогам проведенной социальной паспортизации (по состоянию на 1 января 2011 года) показал, что удельный вес неполных семей от общего числа семей, охваченных паспортизацией, достаточно высок и составляет 32,9%. При этом доля разведенных матерей (отцов) с одним - двумя детьми составляет 9,2%, многодетных - 1,7%. Доля одиноких матерей (отцов), имеющих одного - двух детей, составляет 6%, многодетных - 0,8%.
Количество разводов в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличилось на 0,8%, вызывает тревогу рост показателя расторжения браков в первый год совместной жизни, что свидетельствует о недостаточной подготовленности к семейной жизни молодых людей, вступающих в брак.
В-третьих, наблюдается недоступность социальных услуг для граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми, проживающих в отдаленных труднодоступных населенных пунктах.
В-четвертых, отмечается неразвитость отдельных (в том числе значительно востребованных) видов социального обслуживания. Из восьми видов социального обслуживания, предусмотренных статьей 19 Закона автономного округа от 2 ноября 2005 года N 74-ЗАО "О социальном обслуживании населения в Ямало-Ненецком автономном округе", только 62% являются достаточно развитыми. Среди неразвитых (недостаточно развитых) видов социального обслуживания наиболее социально востребованные:
- социальное обслуживание на дому граждан пожилого возраста и инвалидов (на протяжении нескольких лет продолжает сохраняться очередность на данный вид социального обслуживания, по состоянию на 1 января 2011 года очередность составляет 49 человек);
- полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного либо ночного пребывания (только в 7 муниципальных образованиях в автономном округе развито полустационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов старше 18 лет, в 4 муниципальных образованиях в автономном округе - детей-инвалидов);
- реабилитационные услуги (ни в одном муниципальном образовании в автономном округе нет реабилитационных центров для инвалидов (в то время как численность инвалидов на Ямале ежегодно увеличивается), отсутствуют центры социальной адаптации для лиц, освободившихся из мест лишения свободы (в то время как численность данной категории граждан, обратившихся за помощью в социальные службы, за период с 2009 по 2010 год увеличилась на 72,6%).
Ситуация усугубляется полным отсутствием небюджетного сектора в сфере социального обслуживания.
В-пятых, серьезной проблемой в сфере социального обслуживания населения является несоответствие зданий, в которых расположены учреждения, требованиям СанПиН и нормам пожарной безопасности. Что, безусловно, не позволяет предоставлять качественные социальные услуги.
Корень данной проблемы прежде всего в том, что только 10% зданий от всех, в которых расположены учреждения социального обслуживания населения, были специально построены для социальных служб, в остальных случаях учреждения располагаются в приспособленных помещениях.
40% от всех учреждений социального обслуживания расположены в деревянных зданиях и, как следствие, имеют высокую степень пожароопасности. Среди учреждений социального обслуживания с круглосуточным пребыванием граждан пожилого возраста, инвалидов и детей данный показатель составляет 55%. Ни одно из зданий учреждений социального обслуживания населения в полном объеме не приспособлено к потребностям маломобильных категорий граждан.
Более 35% зданий социальных служб имеют свыше 50% износа. Учитывая высокую степень износа основных фондов в сфере социального обслуживания, можно констатировать наличие наметившейся тенденции кризисности в состоянии основного капитала.