АДМИНИСТРАЦИЯ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 июня 2009 года N 331-А
Об утверждении окружной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов на 2008 2010 годы"
Документ с изменениями внесёнными:
-постановлением Администрации автономного округа от 13.08.2009 N 461-А
-постановлением Администрации автономного округа от 25.03.2010 N 161-А
-постановлением Правительства автономного округа от 01.11.2010 N 321-П
В соответствии с Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 апреля 2009 года N 22-ЗАО "О признании утратившими силу некоторых законов Ямало-Ненецкого автономного округа", в целях обеспечения эффективного исполнения мероприятий окружной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов на 2008 - 2010 годы" Администрация Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:
1. Утвердить прилагаемую окружную целевую программу "Социальная поддержка инвалидов на 2008 - 2010 годы" (далее - Программа).
2. Департаменту финансов Ямало-Ненецкого автономного округа (Свинцова А.П.) обеспечить финансирование Программы в пределах средств, предусмотренных в окружном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов.
3. Рекомендовать главам (главам местных администраций) муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе содействовать эффективной реализации мероприятий Программы и достижению оптимальных значений показателей и индикаторов.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа, директора департамента по труду и социальной защите населения Ямало-Ненецкого автономного округа Шевченко С.И.
Губернатор Ямало-Ненецкого
автономного округа Ю.В. Неёлов
от 18 июня 2009 г. N 331-А
ОКРУЖНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Социальная поддержка инвалидов на 2008 - 2010 годы"
Наименование | окружная целевая программа "Социальная поддержка инвалидов на 2008 - 2010 годы" (далее - Программа) |
Основание | Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" ; |
Государственный | департамент по труду и социальной защите населения Ямало-Ненецкого автономного округа |
Госзаказчик | агентство по физической культуре и спорту Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - агентство по физической культуре и спорту) |
Ответственные | местные администрации (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе) |
Разработчики | департамент по труду и социальной защите населения |
Цели и задачи | целями Программы являются создание доступной для инвалидов среды жизнедеятельности, устранение или наиболее полная компенсация утраченных физических возможностей, а также интеграция инвалидов в общество. |
Сроки и этапы | 2008 - 2010 годы |
Важнейшие | количество инновационных технологий и методик работы по реабилитации и социальной адаптации инвалидов, новых услуг, внедрённых в практику деятельности социальных служб автономного округа; |
Основные | I. Информационно-аналитическое и организационно-методическое обеспечение работы по реабилитации и социальной адаптации инвалидов. |
Объёмы и | общий объём финансирования Программы на три года составляет 51811,0 тыс. рублей (в ценах на 2007 год). |
Ожидаемые | реализация мероприятий Программы позволит: |
Согласно данным актуального регистра на начало 2007 года на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ) численность инвалидов составляет 14450 человек, из них 1837 детей-инвалидов.
В автономном округе на протяжении ряда лет, как и в целом по Российской Федерации, наблюдается увеличение численности инвалидов. Если в 2004 году численность инвалидов составляла 2,1% (т.е. 10973 человека) от всего населения автономного округа, в 2005 году - 2,3% (т.е. 11823 человека), то в 2006 году - 2,6% (т.е. 14450 человек). Очевиден рост на 0,5%.
Наибольшая численность инвалидов проживает в таких муниципальных образованиях, как город Ноябрьск, город Новый Уренгой, город Надым.
Структура заболеваний, которые приводят к первичной инвалидности у взрослого населения автономного округа, отличается от структуры заболеваний, повлёкших инвалидность среди детского населения. Так, если у взрослых преобладают болезни органов кровообращения, злокачественные новообразования и болезни костно-мышечной системы, то у детей на первое место выходят врождённые аномалии, болезни нервной системы и психические расстройства.
В структуре первичной инвалидности по степени ограничения способности к трудовой деятельности отмечаются тенденции снижения удельного веса инвалидов с более высокой степенью ограничения трудовой деятельности:
- уменьшилось на 2,6% случаев первичной инвалидности со II и III степенями ограничения способности к трудовой деятельности;
- увеличилось на 8,2% случаев первичной инвалидности с I степенью ограничения способности к трудовой деятельности и без ограничения трудовой деятельности.
Увеличение численности инвалидов происходит за счёт роста численности инвалидов старше 18 лет. Так, на начало 2007 года от общей численности инвалидов в автономном округе 87% составляют инвалиды старше 18 лет, по сравнению с 2005 годом численность данной возрастной категории инвалидов увеличилась на 1%. От числа инвалидов старше 18 лет 55% составляют лица трудоспособного возраста. Таким образом, более 2% от жителей автономного округа трудоспособного возраста по состоянию здоровья лишены возможности трудиться, а следовательно, и возможности обеспечивать себя материально. Так как основным источником доходов инвалидов является пенсия по инвалидности, средний размер которой по автономному округу на начало 2007 года составил 3852,09 рубля, то они наряду с лицами пенсионного возраста являются финансово-экономической нагрузкой на трудоспособную часть жителей автономного округа, на систему здравоохранения и социального обеспечения. Увеличение уровня инвалидности среди лиц трудоспособного возраста характерно и для России в целом. В связи с этим в Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года одним из основных приоритетов демографического развития в области укрепления здоровья и увеличения продолжительности жизни населения является развитие реабилитационной индустрии, направленной на создание возможностей для максимального использования потенциала инвалидов, а к основным целям деятельности Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации на 2007 - 2009 годы отнесены не только вопросы обеспечения потребностей в социальном обслуживании и социальной поддержке граждан, но и воспроизводства и развития потенциала трудовых ресурсов.
Реабилитация инвалида представляет собой процесс и систему медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или, возможно, полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Целью реабилитации является восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация.
Процесс реабилитации инвалидов многогранен и многоаспектен, поэтому его эффективность достигается за счёт слаженного, системного межведомственного взаимодействия. Ранее действовавшие окружные целевые программы, направленные на социальную поддержку инвалидов, обеспечивали координацию усилий всех заинтересованных структур. Программно-целевой метод в реализации мер по реабилитации, адаптации и интеграции инвалидов в общество показал свою эффективность.
Благодаря действию окружной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов на 2005 - 2007 годы" удалось достичь определённых результатов в сфере организации процесса реабилитации инвалидов. Среди наиболее значимых результатов реализации окружной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов на 2005 - 2007 годы" являются:
- увеличение числа инвалидов, получивших социальные услуги в социальных службах автономного округа, на 43%. Увеличение данного показателя стало возможным благодаря оснащению учреждений современным реабилитационным оборудованием;
- увеличение на 71% в 2006 году по сравнению с 2005 годом числа инвалидов, получающих профессиональное образование. Данное достижение особо значимо, так как в связи со снижением за последние годы удельного веса инвалидов с более высокой степенью ограничения трудовой деятельности все большую актуальность приобретает вопрос трудоустройства инвалидов;
- уменьшение за период с 2005 по 2006 год на 65% очерёдности инвалидов на обеспечение автотранспортными средствами, вставших в очередь на получение спецавтотранспорта до 1 января 2005 года. Данная проблема, возникшая в связи с исключением автотранспортных средств из федерального перечня технических средств реабилитации, из-за отсутствия федерального финансирования на протяжении двух лет решается исключительно за счёт средств окружного бюджета;
- повышение уровня профессиональной подготовки специалистов социальных служб, работающих с инвалидами, что безусловно будет способствовать повышению качества социальных услуг, предоставляемых инвалидам;
- увеличение за счёт консолидации финансовых средств федерального и окружного бюджетов числа инвалидов, обеспеченных санаторно-курортными путёвками. На начало 2007 года удельный вес инвалидов, получивших санаторно-курортное лечение (с учётом погашения задолженности Государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по автономному округу за 2005 год), составил 60% от числа инвалидов, обратившихся за получением санаторно-курортных путёвок.
Наиболее значимыми результатами действия окружной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов на 2005 - 2007 годы" являются:
- увеличение за период с 2002 по 2006 годы показателя полной или частичной реабилитации инвалидов автономного округа старше 18 лет (на 2,1% и 2,3% соответственно);
- снижение уровня первичной инвалидности всего населения (на 1 января 2007 года он составляет 41,4 на 10000 населения, что на 10,9% ниже показателя 2005 года).
Несмотря на достигнутые результаты, в сфере организации реабилитации инвалидов сохраняется нерешённым ряд проблем.
Одной из наиболее сложных проблем является создание безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов. В данный комплекс задач входят вопросы оборудования жилых помещений специальными устройствами и приспособлениями для компенсации утраченных навыков самообслуживания, транспортное обслуживание лиц с ограниченными возможностями, обеспечение техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями и ряд других мероприятий.
Не менее важной проблемой, связанной с организацией процесса интеграции инвалидов в общество, является обеспечение инвалидов равными возможностями в сфере профессионального образования и трудоустройства. Если в вопросе получения инвалидами профессионального образования отмечается положительная динамика, то вопрос трудоустройства инвалидов продолжает оставаться недостаточно решённым. В 2006 году лишь 17% инвалидов, обратившихся в органы занятости по вопросам трудоустройства, смогли трудоустроиться.
Для успешной интеграции инвалидов в общество необходим также целый спектр мероприятий по социокультурной реабилитации инвалидов. Очень важно подготовить и само общество к адекватному восприятию инвалидов, для этого необходимо развивать толерантность общества к инвалидам.
Таким образом, актуальность новой Программы, её цели и задачи определяются исходя из необходимости закрепления позитивных результатов, достигнутых в ходе реализации предыдущих программ, наличия нерешённых в рамках предыдущих окружных целевых программ вопросов реабилитации, адаптации и интеграции инвалидов в общество, необходимости обеспечения реализации Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятых генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 года, концепции демографического развития Российской Федерации до 2015 года, приоритетных задач социально-экономического развития автономного округа.
Система программных мероприятий структурирована в пять разделов:
Информационно-аналитическое и организационно-методическое обеспечение работы по реабилитации и социальной адаптации инвалидов.
Медико-социальная реабилитация инвалидов.
Создание доступной среды жизнедеятельности инвалидов.
IV. Профессиональная реабилитация инвалидов.
V. Социокультурная реабилитация инвалидов и реабилитация посредством физической культуры и спорта.
В каждом разделе определены приоритеты, сформирован перечень программных мероприятий на основе следующих принципов:
- сохранение преемственности - ряд мероприятий, успешно реализованных в 2005 - 2007 годах, был интегрирован в новую программную структуру;
- адресный подход - охват различных категорий инвалидов услугами по социальной реабилитации и адаптации с учётом индивидуальной степени нуждаемости;
- межотраслевой характер, консолидирование усилий различных ведомств на решение вопросов реабилитации, социальной адаптации и интеграции инвалидов в общество.
Основные цели и задачи Программы определены исходя из необходимости создания и совершенствования на государственном уровне условий для успешной реабилитации и социализации инвалидов, создания возможностей для максимального использования потенциала инвалидов, обеспечения им равных возможностей в реализации гражданских прав, что соответствует задачам Концепции демографического развития Российской Федерации до 2015 года и основным направлениям социально-экономического развития автономного округа.
В связи с этим целями Программы являются создание доступной для инвалидов среды жизнедеятельности, устранение или наиболее полная компенсация утраченных физических возможностей, а также интеграция инвалидов в общество.
Для достижения поставленных целей в рамках Программы предполагается решить следующие задачи:
- внедрить в деятельность социальных служб автономного округа инновационные технологии и методики работы по реабилитации и социальной адаптации инвалидов, а также расширить спектр социальных услуг, предоставляемых инвалидам и семьям с детьми-инвалидами;
- увеличить охват инвалидов различными видами реабилитационных услуг, оказываемых социальными службами автономного округа, лечебно-профилактическими и оздоровительными учреждениями;
- начать процесс создания условий для комфортной безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов;
- повысить конкурентоспособность инвалидов на рынке труда;
- содействовать социализации инвалидов.
Программа носит среднесрочный характер. Срок реализации Программы - 2008 - 2010 годы.
Ежегодно в Программе предусматривается решение аналогичных задач, поэтому по итогам года планируется осуществление анализа эффективности проведения мероприятий Программы, расходования средств на основе оценки основных целевых индикаторов и показателей, а также определения промежуточных результатов Программы.
Система показателей и индикаторов, позволяющая оценить эффективность реализации Программы, увязанная с решаемыми тактическими задачами, приведена в таблице 1.
(с изм. от 01.11.2010 N 321-П)
Тактические задачи | Показатель (индикатор) | Вес | Базо- | Значение | ||
2008 | 2009 | 2010 | ||||
I. Раздел "Информационно-аналитическое и организационно-методическое | ||||||
1.1. Внедрение | 1.1.1. количество | 0,02 | 3 | 7 | 10 | 12 |
1.1.2. число | 0,02 | 105 | 125 | 126 | 128 | |
1.1.3. число | 0,02 | 3 | 4 | 4 | 5 | |
1.1.4. число | 0,02 | 6 | 15 | 18 | 24 | |
II. Раздел "Медико-социальная реабилитация инвалидов" | ||||||
2.1. Увеличение | 2.1.1. удельный вес | 0,1 | 20,7 | 22 | 27,8 | 30 |
2.1.2. удельный вес | 0,1 | 20,4 | 20,4 | 30,3 (с изм. от 01.11.2010 N 321-П ) | 30,4 (с изм. от 01.11.2010 N 321-П ) | |
2.1.3. удельный вес | 0,1 | 19,6 | 19,6 | 20,2 | 22 | |
2.1.4. удельный вес | 0,1 | 37 | 55 | 65 | 65 | |
III. Раздел "Создание доступной среды жизнедеятельности инвалидов" | ||||||
3.1. Создание условий | 3.1.1. удельный вес | 0,1 | 0 | 0 | 5,3 (с изм. от 01.11.2010 N 321-П ) | 6 (с изм. от 01.11.2010 N 321-П ) |
3.1.2. удельный вес | 0,1 | 47,7 | 50 | 77,6 (с изм. от 01.11.2010 N 321-П ) | 78 (с изм. от 01.11.2010 N 321-П ) | |
3.1.3. число | 0,05 | 0 | 1 | 3 | 3 | |
IV. Раздел "Профессиональная реабилитация инвалидов" | ||||||
4.1. Повышение | 4.1.1. удельный вес | 0,07 | 0,8 | 1,6 | 1,8 | 1,95 |
V Раздел. "Социокультурная реабилитация инвалидов и реабилитация | ||||||
5.1. Содействие | 5.1.1. удельный вес | 0,07 | 3 | 5 | 7 | 10 |
5.1.2. удельный вес | 0,07 | 7,2 | 8 | 9 | 10 | |
5.1.3. удельный вес | 0,06 | 19,0 | 20,0 | 28,0 | 29,0 |