ЗАКОН
ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
от 02 ноября 2005 года N 74-ЗАО
О социальном обслуживании населения в Ямало-Ненецком автономном округе
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 1 декабря 2014 года N 109-ЗАО
____________________________________________________________________
Принят Государственной Думой
Ямало-Ненецкого автономного округа
20 октября 2005 г.
Документ с изменениями внесенными:
- законом автономного округа от 10.01.2007 г. N 3-ЗАО
-законом автономного округа от 24.11.2008 г. N 89-ЗАО
-законом автономного округа от 26.05.2009 г. N 35-ЗАО
-законом автономного округа от 08.06.2009 г. N 38-ЗАО
-законом автономного округа от 08.10.2010 N 106-ЗАО
-Законом автономного округа от 30.05.2011 N 58-ЗАО
-законом автономного округа от 23.12.2011 N 164-ЗАО
-законом автономного округа от 24.05.2012 N 38-ЗАО
-законом автономного округа от 25.12.2013 N 144-ЗАО
- законом автономного округа от 13.07.2014 N 59-ЗАО
1. Настоящий Закон принят с целью обеспечения в Ямало-Ненецком автономном округе (далее - автономный округ) прав граждан на социальное обслуживание и установления гарантий его осуществления, равных возможностей для участия в жизни общества, стабилизации их социального и экономического положения.
2. Задачами настоящего Закона являются:
1) повышение эффективности мер социальной поддержки малоимущих, нетрудоспособных граждан, семей с детьми, других лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; (утратил силу от 10.01.2007 г. N 3-ЗАО)
2) создание правовых, организационных и экономических основ формирования и развития социальных служб автономного округа;
3) совершенствование форм и видов социального обслуживания населения автономного округа;
4) введение, исходя из местных возможностей и специфики автономного округа, дополнительных видов социального обслуживания и социальных услуг.
1. Настоящий Закон регулирует общественные отношения в области социального обслуживания населения в автономном округе, определяет основные понятия и принципы социального обслуживания, виды социального обслуживания, категории граждан, имеющих право на социальное обслуживание, и права граждан при оказании им социальных услуг.
2. Действие настоящего Закона распространяется на граждан, проживающих на территории автономного округа.
Правовой основой деятельности социальных служб в автономном округе являются Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", иные федеральные законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, Устав (Основной закон) автономного округа, настоящий Закон, иные законы и нормативные правовые акты автономного округа, устанавливающие основания, условия и порядок социального обслуживания населения.
В целях настоящего Закона применяются следующие понятия:
1) государственный стандарт социального обслуживания населения - норматив, устанавливающий требования к объему и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания в автономном округе; (с изм. от 10.01.07 г. N 3-ЗАО)
2) клиент социальной службы - гражданин или семья, находящиеся в трудной жизненной ситуации, которым в связи с этим предоставляются социальные услуги;
3) малоимущая семья или малоимущий одиноко проживающий гражданин - семья или одиноко проживающий гражданин, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в автономном округе; (утратил силу от 10.01.2007 г. N 3-ЗАО)
4) натуральная помощь - один из видов материальной помощи, предоставляемый в виде продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а также технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе; (в ред. от 24.11.2008 N 89-ЗАО)
6) социальное обслуживание - деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-экономических, социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-правовых, других услуг и материальной помощи на дому или в социальных службах, а также по проведению социальной адаптации и реабилитации граждан и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
7) социальное обслуживание на дому - предоставление социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном обслуживании на дому; (в ред. от 10.01.2007 г. N 3-ЗАО)
8) социальные нормы и нормативы - показатели необходимой обеспеченности населения важнейшими услугами в натуральном и денежном выражении;
9) социальные службы - предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица;
10) социальные услуги - действия по оказанию отдельным категориям граждан в соответствии с федеральным законодательством и законодательством автономного округа, клиенту социальной службы помощи, предусмотренной федеральным законодательством и законодательством автономного округа;
11) стационарное социальное обслуживание - предоставление в стационарных учреждениях социального обслуживания социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, с целью создания соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности; (в ред. от 10.01.2007 г. N 3-ЗАО)
12) трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, вынужденная миграция, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно;
13) экстремальная жизненная ситуация - внезапно возникшая трудная жизненная ситуация, сложившаяся под воздействием стихийных бедствий, межнациональных конфликтов и войн, несчастных случаев (пожар, авария, катастрофа и тому подобное), в результате которой гражданин остался без жилья, имущества и (или) средств к существованию.
14) граждане, остро нуждающиеся в социальной поддержке - граждане, оказавшиеся в экстремальной жизненной ситуации. (в ред. от 24.11.2008 N 89-ЗАО)
Социальное обслуживание в автономном округе основывается на принципах:
1) соблюдения прав человека и гражданина;
2) предоставления государственных гарантий в сфере социального обслуживания;
3) адресности предоставления социальных услуг конкретному нуждающемуся лицу;
4) ориентации социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан;
5) доступности;
6) обеспечения равных возможностей в получении социальных услуг жителям автономного округа;
7) добровольности;
8) гуманности;
9) приоритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации;
10) соблюдения конфиденциальности;
11) профилактической направленности;
12) преемственности всех видов социального обслуживания;
13) дифференцированного подхода при определении форм, размеров и видов социального обслуживания;
14) комплексности (совокупности денежной, натуральной помощи, помощи в виде услуг и льгот);
15) ответственности исполнительных органов государственной власти, организаций, а также должностных лиц за обеспечение прав граждан в сфере социального обслуживания.
Государственная политика автономного округа в сфере социального обслуживания населения направлена на:
1) обеспечение всем гражданам и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, равных прав и возможностей на социальное обслуживание;
2) поддержку семьи, материнства, отцовства, детства, инвалидов и пожилых граждан;
3) содействие развитию способностей граждан и семей к самоадаптации;
4) развитие системы государственных и иных служб, оказывающих социальные услуги населению;
5) поощрение частных и общественных инициатив в области социального обслуживания.
1. Управление государственной системой социальных служб автономного округа осуществляется уполномоченным исполнительным органом государственной власти автономного округа в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения автономного округа. (с изм. от 26.05.2009 N 35-ЗАО)
2. Управление социальными службами иных форм собственности осуществляется в порядке, определяемом их уставами либо иными учредительными документами.
1. К компетенции Законодательного Собрания автономного округа в сфере социального обслуживания населения автономного округа относится, (с изм. от 08.06.2009 г. N 38-ЗАО)
1) принятие законов автономного округа в сфере социального обслуживания населения автономного округа;
2) толкование законов автономного округа в сфере социального обслуживания населения автономного округа;
3) иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством автономного округа.
2. К компетенции Правительства автономного округа в сфере социального обслуживания населения автономного округа относится (с изм. от 08.10.2010 N 106-ЗАО):
1) принятие нормативных правовых актов в сфере социального обслуживания населения автономного округа;
2) определение структуры органов управления государственной системой социального обслуживания населения автономного округа;
3) создание государственной системы социальных служб автономного округа;
4) иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством автономного округа.
3. К компетенции уполномоченного исполнительного органа государственной власти автономного округа в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения автономного округа относится (с изм. от 26.05.2009 N 35-ЗАО):
1) обеспечение реализации федерального законодательства и законодательства автономного округа в сфере социального обслуживания населения;
2) разработка и реализация государственных программ автономного округа в сфере социального обслуживания населения; (с изм. от 25.12.2013 N 144-ЗАО)
3) организация, управление и координация деятельности государственных социальных служб автономного округа;
4) осуществление контроля за качеством предоставления социальных услуг государственными социальными службами автономного округа, за целевым использованием государственными социальными службами автономного округа средств, поступающих от граждан в качестве платы за социальные услуги;
5) методическое обеспечение государственных социальных служб;
6) иные полномочия в сфере социального обслуживания населения автономного округа в соответствии с федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами автономного округа.
1. Социальное обслуживание в автономном округе должно соответствовать государственным стандартам социального обслуживания населения автономного округа, которые устанавливают основные требования к объемам и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания. (с изм. от 24.11.2008 N 89-ЗАО)