ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 августа 2010 года N 182
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПЕРСПЕКТИВНАЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННЕГО И ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ АЛТАЙ НА 2011-2016 ГОДЫ"
{Утратил силу:
Постановление Правительства Республики Алтай от 02.12.2013 N 325; НГР:ru02000201300819}
{Изменения:
Постановление Правительства Республики Алтай от 24.12.2010., N 316 НГР:ru02000201000634;
Постановление Правительства Республики Алтай от 19.05.2011., N 99 НГР:ru02000201100233;
Постановление Правительства Республики Алтай от 01.08.2011., N 178 НГР:ru02000201100388;
Постановление Правительства Республики Алтай от 11.10.2011., N 289 НГР:ru02000201100550;
Постановление Правительства Республики Алтай от 03.02.2012., N 20 НГР:ru02000201200032;
Постановление Правительства Республики Алтай от 19.04.2012 N 96; НГР:ru02000201200161;
Постановление Правительства Республики Алтай от 18.10.2012 N 263, НГР:ru02000201200703;
Постановление Правительства Республики Алтай от 21.02.2013 N 34; НГР:ru02000201300140;
Постановление Правительства Республики Алтай от 21.06.2013 N 161, НГР:ru02000201300466;
Постановление Правительства Республики Алтай от 18.12.2013 N 340, НГР:ru02000201300877;
Постановление Правительства Республики Алтай от 31.12.2013., N 400 НГР:ru02000201300955}
В целях обеспечения рационального использования территориально-рекреационного потенциала и перспективного формирования, продвижения и реализации туристского продукта Республики Алтай на российском и международном туристских рынках Правительство Республики Алтай постановляет:
Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Перспективная территориальная организация и развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Алтай на 2011-2016 годы".
Контроль за исполнением настоящего Постановления оставляю за собой.
Исполняющий обязанности
Председателя Правительства
Республики Алтай С.М. Тевонян
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Перспективная территориальная организация и развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Алтай на 2011-2016 годы"
{Изменения:
Постановление Правительства Республики Алтай от 24.12.2010., N 316 НГР:ru02000201000634;
Постановление Правительства Республики Алтай от 19.05.2011., N 99 НГР:ru02000201100233;
Постановление Правительства Республики Алтай от 11.10.2011., N 289 НГР:ru02000201100550;
Постановление Правительства Республики Алтай от 03.02.2012., N 20 НГР:ru02000201200032;
Постановление Правительства Республики Алтай от 19.04.2012 N 96; НГР:ru02000201200161;
Постановление Правительства Республики Алтай от 21.02.2013 N 34; НГР:ru02000201300140;
Постановление Правительства Республики Алтай от 18.12.2013 N 340, НГР:ru02000201300877}
Наименование республиканской целевой программы (далее - Программа) | Республиканская целевая программа "Перспективная территориальная организация и развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Алтай на 2011-2016 годы" |
Основание для разработки Программы | Программа разработана на основании Федерального закона от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р , Концепции федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2016 годы)", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2010 года N 1230-р, Закона Республики Алтай от 5 декабря 2008 года N 121-РЗ "О туризме в Республике Алтай", Стратегии социально-экономического развития Республики Алтай на период до 2028 года, утвержденной Законом Республики Алтай от 25 сентября 2008 года N 83-РЗ |
Государственный заказчик Программы | Министерство туризма и предпринимательства Республики Алтай , Министерство регионального развития Республики Алтай, Министерство имущественных отношений Республики Алтай |
{В редакции: |
Государственный заказчик-координатор Программы | Министерство туризма и предпринимательства Республики Алтай |
{В редакции: | |
Разработчик Программы | Министерство туризма и предпринимательства Республики Алтай |
Цель и задачи Программы | Целью Программы является обеспечение рационального использования территориально-рекреационного потенциала и перспективного формирования, продвижения и реализации туристского продукта Республики Алтай на российском и международном туристских рынках. |
Сроки и этапы реализации Программы | Программа реализуется в три этапа: |
Перечень основных мероприятий | Основными мероприятиями Программы являются: |
Объемы и источники финансирования | Предварительно общий объем финансирования Программы в 2011 - 2016 годах предусматривается в размере 962338,54 тыс. рублей, из них: |
Система организации контроля над исполнением Программы | Министерство экономического развития и инвестиций Республики Алтай с участием Министерства финансов Республики Алтай, Министерства туризма и предпринимательства Республики Алтай, Министерства регионального развития Республики Алтай, Министерства имущественных отношений Республики Алтай привлеченных независимых экспертов осуществляет контроль над ходом реализации Программы |
{В редакции: | |
Ожидаемые показатели эффективности реализации Программы | В процессе выполнения мероприятий Программы предполагается: |
Программа разработана с учетом требований и принципов развития туризма в Российской Федерации определенных в: Федеральном законе от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, Концепции федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2016 годы)", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2010 года N 1230-р, Законе Республики Алтай от 5 декабря 2008 года N 121 -РЗ "О туризме в Республике Алтай", Стратегии социально-экономического развития Республики Алтай на период до 2028 года, утвержденной Законом Республики Алтай от 25 сентября 2008 года N 83-РЗ, а также в Соглашении о создании на территориях муниципального образования "Майминский район" и муниципального образования "Чемальский район" Республики Алтай особой экономической зоны туристско-рекреационного типа от 2 марта 2007 года N 2766-ГГ/Ф7, в инвестиционном соглашении о взаимодействии сторон между Правительством Республики Алтай и ЗАО "Горнолыжный комплекс "Манжерок" при реализации инвестиционного проекта "Строительство горнолыжного комплекса "Манжерок" от 13 сентября 2007 года N 2694.
{В редакции:
Постановление Правительства Республики Алтай от 19.05.2011., N 99 НГР:ru02000201100233}
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р и Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1663-р одним из главных направлений перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития страны является создание условий для улучшения качества жизни российских граждан, в том числе за счет развития инфраструктуры отдыха и туризма, а также обеспечения качества, доступности и конкурентоспособности туристских услуг на международном рынке.
Приоритеты государственной политики в сфере туризма обусловлены спецификой отрасли и прежде всего направлены на развитие территориально-рекреационных систем с использованием ключевых ресурсов субъектов Российской Федерации, способствующих развитию наиболее перспективных видов туризма, а также активизирующих деятельность сопряженных отраслей хозяйственного комплекса территории. Использование принципов государственно-частного партнерства позволит сформировать особые территории характеризующиеся особой конкурентной средой и сосредоточением предприятий туристской индустрии.
Республика Алтай, несомненно, является одним из ключевых туристских центров России, обладающих благоприятным объемом природных, культурно-исторических, социально-культурных, а также иных объектов, способных удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил, что позволяет развивать индустрию туризма в качестве значимой отрасли территориальной специализации Республики Алтай. В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Республики Алтай на период до 2028 года, утвержденной Законом Республики Алтай от 25 сентября 2008 года N 83-РЗ, наличие уникальных ресурсов и экологически чистая территория признаны ключевыми факторами, определяющими приоритетный целевой сценарий развития Республики Алтай, как одного из основных туристских регионов России.
Несмотря на то, что развитию туризма в Республике Алтай всегда уделялось особое внимание, в последние годы туристская отрасль стала проявлять признаки перспективного увеличения неблагоприятных последствий в виду низкого уровня государственного регулирования на стадии формирования туристского продукта и бессистемного освоения рекреационного потенциала территории. Постоянно ухудшается состояние природных и культурно-исторических достопримечательностей, увеличивается количество социальных конфликтов, связанных с возникновением ограничений в использовании исторически сложившихся мест отдыха граждан в местах постоянного проживания в связи со строительством туристских объектов, возрастает уровень захламления бытовым мусором мест неорганизованного отдыха и туризма, возрастает количество несчастных случаев с участием туристов и отдыхающих, увеличивается количество происшествий связанных с отсутствием единой системы предоставления необходимой и достоверной информации об обычаях местного населения, о религиозных обрядах, святынях, природных и культурно-исторических памятниках, наблюдаются существенные сезонные колебания уровня занятости населения в сфере туризма и связанный с этим низкий уровень квалификации временных рабочих.
Сохранение этих тенденций может существенно снизить инвестиционную привлекательность Республики Алтай, будет препятствовать сохранению достигнутых и созданию новых конкурентных преимуществ на внутреннем и международном туристских рынках.
Для изменения сложившейся ситуации, с учетом мирового опыта, необходимо государственное участие в решении общественно важных вопросов, а именно:
необходима эффективная территориальная организация массового отдыха и туризма, обеспечивающая рациональное использование рекреационного потенциала и перспективное развитие туризма в условиях территориально ограниченного горного рельефа;
обеспечение охраны и восстановления природных и культурно-исторических памятников, массово и систематически используемых в качестве объектов туристского показа;
повышение качества и безопасности туристского продукта, предупреждение туристских происшествий за счет повышения информированности туристов и отдыхающих;
формирование готовых инвестиционных площадок на основе ключевых достопримечательностей Республики Алтай, что позволит привлечь инвестиции в туристскую отрасль на условиях государственно-частного партнерства;
рекламно-информационное продвижение территориально-рекреационного потенциала и туристского продукта Республики Алтай на внутреннем и международном туристских рынках.
Анализ развития туристской отрасли Республики Алтай свидетельствует о том, что в основе фундаментальных проблем лежит исторически сложившаяся нерациональная территориальная организация массового отдыха и туризма. В отличие от других регионов России, последствия нерационального территориального планирования проявились в Республике Алтай наиболее ярко, что обусловлено территориально ограниченными условиями горного рельефа и их высокой рекреационной привлекательностью.
Основными признаками нерационального использования территориальных ресурсов являются:
отсутствие единой системы оценки, классификации, учета и регулирования в сфере использования рекреационных ресурсов Республики Алтай;
отсутствие единых схем территориальной организации массового отдыха и туризма;
снижение инвестиционной привлекательности и качества туристского продукта Республики Алтай на отдельных территориях по причине длящейся неорганизованной застройки и необратимого ухудшения природных ландшафтов;
длящееся снижение качества или уничтожение отдельных природных и культурно-исторических объектов и туристских достопримечательностей по причине отсутствия необходимых мер по их охране и восстановлению;
длящееся захламление отдельных территорий, массово и систематически используемых для целей неорганизованного туризма, и снижение статуса Республики Алтай, как экологически благоприятного региона;
низкий уровень взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в Республике Алтай по вопросам организации массового отдыха и туризма;
сомнительная, на фоне возрастающих экологических и социальных издержек, бюджетная эффективность от использования рекреационного потенциала Республики Алтай.
Очевидно, что дальнейшее увеличение количества и объемов фундаментальных проблем, связанных с нерациональной территориальной организацией массового отдыха и туризма, будет оказывать все большее деструктивное влияние на социально-экономическое развитие Республики Алтай.
Необходимость принятия дополнительных мер по повышению качества и безопасности туристского продукта обусловлена приоритетным целевым сценарием развития Республики Алтай как одного из основных туристских регионов России.
Необходимость повышения качества и безопасности туристского продукта, под которыми в данном разделе Программы понимаются - повышение качества подготовки отраслевых кадров, обеспечение личной безопасности туристов и отдыхающих, сохранность их имущества, ненанесение ущерба окружающей среде при совершении путешествий, материальным, духовным, морально-этическим ценностям общества и безопасности государства, вызвана:
1) низким качеством обслуживания во всех секторах туристской индустрии;
2) низкой эффективностью и межведомственной разобщенностью мер по предупреждению, профилактике и расследованию происшествий с участием туристов и отдыхающих (далее - туристские происшествия);
3) низким уровнем информированности туристов и отдыхающих:
об обстоятельствах, угрожающих безопасности их жизни и здоровья, опасности причинения вреда их имуществу;
о правилах въезда и пребывания в особо охраняемых и приграничных территориях; о санитарно-эпидемиологической обстановке;
о месте нахождения, почтовых адресах и номерах контактных телефонов органов государственной власти и экстренных служб, в которые туристы и отдыхающие могут обратиться в случае возникновения в месте временного пребывания чрезвычайных ситуаций или иных обстоятельств, угрожающих безопасности их жизни и здоровья, а также в случаях возникновения опасности причинения вреда их имуществу, окружающей среде и материальным ценностям общества;
о национальных и религиозных особенностях места временного пребывания, обычаях и обрядах местного населения;