Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 марта 2004 года N 71

О ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ НА 2004-2006 ГОДЫ

{Утратило силу:
Закон РСО-Алания от 18.03.02 N 4-РЗ; НГР: ru15000200200016}

Во исполнение Закона Российской Федерации от 10 апреля 2000 года N 51-ФЗ "Об утверждении Федеральной программы развития образования" и в соответствии с п.5 ст. 28 Закона Республики Северная Осетия-Алания "Об образовании" Правительство Республики Северная Осетия-Алания постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Программу развития образования Республики Северная Осетия-Алания на 2004-2006 годы.

2. Министерству финансов Республики Северная Осетия-Алания (Уртаев) Министерству экономики Республики Северная Осетия-Алания (Баликоев) при подготовке проектов законов о республиканском бюджете Республики Северная Осетия-Алания на 2005-2006 годы предусматривать финансирование мероприятий Программы развития образования Республики Северная Осетия-Алания.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления г.Владикавказа и районов Республики Северная Осетия-Алания при формировании бюджетов муниципальных образований предусматривать финансирование мероприятий Программы развития образования Республики Северная Осетия-Алания на 2004-2006 годы.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Северная Осетия - Алания - Министра труда и социального развития Республики Северная Осетия- Алания Л.А. Туганову.

Председатель Правительства Республики

Северная Осетия - Алания М.Шаталов

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 26 марта 2004 год N 71

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ - ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ на 2004-2006 годы


Владикавказ 2004 г.

Содержание


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

ВВЕДЕНИЕ

СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РСО-А

Воспитание в системе образования

Дошкольное образование

Общее образование

Национальное образование

Дополнительное образование детей

Психолого-педагогическая и социальная поддержка детей.

Профессиональное образование

Педагогические кадры общеобразовательных учреждений

Управление образованием

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РСО-А

В практике воспитания

В дошкольном образовании

В системе общего образования

Направления развития в системе национального образования

В специальном коррекционном образовании

В дополнительном образовании

В психолого-педагогической и социальной поддержке детей

В начальном и среднем профессиональном образовании

В высшем и послевузовском профессиональном образовании

В системе управления образованием

Экономика и финансы

В ресурсном обеспечении образования

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

СИСТЕМА МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ

НАПРАВЛЕНИЙ ПРОГРАММЫ

Паспорт Программы


Наименование Программы

Программа развития образования РСО-А на 2004-2006 годы (далее - Программа).

Основания для Разработки Программы

Федеральный закон от 10 апреля 2000 года N 51-ФЗ "Об утверждении Федеральной программы развития образования", Закон от 27 декабря 2002 года N 32-РЗ "О республиканском комплекте учебников для образовательных учреждений", Закон РСО-А "Об образовании" (с учетом изменений и дополнений, внесенных Законом РСО-А от 28 января 2003 года N 6-рз), Федеральная целевая программа "Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)", утвержденная постановлением Правительства РФ от 28 августа 2001 года N 630 , концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2001 года N 1756-р , Программа модернизации педагогического образования в условиях РСО-А на 2004-2006 годы, утвержденная постановлением Правительства РСО-А от 10 декабря 2003 года N 329 .

Государственный заказчик -координатор Программы

Министерство общего и профессионального образования РСО-А

Основной Разработчик Программы

Министерство общего и профессионального образования РСО-А

Исполнители основных мероприятий Программы

Министерство общего и профессионального образования РСО-А;
управления образованием г. Владикавказа и районов республики (по согласованию);
образовательные учреждения различных организационно-правовых форм, типов и видов;
Центр развития образования при Министерстве общего и профессионального образования РСО-А;
методические службы города Владикавказа и административных округов, Северо-Осетинский государственный педагогический институт, Институт повышения квалификации работников образования РСО-А.

Цели и задачи Программы

Основная цель - развитие систем образования РСО-А в интересах личности путем обеспечения доступного качественного образования обучающихся с учетом их индивидуальных способно-стей, достойных условий работы и жизни работникам образования, возможности их профессио-нального роста и творчества.
 Приоритетными задачами развития образования являются: разработка и реализация эффективной образовательной политики как части социальной поли-тики РСО-А;

 обновление содержания образования, повышение его качества,
 доступности и воспитывающего потенциала;

 создание условий для реализации программ национального образования;

 разработка и апробация новой структуры и содержания общего образования в части региональ-ного и школьного компонента образовательного стандарта;

 создание и совершенствование государственно-общественной системы оценки качества образо-вания;

 внедрение новых образовательных, информационных и коммуникационных технологий;

 обеспечение условий для профессионального и личностного роста кадров системы образования;

 развитие психолого-педагогической и социальной поддержки детей, родителей и педагогов;

 обеспечение условий, способствующих сохранению, укреплению здоровья обучающихся и вос-питанников, внедрение здоровьесберегающих технологий;

 развитие сети образовательных учреждений различных типов;

 совершенствование системы управления образова нием, механизмов финансирования образова-ния, использования средств и привлечения дополнительных ресурсов;

 создание инновационных площадок и организационно-экономических условий обеспечения инновационной деятельности в сфере образования.

Сроки и этапы реализации Про-граммы

Сроки реализации Программы - 2004 - 2006 годы.
 I этап - 2004 год.
 Реализация первоочередных мер по развитию образования и формирование проектов, обеспечи-вающих достижение приоритетных
 задач развития образования.
 II - 2005 - 2006 годы.
 Осуществление комплекса мер по обеспечению инновационных направлений развития системы образования;
отработка новых образовательных программ и технологий;
развитие сети образо-вательных учреждений;
обновление механизмов управления образованием и финансирования;
создание условий для привлечения дополнительных ресурсов в систему образования в республи-ке. Реализация основных направлений модернизации системы образования в РСО-А.

Ожидаемые результаты реализации Про-граммы

Усиление воспитательных функций системы образования.
 Развитие сети образовательных учреждений различных организационно-правовых форм и типов, увеличение адаптивных возможностей системы образования с учетом особенностей различных групп обучающихся и воспитанников, своеобразия социально-экономических условий РСО-А.
 Обновление содержания образования, обеспечивающее достижение социальной компетентности обучающихся и воспитанников как гарантии их социальной защищенности, развития личной инициативы и гражданской ответственности.
 Развитие профессионального образования с учетом структурных изменений в экономике, на рынке труда.
 Внедрение государственно-общественных форм управления системой образования.
 Укрепление кадрового потенциала системы образования, повышение социального статуса работников образования РСО - А
 Совершенствование экономических механизмов функционирования и развития системы образования, укрепление ее материально - технической и материальной базы.

Объемы и источники финансирования Программы

Финансирование Программы осуществляется за счет средств республиканского бюджета, средств федерального бюджета и внебюджетных средств.

Контроль за исполнением Программы

Контроль за исполнением Программы осуществляет Правительство Республики северная Осетия - Алания.
 Управление Программой осуществляет государственный заказчик Программы - Министерство общего и профессионального образования РСО-А

Сроки Предоставления отчетности

Исполнители мероприятий программы ежемесячно до 10 числа нарастающим итогом представляют в Министерство общего и профессионального образования РСО - А отчеты об их выполнении и использовании выделенных средств. Президент РСО - А ежегодно предоставляет отчет о реализации программы Парламенту РСО - А

ВВЕДЕНИЕ


Программа является организационной основой государственной политики в сфере образования в РСО-А, определяет цели, задачи, направления и предполагаемые результаты развития системы образования в РСО-А на период 2004-2006 годов. Она является основой для разработки и корректировки муниципальных программ развития образования, учитывающих социально-экономические, демографические, культурные, экологические и другие особенности РСО-А.

Программа основывается на использовании накопленного в РСО-А интеллектуального, педагогического и ресурсного потенциалов, предполагает стабильное функционирование системы образования в РСО-А и возможность создания условий для ее инновационного развития.

Экономический механизм реализации Программы включает наряду с бюджетным финансированием привлечение внебюджетных средств.

В Программе нашла отражение Концепция национального образования РСО-А.

Существенной поддержкой социально-экономического развития образования в РСО-А является участие в реализации федеральных целевых программ, в том числе и в Федеральной программе развития образования. К настоящему времени РСО-А участвует в семи федеральных целевых программах (далее - ФЦП). Итоговая сумма финансирования в рамках ФЦП на конец 2003 года составила 64,2 млн. рублей.

Реализация данной Программы предполагает широкое взаимодействие органов управления образованием и образовательных учреждений РСО-А с научными структурами Российской академии образования, Российской академии наук, ведущими вузами, участие в российских и международных проектах.

СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РСО-А


В РСО-А сложилась многоуровневая система образования, которая включает в себя 220 дошкольных образовательных учреждений (с численностью 22 тыс. детей), 211 общеобразовательных учреждений (97,4 тыс.), 10 школ с углубленным изучением предмета (5,8 тыс.), 4 гимназии (4,7 тыс.), 16 начальных профессиональных (6 тыс.), 14 средних профессиональных учреждений (10,3 тыс.), 6 государственных вузов и 3 аккредитованных филиала вузов (29,3 тыс.).

Воспитание в системе образования

Государственная воспитательная политика обеспечивается в системе образования РСО-А работой образовательных учреждений всех типов, деятельность которых направлена на становление нравственной, социально активной, творческой личности.

Политика воспитания следует гуманистическим принципам и традициям национальной культуры, основывается на опыте российского образования, воспитательных возможностях учебного процесса и разнообразной внеучебной деятельности детей и юношества, на использовании групповых, коллективных и массовых форм работы, предполагает развитие ученического самоуправления, детско-юношеских объединений самодеятельного типа.

В то же время не полностью реализуются воспитательные функции семьи, увеличивается количество безнадзорных и беспризорных детей, ослаблена воспитательная деятельность многих школ, не сокращается разрыв между процессами обучения и воспитания. Требует решения вопрос кадрового обеспечения воспитательной работы в образовательных учреждениях.

Дошкольное образование.

Система дошкольного образования функционирует достаточно стабильно. В республике постоянно проводится работа по недопущению закрытия учреждений дошкольного образования. С 1999 года количество воспитанников увеличилось на 5%. Дошкольным воспитанием в республике охвачено 48% детей. В РСО-А функционирует 220 дошкольных образовательных учреждений, из них 18 учреждений различных республиканских ведомств. Педагогическая деятельность в сфере дошкольного образования ориентирована на использование вариативных развивающих образовательных программ, учитывающих индивидуальные особенности детей. Наблюдается повышенный спрос в учреждениях дошкольного образования, входящих в комплекс детский сад-школа, обеспечивающих непрерывное развитие и образование ребенка по единой методике. Приоритетным направлением деятельности дошкольных учреждений является охрана жизни и укрепление здоровья воспитанников. По данному направлению особого внимания требует вопрос координации работы органов управления образованием и здравоохранением. С целью повышения качества дошкольного образования необходимо завершение аттестации и аккредитации учреждений.

Общее образование.

Структура общего образования состоит из трех ступеней, определяемых образовательными программами соответствующего уровня: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее.

Первая ступень общего образования включает в себя 4550 классов и насчитывает 35 091 учащегося. Из данного количества по первому варианту базисного учебного плана (язык обучения - русский) занимается 21 798 учащихся, по второму варианту (язык обучения - осетинский) соответственно - 13 293.

Начальное образование республики полностью переведено на четырехлетнее обучение. Министерством образования созданы все условия для освоения учителями начальных классов новых технологий и методик обучения.

В основном школы работают по обновленной традиционной системе, обеспечивающей развитие младших школьников (96,2%), по системе академика Л.В. Занкова - 3,8%.

В учреждениях образования республики реализуются перспективные программы начального образования. По образовательной программе "Начальная школа XXI века" работают 225 учителей начальных классов, в том числе 73 учителя школ г. Владикавказа, 152 учителя из школ районов республики, с общим охватом 20% учащихся начальных классов.

По образовательной программе "Школа 2000-2100" работают 47 учителей, 9,7% детей охвачены обучением по данной программе.

Одним из важнейших вопросов, требующих постоянного внимания органов образования, является преемственность начального и основного общего образования.

Практически завершена аттестация общеобразовательных учреждений РСО-А. Изменен подход к оценке уровня и качества подготовки выпускников общеобразовательных учреждений республики. В ходе аттестации обеспечена объективная оценка по "среднероссийским" нормам, установленным по итогам аттестационного обследования по технологии, использованной в 25 субъектах РФ. При достаточно высоком уровне обеспеченности выпускников отмечены также высокие показатели, характеризующие общекультурное и социально-нравственное развитие учащихся, направленность содержания образования и воспитательной работы на обеспечение интеллектуального и общекультурного развития учащихся. Вместе с тем, в отдельных учреждениях республики выявлены проблемы в содержании общеобразовательной деятельности, но при этом обнаружен и значительный потенциал для повышения качества образования. Данная независимая оценка качества образования дает возможность значительно повысить эффективность образовательной деятельности, что крайне важно в преддверии создания независимой от органов образования государственной системы оценки качества образования, предусмотренной Концепцией модернизации образования.

Согласно Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования осуществляется подготовительная работа к переходу на профильное обучение на старшей ступени общеобразовательной школы, организация предпрофильного обучения в основной школе.

Продолжается участие семи общеобразовательных учреждений РСО-А в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования.

Все общеобразовательные учреждения РСО-А оснащены классами учебной вычислительной техники.

В РСО-А работает на базе Северо-Осетинского государственного университета центр Федерации Интернет - Образования, где регулярно проходят обучение и повышение квалификации работники образования.

Ключевой проблемой является обеспечение равенства возможностей получения качественного общего образования. Обострилась ситуация с функционированием сельской школы: демографическая ситуация, увеличение количества малокомплектных школ, низкий социальный статус учителя, старение и нехватка педагогических кадров, крайне низкая материально-техническая и учебно-методическая база.

Требуют улучшения организация школьного питания, условия для сохранения и укрепления физического и психического здоровья обучающихся.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»