ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 марта 2004 года N 71
О ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ НА 2004-2006 ГОДЫ
{Утратило силу:
Закон РСО-Алания от 18.03.02 N 4-РЗ; НГР: ru15000200200016}
Во исполнение Закона Российской Федерации от 10 апреля 2000 года N 51-ФЗ "Об утверждении Федеральной программы развития образования" и в соответствии с п.5 ст. 28 Закона Республики Северная Осетия-Алания "Об образовании" Правительство Республики Северная Осетия-Алания постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Программу развития образования Республики Северная Осетия-Алания на 2004-2006 годы.
2. Министерству финансов Республики Северная Осетия-Алания (Уртаев) Министерству экономики Республики Северная Осетия-Алания (Баликоев) при подготовке проектов законов о республиканском бюджете Республики Северная Осетия-Алания на 2005-2006 годы предусматривать финансирование мероприятий Программы развития образования Республики Северная Осетия-Алания.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления г.Владикавказа и районов Республики Северная Осетия-Алания при формировании бюджетов муниципальных образований предусматривать финансирование мероприятий Программы развития образования Республики Северная Осетия-Алания на 2004-2006 годы.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Северная Осетия - Алания - Министра труда и социального развития Республики Северная Осетия- Алания Л.А. Туганову.
Председатель Правительства Республики
Северная Осетия - Алания М.Шаталов
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ - ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ на 2004-2006 годы
Владикавказ 2004 г.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
ВВЕДЕНИЕ
СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РСО-А
Воспитание в системе образования
Дошкольное образование
Общее образование
Национальное образование
Дополнительное образование детей
Психолого-педагогическая и социальная поддержка детей.
Профессиональное образование
Педагогические кадры общеобразовательных учреждений
Управление образованием
НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РСО-А
В практике воспитания
В дошкольном образовании
В системе общего образования
Направления развития в системе национального образования
В специальном коррекционном образовании
В дополнительном образовании
В психолого-педагогической и социальной поддержке детей
В начальном и среднем профессиональном образовании
В высшем и послевузовском профессиональном образовании
В системе управления образованием
Экономика и финансы
В ресурсном обеспечении образования
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
СИСТЕМА МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ
НАПРАВЛЕНИЙ ПРОГРАММЫ
Наименование Программы | Программа развития образования РСО-А на 2004-2006 годы (далее - Программа). |
Основания для Разработки Программы | Федеральный закон от 10 апреля 2000 года N 51-ФЗ "Об утверждении Федеральной программы развития образования", Закон от 27 декабря 2002 года N 32-РЗ "О республиканском комплекте учебников для образовательных учреждений", Закон РСО-А "Об образовании" (с учетом изменений и дополнений, внесенных Законом РСО-А от 28 января 2003 года N 6-рз), Федеральная целевая программа "Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)", утвержденная постановлением Правительства РФ от 28 августа 2001 года N 630 , концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2001 года N 1756-р , Программа модернизации педагогического образования в условиях РСО-А на 2004-2006 годы, утвержденная постановлением Правительства РСО-А от 10 декабря 2003 года N 329 . |
Государственный заказчик -координатор Программы | Министерство общего и профессионального образования РСО-А |
Основной Разработчик Программы | Министерство общего и профессионального образования РСО-А |
Исполнители основных мероприятий Программы | Министерство общего и профессионального образования РСО-А; |
Цели и задачи Программы | Основная цель - развитие систем образования РСО-А в интересах личности путем обеспечения доступного качественного образования обучающихся с учетом их индивидуальных способно-стей, достойных условий работы и жизни работникам образования, возможности их профессио-нального роста и творчества. |
Сроки и этапы реализации Про-граммы | Сроки реализации Программы - 2004 - 2006 годы. |
Ожидаемые результаты реализации Про-граммы | Усиление воспитательных функций системы образования. |
Объемы и источники финансирования Программы | Финансирование Программы осуществляется за счет средств республиканского бюджета, средств федерального бюджета и внебюджетных средств. |
Контроль за исполнением Программы | Контроль за исполнением Программы осуществляет Правительство Республики северная Осетия - Алания. |
Сроки Предоставления отчетности | Исполнители мероприятий программы ежемесячно до 10 числа нарастающим итогом представляют в Министерство общего и профессионального образования РСО - А отчеты об их выполнении и использовании выделенных средств. Президент РСО - А ежегодно предоставляет отчет о реализации программы Парламенту РСО - А |
Программа является организационной основой государственной политики в сфере образования в РСО-А, определяет цели, задачи, направления и предполагаемые результаты развития системы образования в РСО-А на период 2004-2006 годов. Она является основой для разработки и корректировки муниципальных программ развития образования, учитывающих социально-экономические, демографические, культурные, экологические и другие особенности РСО-А.
Программа основывается на использовании накопленного в РСО-А интеллектуального, педагогического и ресурсного потенциалов, предполагает стабильное функционирование системы образования в РСО-А и возможность создания условий для ее инновационного развития.
Экономический механизм реализации Программы включает наряду с бюджетным финансированием привлечение внебюджетных средств.
В Программе нашла отражение Концепция национального образования РСО-А.
Существенной поддержкой социально-экономического развития образования в РСО-А является участие в реализации федеральных целевых программ, в том числе и в Федеральной программе развития образования. К настоящему времени РСО-А участвует в семи федеральных целевых программах (далее - ФЦП). Итоговая сумма финансирования в рамках ФЦП на конец 2003 года составила 64,2 млн. рублей.
Реализация данной Программы предполагает широкое взаимодействие органов управления образованием и образовательных учреждений РСО-А с научными структурами Российской академии образования, Российской академии наук, ведущими вузами, участие в российских и международных проектах.
В РСО-А сложилась многоуровневая система образования, которая включает в себя 220 дошкольных образовательных учреждений (с численностью 22 тыс. детей), 211 общеобразовательных учреждений (97,4 тыс.), 10 школ с углубленным изучением предмета (5,8 тыс.), 4 гимназии (4,7 тыс.), 16 начальных профессиональных (6 тыс.), 14 средних профессиональных учреждений (10,3 тыс.), 6 государственных вузов и 3 аккредитованных филиала вузов (29,3 тыс.).
Воспитание в системе образования
Государственная воспитательная политика обеспечивается в системе образования РСО-А работой образовательных учреждений всех типов, деятельность которых направлена на становление нравственной, социально активной, творческой личности.
Политика воспитания следует гуманистическим принципам и традициям национальной культуры, основывается на опыте российского образования, воспитательных возможностях учебного процесса и разнообразной внеучебной деятельности детей и юношества, на использовании групповых, коллективных и массовых форм работы, предполагает развитие ученического самоуправления, детско-юношеских объединений самодеятельного типа.
В то же время не полностью реализуются воспитательные функции семьи, увеличивается количество безнадзорных и беспризорных детей, ослаблена воспитательная деятельность многих школ, не сокращается разрыв между процессами обучения и воспитания. Требует решения вопрос кадрового обеспечения воспитательной работы в образовательных учреждениях.
Дошкольное образование.
Система дошкольного образования функционирует достаточно стабильно. В республике постоянно проводится работа по недопущению закрытия учреждений дошкольного образования. С 1999 года количество воспитанников увеличилось на 5%. Дошкольным воспитанием в республике охвачено 48% детей. В РСО-А функционирует 220 дошкольных образовательных учреждений, из них 18 учреждений различных республиканских ведомств. Педагогическая деятельность в сфере дошкольного образования ориентирована на использование вариативных развивающих образовательных программ, учитывающих индивидуальные особенности детей. Наблюдается повышенный спрос в учреждениях дошкольного образования, входящих в комплекс детский сад-школа, обеспечивающих непрерывное развитие и образование ребенка по единой методике. Приоритетным направлением деятельности дошкольных учреждений является охрана жизни и укрепление здоровья воспитанников. По данному направлению особого внимания требует вопрос координации работы органов управления образованием и здравоохранением. С целью повышения качества дошкольного образования необходимо завершение аттестации и аккредитации учреждений.
Общее образование.
Структура общего образования состоит из трех ступеней, определяемых образовательными программами соответствующего уровня: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее.
Первая ступень общего образования включает в себя 4550 классов и насчитывает 35 091 учащегося. Из данного количества по первому варианту базисного учебного плана (язык обучения - русский) занимается 21 798 учащихся, по второму варианту (язык обучения - осетинский) соответственно - 13 293.
Начальное образование республики полностью переведено на четырехлетнее обучение. Министерством образования созданы все условия для освоения учителями начальных классов новых технологий и методик обучения.
В основном школы работают по обновленной традиционной системе, обеспечивающей развитие младших школьников (96,2%), по системе академика Л.В. Занкова - 3,8%.
В учреждениях образования республики реализуются перспективные программы начального образования. По образовательной программе "Начальная школа XXI века" работают 225 учителей начальных классов, в том числе 73 учителя школ г. Владикавказа, 152 учителя из школ районов республики, с общим охватом 20% учащихся начальных классов.
По образовательной программе "Школа 2000-2100" работают 47 учителей, 9,7% детей охвачены обучением по данной программе.
Одним из важнейших вопросов, требующих постоянного внимания органов образования, является преемственность начального и основного общего образования.
Практически завершена аттестация общеобразовательных учреждений РСО-А. Изменен подход к оценке уровня и качества подготовки выпускников общеобразовательных учреждений республики. В ходе аттестации обеспечена объективная оценка по "среднероссийским" нормам, установленным по итогам аттестационного обследования по технологии, использованной в 25 субъектах РФ. При достаточно высоком уровне обеспеченности выпускников отмечены также высокие показатели, характеризующие общекультурное и социально-нравственное развитие учащихся, направленность содержания образования и воспитательной работы на обеспечение интеллектуального и общекультурного развития учащихся. Вместе с тем, в отдельных учреждениях республики выявлены проблемы в содержании общеобразовательной деятельности, но при этом обнаружен и значительный потенциал для повышения качества образования. Данная независимая оценка качества образования дает возможность значительно повысить эффективность образовательной деятельности, что крайне важно в преддверии создания независимой от органов образования государственной системы оценки качества образования, предусмотренной Концепцией модернизации образования.
Согласно Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования осуществляется подготовительная работа к переходу на профильное обучение на старшей ступени общеобразовательной школы, организация предпрофильного обучения в основной школе.
Продолжается участие семи общеобразовательных учреждений РСО-А в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования.
Все общеобразовательные учреждения РСО-А оснащены классами учебной вычислительной техники.
В РСО-А работает на базе Северо-Осетинского государственного университета центр Федерации Интернет - Образования, где регулярно проходят обучение и повышение квалификации работники образования.
Ключевой проблемой является обеспечение равенства возможностей получения качественного общего образования. Обострилась ситуация с функционированием сельской школы: демографическая ситуация, увеличение количества малокомплектных школ, низкий социальный статус учителя, старение и нехватка педагогических кадров, крайне низкая материально-техническая и учебно-методическая база.
Требуют улучшения организация школьного питания, условия для сохранения и укрепления физического и психического здоровья обучающихся.