ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 декабря 2003 года N 329
О ПРОГРАММЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ
{Утратило силу:
Закон РСО-Алания от 18.03.02 N 4-РЗ; НГР: ru15000200200016}
Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. N 1756-р "О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г." и приказа Министерства образования Российской Федерации от 1 апреля 2003 г. N 1313 "О программе модернизации педагогического образования" Правительство Республики Северная Осетия-Алания постановляет:
1. Принять к сведению информацию Министра общего и профессионального образования Республики Северная Осетия-Алания (Цомартова-Левитская) о программе модернизации педагогического образования в условиях Республики Северная Осетия-Алания.
2. Утвердить прилагаемую Программу модернизации педагогического образования в условиях Республики Северная Осетия-Алания на 2004-2006 годы.
3. Финансирование мероприятий Программы модернизации педагогического образования в условиях Республики Северная Осетия - Алания производить в пределах ассигнований, предусмотренных по разделу "Образование".
4. Рекомендовать органам местного самоуправления Республики Северная Осетия-Алания принять участие в модернизации педагогического образования Северная Осетия-Алания на 2004-2006 годы, постановлением.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Северная Осетия-Алания - Министра труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания Л.А.Туганову.
Председатель Правительства
Республики Северная Осетия-Алания М.Шаталов
УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 10 декабря 2003 г. N 329
Наименование Программы | Программа модернизация педагогического образования в условиях Республики Северная Осетия-Алания на 2004-2006 годы |
Основание для разработки Программы | Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. N 1756-р "О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года"; |
Основной | Министерство общего и профессионального образования Республики Северная Осетия-Алания. |
Цели и задачи Программы | Адаптация основных направлений и задач модернизации российского педагогического образования к условиям Республики Северная Осетия-Алания; |
Исполнители | Министерство общего и профессионального образования Республики Северная Осетия-Алания, муниципальные управления образования, Северо-Осетинский республиканский институт повышения квалификации работников образования, Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л.Хетагурова, Северо-Осетинский государствен-ный педагогический институт, Владикавказское педагогическое училище. |
Сроки реализации Программы | 2003-2004 годы (первоочередные меры). |
Основные | Прогнозирование перспек тив развития и изменений в педагогическом образовании республики, в том числе в кадровом потенциале, соразмерно развитию и преобразованиям в региональном образовательном пространстве; |
Объемы и источники финансирования | Средства, выделяемые из 'республиканского бюджета на первоочередные меры в объеме 11667,44 тыс. рублей, в том числе по годам: |
Ожидаемые результаты | 1. Обеспечение региональныхусловийдля реализации Концепции модернизации российского образования. |
Система организации контроля за исполнением Программы | Контроль за исполнением Программы осуществляет Правительство Республики Северная Осетия-Алания. |
Современное российское образование, являющееся важнейшим фактором нового качества экономики и общества, находится на этапе модернизации, которая признана политической и общенациональной задачей, в связи с чем ее осуществление становится интересом и государства, и общества в целом.
Модернизация образования - это масштабная программа государства. Она призвана привести к достижению нового качества российского образования, которое определяется, прежде всего, его соответствием актуальным и перспективным запросам современного развития страны.
Развитие основных принципов образовательной политики государства невозможно без соответствующего изменения в педагогическом образовании, без повышения профессионального уровня педагогов и формирования педагогического корпуса, способного осуществлять такое обновление. Поэтому модернизация педагогического образования есть закономерная часть программы модернизации российского образования.
Необходимость разработки данной Программы продиктована приказом Министерства образования Российской Федерации от 1 апреля 2003 г. N 1313 "О программе модернизации педагогического образования", рекомендующим государственным органам управления образованием субъектов Российской Федерации разработать на основе программы региональные программы модернизации педагогического "образования на 2003 - 2006 годы.
Региональная политика в области педагогического образования должна быть организующей и объединяющей для обеспечения единства российского педагогического пространства и в то же время реально воздействующей на развитие регионального образования в его специфике.
Модернизация российского педагогического образования требует соответствующего обновления регионального педагогического образования в специфике его внутренних и внешних закономерностей. Это обновление должно основываться на признанных традициях мирового, российского и национального опыта и быть нацеленным на перспективные потребности развития страны в целом и каждого субъекта Федерации.
Система педагогического образования Республики Северная Осетия-Алания является составной частью педагогического образования России и, помимо общих задач подготовки кадров для учреждений образования, выполняет также функцию адаптации общих тенденций развития российского педагогического образования к условиям и к специфике республиканского образовательного пространства; создает условия для планомерного развития внутренних тенденций и внешних связей образования республики с региональным и общероссийским; обеспечивает разработку и внедрение вариативного содержания общего и педагогического образования в части его национально-регионального компонента.
Специфика модернизации педагогического образования в условиях Республики Северная Осетия требует:
создания системы целевой подготовки педагогических кадров, основанной на прогнозировании перспектив развития и изменений в кадровом потенциале республики в целом и каждого из ее районов соразмерно развитию и преобразованиям в региональном образовательном пространстве;
приведения уровня материально-технической базы и ресурсно-информационного обеспечения педагогических образовательных учреждений в соответствие с современными требованиями;
развития и совершенствования действующей на территории республики системы непрерывного педагогического образования и поддержки учебно-методических, научно-исследовательских направлений педагогической деятельности;
обеспечения мониторинга в части контроля качества, хода модернизации и сопоставления ее результатов с данными по региональному и по российскому образовательному пространству;
ориентации содержания и технологии педагогического образования на полилингвальную образовательную модель обучения в целях подготовки учителей для работы в школе с русским, осетинским и иностранными языками обучения;
разработки национально-регионального содержания подготовки и переподготовки педагогических кадров для работы в условиях поликультурного, полилингвального, полиментального образовательного пространства;
корректировки содержания и форм подготовки и переподготовки учителей начальных классов с учетом реализуемых в республике вариативных программ, в том числе и по раннему изучению иностранного языка, информационных и коммуникативных технологий:
обновления форм и методов подготовки студентов к реализации задач воспитания в образовательных учреждениях всех видов и типов на основе общероссийских воспитательных систем и в соответствии с Концепцией воспитания в республике;
разработки содержания и форм дополнительного профессионального образования, обеспечивающего подготовку и включение действующих педагогических кадров в решение задач модернизации общего и педагогического образования, в контексте его республиканской специфики, в том числе на основе интерактивных методов обучения с применением дистанционных образовательных технологий;
определения содержания и поддержки актуальных научных направлений, стимулирования создания научных школ в области развития республиканского педагогического образования;
участия в разработке учебников нового поколения по психолого-педагогической и предметной подготовке для системы педагогического образования в части содержания их регионального компонента;
создания комплектов национальных программ, учебников и учебно-методических пособий современного поколения;
усиления необходимого взаимодействия республиканских государственных органов управления образованием с педагогическими образовательными учреждениями российского подчинения и совершенствования системы взаимодействия с учреждениями республиканского подчинения в целях реализации задач модернизации педагогического образования.
На основании вышеизложенного разработана Программа модернизации педагогического образования в условиях Республики Северная Осетия-Алания, обоснована ее специфика, определены цели, задачи, основные направления деятельности, их конкретное содержание и ресурсное обеспечение.
Основные цели и задачи Программы
Основной целью данной Программы является адаптация основных направлений и задач модернизации российского педагогического образования к условиям Республики Северная Осетия-Алания, определение специфики его содержания в соответствии с общей концепцией национального (республиканского) образования и разработка конкретных мер по его реализации.
Для достижения этой цели предусмотрено решение ряда крупномасштабных задач. Это:
организация проектировочной образовательной политики в части разработки технологии постоянного прогнозирования потребности республиканской системы образования в педагогических кадрах и установление соответствующей координации между выпуском педагогических кадров и потребностями общеобразовательных учреждений;
устранение несоответствия подготовки учителей требованиям современной школы, в том числе по проблемам обеспечения здоровья детей, работе по воспитанию учащихся в современных условиях, помощи детям, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях, оказания психолого-педагогической помощи семьям школьников;
повышение уровня педагогического образования через его непрерывность, многообразие и вариативность, обеспечение преемственности образовательных ступеней и уровней, создания условий для академической и практической мобильности обучаемых (система родственных учреждений начального, среднего, высшего профессионального образования);
организация учебно-методических центров по разработке и внедрению современных образовательных технологий, преемственности дошкольного и школьного образования, начального, среднего и высшего профессионального образования;
организация республиканской системы психологической службы образования как комплексной технологии, направленной на разрешение проблем развития и обучения внутри образовательной среды и сопровождающей процесс ее модернизации;
разрешение проблемы недостаточной готовности учителей к использованию информационных технологий в процессе обучения и воспитания;
развитие национальной школы как многомерного явления, призванного сохранить нацию и ее генофонд, обеспечить развитие ученика как свободной, самоорганизующейся личности; направленного на удовлетворение культурных потребностей этой личности как субъекта этноса, и как гражданина страны, и как представителя мировой цивилизации;
совершенствование управления республиканской научно-исследовательской деятельностью в области педагогического образования и внедрения научных и научно-методических разработок в практику педагогического образования;
развитие фундаментальной прикладной педагогической науки,
уровня подготовки аспирантов по педагогическим специальностям и уровня разрабатываемых ими исследований;
разработка учебно-методической литературы по педагогическим направлениям, по осетинскому языку и осетинской литературе, по дисциплинам национально-регионального компонента;
разрешение проблемы несоответствия количественных и качественных показателей уровня материально-технического обеспечения педагогических учебных заведений современным требованиям, а также необеспеченности педагогических вузов учебной литературой, в том числе на электронных носителях.
Сроки и этапы реализации Программы
Выполнение программных мероприятий рассчитано в части неотложных мер на 2003 - 2004 годы, в целом - на 2004 - 2006 годы.
Основные направления реализации Программы
Определены следующие основные направления Программы:
оптимизация структуры и совершенствование организации профессиональной подготовки педагогов;
совершенствование содержания и форм образования;
научное и научно-методическое обеспечение обновления педагогического образования.
Механизм реализации Программы
Основным разработчиком и координатором деятельности по реализации Программы является Министерство общего и профессионального образования Республики Северная Осетия-Алания.
Непосредственными исполнителями Программы являются:
Министерство общего и профессионального образования Республики Северная Осетия-Алания;
Северо-Осетинский республиканский институт повышения квалификации работников образования;
Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова;
Северо-Осетинский государственный педагогический институт;
Владикавказское педагогическое училище.
К участию в реализации Программы привлекаются: районные отделы образования, государственные образовательные учреждения "Эрудит" и "Интеллект", Северо-Осетинский региональный центр Федерации Интернет образования, Северо-Осетинский институт 1*уманитарных и социальных исследований имени В.И. Абаева, Комитет государственной статистики Республики Северная Осетия-Алания, Комитет Республики Северная Осетия-Алания по физической культуре и спорту, Министерство здравоохранения Республики Северная Осетия-Алания.
Ресурсное обеспечение Программы
финансирование Программы осуществляется за счет средств республиканского бюджета, а также бюджета Российской Федерации в части работ, выполняемых Северо-Осетинским государственным университетом имени К.Л. Хетагурова.
Объем финансирования Программы составляет. 11667,44 тыс. рублей.