Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 декабря 2003 года N 329

О ПРОГРАММЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ

{Утратило силу:
Закон РСО-Алания от 18.03.02 N 4-РЗ; НГР: ru15000200200016}

Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. N 1756-р "О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г." и приказа Министерства образования Российской Федерации от 1 апреля 2003 г. N 1313 "О программе модернизации педагогического образования" Правительство Республики Северная Осетия-Алания постановляет:

1. Принять к сведению информацию Министра общего и профессионального образования Республики Северная Осетия-Алания (Цомартова-Левитская) о программе модернизации педагогического образования в условиях Республики Северная Осетия-Алания.

2. Утвердить прилагаемую Программу модернизации педагогического образования в условиях Республики Северная Осетия-Алания на 2004-2006 годы.

3. Финансирование мероприятий Программы модернизации педагогического образования в условиях Республики Северная Осетия - Алания производить в пределах ассигнований, предусмотренных по разделу "Образование".

4. Рекомендовать органам местного самоуправления Республики Северная Осетия-Алания принять участие в модернизации педагогического образования Северная Осетия-Алания на 2004-2006 годы, постановлением.

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Северная Осетия-Алания - Министра труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания Л.А.Туганову.

Председатель Правительства

Республики Северная Осетия-Алания М.Шаталов

УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 10 декабря 2003 г. N 329

ПРОГРАММА модернизации педагогического образования условиях Республики Северная Осетия-Алания г. Владикавказ 2003 год

ПАСПОРТ Программы модернизации педагогического образования в условиях Республики Северная Осетия-Алания на 2004 - 2006 годы


Наименование Программы

Программа модернизация педагогического образования в условиях Республики Северная Осетия-Алания на 2004-2006 годы

Основание для разработки Программы

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. N 1756-р "О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года";
приказ Министерства образования Российской Федерации от I апреля 2003 г. N 1313 "О программе модернизации российского педагогического образования".

Основной
 разработчик
 Программы

Министерство общего и профессионального образования Республики Северная Осетия-Алания.

Цели и задачи Программы

Адаптация основных направлений и задач модернизации российского педагогического образования к условиям Республики Северная Осетия-Алания;

 обновление регионального педагогического образования в специфике его внутренних и внешних закономерностей;

 определение специфики модернизации
 педагогического образования в республике в соответствии с общей концепцией национального (республиканского) образования;

 разработка конкретного содержания модернизации педагогического образования и мер по его реализации по следующим направлениям:
 оптимизация структуры и совершенствование организации профессиональной подготовки педагога в;

 совершенствование содержания и форм образования;

 научное и учебно-методическое обеспечение обновления педагогического образования.

Исполнители
 основных
 мероприятий

Министерство общего и профессионального образования Республики Северная Осетия-Алания, муниципальные управления образования, Северо-Осетинский республиканский институт повышения квалификации работников образования, Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л.Хетагурова, Северо-Осетинский государствен-ный педагогический институт, Владикавказское педагогическое училище.

Сроки реализации Программы

2003-2004 годы (первоочередные меры).
 2004-2006 годы (срокиобщейреализации Программы).

Основные
 мероприятия
 Программы

Прогнозирование перспек тив развития и изменений в педагогическом образовании республики, в том числе в кадровом потенциале, соразмерно развитию и преобразованиям в региональном образовательном пространстве;

 создание обоснованной системы условий, в том числе непрерывной подготовки педагогических кадров, на основе современных моделей образования:
 приведение уровня материально-технической базы и ресурсно-информационного обеспечения педагогических образовательных учреждений в соответствие с современными требованиями;

 разработка национально-регионального содержа-ния подготовки и переподготовки педагогических кадров для работы в условиях поликультурного, полилингвального, полиментального образователь-ного процесса;

 определение содержания и поддержка актуальных научных направлений в области развития республиканского педагогического образования, участие в разработке и разработка учебников нового поколения в части содержания их регионального компонента и в качестве материализации учебного процесса в осетинской школе.

Объемы и источники финансирования

Средства, выделяемые из 'республиканского бюджета на первоочередные меры в объеме 11667,44 тыс. рублей, в том числе по годам:
 г. - 4788,48 тыс. рублей
 г. - 3339,48 тыс. рублей
 г. - 3539,48 тыс. рублей

Ожидаемые результаты

1. Обеспечение региональныхусловийдля реализации Концепции модернизации российского образования.
 2. Созданиемеханизмаэффективногои динамичного функционирования педагогического образованиявусловиях осуществления модернизации российского образования.
 3. Кадровое обеспечение дошкольного, среднего, специального и дополнительного;
начального, среднегоивысшегопрофессионального образовани я специалистами современного уровня.
 4. Обновление системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов на основе современных требований к процессу образования и воспитания личности.

Система организации контроля за исполнением Программы

Контроль за исполнением Программы осуществляет Правительство Республики Северная Осетия-Алания.

Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Современное российское образование, являющееся важнейшим фактором нового качества экономики и общества, находится на этапе модернизации, которая признана политической и общенациональной задачей, в связи с чем ее осуществление становится интересом и государства, и общества в целом.

Модернизация образования - это масштабная программа государства. Она призвана привести к достижению нового качества российского образования, которое определяется, прежде всего, его соответствием актуальным и перспективным запросам современного развития страны.

Развитие основных принципов образовательной политики государства невозможно без соответствующего изменения в педагогическом образовании, без повышения профессионального уровня педагогов и формирования педагогического корпуса, способного осуществлять такое обновление. Поэтому модернизация педагогического образования есть закономерная часть программы модернизации российского образования.

Необходимость разработки данной Программы продиктована приказом Министерства образования Российской Федерации от 1 апреля 2003 г. N 1313 "О программе модернизации педагогического образования", рекомендующим государственным органам управления образованием субъектов Российской Федерации разработать на основе программы региональные программы модернизации педагогического "образования на 2003 - 2006 годы.

Региональная политика в области педагогического образования должна быть организующей и объединяющей для обеспечения единства российского педагогического пространства и в то же время реально воздействующей на развитие регионального образования в его специфике.

Модернизация российского педагогического образования требует соответствующего обновления регионального педагогического образования в специфике его внутренних и внешних закономерностей. Это обновление должно основываться на признанных традициях мирового, российского и национального опыта и быть нацеленным на перспективные потребности развития страны в целом и каждого субъекта Федерации.

Система педагогического образования Республики Северная Осетия-Алания является составной частью педагогического образования России и, помимо общих задач подготовки кадров для учреждений образования, выполняет также функцию адаптации общих тенденций развития российского педагогического образования к условиям и к специфике республиканского образовательного пространства; создает условия для планомерного развития внутренних тенденций и внешних связей образования республики с региональным и общероссийским; обеспечивает разработку и внедрение вариативного содержания общего и педагогического образования в части его национально-регионального компонента.

Специфика модернизации педагогического образования в условиях Республики Северная Осетия требует:

создания системы целевой подготовки педагогических кадров, основанной на прогнозировании перспектив развития и изменений в кадровом потенциале республики в целом и каждого из ее районов соразмерно развитию и преобразованиям в региональном образовательном пространстве;

приведения уровня материально-технической базы и ресурсно-информационного обеспечения педагогических образовательных учреждений в соответствие с современными требованиями;

развития и совершенствования действующей на территории республики системы непрерывного педагогического образования и поддержки учебно-методических, научно-исследовательских направлений педагогической деятельности;

обеспечения мониторинга в части контроля качества, хода модернизации и сопоставления ее результатов с данными по региональному и по российскому образовательному пространству;

ориентации содержания и технологии педагогического образования на полилингвальную образовательную модель обучения в целях подготовки учителей для работы в школе с русским, осетинским и иностранными языками обучения;

разработки национально-регионального содержания подготовки и переподготовки педагогических кадров для работы в условиях поликультурного, полилингвального, полиментального образовательного пространства;

корректировки содержания и форм подготовки и переподготовки учителей начальных классов с учетом реализуемых в республике вариативных программ, в том числе и по раннему изучению иностранного языка, информационных и коммуникативных технологий:

обновления форм и методов подготовки студентов к реализации задач воспитания в образовательных учреждениях всех видов и типов на основе общероссийских воспитательных систем и в соответствии с Концепцией воспитания в республике;

разработки содержания и форм дополнительного профессионального образования, обеспечивающего подготовку и включение действующих педагогических кадров в решение задач модернизации общего и педагогического образования, в контексте его республиканской специфики, в том числе на основе интерактивных методов обучения с применением дистанционных образовательных технологий;

определения содержания и поддержки актуальных научных направлений, стимулирования создания научных школ в области развития республиканского педагогического образования;

участия в разработке учебников нового поколения по психолого-педагогической и предметной подготовке для системы педагогического образования в части содержания их регионального компонента;

создания комплектов национальных программ, учебников и учебно-методических пособий современного поколения;

усиления необходимого взаимодействия республиканских государственных органов управления образованием с педагогическими образовательными учреждениями российского подчинения и совершенствования системы взаимодействия с учреждениями республиканского подчинения в целях реализации задач модернизации педагогического образования.

На основании вышеизложенного разработана Программа модернизации педагогического образования в условиях Республики Северная Осетия-Алания, обоснована ее специфика, определены цели, задачи, основные направления деятельности, их конкретное содержание и ресурсное обеспечение.

Основные цели и задачи Программы

Основной целью данной Программы является адаптация основных направлений и задач модернизации российского педагогического образования к условиям Республики Северная Осетия-Алания, определение специфики его содержания в соответствии с общей концепцией национального (республиканского) образования и разработка конкретных мер по его реализации.

Для достижения этой цели предусмотрено решение ряда крупномасштабных задач. Это:

организация проектировочной образовательной политики в части разработки технологии постоянного прогнозирования потребности республиканской системы образования в педагогических кадрах и установление соответствующей координации между выпуском педагогических кадров и потребностями общеобразовательных учреждений;

устранение несоответствия подготовки учителей требованиям современной школы, в том числе по проблемам обеспечения здоровья детей, работе по воспитанию учащихся в современных условиях, помощи детям, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях, оказания психолого-педагогической помощи семьям школьников;

повышение уровня педагогического образования через его непрерывность, многообразие и вариативность, обеспечение преемственности образовательных ступеней и уровней, создания условий для академической и практической мобильности обучаемых (система родственных учреждений начального, среднего, высшего профессионального образования);

организация учебно-методических центров по разработке и внедрению современных образовательных технологий, преемственности дошкольного и школьного образования, начального, среднего и высшего профессионального образования;

организация республиканской системы психологической службы образования как комплексной технологии, направленной на разрешение проблем развития и обучения внутри образовательной среды и сопровождающей процесс ее модернизации;

разрешение проблемы недостаточной готовности учителей к использованию информационных технологий в процессе обучения и воспитания;

развитие национальной школы как многомерного явления, призванного сохранить нацию и ее генофонд, обеспечить развитие ученика как свободной, самоорганизующейся личности; направленного на удовлетворение культурных потребностей этой личности как субъекта этноса, и как гражданина страны, и как представителя мировой цивилизации;

совершенствование управления республиканской научно-исследовательской деятельностью в области педагогического образования и внедрения научных и научно-методических разработок в практику педагогического образования;

развитие фундаментальной прикладной педагогической науки,

уровня подготовки аспирантов по педагогическим специальностям и уровня разрабатываемых ими исследований;

разработка учебно-методической литературы по педагогическим направлениям, по осетинскому языку и осетинской литературе, по дисциплинам национально-регионального компонента;

разрешение проблемы несоответствия количественных и качественных показателей уровня материально-технического обеспечения педагогических учебных заведений современным требованиям, а также необеспеченности педагогических вузов учебной литературой, в том числе на электронных носителях.

Сроки и этапы реализации Программы

Выполнение программных мероприятий рассчитано в части неотложных мер на 2003 - 2004 годы, в целом - на 2004 - 2006 годы.

Основные направления реализации Программы

Определены следующие основные направления Программы:

оптимизация структуры и совершенствование организации профессиональной подготовки педагогов;

совершенствование содержания и форм образования;

научное и научно-методическое обеспечение обновления педагогического образования.

Механизм реализации Программы

Основным разработчиком и координатором деятельности по реализации Программы является Министерство общего и профессионального образования Республики Северная Осетия-Алания.

Непосредственными исполнителями Программы являются:

Министерство общего и профессионального образования Республики Северная Осетия-Алания;

Северо-Осетинский республиканский институт повышения квалификации работников образования;

Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова;

Северо-Осетинский государственный педагогический институт;

Владикавказское педагогическое училище.

К участию в реализации Программы привлекаются: районные отделы образования, государственные образовательные учреждения "Эрудит" и "Интеллект", Северо-Осетинский региональный центр Федерации Интернет образования, Северо-Осетинский институт 1*уманитарных и социальных исследований имени В.И. Абаева, Комитет государственной статистики Республики Северная Осетия-Алания, Комитет Республики Северная Осетия-Алания по физической культуре и спорту, Министерство здравоохранения Республики Северная Осетия-Алания.

Ресурсное обеспечение Программы

финансирование Программы осуществляется за счет средств республиканского бюджета, а также бюджета Российской Федерации в части работ, выполняемых Северо-Осетинским государственным университетом имени К.Л. Хетагурова.

Объем финансирования Программы составляет. 11667,44 тыс. рублей.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»