Действующий

О Стратегии социально-экономического развития Калининградской области на средне- и долгосрочную перспективу

Раздел V. СЦЕНАРИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ


Набор возможных сценариев социально-экономического развития Калининградской области может быть описан как результат выбора в рамках двух альтернатив:

Для руководства и основных субъектов экономической деятельности области есть выбор между преимущественной ориентацией товаров собственного производства на российские рынки и/или опережающим ростом экспорта в европейские страны (на схеме - выбор по горизонтали).

Выбор между продолжающейся диверсификацией экономики (с отсутствием отраслей лидеров), с одной стороны, и стимулированием крупных игроков и следующих вслед за ними крупных инвестиционных проектов, что может быть основой для "сильного" позиционирования на Балтике - с другой.

Выбор в обоих случаях не является очевидным и обладает своим набором плюсов и минусов.

Выбор первый. Российский рынок остается основным потребителем калининградских услуг и товаров. За последние несколько лет прослеживается выраженная тенденция растущего разрыва между вывозом товаров на территорию РФ и "европейскими показателями". Так, вывоз товаров в Россию составил в 2004 году 1538 млн. дол., тогда как экспортно ориентированные торговые потоки составили 1064 млн. дол. (с учетом доли транзитной нефти в структуре европейского экспорта можно говорить об исчезающе малой доле собственных товаров, произведенных в Калининградской области на экспорт).

Ситуация становится еще более очевидной при сравнении уровня иностранных инвестиций, которые даже на общероссийском фоне (не говоря уже о сравнении с соседними странами Балтии) выглядят крайне неблагоприятно. По сути, на основании этого показателя можно судить об интересе иностранных инвесторов к потенциальному экспорту с территории области.

В конечном счете, не исключен вариант практически полной (за исключением нескольких специализированных отраслей - как производство пушнины или выращивание рапса) ориентации экономики Калининградской области на внутренний российский рынок. Но при таком развитии событий исчезают шансы на "сильное" позиционирование области в макрорегионе, и, кроме того, Калининградская область проигрывает конкуренцию многим российским регионам, оказываясь на положении зависимого "транспортного придатка".

В области в настоящее время нет крупных товарных групп, способных стать конкурентоспособными на европейских рынках.

Соответственно, альтернативой ориентации экономики Калининградской области исключительно на российское потребление может стать разработка и реализация ряда проектов, нацеленных на расширение "европейского экспорта". В рамках таких проектов может осуществляться глубокая переработка транзитных грузов либо производство собственных товаров и сервисов, ориентированных на Европу (это могло бы быть развертывание мощного мультимодального транспортного узла, имеющего свои терминалы на всей территории области, и особенно на переходах между границами, либо пакет других сопоставимых по масштабу проектов).

В любом случае, ставка на расширение европейского экспорта при сохранении умеренных темпов роста российского является характеристикой группы активных сценариев. Эти сценарии требуют соответствующих институционально-правовых и инвестиционных решений как на региональном, так и, что особенно важно, федеральном уровнях.

Выбор второй. Структуру экономики Калининградской области можно характеризовать как в большой мере диверсифицированную. В Калининградской области не существует видимых лидеров, чей вклад в ВРП соизмерим со всей экономикой области (как, например, в Красноярском крае, Вологодской области).

Ситуация не может трактоваться однозначным образом. С одной стороны, диверсификация обычно предполагает более высокую степень устойчивости к внешним влияниям. Кроме того, косвенным образом это свидетельствует о степени развития малого бизнеса, прежде всего, в сфере услуг и розничной торговли. С другой стороны, с макрорегиональной точки зрения, отсутствие мощных территориальных кластеров или производственных и сервисных узлов, значимых на пространстве Балтики, затрудняет международное позиционирование в качестве лидера макрорегиональных процессов.

Управленческая альтернатива формирования стратегических приоритетов связана с выбором между продолжающейся "локализацией" экономики - относительно пассивным втягиванием в технологические цепочки, которые формируются и управляются извне области, - и стимулированием крупных игроков и следующих вслед за ними крупных инвестиционных проектов, что может быть основой для "сильного" позиционирования на Балтике.

Как следствие возможных управленческих решений, применительно к ситуации в Калининградской области могут быть рассмотрены четыре основных сценария развития:

Сценарий 1 - "Статус-кво".

Сценарий 2 - "Конкуренция на российском Северо-Западе".

Сценарий 3 - "Европейский аутсорсинг".

Сценарий 4 - "Макрорегиональное лидерство".