Действующий

О Стратегии социально-экономического развития Калининградской области на средне- и долгосрочную перспективу

Глава 2. СЦЕНАРИЙ "КОНКУРЕНЦИЯ НА РОССИЙСКОМ СЕВЕРО-ЗАПАДЕ"


Сценарий предполагает "сильное" позиционирование, прежде всего, в нише российских рынков, где участие Калининградской области определяется сложившейся в 90-е годы специализацией.

В сложившейся ситуации сценарий "Конкуренция на Северо-Западе России" наименее вероятен, поскольку предполагает конкуренцию с другими российскими регионами за уже существующие или вновь формирующиеся рыночные ниши на внутренних рынках. При этом в стратегической перспективе установка на агрессивное продвижение своих международных интересов на Балтике выглядит для Российской Федерации более предпочтительной, чем конкуренция за внутренние инвестиции между российскими регионами.

Следует учитывать, что функции инновационно-технологического центра на Северо-Западе России уже, по сути, захвачены Петербургом и Ленинградской областью, а потому ниша функционализации Калининграда - в рамках данного сценария - предполагает количественное наращивание традиционной продукции (с небольшими возможными изменениями в ее номенклатуре) и услуг модернизированного транспортного кластера.

В настоящий момент Калининградская область является безусловным лидером на рынках России по производству и продаже пищевых консервов и электронной бытовой техники. Однако даже при этом неоспоримом преимуществе, в значительной степени полученном за счет таможенных и/или налоговых преимуществ ОЭЗ, доля этих производств в ВРП области относительно невелика. При этом вряд ли можно ожидать в долгосрочном плане существенного увеличения этой рыночной ниши в России, тем более что не совсем ясен технологический переход к новым видам продукции в бытовой электронике, а пищевая промышленность находится под постоянной "угрозой" колебаний политического климата в отношениях с Украиной и Белоруссией. Та же ситуация с большой долей вероятности складывается и в производстве мебели: ее доля в ВРП, несмотря на достаточно высокие темпы развития, невелика, а перспективы конкуренции с другими российскими регионами ограничены 2016 годом (срок истечения действия ряда налоговых и таможенных льгот в рамках ОЭЗ).

Реализация других крупных проектов, ориентированных на российский рынок, довольно проблематична, поскольку конкуренция между российскими территориями за инвестиции не только менее, но даже более острая по сравнению с макрорегиональным "маркетингом территорий". В случае с российской конкуренцией, помимо объективных экономических показателей, существует фактор арбитража федерального центра, который переводит ситуацию из сугубо экономической также и в административно-политическую плоскость.

Кроме того, ситуация с масштабным выходом на те или иные сегменты российского рынка будет по-прежнему зависеть от тарифных ограничений, вводимых Евросоюзом.

Поэтому любые крупномасштабные проекты, вступающие в конкурентные отношения с российскими территориями, не выглядят перспективными. Это относится и к формирующемуся транспортному кластеру, который в ближайшей и в среднесрочной перспективе не может стать равномощным Санкт-Петербургскому транспортному узлу, который находится в зоне внимания федеральных органов власти как вторая столица Российской Федерации.