Действующий

О Стратегии социально-экономического развития Калининградской области на средне- и долгосрочную перспективу

Глава 4. СЦЕНАРИЙ "МАКРОРЕГИОНАЛЬНОЕ ЛИДЕРСТВО"


Сценарий "Макрорегионального лидерства" требует от руководства области и основных участников социально-экономического процесса не только формирования целой группы крупных инвестиционных проектов, но и достаточно агрессивной экспансии на рынки европейских стран. Европейский экспорт играет существенную роль для экономического роста стран-соседей. Так, например, экспорт в Эстонии обеспечивает 80% ВВП, в Литве - более 50% ВВП. В Калининградской области ситуация почти обратная - доля ВРП от экспорта, если не учитывать объемы экспорта сырой нефти, идущей через область транзитом, оказывается достаточно мизерной (не более 5-7%).

Выбор в пользу сценария "Макрорегиональное лидерство" будет связан с пересмотром статуса Калининградской области в системе отношений регионов Балтики. Изменение статуса может произойти только при условии создания и реализации принципиально нового комплекса инициатив и проектов, ориентированных на формирование нового "портфеля ресурсов". Любые "зоны исключения", связанные с использованием льгот, не легитимизированных в пространстве ЕС, будут повышать транзакционные издержки в средне- и долгосрочной перспективе.

Смена приоритетов (включая "повестку дня" во взаимоотношениях с ЕС) будет поддерживаться теми субъектами экономических, социальных и политических процессов на Балтике, которые заинтересованы в максимально полной интеграции пространства макрорегиона. Основная масса заинтересованных в новой "повестке дня" для Калининграда субъектов находится за пределами области. И, следовательно, характерной для сценария является ориентация на крупные проекты, привнесенные стратегическими инвесторами и направленные на получение лидерских позиций в конкретных сегментах европейского рынка.

При разработке группы "активных сценариев" ключевым аспектом является выявление тех хозяйственных структур, которые способны обеспечить наибольший экономический рост в средне- и долгосрочной перспективе. При выборе между 3-м и 4-м сценарием Калининградская область должна определить, связывает ли она перспективу социально-экономического развития, главным образом, с существующими местными предприятиями или ей следует искать опору в лице внешних инвесторов. Следует ли формировать систему мер, нацеленных на создание условий для преимущественного развития собственных технологий, и удерживать эту позицию на рынке либо основные усилия направить на привлечение внешних носителей готовых технологий и ограничиться выполнением отдельных операций в рамках чужих технологических цепочек, фактически отказавшись от реализации собственных стратегий на макрорегиональном рынке?

При ставке на собственные - российские - технологии в качестве приоритетной должна выступить либо традиционная промышленная политика, поощряющая местных производителей путем создания для них разнообразных преференций (1-й - 2-й сценарии), либо кластерная политика, ориентированная на поддержку территориальных производственных кластеров.

Калининградская область не является лидером в большинстве секторов экономики, а производители не обладают национальной и международной конкурентоспособностью, если не считать тех, кто пользуется преференциями ОЭЗ. Отсутствие в области крупных корпораций, работающих в условиях глобального рынка, делает малорезультативной традиционную промышленную политику, опирающуюся на механизм протекционизма. Наиболее перспективной в случае Калининградской области является кластерная политика, обладающая собственным инструментарием мобилизации ресурсов и активизации хозяйственных сетей.

Развитие конкурентоспособных кластеров может осуществляться на базе отраслей традиционной производственной специализации Калининградской области:

морской транспорт, эксплуатирующий удачное географическое положение калининградских портов;

отдельные сегменты пищевой промышленности (рыболовство и переработка рыбы);

производство отдельных видов потребительских товаров (мебель, текстиль);

сектор розничной торговли;

туризм и индустрия гостеприимства.

Альтернативой стратегии развития кластеров на территории Калининградской области является запуск и реализация крупных (флагманских) проектов, позволяющих резко повысить специализацию территории за счет сосредоточения на конкретных видах деятельности, востребованных в макрорегиональном контексте, но не имеющих (или имеющих в ограниченном масштабе) высокого коэффициента локализации, который характерен для большинства кластеров. В число таких проектных направлений, способных стать ядрами вновь образованных кластеров, помимо транспорта и портового комплекса могут войти энергетический комплекс, здравоохранение, туризм и курортные технологии, нефтепереработка и ряд других.

Достижение статуса конкурентоспособной территории, в том числе по объемам и структуре экспорта, вряд ли возможно за счет "прямого" одноразового действия или проекта. В случае реализации данного сценария область столкнется с необходимостью глубокого эшелонирования действий в средне- и долгосрочной перспективе. Достижение лидерской планки в условиях роста конкурентных отношений в макрорегионе требует ряда институциональных, проектных и инфраструктурных решений, которые будут необходимы для реализации любой группы проектов развития - вне зависимости от их отраслевой принадлежности.