Действующий

О Стратегии социально-экономического развития Калининградской области на средне- и долгосрочную перспективу

Глава 1. СЦЕНАРИЙ "СТАТУС-КВО"


Сценарий, связанный с сохранением и умеренным ростом уже освоенных сегментов российского рынка, является фактическим сохранением сложившегося статус-кво. Для консервации "повестки дня" потребуется сохранять на максимально длительный срок проблемы калининградского эксклава/анклава, обусловливающие неопределенность во взаимоотношениях между РФ и ЕС и повышенный интерес обоих игроков. Вопрос социально-экономического развития области будет обсуждаться не столько в экономическом, сколько в политическом и международном языке (при этом выбор между сменой и консервацией "повестки дня" во взаимоотношениях с ЕС и балтийскими соседями стоит как перед Калининградской областью, так и перед Россией в целом).

В результате со стороны России и ЕС могут быть представлены новые проекты и механизмы регионального развития, основанные не на экономической, а на политической мотивации.

Сценарий "консервации" делает оправданной специализацию экономики области на малочувствительных к тарифным и нетарифным барьерам видах хозяйственной деятельности - туризм, транзитный транспорт и иные отрасли традиционной специализации областного хозяйства, сложившейся во второй половине ХХ века. Либо на видах экономической активности, связанных с эксплуатацией самого факта отсутствия в области ограничений, - таких, как перепад цен на электроэнергию, газ, тарифы на транспортные услуги, менее жесткие экологические требования и т.д.

Ключевым риском сохранения старой "повестки дня" для области станет вступление России в ВТО. Россия будет вступать в ВТО на общих основаниях, то есть без каких-либо существенных исключений в хозяйственном режиме относительно требований ВТО и с переходным периодом в 7-8 лет, по истечению которого импортные пошлины снизятся в 2,5-2,7 раза. В связи с этим рентные преимущества режима ОЭЗ, вытекающие из возможности беспошлинного импорта, себя исчерпают.

Сохранять льготные тарифы на газ, электроэнергию и транспорт не представляется возможным уже в среднесрочной перспективе, поскольку это повлечет за собой снижение конкурентоспособности значительной части экономики области относительно модернизированных и энергоэффективных экономик Прибалтики и Польши. По мере реструктуризации транспортного и энергетического рынков перекрестное субсидирование перестанет быть источником льгот по тарифам на услуги естественных монополий, а бюджетные субсидии будут служить основанием для возбуждения расследований с целью применения антидемпинговых мер против калининградских производителей. Тарифные преференции Калининградской области в сегодняшнем виде сохранятся, таким образом, не более чем на 5-7 лет.

Тем не менее, реализация инерционного сценария может стать вполне реальной, если не будут предложены проекты, прерывающие сложившиеся социально-экономические тренды в экономике области. В среднесрочной перспективе начнут нарастать системные противоречия, которые, до известной степени, оказались в последнее время частично приглушенными за счет благоприятной российской конъюнктуры потребления, а также в силу введения новой редакции закона об ОЭЗ.

В этом случае структура приоритетов останется преимущественно отраслевой. Лидеры "транзитной экономики" те же, что и сейчас: преобладание импортных операций, отрасли, "выросшие" на таможенных преференциях (пищевая промышленность, включая рыбную переработку, сборка бытовой электроники, мебельная промышленность и т.д.). Будет идти умеренное совершенствование инфраструктур (транспортной и энергетической), но без существенных прорывов, позволяющих реализовать крупные проекты на европейском или российском рынках. При сохранении относительно стабильной ситуации в Балтийском регионе можно прогнозировать умеренный экономический рост в 6-8% на ближайшие 3-5 лет.

Рынок рабочей силы не будет претерпевать существенных изменений, характерные для областной экономики дисбалансы между рынком образования и рынком труда будут сохраняться. В этой ситуации область вряд ли может претендовать на серьезное влияние на макрорегиональный рынок труда.

В сфере пространственного развития Калининград по-прежнему будет единственной точкой развития на карте Калининградской области. Городская среда будет понемногу эволюционировать, но в целом ее качественное отставание от других столиц Балтики будет увеличиваться.

Усилия управления при реализации данного сценария должны быть направлены на возможно более длительное (более 10 лет) сохранение режима ОЭЗ и максимальный протекционизм по отношению к традиционным (сложившимся в 90-е годы) отраслям.