Действующий

О Стратегии социально-экономического развития Калининградской области на средне- и долгосрочную перспективу

Глава 3. СЦЕНАРИЙ "ЕВРОПЕЙСКИЙ АУТСОРСИНГ"


В настоящий момент развертывается очередная волна развития географически распределенных цепочек создания добавленной стоимости. Калининградская экономика может активно включиться в интеграционные процессы в макрорегионе, воспользовавшись этой волной и наличием ряда локальных преимуществ. Движущей силой последнего всплеска роста специализации в Европе является так называемый аутсорсинг, при котором компании передают на сторону полноценные бизнес-процессы (например, производственный цикл) или отдельные управленческие функции (например, управление людскими ресурсами).

По оценкам консалтинговой фирмы Forrester Research, расходы европейских компаний на закупки товаров и услуг, переданных на аутсорсинг, вырастут с 82 млрд. евро в 2002 году до 129 млрд. евро в 2008 году. При этом число компаний, которые тратят за рубежом более 20% средств, выделенных на закупки у подрядчиков, вырастет с 7% в 2004 году до 20% в 2008 году. В США доля таких компаний уже в этом году превысит 20%.

Сценарий "Европейского аутсорсинга" предполагает принятие стратегии конкурентоспособности, а также формирование новой "повестки дня" между РФ и ЕС для Калининградской области. Выбор между ориентацией экономики на внешний или на внутренний рынок решается, безусловно, в пользу первого. Ставка должна быть сделана на интеграцию области в социально-экономические процессы, определяющие ситуацию в Балтийском регионе и на Северо-Западе России.

Сценарий представляется достаточно реальным и умеренно позитивным для социально-экономического развития области. Суть его определяется включением традиционных и вновь возникающих производств и сервисов в цепочки добавленной стоимости, которые разворачиваются в странах ЕС. Очевидно, что основная доля добавленной стоимости оседает при этом в центрах управления, но, с другой стороны, элементам, находящимся внутри этих цепочек, гарантирован устойчивый рост, по крайней мере, в среднесрочной перспективе. Кроме того, на территории области возникают центры, соответствующие стандартам европейского производства, запускается процесс выращивания квалификаций в соответствии с требованиями современного рынка труда, формируются каналы устойчивого сбыта продукции и т.д.

Действующие и пользующиеся льготным режимом ОЭЗ сборочные и перерабатывающие предприятия в пищевой, автомобильной и радиоэлектронной промышленности фактически являются элементами транснациональных цепочек создания стоимости и уже сейчас обеспечивают специфическую, но тесную интеграцию значительной части экономики области в международную экономику. Однако качество содержания этих процессов должно быть иным, более высокого уровня.

При ставке на встраивание экономики области во внешние (макрорегионального уровня) производственно-технологические цепочки, в том числе за счет привлечения внешних инвесторов, базовой для властей региона становится политика регионального маркетинга. В рамках этой политики должны быть определены факторы повышения и снижения конкурентоспособности, определены ресурсы развития территорий, сформирован привлекательный и продуктивный имидж региона, а также разработана и запущена региональная программа рекрутинга инвесторов и внешних партнеров.

Эффективность привлечения внешних инвесторов и заказчиков аутсорсинга во многом зависит от следующих факторов.

Стоимость и наличие рабочей силы.

По сравнению с регионами-конкурентами Калининградская область имеет самые низкие показатели стоимости труда. Калининградская область продолжает принимать значительное число трудоспособных мигрантов, являющихся, как правило, квалифицированными рабочими и служащими. Область сохраняет одну из самых больших в РФ (10%) квоту на привлечение трудовых мигрантов из-за рубежа. Все это обеспечивает долгосрочный фундамент для регионального рынка труда.

Транспортная и логистическая доступность крупного рынка.

Калининградская область относится к периферии основных транспортных коридоров на Балтике и удалена от основных рынков России. Системные риски размещения в регионе предприятий связаны с постепенным удорожанием транзита через территорию Литвы. Относительная транспортная доступность рынка ЕС также снижается для Калининградской области в результате развертывания в Польше и Прибалтике системы высокоскоростных железнодорожных и автомобильных магистралей, маршруты которых обходят территорию области.

Условия приобретения недвижимости, инфраструктурное обустройство промышленных зон.

Один из наиболее действенных механизмов современной политики развития промышленных секторов экономики за счет привлечения инвесторов состоит в создании конкурентоспособных промышленных площадок. В силу относительной исключенности области из системы новых сухопутных транспортных коридоров и отсутствия непосредственной связи с остальной территорией РФ по суше новые промышленные площадки (парки) следует создавать вблизи основных портовых комплексов. Вновь созданные промышленные районы способны существенно повысить привлекательность Калининградской области для размещения новых производств. В рамках программ развития промышленных зон область должна инвестировать в разработку градостроительной документации и выбор наиболее привлекательных площадок; частично участвовать в финансировании развития инженерной инфраструктуры; создать условия для санации, освобождения и редевелопмента старых промышленных зон; участвовать в создании каталогов и геоинформационных систем для потенциальных инвесторов.

В настоящий момент по большинству показателей Калининградская область как площадка размещения крупными зарубежными компаниями своих процессинговых центров уступает в своей привлекательности ряду других российских территорий. У Калининградской области пока есть только преимущество по части трудовых ресурсов, выраженное в более дешевой рабочей силе, при сопоставимом уровне квалификации и высокой степени готовности работать на предприятиях с иностранным участием.

Наиболее востребованными в рамках сценария "Европейский аутсорсинг" оказываются те сферы деятельности, которые по разным причинам (квалификационным, таможенным, экологическим) не могут быть развернуты на территории ЕС, либо их существование будет сопряжено с существенными издержками. Во-первых, это производства, имеющие доступ к основным инфраструктурам и отличающиеся сравнительно высоким уровнем энергопотребления, - такие, как некоторые виды металлообработки, отверточная сборка и, в незначительной степени, машиностроение (судоремонт). Во-вторых, это некоторые виды сельхозпродукции, которые востребованы в технологическом цикле западных компаний, но их производство затруднено экологическими или технологическими издержками (рапс).

Для сценария будет характерно приоритетное внимание и существенное изменение структуры инвестиций с повышением доли иностранных до 20%. Рост ВРП до 7-10% в год с постепенным затуханием в силу утери конкурентных преимуществ, таких, как дешевизна трудовых ресурсов и электроэнергии к 2016 году.

Сценарий предполагает гораздо более плотную интеграцию в рынок капиталов макрорегиона, который определяется, прежде всего, структурной поддержкой стран Балтии со стороны ЕС. В случае присоединения Калининградской области к процессам технологической модернизации и аутсорсинга производственных процессов можно рассчитывать, что вследствие финансового "перенасыщения" стран Балтии часть капитальных вливаний ЕС в балтийскую экономику окажется на российской территории. Безусловно, это становится возможным при снятии ряда существующих ныне внетарифных барьеров, обеспечивающих сохранность инвестиций, а также при согласии руководства области на усиление влияния иностранного капитала.