В соответствии с Законом Воронежской области от 23 декабря 2011 года N 204-ОЗ "Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов", постановлением правительства Воронежской области от 19 ноября 2009 года N 993 "О порядке принятия решений о разработке долгосрочных областных целевых программ, их формировании и реализации" правительство Воронежской области постановляет:
1. Внести в постановление правительства Воронежской области от 06.07.2010 N 546 "Об утверждении долгосрочной областной целевой программы "Экология и природные ресурсы Воронежской области на 2010 - 2014 годы" (в редакции постановлений правительства Воронежской области от 10.10.2011 N 874, от 03.04.2012 N 234) следующие изменения:
1.1. Заголовок постановления изложить в следующей редакции:
"Об утверждении долгосрочной областной целевой программы "Экология и природные ресурсы Воронежской области на 2010 - 2016 годы".
1.2. Пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Утвердить прилагаемую долгосрочную областную целевую программу "Экология и природные ресурсы Воронежской области на 2010 - 2016 годы".".
1.3. Долгосрочную областную целевую программу "Экология и природные ресурсы Воронежской области на 2010 - 2014 годы" изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
Губернатор Воронежской области
А.В.ГОРДЕЕВ
Приложение
к постановлению
правительства Воронежской области
от 17.10.2012 N 925
"Утверждена
постановлением
правительства Воронежской области
от 06.07.2010 N 546
| |
Наименование Программы | Долгосрочная областная целевая программа "Экология и природные ресурсы Воронежской области на 2010 - 2016 годы" (далее - Программа) |
Дата принятия решения о разработке Программы (наименование, дата и номер соответствующего нормативного акта) | 15.09.2009 ( распоряжение правительства Воронежской области от 15.09.2009 N 411-р "О разработке проекта областной целевой программы "Экология и природные ресурсы Воронежс кой области на 2010 - 2014 годы") |
Государственный заказчик Программы | Департамент природных ресурсов и экологии Воронежской области |
Основные разработчики Программы | Департамент природных ресурсов и экологии Воронежской области |
Цели и задачи Программы | Основными целями Программы являются: - восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения;
- обеспечение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод;
- сохранение и восстановление природных комплексов, их биологического разнообразия;
- повышение уровня экологической безопасности области, улучшение качества окружающей среды;
- предупреждение и ликвидация экологических последствий хозяйственной деятельности в условиях возрастающей экономической активности;
- обеспечение рационального природопользования;
- охрана окружающей среды от вредного воздействия ионизирующего излучения. Для достижения этих целей предусматривается решение следующих задач: - восстановление и экологическая реабилитация водных объектов;
- сокращение сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод;
- повышение эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений путем их приведения к безопасному техническому состоянию;
- реализация комплекса мер, направленных на повышение защищенности населения и объектов экономики от опасных гидрологических явлений;
- развитие сети особо охраняемых природных территорий, повышение биопродуктивности природных систем до безопасных уровней, восстановление видового разнообразия;
- обследование, установление границ ценных природных комплексов, принятие мер по их сохранности;
- ведение Красной книги животных, растений и почв Воронежской области;
- улучшение условий произрастания растений и обитания животных;
- снижение удельных уровней воздействия на окружающую среду;
- сохранение окружающей природной среды и обеспечение ее защиты;
- ликвидация экологических последствий хозяйственной деятельности;
- развитие региональной системы государственного экологического мониторинга;
- развитие системы экологического просвещения населения;
- повышение доли компенсационного озеленения и создание новых объектов озеленения;
- организация информационной поддержки формирования экологической культуры населения;
- создание системы обращения с отходами потребления на территории поселений;
- увеличение доли вторичных ресурсов, извлекаемых из отходов производства и потребления;
- обеспечение экономики области минерально-сырьевыми ресурсами;
- обеспечение рационального природопользования;
- создание и совершенствование системы аварийного реагирования на чрезвычайные ситуации радиационного характера |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы | Установлены следующие целевые индикаторы и показатели Программы: - протяженность водотоков, на которых выполнены работы по восстановлению и экологической реабилитации водных объектов;
- протяженность водотоков, на которых выполнены работы по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий;
- площадь водоемов, на которых выполнены работы по восстановлению и экологической реабилитации водных объектов;
- протяженность установленных границ водоохранных зон;
- протяженность новых и реконструированных сооружений инженерной защиты и берегоукрепления;
- количество гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, приведенных в безопасное техническое состояние в общем количестве гидротехнических сооружений;
- доля площади, занимаемая особо охраняемыми природными территориями, в общей площади области;
- увеличение площади озелененных территорий общего пользования;
- доля вовлеченности населения, органов государственной власти, органов местного самоуправления в эколого-просветительские мероприятия;
- удельный вес объектов размещения отходов, соответствующих нормативным требованиям;
- количество выявленных месторождений полезных ископаемых;
- объем выявленных запасов полезных ископаемых;
- территория, охваченная наблюдательной сетью контроля радиационной обстановки. В Программе приведена планируемая динамика показателей по годам реализации Программы |
Сроки и этапы реализации Программы | Программа реализуется в течение 2010 - 2016 годов в один этап |
Перечень подпрограмм (мероприятий) Программы | Подпрограмма "Развитие водохозяйственного комплекса": 1 . Восстановление и экологическая реабилитация водных объектов. 2 . Защита от негативного воздействия вод. Подпрограмма "Развитие системы особо охраняемых природных территорий, сохранение биологического разнообразия": 1 . Установление границ, паспортизация, ведение кадастра, сохранение и благоустройство особо охраняемых природных территорий. 2 . Создание особо охраняемых природных территорий. 3 . Формирование и ведение Красной книги Воронежской области. Подпрограмма "Обеспечение экологической безопасности": 1 . Осуществление государственного мониторинга окружающей среды. 2 . Охрана зеленых насаждений. 3 . Экологическое образование, информационное, нормативно-методическое и проектное обеспечение природоохранной деятельности, научно-исследовательские работы. 4 . Снижение негативного воздействия выбросов автотранспорта. Подпрограмма "Создание системы обращения с отходами потребления": 1 . Совершенствование управления в сфере обращения с отходами потребления и использования вторичных материальных ресурсов. 2 . Совершенствование системы обращения с отходами потребления. Подпрограмма "Воспроизводство и развитие минерально-сырьевой базы": 1 . Поисково-оценочные работы, изучение территорий, мониторинг и оценка развития опасных геологических процессов. Подпрограмма "Обеспечение радиационной безопасности населения": 1 . Создание территориальной подсистемы Единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки. 2 . Развитие системы обеспечения аварийного реагирования Воронежской области в случае чрезвычайных ситуаций радиационного характера. Подпрограмма "Водные ресурсы и водные объекты": 1 . Осуществление мер по охране водных объектов и предотвращению негативного воздействия вод. 2 . Государственный мониторинг поверхностных водных объектов. 3 . Установление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос. Подпрограмма "Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений": 1 . Инвентаризация существующих гидротехнических сооружений. 2 . Капитальный ремонт гидротехнических сооружений. 3 . Проведение превентивных противопаводковых мероприятий. Подпрограмма "Проведение эколого-оздоровительных мероприятий на Воронежском водохранилище": 1 . Мониторинг состояния Воронежского водохранилища. 2 . Установление границ водоохранной зоны и проведение санитарных мероприятий в прибрежной полосе |
Объемы и источники финансирования Программы | Общий объем финансирования для реализации Программы составляет 3207055 тыс. рублей в ценах текущих лет, из них за счет средств: - федерального бюджета - 1285659 тыс. рублей, или 40% (субсидии и субвенции из федерального бюджета);
- областного бюджета - 592676 тыс. рублей, или 18,5% (объем средств, ежегодно направляемых на реализацию мероприятий Программы, предусматривается законом о бюджете Воронежской области);
- местных бюджетов - 261980 тыс. рублей, или 8,2%;
- другие источники финансирования - 1066740 тыс. рублей, или 33,3%;
в том числе по подпрограммам: - подпрограмма "Развитие водохозяйственного комплекса" - 1203927 тыс. рублей, в том числе за счет: федерального бюджета - 975600 тыс. рублей, областного бюджета - 223777 тыс. рублей, местного бюджета - 4000 тыс. рублей, внебюджетных источников - 550 тыс. рублей;
- подпрограмма "Развитие системы особо охраняемых природных территорий, сохранение биологического разнообразия" - за счет областного бюджета - 38000 тыс. рублей;
- подпрограмма "Обеспечение экологической безопасности" - 198225 тыс. рублей, в том числе за счет: областного бюджета - 34267 тыс. рублей, местного бюджета - 159224 тыс. рублей, внебюджетных источников - 4734 тыс. рублей;
- подпрограмма "Создание системы обращения с отходами потребления" - 1342456 тыс. рублей, в том числе за счет: областного бюджета - 188623 тыс. рублей, местного бюджета - 96403 тыс. рублей, внебюджетных источников - 1057430 тыс. рублей;
- подпрограмма "Воспроизводство и развитие минерально-сырьевой базы" - за счет областного бюджета - 30350 тыс. рублей;
- подпрограмма "Обеспечение радиационной безопасности населения" - 30000 тыс. рублей, в том числе за счет: федерального бюджета - 15000 тыс. рублей, областного бюджета - 15000 тыс. рублей;
- подпрограмма "Водные ресурсы и водные объекты" - 301681 тыс. рублей, в том числе за счет: федерального бюджета - 261059 тыс. рублей, областного бюджета - 38401 тыс. рублей, местного бюджета - 1481 тыс. рублей, внебюджетных источников - 740 тыс. рублей;
- подпрограмма "Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений" - 59066 тыс. рублей, в том числе за счет: федерального бюджета - 34000 тыс. рублей, областного бюджета - 20908 тыс. рублей, местного бюджета - 873 тыс. рублей, внебюджетных источников - 3286 тыс. рублей;
- подпрограмма "Проведение эколого-оздоровительных мероприятий на Воронежском водохранилище" - за счет областного бюджета - 3350 тыс. рублей. Структура по видам расходов: - капитальные вложения - 1813453 тыс. рублей (56,5%);
- научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (далее - НИОКР) - 14000 тыс. рублей (0,4%);
- прочие нужды - 1379602 тыс. рублей (43,1%) |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности | В результате реализации Программы будет обеспечено повышение качества жизни населения путем улучшения качества окружающей среды Воронежской области за счет решения поставленных в Программе задач. Экономическая эффективность Программы может быть оценена по двум направлениям: - предотвращение негативного воздействия объектов окружающей среды (расчет потенциального ущерба) - ежегодно составляет 15 - 20 млн. рублей;
- сравнение затрат на реализацию Программы с бюджетными доходами, получаемыми от использования природных ресурсов. Социальная эффективность Программы характеризуется: - положительным влиянием проводимых мероприятий на качество жизни населения области;
- улучшением условий проживания населения, особенно в экологически неблагополучных местах;
- снижением риска заболеваний, обусловленных загрязнением окружающей природной среды;
- сохранением генетического фонда и обеспечением нормальных условий для жизни будущих поколений;
- созданием новых рабочих мест (при строительстве объектов системы обращения с отходами);
- повышением уровня экологического образования и информированности населения, в том числе о радиацио нной обстановке |
В соответствии с положениями Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года N 537, одним из приоритетов, на котором необходимо сосредоточить усилия и ресурсы Российской Федерации, является экология живых систем и рациональное природопользование. Их поддержание достигается за счет сбалансированного потребления, развития прогрессивных технологий и целесообразного воспроизводства природно-ресурсного потенциала страны.
Обеспечение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду, повышение уровня экологической безопасности области, улучшение качества окружающей природной среды возможно при условии обеспечения ее защиты и ликвидации экологических последствий хозяйственной деятельности в условиях возрастающей экономической активности, глобальных изменений климата, истощения мировых запасов минерально-сырьевых, водных и биологических ресурсов.
В предыдущем десятилетии на территории области был реализован целый ряд программ и проектов, направленных на оздоровление экологической обстановки, обеспечение экономики области и населения природными ресурсами, их охрану и воспроизводство.
Однако результаты реализации этих программ неудовлетворительны в основном из-за недостатка финансовых ресурсов, что не позволило достичь намеченных целей.
Кроме того, причинами невысокой эффективности указанных программ и проектов являлись:
- недостаточно четкое определение программных приоритетов, что в условиях слабого финансового обеспечения отрицательно сказалось на концентрации средств на главных направлениях;
- несогласованность, недостаточная координация и взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления при разработке и реализации программ и проектов;
- нецелевое использование выделенных финансовых ресурсов;
- отсутствие четкого разграничения предметов ведения и полномочий в области реализации федеральных программ между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Необходим комплексный системный подход при разработке правовых, экономических, организационных и иных условий рационального природопользования и охраны окружающей среды, который в полной мере обеспечивает программный метод, используемый при формировании настоящей Программы.
Анализ выполнения природоохранных мероприятий программы говорит об их положительном результате.
Реализация программы позволила частично снизить негативную нагрузку на окружающую среду за счет:
- снижения сброса загрязненных сточных вод в водные объекты после ввода в эксплуатацию новых (реконструированных) очистных сооружений;
- уменьшения выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных и передвижных источников;
- мероприятий по организации работ в сфере обращения с отходами производства и потребления, вывоза и утилизации непригодных к использованию пестицидов;
- обеспечения безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений и предотвращения затопления прилегающих территорий;
- увеличения площади, покрытой зелеными насаждениями, на территориях населенных пунктов.
Расчистка водоемов и водотоков области, в том числе малых рек, позволила провести санитарно-экологическое оздоровление пойм рек, улучшить их экосистемы, предотвратить подтопление населенных пунктов и объектов инфраструктуры.
За период действия областной целевой программы с 2006 года ежегодно проводился анализ финансирования выполнения мероприятий подпрограмм, который направлялся в департамент экономического развития Воронежской области.
Отчетные финансовые показатели приведены в таблице.
(тыс. рублей)
| | | | | | |
N п/п | Наименование | Всего | в том числе по годам: |
| | | 2006 год | 2007 год | 2008 год | 2009 год |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. | Система мероприятий подпрограммы "Минерально-сырьевые ресурсы" | 7053,8 | 5104,5 | 1949,3 | 0,0 | 0,00 |
| в том числе: | | | | | |
| - федеральный бюджет | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
| - областной бюджет | 6579,4 | 5104,5 | 1474,9 | 0,0 | 0,0 |
| - местные бюджеты | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
| - внебюджетные источники | 474,4 | 0,0 | 474,4 | 0,0 | 0,0 |
2. | Система мероприятий подпрограммы "Водные ресурсы и водные объекты" | 222134,6 | 26374,6 | 30958,5 | 87199,6 | 77601,9 |
| в том числе: | | | | | |
| - федеральный бюджет | 131418,0 | 15137,0 | 13426,7 | 51545,8 | 51308,5 |
| - областной бюджет | 80450,7 | 10139,0 | 16342,7 | 32868,5 | 21100,5 |
| - местные бюджеты | 3426,3 | 1098,6 | 197,4 | 462,3 | 1668,0 |
| - внебюджетные источники | 6839,6 | 0,0 | 991,7 | 2323,0 | 3524,9 |
3. | Система мероприятий подпрограммы "Обеспечение экологической безопасности" | 585689,7 | 187595,1 | 137697,1 | 158253,5 | 102144,0 |
| в том числе: | | | | | |
| - федеральный бюджет | 106949,6 | 26388,2 | 25711,4 | 34850,0 | 20000,0 |
| - областной бюджет | 275964,0 | 53691,9 | 92641,9 | 102651,8 | 26978,4 |
| - местные бюджеты | 107565,3 | 24921,3 | 18044,1 | 16336,7 | 48263,2 |
| - внебюджетные источники | 95210,8 | 82593,7 | 1299,7 | 4415,0 | 6902,4 |
| Всего по программе: | 814878,1 | 219074,2 | 170604,9 | 245453,1 | 179745,9 |
| в том числе: | | | | | |
| - федеральный бюджет | 238367,6 | 41525,2 | 39138,1 | 86395,8 | 71308,5 |
| - областной бюджет | 362994,1 | 68935,4 | 110459,5 | 135520,3 | 48078,9 |
| - местные бюджеты | 110991,6 | 26019,9 | 18241,5 | 16799,0 | 49931,2 |
| - внебюджетные источники | 102524,8 | 82593,7 | 2765,8 | 6738,0 | 10427,3 |
За счет всех источников финансирования в рамках реализации программы выполнены следующие основные природоохранные мероприятия.
В рамках реализации подпрограммы "Минерально-сырьевые ресурсы" выполнена работа по завершению изыскания дополнительных источников водоснабжения на участке "Ростань" для г. Борисоглебска. Запасы подземных вод утверждены Государственной комиссией по запасам РФ в количестве 44 тыс. куб. м/сут.
Произведен ликвидационный тампонаж недействующих скважин: четырех в Аннинском районе, восьми в Лискинском районе, четырех в Острогожском районе и семи в Семилукском районе.
В рамках реализации подпрограммы "Водные ресурсы и водные объекты" выполнены мероприятия:
- в целях обеспечения безопасности гидротехнических сооружений произведен капитальный ремонт 4 потенциально опасных гидротехнических сооружений (пруда на балке Грибань Грибановского района, на р. Федоровка Кантемировского района, пруда на балке Живой Лог Панинского района, пруда на балке Крутень Яр Таловского района), а также произведен ремонт затвора N 8 плотины Воронежского гидроузла;
- закончено строительство руслоформирующих сооружений на р. Дон у г. Павловска (на выполнение мероприятия направлено 12,1 млн. рублей, из них: средства федерального бюджета - 10,1 млн. рублей, средства областного бюджета - 2,0 млн. рублей;
- расчищены русла р. Хава у с. Верхняя Хава, р. Сухой Лог в пгт Давыдовка Лискинского района, р. Хворостань в пгт Давыдовка Лискинского района, р. Чигла Таловского района, общая длина расчистки составила 2,55 км;
- разработана проектная документация расчистки Воронежского водохранилища, р. Осередь Бутурлиновского района, р. Чигла Бутурлиновского района, р. Хава Верхнехавского района, р. Хворостань Каширского района, р. Усмань у с. Бабяково Новоусманского района, озера Ильмень-2 Новохоперского района;