ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 октября 2010 года N 887
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2015 ГОДЫ"
Утратило силу в соответствии с постановлением правительства Воронежской области от 31.12.2013 N 1190 НГР RU36000201301597
Изменения:
Постановление правительства Воронежской области от 28.06.2011 N 536 НГР ru36000201100886
Постановление правительства Воронежской области от 22.09.2011 N 826 НГР Ru36000201100888
Постановление правительства Воронежской области от 26.07.2012 N 653 НГР Ru36000201200791
Постановление правительства Воронежской области от 30.10.2012 N 974 НГР RU36000201201092
Постановление правительства Воронежской области от 21.02.2013 N 110 НГР RU36000201300138
Постановление правительства Воронежской области от 19.08.2013 N 728 НГР RU36000201300765
Постановление правительства Воронежской области от 02.09.2013 N 763 НГР RU36000201300851
В соответствии с Законом Воронежской области от 30.09.2008 N 77-ОЗ "О правительстве Воронежской области", постановлением правительства Воронежской области от 19.11.2009 N 993 "О Порядке принятия решений о разработке долгосрочных областных целевых программ, их формировании и реализации" правительство Воронежской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную областную целевую программу "Развитие инновационной деятельности в Воронежской области на 2011 - 2015 годы" (далее - Программа).
2. Департаменту финансово-бюджетной политики Воронежской области (Сафонова) осуществлять финансирование Программы в пределах ассигнований, предусматриваемых на эти цели в законе Воронежской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
3. Настоящее постановление правительства Воронежской области вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования, но не ранее вступления в силу постановления Воронежской областной Думы о признании утратившим силу постановления Воронежской областной Думы от 23 октября 2008 года N 1445-IV-ОД "Об утверждении областной целевой программы "Развитие инновационной деятельности в Воронежской области на 2009 - 2012 годы".
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя губернатора Воронежской области - первого заместителя председателя правительства Воронежской области Гусева А.В.
Губернатор Воронежской области А.В.ГОРДЕЕВ
ДОЛГОСРОЧНАЯ ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2015 ГОДЫ"
(в редакции постановления правительства Воронежской области от 26.07.2012 N 653 НГР Ru36000201200791)
(в редакции постановления правительства Воронежской области от 28.06.2011 N 536 НГР ru36000201100886)
(в редакции постановления правительства Воронежской области от 22.09.2011 N 826 НГР Ru36000201100888)
(в редакции постановления правительства Воронежской области от 26.07.2012 N 653 НГР Ru36000201200791)
(в редакции постановления правительства Воронежской области от 30.10.2012 N 974 НГР RU36000201201092)
(в редакции постановления правительства Воронежской области от 21.02.2013 N 110 НГР RU36000201300138)
(в редакции постановления правительства Воронежской области от 19.08.2013 N 728 НГР RU36000201300765)
(в редакции постановления правительства Воронежской области от 02.09.2013 N 763 НГР RU36000201300851)
Наименование | Развитие инновационной деятельности в Воронежской |
Дата принятия решения о | Распоряжение правительства Воронежской области от |
Государственный заказчик-координатор Программы | Департамент промышленности, транспорта и инноваций Воронежской области |
Государственный заказчик | Департамент экономического развития Воронежской |
Основные разработчики | Департамент промышленности и транспорта |
(строка в редакции постановления правительства Воронежской области от 21.02.2013 N 110 НГР RU36000201300138 ) |
Цель и задачи Программы | Целью Программы является создание и развитие |
Важнейшие целевые | Реализация мероприятий Программы обеспечит |
(строка в редакции постановления правительства Воронежской области от 19.08.2013 N 728 НГР RU36000201300765 ) | |
Сроки и этапы реализации | Срок реализации Программы - с 2011-го по 2015 |
Перечень мероприятий | - Развитие нормативно-правового, информационного |
Объемы и источники | Общий объем финансирования Программы составляет |
(строка в редакции постановлений правительства Воронежской области от 30.10.2012 N 974 НГР RU36000201201092 , от 21.02.2013 N 110 НГР RU36000201300138 , от 19.08.2013 N 728 НГР RU36000201300765 ) | |
Ожидаемые конечные | - Доля инновационной продукции в общем объеме |
(строка в редакции постановлений правительства Воронежской области от 21.02.2013 N 110 НГР RU36000201300138 , от 19.08.2013 N 728 НГР RU36000201300765 ) |
Программно-целевой метод успешно использовался в Воронежской области для решения большого числа проблем социально-экономического развития. Важными механизмами реализации инновационной политики Воронежской области являлись ранее реализованная областная целевая программа "Развитие инновационной деятельности в промышленности Воронежской области на 2005 - 2008 годы", утвержденная постановлением Воронежской областной Думы от 27.05.2004 N 863-III-ОД, и мероприятия областной целевой программы "Развитие инновационной деятельности в Воронежской области на 2009 - 2012 годы", утвержденной постановлением Воронежской областной Думы от 23.10.2008 N 1445-IV-ОД, реализованные в 2009 - 2010 годах.
В рамках соглашения между правительством области и ОАО "Российская венчурная компания" создан Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Воронежской области. В области также созданы: "Региональный инновационный центр", "Инновационный патентно-правовой центр Воронежской области", областное казенное учреждение "Агентство по инновациям и развитию". Более 30 инновационно активных малых предприятий вошли в некоммерческое партнерство "Ассоциация "Воронежинтех", реализуются соглашения с Фондом поддержки малых форм предприятий в научно-технической сфере, Российским фондом фундаментальных исследований. В июле 2009 года подписан протокол по итогам совещания у губернатора Воронежской области с участием представителей законодательной и исполнительной власти, деловых кругов, научной и творческой общественности Воронежской области по вопросам развития сотрудничества между государственной корпорацией "Российская корпорация нанотехнологий" (далее - ГК "Роснанотех") и Воронежской областью в сфере нанотехнологий и наноиндустрии. По результатам выполнения этого протокола в 2009 году на 2010 год был подготовлен и подписан план совместной работы правительства Воронежской области с ГК "Роснанотех".
(абзац в редакции постановления правительства Воронежской области от 19.08.2013 N 728 НГР RU36000201300765)
В Воронежской области приняты Законы Воронежской области от 09.10.2007 N 98-ОЗ "О науке и научно-технической политике в Воронежской области", от 05.06.2006 N 43-ОЗ "О технопарках в Воронежской области" (первый региональный закон о технопарках в России), от 06.10.2011 N 133-ОЗ "Об инновационной политике Воронежской области", от 21.02.2002 N 10-ОЗ "О промышленной деятельности в Воронежской области", ряд отраслевых ведомственных и областных целевых программ.
(абзац в редакции постановления правительства Воронежской области от 19.08.2013 N 728 НГР RU36000201300765)
Продолжается реализация проекта по развитию 3 технопарков: "Содружество", "Митэм", "Космос-Нефть-Газ", на площадях которых расположено более 60 малых инновационных предприятий. В области создано 3 региональных бизнес-инкубатора ("Авиационный", "Восток", "Калининский"), на базе которых реализуются такие инновационные проекты, как: "Разработка единой системы телеметрии на предприятиях ТЭК и ЖКХ" (ИП Сеславинский А.В.); "Разработка мехатронных систем и промышленных роботов" (ООО "Интехпром"); "Производство малых летательных аппаратов с летной массой до 600 кг" (ООО "Вираж"). Помимо этого функционируют 2 студенческих бизнес-инкубатора (при ГОУ ВПО "ВГАСУ", созданный при финансовой поддержке Министерства науки и образования РФ; при ГОУ ВПО "ВГТА", создание которого инициировано правительством Воронежской области).
В семи крупных вузах Воронежской области работают офисы коммерциализации, организованные по инициативе правительства Воронежской области и предназначенные для повышения эффективности коммерциализации вузовских проектов и увеличения количества поддержанных заявок по конкурсам федеральных целевых программ. Кроме того, привлечение внебюджетных средств является одним из основных источников поступления внебюджетных средств вузов и серьезным стимулом к выведению проектов научно-исследовательской стадии к опытно-конструкторским и внедренческим работам. С их помощью вузами были реализованы более 20 инновационных проектов. В Воронежском государственном университете создан технопарк исследовательского типа "Дубовка". Организовано взаимодействие ряда вузов области с крупными промышленными предприятиями Воронежской области (открыты кафедры и научно-исследовательские подразделения в ОАО "ВАСО", ОАО "КБХА", ОАО "Концерн "Созвездие", ОАО "РИФ", ОАО "Воронежсинтезкаучук").
Реализация мероприятий в 2009 - 2010 годах ОЦП "Развитие инновационной деятельности в Воронежской области на 2009 - 2012 годы" позволила продолжить работу по развитию региональной инновационной системы. В рамках указанной программы проведено поддержание и развитие региональной инновационной инфраструктуры, а именно региональных бизнес-инкубаторов. Были заключены государственные контракты и договоры на сумму свыше 3,6 млн. рублей. В рамках заключенных договоров и контрактов были выполнены работы по текущему обеспечению бизнес-инкубаторов, размещению в них системы противопожарной безопасности и прокладке коммуникационных сетей. Проведение этих работ позволило продолжить предоставлять малым инновационным предприятиям площади региональных бизнес-инкубаторов на льготных условиях.
В целях информационного обеспечения инновационной деятельности были заключены государственные контракты и договоры на сумму 4,073 млн. рублей: разработано специализированное программное обеспечение, проведены маркетинговые исследования рынка, издан каталог "Инновационные проекты Воронежской области-2010", доработан сайт "Инновации Черноземного края" и осуществляется поддержка его работы.
В рамках государственной поддержки реализации инновационных проектов совместно с Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и Российским фондом фундаментальных исследований заключены контракты на совместное финансирование выполнения НИОКР на сумму 7,76 млн. рублей. В общей сложности было поддержано свыше 20 инновационных проектов, находящихся как на "посевной" стадии, так и на стадии опытного производства. Это позволило привлечь не только эквивалентную сумму из средства федерального бюджета, но и оказать адресную поддержку конкретным инновационным проектам.
В 2009 - 2010 годах была продолжена деятельность некоммерческого партнерства "Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Воронежской области". При содействии фонда были инвестированы средства в проект по организации комплексной переработки прудовой рыбы на базе ООО "СКАЖИ" и проект по организации производства изделий из прецизионных сплавов на базе ООО "Завод прецизионных сплавов". Общая сумма инвестиций в эти проекты составила свыше 60 млн. рублей. На данный момент закончены ремонтные и пусконаладочные работы на этих предприятиях и осуществляется выпуск продукции.
Результаты развития инновационной деятельности Воронежской области приведены в таблице 1.
Результаты развития инновационной деятельности Воронежской области
Показатели | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 год | 2008 год | |
1 | Затраты на | 589,4 | 1 733,9 | 2 097,9 | 2 454,6 | 6 263,5 | Рост в |
2 | Количество | 51 | 52 | !BR ! 75 | 73 | 73 | Рост в |
3 | Объем отгруженной | 3 644,7 | 6 407,7 | 5 420,5 | 16 037,5 | 11 196,4 | Рост в |
Примечание к таблице 1: данные за 2009 год территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Воронежской области не опубликованы.
Результаты по развитию инновационной деятельности, полученные в последние годы, во многом достигнуты за счет применения программно-целевого метода управления, на основе концентрации ресурсов на перспективных направлениях инновационного развития региона, четкой координации работ всех субъектов инновационной сферы.
Однако дальнейшее развитие инновационной деятельности в Воронежской области требует решения ряда серьезных проблем:
1. Постоянное недофинансирование инновационных программ.
2. Недостаточная координация работ в сфере инновационного развития, ведущихся различными исполнительными органами государственной власти.
3. Недостаточный объем льгот на региональном и федеральном уровнях для бизнес-инкубаторов, технопарков, что не позволяет им стать заметными центрами инновационного развития.
4. Низкий уровень внедрения объектов интеллектуальной собственности на предприятиях и внесения их в малые инновационные предприятия, а также на стадии развития малых инновационных предприятий.
5. Недостаточный интерес крупных предприятий Воронежской области к отечественным инновационным проектам при осуществлении модернизации своих производств.
6. Недостаточная эффективность инновационной деятельности вузов, направленной на наиболее полное использование имеющегося у них потенциала в области коммерциализации знаний.
Воронежская область имеет высокий научный и инновационный потенциал. Научные исследования ведут 65 организаций, в которых, по данным рейтингового агентства "Эксперт РА", в конце 2009 года работало более 700 докторов и свыше 3500 кандидатов наук.
Для научно-технического комплекса Воронежской области характерна высокая доля оборонного сектора, в научных организациях которого занято до 50% специалистов, выполняющих более 60% научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее - НИОКР).
Воронежская область, являясь крупным научным центром Черноземного региона и занимая 3-е место в Центральном федеральном округе после Москвы и Московской области по числу организаций, выполняющих исследования и разработки, не в полной мере использует свой научно-технологический и интеллектуальный потенциал. Сравнительные данные по числу научных организаций, выполнявших исследования и разработки, по субъектам Центрального федерального округа представлены в таблице 2.