ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 07 июля 2011 года N 569

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОМПЛЕКСА МЕР ПО МОДЕРНИЗАЦИИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Изменения:

Постановление правительства Воронежской области от 08.02.2012 N 70 НГР Ru36000201200134

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2011 года N 436 "О порядке предоставления в 2011 - 2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования", Законом Воронежской области от 02.12.2010 N 132-ОЗ "Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", во исполнение протокола заседания координационного совета по социальной политике при губернаторе Воронежской области от 21 июня 2011 года N 1 правительство Воронежской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемый комплекс мер по модернизации общего образования Воронежской области.

2. Департаменту образования, науки и молодежной политики Воронежской области (Мосолов) обеспечить реализацию комплекса мер по модернизации общего образования Воронежской области.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя председателя правительства области Попова В.Б.

Губернатор Воронежской области А.В.ГОРДЕЕВ

Утвержден
постановлением
правительства Воронежской области
от 07.07.2011 N 569

КОМПЛЕКС МЕР ПО МОДЕРНИЗАЦИИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ


Сфере образования в Стратегии социально-экономического развития Воронежской области на долгосрочную перспективу определено приоритетное место. С одной стороны, высокое качество непрерывного образования является залогом качества человеческого капитала, производительности трудовых ресурсов, инновационного характера производственной деятельности, без чего невозможно повышение конкурентоспособности экономики региона. С другой стороны, через обеспечение равного доступа к образованию, высокого уровня знаний, создания возможностей самореализации, получения востребованной на рынке труда профессии, воспитание высокой культуры, интеллектуальное развитие личности система образования осуществляет значимый вклад в качество жизни.

Особое место в образовательной политике Воронежской области отводится системе общего образования как стартовой точке для достижения стратегических целей развития региона.

В настоящее время главной задачей системы общего образования является создание необходимых условий для обеспечения доступности и высокого качества общего образования, создание условий для реализации федерального государственного образовательного стандарта через приведение сети общеобразовательных учреждений.

Оптимизация рассматривается как многоаспектный и взаимоувязанный комплекс мероприятий, процессов, методов, начиная с анализа ситуации и заканчивая реорганизацией как организационной структуры, так и образовательных процессов в соответствии с требованиями федеральных образовательных стандартов общего образования.

Утвержденная постановлением правительства Воронежской области от 02.09.2010 N 736 долгосрочная областная целевая программа "Развитие образования Воронежской области на 2011 - 2015 годы" (в редакции постановления правительства Воронежской области от 08.06.2011 N 472) предполагает проведение комплекса мероприятий, среди которых - мероприятия, обеспечивающие оптимальное функционирование сети общеобразовательных учреждений.

Основные проблемы, на решение которых направлены процессы оптимизации региональной сети общеобразовательных учреждений (далее - сеть), следующие:

1. Создание условий для реализации федерального образовательного стандарта.

2. Обеспечение психофизической безопасности учащихся.

3. Обеспечение пространственной доступности услуг, предоставляемых сетью.

4. Реализация возможности осуществления индивидуальной образовательной программы в образовательном учреждении.

5. Обеспечения необходимой концентрации и целевого распределения ресурсов.

В ходе оптимизации сети будут достигнуты следующие результаты:

- увеличение разнообразия сети, качества и доступности разнообразных образовательных услуг за счет дальнейшей дифференциации общеобразовательных учреждений по типам и видам, а также за счет интеграции их в различные образовательные объединения, включая базовые школы с сетью филиалов;

- создание условий для эффективного внедрения федерального образовательного стандарта на всех ступенях обучения;

- повышение устойчивости сети в целом и отдельных ее звеньев к внешним негативным воздействиям;

- повышение эффективности сети, т.е. достижение более высоких темпов прироста суммарного качества образования по сети в целом по сравнению с темпами прироста суммарных затрат на ее функционирование и развитие.

Оптимизация сети осуществляется в рамках реализации муниципальных программ оптимизации сети общеобразовательных учреждений.

С целью проведения анализа тенденций изменений внешних и внутренних условий функционирования сети общеобразовательных учреждений каждым муниципальным образованием области была создана база данных, которая включала в себя характеристику района (внешние условия) и характеристику всех общеобразовательных учреждений района (внутренние условия). Информация предоставлялась в различных формах. Обязательной составляющей являлось составление картографических схем территории муниципального района с обозначенной транспортной и коммуникационной инфраструктурой. На основе полученных данных был проведен анализ тенденций изменений внешних и внутренних условий функционирования сети общеобразовательных учреждений.

Сравнение изменяющейся потребности в общем образовании с изменениями сети общеобразовательных учреждений за анализируемый период позволил сформулировать вывод о необходимости совершенствования общеобразовательной сети конкретного муниципального образования и обозначить конкретные направления модернизации сети.

Полученные выводы явились основанием для разработки концепции проведения оптимизации сети.

Основными структурными элементами (направления оптимизации) сети общеобразовательных учреждений, расположенных в городах и сельской местности региона, являются:

1. Создание базовых школ внутрирайонного уровня, обеспечивающих высококачественное образование за счет концентрации материально-технических, финансовых, кадровых, управленческих ресурсов, подвоза учащихся.

2. Создание образовательных комплексов "школа-детский сад".

3. Развитие дистанционных образовательных технологий.

4. Преобразование общеобразовательного учреждения в филиал общеобразовательного учреждения в целях оптимизации образовательного процесса.

На основе концептуальных подходов были утверждены постановлениями администраций муниципальных районов муниципальные программы оптимизации сети общеобразовательных учреждений.

Известно, что любые структурные изменения помимо положительных моментов содержат определенные риски (угрозы), которые могут существенно снизить эффективность производимых изменений. Все виды рисков (социально-педагогические, финансово-экономические, нормативно-правовые) процесса оптимизации были учтены в процессе разработки и анализа муниципальных программ оптимизации, что позволит избежать многих проблем и трудностей на этапе реализации основных мероприятий программ и соответственно нижеследующего комплекса мер.

Данный комплекс мер по модернизации общего образования Воронежской области является составляющей частью указанных муниципальных программ и программными мероприятиями долгосрочной областной целевой программы "Развитие образования Воронежской области на 2011 - 2015 годы".

Цель и задачи реализации комплекса мер по модернизации общего образования


Целью реализации комплекса мер по модернизации системы общего образования является обеспечение всестороннего развития и самореализации гражданина за счет создания единого развивающего образовательного пространства, обеспечивающего повышение доступности качественного общего образования, отвечающего текущим и перспективным потребностям региона.

Задачи осуществления комплекса мер по модернизации общего образования


1. Повышение заработной платы учителям.

2. Обеспечение качества предоставления образовательных услуг учреждениями системы общего образования.

3. Создание условий для качественного оказания образовательных услуг учреждениями системы общего образования.

Для решения первой задачи предусматривается дополнительное выделение средств в фонд оплаты труда в размере 30%, позволяющих довести среднюю заработную плату учителей до уровня 93,3% от средней заработной платы по экономике. В соответствии с изменениями, внесенными в положение об оплате труда, дополнительные средства предполагается направить на:

- увеличение ставки бюджетной услуги (базовой ставки);

- повышение коэффициента оплаты труда педагогам, имеющим первую и высшую квалификационную категорию, а также молодым специалистам, работающим первые три года;

- увеличение стимулирующей части оплаты труда.

Для решения второй и третьей задач необходимо:

- создать материально-технические условия для оказания образовательных услуг, обеспечивающих получение качественного общего образования детей независимо от места их проживания, состояния здоровья, социального положения;

- сформировать образовательную среду, обеспечивающую доступность качественного образования и успешную социализацию детей на основе индивидуального подхода;

- создать условия для развития кадрового потенциала через организацию повышения квалификации и профессиональной переподготовки на основе адресного подхода и совершенствования процедур аттестации.

Достижение всего комплекса задач будет обеспечиваться через направление средств на финансирование перечня мероприятий комплекса мер по модернизации общего образования Воронежской области в 2011 году (приложение N 1), результаты выполнения которых будут фиксироваться в конкретном образовательном учреждении (приложение N 2).

Ожидаемые результаты реализации комплекса мер по модернизации общего образования


1. Повышение средней заработной платы учителей и доведение заработной платы работников до средней заработной платы по экономике.

2. Улучшение условий обучения школьников.

3. Повышение качества школьного образования.

Оценка эффективности реализации комплекса мер по модернизации общего образования будет осуществляться исходя из достижения значений следующих показателей:

- соотношение среднемесячной заработной платы учителей в Воронежской области за IV квартал предыдущего года и среднемесячной, по данным Федеральной службы государственной статистики, заработной платы работников в целом по экономике Воронежской области за I квартал предыдущего года должно составить 93,3%;

- доля школьников (по ступеням общего образования), обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам, в общей численности школьников (по ступеням общего образования) должна составить 11,3%;

- доля учителей, получивших в установленном порядке первую, высшую квалификационную категорию и подтверждение соответствия занимаемой должности в общей численности учителей должна составить 29,2%;

- доля учителей и руководителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в общей численности учителей должна составить 10,7%;

- доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение, в общей численности общеобразовательных учреждений должна составить 3,4%;

- динамика снижения потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов должна быть положительна.

Организационная структура управления комплексом мер по модернизации общего образования


Организационная структура управления комплексом мер направлена на достижение поставленных целей посредством распределения ответственности, полномочий и прав при реализации комплекса мер.

Принципиальным является формирование коммуникационных элементов, потоков информации для достижения поставленных целей.

Организационная структура управлением комплекса мер включает в себя ряд структурных элементов (схема).

Схема


--------------------------------------------------------------------------------------¬

¦ Координационный совет по социальной политике при губернаторе +-¬

¦                              Воронежской области                                    ¦ ¦


L-------------------------------------------------------------------------------------- ¦

/\ ¦

¦                                            ¦


V ¦

--------------------------------------------------------------------------------------¬ ¦

¦               Организационный совет по реализации комплекса мер                     ¦ ¦

¦ по модернизации общего образования Воронежской области +-+

L----------------------------------------------------------------------T--------------- ¦


/\ V ¦

¦                              --------------------------------¬ ¦


V ¦ Экспертная комиссия по ¦ ¦

-----------------------------------------¬ ¦ реализации комплекса мер ¦ ¦

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»