ПРАВИТЕЛЬСТВО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 октября 2010 года N 263-пп
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ "ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011-2015 ГОДЫ"
{ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ: постановление Правительства Иркутской области от 21.06.2011 года N 154-пп; постановление Правительства Иркутской области от 15.11.2011 года N 340-пп; постановление Правительства Иркутской области от 4.06.2012 N 270-пп;
постановление Правительства Иркутской области от 3.09.2012 N 470-пп;
постановление Правительства Иркутской области от 24.10.2012 N 588-пп;
постановление Правительства Иркутской области от 27.11.2012 N 680-пп;
постановление Правительства Иркутской области от 13.05.2013 N 184-пп;
постановление Правительства Иркутской области от 28.08.2013 N 315-пп;
постановление Правительства Иркутской области от 31.10.2013 N 468-пп;
постановление Правительства Иркутской области от 18.12.2013 N 596-пп}
{УТРАТИЛ СИЛУ: указ Губернатора Иркутской области от 30.12.2013 N 497-уг}
В целях реализации мер по охране окружающей среды и сохранению здоровья населения на территории Иркутской области, в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", руководствуясь статьей 67 Устава Иркутской области, Правительство Иркутской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу Иркутской области "Защита окружающей среды в Иркутской области на 2011 - 2015 годы".
2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.
Губернатор
Иркутской области
Д.Ф. Мезенцев
постановлением Правительства
Иркутской области
от 18 октября 2010 года N 263-пп
ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ "ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 -2015 ГОДЫ"
Наименование характеристик Программы | Содержание характеристик Программы |
Наименование Программы | Защита окружающей среды в Иркутской области на 2011-2015 годы |
Основание для разработки Программы (наименование, номер и дата правового акта) | Распоряжение Правительства Иркутской области от 8 октября 2010 года N 229-рп "Об утверждении концепции долгосрочной целевой программы "Защита окружающей среды в Иркутской области на 2011-2015 годы" |
Государственный заказчик | Правительство Иркутской области |
Основные разработчики Программы | Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области, министерство строительства, дорожного хозяйства Иркутской области |
Администратор Программы | Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области |
Исполнители Программы | Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области, министерство строительства, дорожного хозяйства Иркутской области во взаимодействии с органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области , а также министерство сельского хозяйства Иркутской области . |
{строка "Исполнители Программы" в редакции постановления Правительства Иркутской области от 27.11.2012 N 680-пп}
Цель Программы | Основной целью Программы является обеспечение реализации мер по охране окружающей среды и сохранению здоровья населения на территории Иркутской области для создания экологически безопасной и комфортной среды в местах проживания населения Иркутской области и обеспечения устойчивого развития общества. |
Задачи Программы | Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: |
{строка "Задачи Программы" в редакции постановления Правительства Иркутской области от 27.11.2012 N 680-пп}
Сроки и этапы реализации Программы | Программа рассчитана на 5 лет (2011-2015 годы), реализация планируется в один этап. |
Перечень подпрограмм (при их наличии) | Подпрограмма "Отходы производства и потребления в Иркутской области на 2011-2015 годы" (далее - Подпрограмма). |
{строка введена постановлением Правительства Иркутской области от 15.11.2011 года N 340-пп;
строка в редакции постановления Правительства Иркутской области от 24.10.2012 N 588-пп}.
Объемы и источники финансирования Программы | Финансирование Программы осуществляется за счет средств областного бюджета в соответствии с законом Иркутской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. |
{строка "Объемы и источники финансирования Программы" паспорта Программы в редакции постановления Правительства Иркутской области от 4.06.2012 года N 270-пп; от 3.09.2012 N 470-пп; от 24.10.2012 N 588-пп; от 27.11.2012 N 680-пп; от 13.05.2013 N 184-пп; от 28.08.2013 N 315-пп; от 31.10.2013 N 468-пп; от 18.12.2013 N 596-пп}
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности | Реализация Программы позволит к 2016 году: |
{п.2,3 строки утратили силу постановлением Правительства Иркутской области от 15.11.2011 года N 340-пп; от 27.11.2012 N 680-пп}.
{паспорт изменен постановлением правительства иркутской области от 21.06.2011 года N 154-пп}.
Иркутская область расположена на юге Восточной Сибири, в бассейнах верхнего течения рек Ангары, Лены и Нижней Тунгуски и занимает площадь 775 тыс. км2, что составляет 4,6% территории России. Протяженность Иркутской области с запада на восток 1500 км, с юга на север 1400 км.
Ресурсный потенциал Иркутской области базируется на пяти отраслевых комплексах - лесопромышленный, топливно-энергетический, нефтеперерабатывающий, цветная металлургия, химический и нефтехимический. Хозяйственная деятельность с использованием устаревших технологий и отсутствием стратегии развития на основе современных технологий ресурсосбережения приводит к неизбежному росту негативного воздействия на окружающую среду.
Основные индикативные показатели в области охраны окружающей среды, определенные в соответствии с Программой социально-экономического развития Иркутской области на 2006-2010 годы, утвержденной Законом Иркутской области от 26 октября 2006 года N 68-оз, сохраняют относительно стабильные показатели. Вместе с тем, на территории Иркутской области остается ряд острых проблем, которые необходимо решать программно-целевым методом.
По объему выбросов загрязняющих веществ в атмосферу Иркутская область занимает третье место в Сибирском федеральном округе (далее по тексту - СФО) после Красноярского края и Кемеровской области.
Высокий уровень загрязнения регистрируется в следующих городах: Братск, Иркутск, Зима, Шелехов. Эти города включены в приоритетный список городов Российской Федерации с наибольшим уровнем загрязнения атмосферного воздуха. Основными загрязнителями воздушного бассейна являются организации целлюлозно-бумажной, алюминиевой, химической, нефтехимической промышленности и топливно-энергетического комплекса.
По общему объему сточных вод, поступивших в водные объекты, Иркутская область также занимает 3 место по СФО после Красноярского края и Кемеровской области (2% от суммарного значения показателя для Российской Федерации), а по объему загрязненных сточных вод - первое место по СФО (4,2% от всего объема сбросов по Российской Федерации).
Если в Иркутском водохранилище вода реки Ангары характеризуется I классом и оценивается как "условно чистая", то в Братском водохранилище (после сбросов гг. Усолье-Сибирское и Свирск) - III классом "загрязненная", а в заливе реки Вихоревой Усть-Илимского водохранилища – IV классом "грязная". Строительство Богучанской ГЭС и заполнение водохранилища приведет к перестройке экосистемы реки Ангары. При реализации проекта с нормальным подпорным уровнем 208 м, в нижнем бьефе Усть-Илимской ГЭС не будет проточного участка, что значительно снизит способность реки Ангары к самоочищению.
Решение проблемы по снижению уровня воздействия на водные объекты планируется решать путем устранения влияния очагов загрязнения ртути и мышьяка.
По количеству образовавшихся отходов Иркутская область находится на девятом месте в Российской Федерации и на третьем месте в СФО (после Кемеровской области и Красноярского края). Объем отходов составляет 2,5% от аналогичного показателя для Российской Федерации.
В 2006-2007 годах администрацией Иркутской области проведена инвентаризация объектов размещения отходов. В результате проведенного анализа установлено, что на территории Иркутской области, включая Усть-Ордынский Бурятский округ, находится 817 объектов размещения отходов, занимающих площадь 4 101,8 га.
Требуется принятие мер по сокращению объемов размещаемых отходов. Необходимым условием выработки мер по решению проблемы обращения с отходами является разработка регионального кадастра отходов, что позволит в дальнейшем разрабатывать схемы управления отходами. Также одним из путей решения данной проблемы является строительство мусороперерабатывающих комплексов в Иркутской области.
Одним из видов загрязнения природной среды являются опасные загрязнения в результате деятельности промышленности прошлых лет. Программой планируется предусмотреть решение трех первоочередных межмуниципальных проблем на территории Иркутской области, связанных с отходами I-III класса опасности.
1. По оценкам экспертов, за период работы цеха ртутного электролиза в г. Усолье-Сибирское в окружающую среду поступило более 1350 тонн ртути. Под корпусом цеха ртутного электролиза образовано техногенное месторождение металлической ртути с запасами от 500 до 350 тонн. В зону риска ртутного загрязнения входят города Усолье-Сибирское (90 тысяч человек), территории Усольского, Балаганского, Куйтунского, Зиминского районов (около 17 тысяч человек), а также муниципальное образование "город Свирск" (14 тысяч человек).
За счет средств областного бюджета по областной государственной целевой программе "Защита окружающей среды в Иркутской области" на 2006-2010 годы, утвержденной постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 22 сентября 2005 года N 12/45-ЗС, в 2006-2009 годах выполнялись работы по мониторингу ртутного загрязнения промплощадки ООО "Усольехимпром" и Братского водохранилища, а также разработана Концепция проведения работ по демеркуризации цеха ртутного электролиза в г. Усолье-Сибирское.
2. После закрытия (1949 год) Ангарского металлургического завода в г.Свирск осталось 2 источника загрязнения:
отвалы пиритных огарков, общий вес 131,146 тыс.т. со средним содержанием мышьяка 1,15%, в том числе среднее содержание водно-растворимых форм мышьяка 0,15%-0,6%;
полуразрушенные здания завода (3 шт.), бункеры и газоходы, содержащие полупродукты получения триоксида мышьяка в количестве примерно 100 тонн, с содержанием мышьяка до 56%.
Соединения растворимой формы мышьяка достигли радиуса 300 метров и глубины более 10 метров со средней концентрацией мышьяка 500 мг/кг, что превышает предельно допустимые концентрации в 250 раз.
За счет средств областного бюджета в 2007-2008 годах проведены инженерно-экологические изыскания на объекте, начата разработка проектно-сметной документации.
Учитывая масштабность загрязнения и межмуниципальный характер проблемы, существует острая необходимость решения данных вопросов.
Подготовленные обоснования позволили включить мероприятия по ликвидации загрязнений ртутью и мышьяком в федеральную целевую программу "Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2009-2013 годы)", утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2008 года N 791.
Для получения средств федерального бюджета необходимо обеспечить софинансирование из областного бюджета.
3. Управлением Россельхознадзора по Иркутской области выявлены бесхозяйные отходы сельскохозяйственного производства (ядохимикаты и пестициды) в количестве 220 тонн. Данные химические отходы тридцатилетнего срока давности остались от ликвидированных в 90-х годах сельскохозяйственных организаций. Большинство токсичных отходов хранится в полуразрушенных, бесхозных складах, не исключающих возможности несанкционированного доступа к ним. Выявлены случаи хранения данных отходов под открытым небом, что создает угрозу окружающей среде, здоровью людей, животных и требует принятия срочных мер для их утилизации.
На территории Иркутской области существуют проблемы негативного воздействия вод, связанные с наводнениями, селями, деформацией русел и берегов водоемов, смывом или занесением плодородных земель, водной эрозией почв, явлениями волновой абразии, обвальной или оползневой деформацией.
Все города и населенные пункты Иркутской области располагаются в долинах рек. В целях обеспечения безопасности жизнедеятельности населения и функционирования объектов экономики построены и интенсивно эксплуатируются многочисленные гидротехнические сооружения (далее по тексту - ГТС) - плотины, водосборные, водовыпускные сооружения, каналы, насосные станции, берегозащитные сооружения, дамбы и т.п.
В Иркутской области численность населения, проживающего на территориях, подверженных негативному воздействию вод, составляет 104369 человек. Реализация Программы позволит увеличить численность населения, проживающего на территории, защищенной в результате проведения мероприятий по предупреждению негативного воздействия вод на 2326 человек, в том числе 31 объект экономики, площадь защищенной территории составит 5298 тыс. кв. м., предотвращенный ущерб составит 1822, 99 млн. рублей.
Протяженность участков русел рек, нуждающихся в увеличении пропускной способности - 93200 км. Планируется увеличение доли протяженности участков русел рек, на которых осуществлены работы по оптимизации их пропускной способности до - 20-25%.
Реализация в рамках Программы объектов капитального строительства позволит привлечь финансирование из федерального бюджета в виде субсидий от 100 до 200 млн. рублей в год.
Необходимо также отметить, что около 20% территории Иркутской области входит в Байкальскую природную территорию (далее по тексту - БПТ).
Экономика Иркутской области несет дополнительную по сравнению с другими субъектами Российской Федерации нагрузку, связанную с выполнением Федерального закона от 1 мая 1999 года N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал", в том числе обусловленную установленными ограничениями для хозяйственной деятельности в центральной экологической зоне БПТ и применением повышающего коэффициента 2,0 к платежам за негативное воздействие на окружающую среду.
Повышенные расходы снижают конкурентоспособность продукции организаций, экологические ограничения влияют на социально-экономическое развитие территории Иркутской области. Экономическая нагрузка не компенсируется государством.
Программа является продолжением областной государственной целевой программы "Защита окружающей среды в Иркутской области" на 2006-2010 годы, утвержденной постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 22 сентября 2005 года N 12/45-ЗС.
Решение задач по устранению влияния негативного воздействия на окружающую среду и здоровье населения, восстановление окружающей среды - это целостная система мер, организуемая в данной Программе.