ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 сентября 2005 года N 12/45-ЗС
ОБ ОБЛАСТНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2006 - 2010 ГОДЫ
(в редакции постановлений ЗС Иркутской области от 24.10.2007 N 35/21-ЗС, от 17.09.2008 N 45/40-ЗС, от 22.11.2008 N 3/63-ЗС, от 15.04.2009 N 9/22-ЗС, от 26.06.2009 N 13/70-ЗС, от 16.12.2009 N 17/22-ЗС, от 21.04.2010 N 20/14-ЗС, от 26.05.2010 N 21/19-ЗС, от 22.09.2010 N 24/17-ЗС, от 15.12.2010 N 28/7-ЗС)
В соответствии со статьей 26 Устава Иркутской области Законодательное собрание постановляет:
утвердить областную государственную целевую программу "Защита окружающей среды в Иркутской области" на 2006 - 2010 годы (прилагается).
И.о. председателя
Законодательного собрания
Л.М.БЕРЛИНА
ОБЛАСТНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2006 - 2010 ГОДЫ
(в редакции постановлений ЗС Иркутской области от 24.10.2007 N 35/21-ЗС, от 17.09.2008 N 45/40-ЗС, от 22.11.2008 N 3/63-ЗС, от 15.04.2009 N 9/22-ЗС, от 26.06.2009 N 13/70-ЗС, от 16.12.2009 N 17/22-ЗС, от 21.04.2010 N 20/14-ЗС, от 26.05.2010 N 21/19-ЗС, от 22.09.2010 N 24/17-ЗС, от 15.12.2010 N 28/7-ЗС)
┌═════════════════┬═══════════════════════════════════════════════════════‰
│Наименование │"Защита окружающей среды в Иркутской области" на 2006 -│
│программы │2010 годы │
├═════════════════┼═══════════════════════════════════════════════════════┤
│Наименование, │Распоряжение Губернатора Иркутской области от│
│дата и номер │21.04.2005 N 151-р "О разработке областной│
│правового акта │государственной целевой программы "Защита окружающей│
│о разработке │среды в Иркутской области" на 2006 - 2010 годы" │
│программы │ │
├═════════════════┼═══════════════════════════════════════════════════════┤
│Государственный │Администрация Иркутской области │
│заказчик │ │
├═════════════════┼═══════════════════════════════════════════════════════┤
│Ответственный │Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской│
│исполнитель │области │
│программы │ │
│(в ред. постановления ЗС Иркутской области от 22.11.2008 N 3/63-ЗС) │
├═════════════════┼═══════════════════════════════════════════════════════┤
│Основные │Департамент охраны окружающей среды и недропользования│
│разработчики │Иркутской области во взаимодействии с органами местного│
│программы │самоуправления и организациями-природопользователями │
│(в ред. постановления ЗС Иркутской области от 24.10.2007 N 35/21-ЗС) │
├═════════════════┼═══════════════════════════════════════════════════════┤
│Основная цель │Обеспечение реализации первоочередных мер по охране│
│программы │окружающей среды и сохранению здоровья населения на│
│ │территории Иркутской области как необходимых условий│
│ │повышения качества жизни населения Иркутской области │
├═════════════════┼═══════════════════════════════════════════════════════┤
│Основные задачи │Снижение влияния промышленных выбросов вредных веществ│
│программы │на состояние воздушного бассейна, водных объектов, почв│
│ │и регулирование обращения с отходами производства и│
│ │потребления. Улучшение экологической обстановки на│
│ │побережье озера Байкал, сохранение биоразнообразия на│
│ │особо охраняемых природных территориях.│
│ │Совершенствование системы мониторинга, прогнозирования│
│ │и информационного обеспечения органов государственной│
│ │власти, органов местного самоуправления, населения│
│ │информацией об экологической обстановке в Иркутской│
│ │области. Повышение уровня экологической культуры,│
│ │образования и знаний в области охраны окружающей│
│ │природной среды населения Иркутской области │
├═════════════════┼═══════════════════════════════════════════════════════┤
│Сроки и этапы │Программа разработана на 2006 - 2010 годы (один этап) │
│реализации │ │
│программы │ │
├═════════════════┼═══════════════════════════════════════════════════════┤
│Перечень │Мероприятия по охране озера Байкал и Байкальской│
│основных │природной территории. │
│мероприятий │Мероприятия по охране водных объектов. Мероприятия по│
│ │охране атмосферного воздуха. │
│ │Мероприятия в сфере обращения с отходами производства и│
│ │потребления. │
│ │Мероприятия по экологическому образованию и воспитанию.│
│ │Мероприятия по обеспечению радиационной безопасности │
├═════════════════┼═══════════════════════════════════════════════════════┤
│Исполнители │Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской│
│основных │области, министерство строительства, дорожного│
│мероприятий │хозяйства Иркутской области во взаимодействии с│
│ │органами местного самоуправления и│
│ │организациями-природопользователями │
│(в ред. постановления ЗС Иркутской области от 22.11.2008 N 3/63-ЗС) │
├═════════════════┼═════┬═══════════┬═════════════════════════════════════┤
│Объемы и │Годы │Общая сумма│ В том числе: │
│источники │ │ затрат, ├══════════┬══════════════════════════┤
│финансирования │ │ млн. руб. │Областной │Предполагаемые собственные│
│ │ │ │ бюджет, │ средства организаций - │
│ │ │ │млн. руб. │ природопользователей, │
│ │ │ │ │ млн. руб. │
│ ├═════┼═══════════┼══════════┼══════════════════════════┤
│ │2006 │ 1874,800│ 80,000│ 1794,800│
│ ├═════┼═══════════┼══════════┼══════════════════════════┤
│ │2007 │ 1569,787│ 36,387│ 1533,400│
│ ├═════┼═══════════┼══════════┼══════════════════════════┤
│ │2008 │ 1237,364│ 168,864│ 1068,500│
│ ├═════┼═══════════┼══════════┼══════════════════════════┤
│ │2009 │ 1026,945│ 76,845│ 950,100│
│ ├═════┼═══════════┼══════════┼══════════════════════════┤
│ │2010 │ 1016,323│ 72,723│ 943,600│
│ ├═════┼═══════════┼══════════┼══════════════════════════┤
│ │Итого│ 6725,219│ 434,819│ 6290,400│
│(в ред. постановления ЗС Иркутской области от 15.12.2010 N 28/7-ЗС) │
├═════════════════┼═════┴═══════════┴══════════┴══════════════════════════┤
│Ожидаемые │Стабилизация экологической обстановки на территории│
│конечные │области за счет выполнения мероприятий по│
│результаты │предотвращению загрязнения окружающей среды, в том│
│реализации │числе: │
│программы │- снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный│
│ │воздух на 8,6 тыс. тонн; │
│ │- снижение сбросов загрязняющих веществ в водные│
│ │объекты на 11,2 тыс. тонн; │
│ │- сокращение объема потребления свежей воды на 3,6 млн.│
│ │куб.м/год; │
│ │- снижение объемов сбросов загрязненных сточных вод на│
│ │38,5 млн. куб.м/год; │
│ │- вовлечение отходов (золошлаки, лигнин, автошины) в│
│ │хозяйственный оборот в объеме 565 тыс. тонн/год. │
│ │Улучшение качества жизни и здоровья людей │
├═════════════════┼═══════════════════════════════════════════════════════┤
│Система │Контроль за ходом реализации программы осуществляют│
│организации и │государственные органы Иркутской области в пределах│
│контроля за │полномочий и в установленном порядке │
│исполнением │ │
│программы │ │
│(в ред. постановлений ЗС Иркутской области от 24.10.2007 N 35/21-ЗС,│
│от 15.04.2009 N 9/22-ЗС) │
└═════════════════┴═══════════════════════════════════════════════════════…
Областная государственная целевая программа "Защита окружающей среды в Иркутской области" на 2006 - 2010 годы (далее - программа) разработана для продолжения решения приоритетных экологических проблем, реализуемых ранее программой "Защита окружающей среды в Иркутской области" на 2004 - 2005 годы, утвержденной постановлением Законодательного собрания области от 26.11.2003 N 32/18-ЗС.
Реализация мероприятий программы осуществляется за счет средств областного бюджета и предполагаемых собственных средств организаций-природопользователей. Планируемые объемы затрат на реализацию природоохранных мероприятий, осуществляемых организациями-природопользователями, ежегодно согласовываются.
Доходная часть областного бюджета обеспечена за счет поступления платы за негативное воздействие на окружающую среду. Прогнозное поступление платы в областной бюджет составит от 130 до 150 млн. рублей ежегодно.
Иркутская область является одним из регионов России, который находится под пристальным вниманием всего общества не только благодаря богатейшим ресурсам - минеральным, водным, гидроэнергетическим, лесным, охотничье-промысловым, но и как регион, отвечающий за выполнение международных обязательств Российской Федерации в части сохранения озера Байкал и Байкальской природной территории. Учитывая уникальность озера и высочайшие экологические требования мировых стандартов, сохранить Байкал в современных условиях рыночной экономики можно только при объединении усилий органов государственной власти, органов местного самоуправления и каждого человека, проживающего на территории области.
Ресурсный потенциал области обусловил ведущую роль в структуре ее промышленности следующих отраслевых комплексов: топливно-энергетическая, химическая, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, горно-добывающая промышленности, цветная металлургия. Эти производства являются основными загрязнителями окружающей среды и требуют повышенного внимания от органов государственной власти к вопросам охраны окружающей среды и экологической безопасности.
По данным государственной статистической отчетности, в 2004 году 522 предприятия области выбросили в атмосферу 489,8 тыс. тонн загрязняющих веществ (2003 год - 520 тыс. тонн). На этих предприятиях сосредоточено 21540 стационарных источников загрязнения атмосферы, из них 14791 (68%) - организованных.
Анализ результатов наблюдений за загрязнением атмосферы на территории области свидетельствует о том, что очень высокий уровень загрязнения на протяжении последних лет регистрируется в городах Братске, Иркутске, Зиме, Шелехове. Поэтому эти города включаются в приоритетный список городов Российской Федерации с наибольшим уровнем загрязнения атмосферного воздуха. Высокий уровень загрязнения воздуха отмечается в городах Железногорск-Илимский, Усолье-Сибирское, Черемхово.
В 2004 году суммарный забор воды из природных водных объектов сократился на 17% по сравнению с 2003 годом. Наиболее крупными потребителями являются предприятия электроэнергетики, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной, химической и нефтехимической промышленности, цветной металлургии.
По объему сброса загрязненных вод лидируют следующие города: Братск (22,4% от общего сброса), Ангарск (18%), Иркутск (12,1%), Усть-Илимск (8,6%), Усолье-Сибирское (6,4%). Наибольшему загрязнению подвергаются Братское и Усть-Илимское водохранилища, бассейн реки Ангары. Очистные сооружения в городах Шелехове, Нижнеудинске, Саянске и Черемхово не обеспечивают должного уровня очистки сточных вод, в результате этого весь их объем не соответствует нормативному уровню. Такое же положение отмечается и в ряде районов области (Ангарский, Братский, Заларинский, Казачинско-Ленский, Киренский, Нижнеудинский, Усть-Илимский, Слюдянский, Усть-Кутский, Черемховский и Чунский). В водоемы области вместе со сточными водами за 2004 год поступило 287,1 тыс. тонн хлоридов (2003 - 288,1 тыс. тонн), 64,5 тыс. тонн сульфатов (2003 - 68,1 тыс. тонн), 1,4 тыс. тонн азота аммонийного (2003 - 1,2 тыс. тонн), 0,9 тыс. тонн жиров (2003 - 0,9), 91 кг ртути (2003 - 108 кг) и ряд других веществ.
В целях разработки механизмов компенсации высоких экологических издержек проведена инвентаризация объектов с накопленным экологическим ущербом на территории Иркутской области, находящихся в собственности муниципальных образований.
По данным муниципальных образований, 56 объектов (канализационные очистные сооружения) требуют капитального ремонта или реконструкции, так как эксплуатируются с нарушением проектной технологии биологической очистки сточных вод, и многие работают в режиме отстойников. Только на первоочередные затраты, направленные на реконструкцию, капитальный ремонт и составление проектно-сметной документации, потребуется примерно 1 миллиард рублей.
На территории области расположено 173 объекта под городскими и поселковыми свалками. Многие из них не имеют разрешительной документации, объем накопленных отходов определить практически не представляется возможным. Ориентировочно только на проектирование полигонов необходимы инвестиции в размере примерно 100 млн. рублей.
Необходимо в срочном порядке решать проблему улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки, обусловленной возгоранием лигнина, накопившегося на полигоне в результате деятельности Зиминского гидролизного завода. Программой предполагается организовать производство по переработке лигнина.
Остается не решенной до настоящего времени проблема ртутного загрязнения.
По масштабам поступления ртути в окружающую среду (более чем 3450 тонн) и его потенциальной опасности Приангарье сопоставимо с наиболее известными в мире примерами ртутного загрязнения. Основные скопления ртути находятся в рыхлых отложениях промплощадок и в шламонакопителях ООО "Усольехимпром" и ОАО "Саянскхимпласт", которые постепенно рассеиваются в окружающую среду в связи с эмиссией в атмосферу поверхностными и подземными стоками. Эта проблема остается одной из приоритетных экологических проблем Иркутской области, решение которой выходит за областные рамки и требует федеральной поддержки.
В целях обеспечения радиационной безопасности территории Иркутской области и в рамках полномочий субъекта Российской Федерации предусмотрены мероприятия, направленные на организацию учета и контроля радиационных веществ и отходов и ведение радиационно-гигиенического паспорта на территории области.
Наряду с этим существует проблема, связанная с последствиями ядерных испытаний, проводимых на полигонах бывшего Советского Союза. Так, в зону радиоактивных выпадений вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне с 1949 по 1963 годы попали жители примерно 100 населенных пунктов Иркутской области. По экспертной оценке Минобороны, Минатома России, НПО "Тайфун", Восточно-Сибирского научного центра СО РАМН и других, население данных пунктов получило дозу внешнего облучения более 5 сантиЗиверт (сЗв), что сказывается на состоянии здоровья и в настоящее время, а также позволяет в соответствии с Законом РФ от 10.01.2002 N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" получить из федерального бюджета целевые средства на реализацию мер социальной и медицинской поддержки жителей, испытавших радиационное воздействие вследствие ядерных испытаний. С этой целью необходимо уточнить, собрать и оформить для представления на федеральный уровень доказательный материал о накопленных дозах облучения, уровнях потери здоровья.
Вышеизложенное позволяет выделить следующие экологические проблемы:
- экологически неблагополучное состояние атмосферного воздуха, в первую очередь в городах Ангарске, Братске, Иркутске, Шелехове, что, в свою очередь, оказывает влияние на здоровье и условия проживания населения области;
- неудовлетворительное состояние охраны вод от загрязнения сточными водами, источников питьевого водоснабжения;
- критическое состояние в сфере обращения с отходами производства и потребления;
- отсутствие системы вторичной переработки отходов.
Анализ поступивших материалов требует принятия конкретных и срочных действий администрации области и муниципальных образований по разработке программы на среднесрочный период (2006 - 2010 гг.), носящей межмуниципальный характер.
Основной целью программы является обеспечение реализации первоочередных мер по охране окружающей природной среды и сохранению здоровья населения на территории Иркутской области как необходимых условий повышения качества жизни населения.
Для достижения целей необходимо решить следующие задачи:
- снижение влияния промышленных выбросов, сбросов загрязняющих вредных веществ на состояние воздушного бассейна, водных объектов и почв;
- совершенствование системы мониторинга, прогнозирования и информационного обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, населения Иркутской области;
- повышение уровня экологической культуры, образования и знаний в сфере охраны окружающей природной среды;
- обеспечение радиационной безопасности.