Недействующий

АДМИНИСТРАЦИЯ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 октября 2012 года N 633

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ТОРГОВЛИ В НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013-2015 ГОДЫ"

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Новгородской области
от 17 октября 2013 года N 267

____________________________________________________________________

В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", областным законом от 01.02.2010 N 670-ОЗ "О разграничении полномочий областной Думы и Администрации области в области регулирования торговой деятельности на территории области",в целях обеспечения дальнейшего развития торговой деятельности на территории области Администрация Новгородской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую долгосрочную областную целевую программу "Развитие торговли в Новгородской области на 2013-2015 годы".

2. Опубликовать постановление в газете "Новгородские ведомости".

Заместитель

Главы администрации области А.А. Шалмуев

бо N 613-п

УТВЕРЖДЕНА

постановлением Администрации области от

Долгосрочная областная целевая программа "Развитие торговли в Новгородской области на 2013-2015 годы" Паспорт Программы


Наименование Программы:

долгосрочная областная целевая программа "Развитие торговли в Новгородской области на 2013-2015 годы" (далее Программа).

Правовая основа Программы:

Федеральный закон от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации";
приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 28 июля 2010 года N 637 "Об утверждении методических рекомендаций по разработке региональных программ развития торговли";
областной закон от 01.02.2010 N 670-ОЗ "О разграни-чении полномочий областной Думы и Администрации области в области регулирования торговой деятельности на территории области";
областной закон от 26.11.2010 N 855-ОЗ "О порядке разработки региональной и муниципальных программ развития торговли".

Заказчик Программы:

экономический комитет Новгородской области (далее комите т).

Разработчик Программы:

комитет.

Исполнители Программы:

комитет;
комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Новгородской области;
управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новгородской области (далее управление Роспотребнадзора по области) (по согласованию);
управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Новгородской области (далее управление Россельхознадзора по области) (по согласованию);
Администрации городского округа и муниципальных районов области (по согласованию).

Обоснование Программы:

Программа разработана в связи с недостаточными темпом роста оборота розничной торговли и уровнем конкуренции на рынке непродовольственных товаров. Мероприятия Программы направлены на дальнейшее развитие торговой деятельности на территории области, стимулирование деловой активности торговых предприятий .

Цели Программы:

реализация государственной поли тики в области торговой деятельности в целях создания условий для наиболее полного удовлетворения спроса населения на потребительские товары по доступным ценам в пределах территориальной доступности;
создание на территории области современной торговой инфраструктуры, основанной на принципах достижения установленных нормативов обеспеченности населения площадью торговых объектов;
формирование конкурентной среды на территории области;
развитие сельскохозяйственных и сельскохозяйственных кооперативных розничных рынков на территории области;
распространение положительного опыта ведения торговой деятельности .

Задачи Программы:

обеспечение бесперебойного доведения товаров до потребителей в достаточном объеме и ассортименте;
определение и реализация комплекса мер, направленных на: поповышение ценовой и территориальной доступности товаров для населения;
повышение качества и культуры торгового обслужи-вания потребителей;
об обеспечение гарантий качества и безопасности товаров, соблюдение прав потребителей;
обобеспечение условий по созданию беспрепятственного доступа инвалидов к объектам торговли;
оорганизацию обслуживания граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации;
ссоздание условий для развития предпринимательской кооперации между хозяйствующими субъектами, осуще- ствляющими торговую деятельность, региональными товаропроизводителями, федеральными поставщиками и производителями товаров с целью установления прямых и долгосрочных хозяйственных связей;
ссовершенствование форм и методов координации управления в сфере торговли, устранение администра тивных барьеров, препятствующих развитию торговли;
совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей торговую деятельность.

Механизм реализации Программы:

Программа реализуется в соответствии с прилагаемыми мероприятиями Программы (приложение к Программе).

Сроки реализации Программы:

2013-2015 годы.

Объемы и источники финансирования Программы по годам:

реализация Программы осуществляется за счет средств областного бюджета. На реализацию Программы из областного бюджета предусмотрено: 2013 год - 500,0 тыс.рублей;
2014 год - 500,0 тыс.рублей;
2015 год - 500,0 тыс.рублей.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы по годам:

достижение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения области площадью торговых объектов (в расчете на 1 тыс.человек);
повышение доступности товаров для населения обла сти;
формирование торговой инфраструктуры с учетом многообразия видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли, потребностей населения;
индекс физического объема оборота розничной торговли в сопоставимых ценах: 2013 год - 104,0%;
2014 год - 104,5%;
2015 год - 105,0%;
рост оборота розничной торговли в расчете на душу населения: 2013 год - 120,0 тыс.рублей;
2014 год - 125,0 тыс.рублей;
2015 год - 130,0 тыс.рублей;
обеспеченность населения области площадью торговых объектов (в расчете на 1 тыс.жителей): 2013 год - 605,0 кв.м;
2014 год - 608,0 кв.м;
2015 год - 610,0 кв.м;
количество сельскохозяйственных рынков: 2013 год - 28 единиц;
2014 год - 28 единиц;
2015 год - 28 единиц.

Система организации контроля за реализацией Программы:

исполнители мероприятий Программы представляют в комитет отчет о ходе выполнения мероприятий Программы ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, и ежегодно до 01 марта года, следующего за отчетным, до 2016 года включительно. Комитет представляет ежеквартальный и ежегодный отчеты о ходе реализации Программы в соответствии с п остановлением Администрации области от 17.05.2010 N 205 "О разработке и реализации областных целе вых программ и порядке проведении оценки их эффективности" заместителю Главы администрации области, организующему комплексное решение вопросов по развитию торговли на территории области .

______________________________

Описание Программы


1. Технико-экономическое обоснование Программы

Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 28 июля 2010 года N 637 "Об утверждении методических рекомендаций по разработке региональных программ развития торговли", областными законами от 01.02.2010 N 670-ОЗ "О разграничении полномочий областной Думы и Администрации области в области регулирования торговой деятельности на территории области" и от 26.11.2010 N 855-ОЗ "О порядке разработки региональной и муниципальных программ развития торговли".

За последние годы в сфере торговли на территории области происходят позитивные количественные и качественные изменения.

На 01.01.2012 количество действующих на территории области торговых объектов составляло 5724 единицы.

Оборот розничной торговли за 2011 год по области составил 67,7 млрд.рублей, что выше уровня предыдущего года на 5,8% в сопоставимых ценах.

На долю стационарной торговли приходится 87,6% объема оборота розничной торговли.

Обеспеченность населения области площадью торговых объектов на 01.07.2012 составила 603,0 кв.м на 1 тыс.жителей. При достаточно высоком значении показателя по области наблюдается неравномерность размещения торговых объектов в муниципальных образованиях. Существует проблема обеспечения доступности торговых объектов для лиц с ограниченными возможностями.

В настоящее время показатели, характеризующие состояние розничной торговли на территории области, имеют стабильный динамичный рост. Темп роста оборота розничной торговли в области сравним с показателем по Российской Федерации.

По обороту розничной торговли на душу населения в 2009 году область находилась на 6 месте по Северо-Западному федеральному округу, в 2011 году - на 7 месте.

Начиная с 2008 года, показатель среднедушевого розничного товарооборота имеет тенденцию к устойчивому росту.

Показатели, характеризующие состояние розничной торговли на территории области

N п/п

Наименование показателя

Значение показателя по годам

2009

2010

2011

1.

Оборот розничной торговли (млн.руб.)

54284,1

59787,4

67745,7

2.

Ин декс физического объема оборота розничной торговли (% к предыдущему году)

102,9

104,1

105,8

3.

Индекс физического объема оборота розничной торговли на рынках и ярмарках (% к предыдущему году)

82,1

101,0

101,6

4.

Оборот розничной торговли на душу населения (тыс.руб.)

84,0

93,3

107,3

5.

Индекс физического объема оборота розничной торговли на душу населения (% к предыдущему году)

102,9

104,5

106,6

6.

Индекс физического объема оборота розничной торговли (% к предыдущему году):

продовольственные товары

104,3

104,0

103,3

непродовольственные товары

101,5

104,1

108,5

Положительным фактором явился приход на территорию области федеральных торговых сетей. Если до 2008 года значительная доля денежных средств населения области вывозилась в Санкт-Петербург, то в настоящее время покупательские предпочтения остаются на стороне предприятий торговли, расположенных на территории области. На сегодняшний день в области размещены торговые объекты 9 федеральных сетевых компаний, основная часть которых сосредоточена в областном центре, которые успешно развивают сеть магазинов формата "дискаунтер". На 01.08.2012 в области действует 134 магазина подобного формата, в том числе под брендом "Магнит" - 44 магазина, под брендом "Пятерочка" – 32 магазина, под брендом "Дикси" - 19 магазинов, под брендом "Вольный купец" – 17 магазинов.

При этом присутствие крупных операторов розничной торговли привело к определенным трудностям сбыта продукции местных товаропроизводителей в розничные торговые сети федерального значения. Указанные операторы розничной торговли предъявляют товаропроизводителям продовольственной продукции требования относительно больших объемов поставок и низких цен, которые производители не в состоянии обеспечить. Существенную трудность для местных поставщиков представляет централизация закупок, распространенная у сетевых операторов. При осуществлении поставок товаров в розничные торговые сети федерального значения предприятие пищевой промышленности должно иметь значительную производственную мощность, способную удовлетворить потребности большей части магазинов торговой сети. В настоящее время только одна торговая сеть ("Вольный купец") ввела и успешно применяет практику закупки товаров от местных поставщиков, минуя центральный распределительный центр, при которой местный поставщик, чей товар отвечает требованиям качества и безопасности, имеет возможность поставлять его в розничные магазины этой торговой сети.

Все больше предприятий торговли применяют передовые технологии с использованием современного оборудования и прогрессивных форм торговли, таких как самообслуживание, расчет с покупателями с использованием банковских карт, компьютеризируют учет товародвижения, что позволяет обеспечить более высокий уровень обслуживания покупателей и увеличивает пропускную способность каждого предприятия. На предприятиях торговли регулярно проводятся рекламные акции, внедряются дисконтные карты льготного обслуживания постоянных клиентов.

Активно внедряются такие услуги как торговля по заказам и образцам, продажа товаров и оказание услуг покупателям со скидкой, бесплатная доставка крупногабаритных товаров, бесплатное подключение бытовой техники, продажа товаров участникам войн со скидкой, проведение лотерей с вручением призов и другие мероприятия.

Все большее развитие получают магазины, работающие по методу "магазины салонной торговли", "магазины-склады".

Увеличение количества объектов стационарной сети происходит за счет нового строительства, перевода помещений из жилого фонда в нежилой фонд, а также перепрофилирования ранее открытых, но с низким уровнем рентабельности предприятий розничной торговли.

Одной из основных причин невысокого объема среднедушевого оборота розничной торговли является низкий уровень денежных доходов на душу населения области.

В 2011 году по уровню среднедушевых денежных доходов населения область находилась на 5 месте по Северо-Западному федеральному округу.

Для увеличения показателя оборота розничной торговли на душу населения помимо повышения покупательной способности необходимо способствовать развитию конкуренции на потребительском рынке области, созданию благоприятных и безопасных для покупателей условий приобретения товара, а также привлечению денежных средств из-за пределов области различными способами, в том числе за счет развития индустрии туризма.

В настоящее время розничную торговлю непродовольственными товарами на территории области осуществляют в основном региональные операторы. Территориальная близость таких мегаполисов, как Москва и Санкт-Петербург, где непродовольственные товары представлены в более широком ассортименте и по более конкурентным ценам, способствует оттоку денежных средств из области. Покупку дорогостоящих товаров (автомобили, бытовая техника, видеотехника, мебель) многие жители области предпочитают совершать именно в этих городах.

В связи с вступлением с 01 января 2013 года нормы Федерального законодательства о переводе розничных рынков, за исключением сельскохозяйственных и сельскохозяйственных кооперативных, в капитальныездания и строения на территории области наблюдается сокращение количества розничных рынков.

В 2009 году на территории области осуществляли деятельность 46 розничных рынков, в том числе 12 сельскохозяйственных, 12 универсальных и 2 специализированных непродовольственных. На 01.01.2013 в области будут функционировать 36 розничных рынков, в том числе 7 универсальных, 1 специализированный вещевой и 28 сельскохозяйственных.

Поскольку данный формат торговли является одним из основных путей расширения возможностей реализации продукции товаропроизводителей напрямую потребителям, минуя посредников, и обеспечения населения области продукцией высокого качества по доступным ценам, необходимо принять меры, направленные на повышение эффективности использования торговых мест на сельскохозяйственных розничных рынках.

Таким образом, основными проблемами в области розничной торговли на территории области являются следующие:

невысокий уровень покупательной способности, сложившийся вследствие как внутренних причин - низкие среднедушевые денежные доходы населения области, так и внешних – недостаточное привлечение денежных средств из-за пределов области;

низкий уровень конкуренции на рынке непродовольственных товаров области;

недостаточное развитие сельскохозяйственных и сельскохозяйственных кооперативных розничных рынков.

Мероприятия Программы отражают мероприятия Концепции социально-экономического развития области на 2012-2014 годы, принятой областным законом от 05.12.2011 N 1129-ОЗ (далее Концепция), в части развития торговой деятельности на территории области.

В целях перспективного развития торговой деятельности Концепцией определены следующие мероприятия:

оптимизация размещения торговых объектов на территории области, повышение эффективности их деятельности;

изучение и внедрение передового опыта иных субъектов Российской Федерации по обеспечению населения области услугами торговли;

стимулирование деловой активности торговых предприятий и организация взаимодействия между хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, и хозяйствующими субъектами, осуществляющими производство (поставки) товаров, путем организации и проведения выставок, ярмарок и иных мероприятий организующего характера.

Использование программно-целевого метода при разработке Программы обусловлено необходимостью сбалансированного и последовательного планирования и выполнения мероприятий, направленных на развитие торговой деятельности на территории области и обеспечивающих консолидацию усилий органов государственной власти области, органов местного самоуправления муниципальных образований области и бизнеса.

В ходе реализации Программы целевые показатели могут быть не достигнуты вследствие неблагоприятных внешних и внутренних условий развития экономики (рост инфляции, падение денежных доходов населения, рост безработицы, сокращение инвестиционного спроса).

Выполнение Программы связано с наличием ряда рисков:

зависимость конъюнктуры рынка потребительских товаров и услуг, темпов и пропорций его развития от внешних макроэкономических и социальных условий и факторов;

сокращение выделенного финансирования.

2. Ресурсное обеспечение Программы

Финансирование Программы осуществляется за счет средств областного бюджета. Общий объем финансирования Программы составляет 1,5 млн.рублей, в том числе по годам:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»