Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 июля 2011 года N 268-пп

О ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011-2015 ГОДЫ"

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2014 года на основании постановления Правительства Белгородской области от 30.12.2013 N 530-пп.
____________________________________________________________________

{ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:
Постановление правительства Белгородской области от 21.11.2011 года N 419-пп, НГР: ru31000201100581;
Постановление правительства Белгородской области от 17.12.2012 года N 515-пп, НГР: ru31000201200758;
Постановление правительства Белгородской области от 14.10.2013 года N 416-пп, НГР: ru31000201300548}

В целях модернизации системы профессионального образования в Белгородской области, совершенствования подготовки профессиональных кадров и рационального использования потенциала учреждений начального, среднего, высшего и послевузовского образования области, в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 9 сентября 2010 года N Пр-2663, постановлением правительства области от 25 января 2010 года N 27-пп "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года" правительство Белгородской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Развитие профессионального образования Белгородской области на 2011-2015 годы" (далее - Программа).

2. Департаменту внутренней и кадровой политики Белгородской области (Сергачев В.А.) обеспечить координацию деятельности по реализации Программы и исполнение функций представителя государственного заказчика - координатора Программы.

{в редакции постановлений Правительства Белгородской области от 17.12.2012 года N 515-пп, от 14.10.2013 года N 416-пп}

3. Департаменту финансов и бюджетной политики области (Боровик В.Ф.) при формировании проекта областного бюджета на 2011-2015 годы предусматривать денежные средства на реализацию Программы.

4. Установить, что в ходе реализации Программы отдельные мероприятия могут уточняться, а объемы финансирования в 2011-2015 годах подлежат корректировке с учетом утвержденных расходов областного бюджета.

5. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов обеспечить исполнение мероприятий Программы.

6. Контроль за исполнением постановления возложить на департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области (Сергачев В.А.).

Информацию о ходе исполнения постановления представлять ежегодно к 15 февраля начиная с 2012 года.

Информацию об исполнении постановления представить к 15 февраля 2016 года.

{в редакции постановлений Правительства Белгородской области от 17.12.2012 года N 515-пп, от 14.10.2013 года N 416-пп}

Губернатор Белгородской области

Е. Савченко

Утверждена
постановлением
правительства Белгородской области
от 11 июля 2011 года N 268-пп


{ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:

Постановление правительства Белгородской области от 21.11.2011 года N 419-пп, НГР: ru31000201100581;

Постановление правительства Белгородской области от 17.12.2012 года N 515-пп, НГР: ru31000201200758;

Постановление правительства Белгородской области от 14.10.2013 года N 416-пп, НГР: ru31000201300548}

ПАСПОРТ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2015 ГОДЫ"


Наименование программы

- долгосрочная целевая программа "Развитие профессионального образования Белгородской области на 2011 - 2015 годы" (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

- поручение Президента Российской Федерации от 9 сентября 2010 г. N Пр-2663 "О разработке региональных комплексных программ развития профессионального образования", постановление правительства Белгородской области от 25 января 2010 г. N 27-пп "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года"

Государственный заказчик Программы

- правительство Белгородской области

Представитель государственного заказчика (координатор) Программы

- департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области

Ф.И.О., должность руководителя Программы

- Сергачёв Валерий Александрович, первый заместитель Губернатора Белгородской области - начальник департамента внутренней и кадровой политики Белгородской области

Разработчики Программы

- департамент образования, культуры и молодежной политики Белгородской области;

Исполнители Программы

- департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области;

 - департамент образования Белгородской области;

 - муниципальные органы управления образования (по согласованию);

 - организации, определяемые на конкурсной основе

Участники Программы

- департаменты области;

 - администрации муниципальных районов и городских округов (по согласованию);

 - образовательные учреждения общего, начального,
 среднего и высшего профессионального образования,
 расположенные на территории области (по
 согласованию);

 - учреждения, организации, предприятия, расположенные на территории области (по согласованию)

Цель Программы

- модернизация региональной системы профессионального образования для кадрового обеспечения перспективного социально-экономического развития области

Задачи Программы

- внедрение практики анализа рынка труда и формирования прогноза потребностей региональной экономики в трудовых ресурсах в соответствии со стратегическими направлениями  и программами социально-экономического развития области;

 - оптимизация структуры сети и территориального размещения учреждений профессионального образования  с  привязкой их к приоритетным секторам экономики и региональным кластерам;

 - создание комплексной системы профориентационной работы, направленной на обеспечение выполнения потребностей регионального рынка труда с учетом приоритетных направлений развития региона;

 - повышение эффективности планирования и расходования средств областного бюджета, выделяемых на систему профессионального образования;

 - переход от ведомственной оценки качества профессионального образования к общественно-профессиональной при активном участии работодателей;

 - осуществление перехода на кредитно-модульную систему непрерывного профессионального образования, опережающую темпы развития экономики
 и позволяющую обеспечить  гибкость, мобильность, личностную направленность получения образовательных услуг в соответствии с  запросами рынка труда;

 - развитие перспективных форм сотрудничества образовательных учреждений и предприятий - социальных партнеров, включающих создание условий для повышения  инвестиционной привлекательности учебных заведений

Срок и этапы реализации Программы

- 2011 - 2015 годы. Этапы реализации Программы не выделяются в связи с тем, что ежегодно предусматривается реализация взаимоувязанных комплексов мероприятий

Перечень направлений

- формирование эффективной территориально-отраслевой организации ресурсов системы профессионального образования,ориентированной  на  потребности перспективных региональных рынков труда;

 - повышение привлекательности программ профессионального образования, востребованных на региональном рынке труда;

 - модернизация региональной государственно-общественной  системы оценки качества профессионального образования;

 - внедрение новых финансово-экономических механизмов в региональную систему профессионального образования развития региональной системы профессиональногообразования;

 - развитие кадровых ресурсов региональной системы
 профессионального образования;

 - мониторинг реализации долгосрочной целевой программы "Развитие профессионального образования Белгородской области на 2011 - 2015 годы"

Объемы и источники финансирования

- общий объем финансирования Программы -222,446 млн. рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе:
 - за счет средств областного бюджета - 112,304 млн. рублей;

 - за счет средств внебюджетных источников - 54,29 млн. рублей
 - за счет средств федерального бюджета - 55,852 млн. рублей", цифры

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности

заключение не менее 25 соглашений между правительством области и хозяйствующими субъектами об организации взаимодействия в сфере профессионального образования;

 создание не менее 7 отраслевых советов работодателей, реализующих функцию по формированию согласованного заказа на подготовку специалистов по отрасли;

 доведение до 100 процентов доли учреждений профессионального образования, имеющих органы самоуправления, обеспечивающие демократический, государственно-общественный характер управления учреждением профессионального образования;

 увеличение до 95 процентов доли лиц, принятых на программы начального и среднего профессионального образования (далее - НПО/СПО) по востребованным профессиям/специальностям;

 обеспечение набора в учреждения СПО на основе конкурса не ниже 2 - 3 человек на место;

 осуществление образовательного кредитования работодателями не менее чем 50 процентов обучающихся от общего количества обучающихся по программам НПО/СПО на основе договоров с работодателями (организациями);

 создание ресурсных центров по подготовке высококвалифицированных рабочих не менее чем по 5 направлениям подготовки;

 увеличение до 20 процентов числа выпускников вузов, получивших рабочую профессию, в процессе обучения по программам ВПО;

 создание не менее 10 мобильных бригад из числа высококвалифицированных рабочих кадров, выполняющих работы за пределами области;

 создание не менее 7 центров оценки и сертификации квалификаций выпускников учреждений среднего профессионального образования и иных категорий граждан;

 получение не менее 70 процентами выпускников учреждений СПО не ниже 4 квалификационного разряда по полученной профессии, в общей численности выпускников по данной профессии;

 увеличение до 99,5, 98,0, 95,0 процентов соответственно доли выпускников очной формы обучения государственных и негосударственных образовательных учреждений НПО, СПО, высшего профессионального образования (далее - ВПО), трудоустроившихся не позднее 1 года после выпуска;

 увеличение до 96 и 95 процентов соответственно доли контрольных цифр приема (КЦП) по востребованным укрупненным группам специальностей учреждений НПО/СПО

Управление и контроль за реализацией Программы

- координацию деятельности исполнителей, соисполнителей и участников Программы осуществляет представитель государственного заказчика (координатор) Программы - департамент образования, культуры и молодежной политики Белгородской области

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом

1.1. Формирование эффективной территориально-отраслевой организации ресурсов системы профессионального образования, ориентированной на потребности перспективных региональных рынков труда


Ведущими секторами экономической деятельности, обеспечивающими основной объем валового регионального продукта Белгородской области, являются промышленность, сельское хозяйство, оптовая и розничная торговля, строительство, транспорт и связь. Основу экономики области во многом определяет развитие промышленного комплекса, на который приходится около половины валового регионального продукта области и всех налоговых платежей региона.

Развитие системы профессионального образования Белгородской области находится в прямой зависимости от востребованности услуг, предлагаемых образовательными учреждениями реальному сектору экономики. Востребованность выпускников образовательных учреждений профессионального образования предприятиями и организациями области - один из важнейших показателей их успешной работы.

За последние два десятилетия в сфере профессионального образования Белгородской области произошел ряд существенных изменений:

- расширение сети учреждений ВПО с 8 до 21 и как следствие - увеличение количества студентов в 5 раз: с 19,5 тыс. человек (1990 г.) до 82,3 тыс. человек (2010 г.);

- оптимизация региональной сети учреждений профессионального образования за счет сокращения учебных заведений, дублирующих профили подготовки (4 учреждения СПО, 9 учреждений НПО);

- увеличение до 50 процентов доли реализуемых программ углубленной подготовки и повышенного уровня в учреждениях СПО, что способствует трудоустройству выпускников на рынке труда через получение ими дополнительной квалификации;

- создание 7 двухуровневых учреждений СПО;

- укрепление материально-технической базы учреждений ВПО за счет софинансирования строительства НИУ "БелГУ", БГСХА, БГТУ им. Шухова, СТИ НИТУ "МИСиС";

- информатизация учреждений профессионального образования;

- формирование системы повышения квалификации и переподготовки инженерно-педагогических кадров;

- присвоение Правительством Российской Федерации статуса "Национальный исследовательский университет" ГОУ ВПО "Белгородский государственный университет".

Сегодня в системе профессионального образования Белгородской области подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием по 170 специальностям и направлениям ведет 21 образовательное учреждение (31 процент от общего числа учреждений профессионального образования), где обучается по всем формам обучения 82912 студентов (76,7 процента от общего числа студентов профессионального образования).

27 учреждений среднего профессионального образования (40 процентов) готовят специалистов среднего звена по 120 специальностям с общим контингентом 16414 человек (15,2 процента).

19 учреждений начального профессионального образования (28 процентов) готовят рабочие кадры по 102 профессиям. Контингент учащихся учебных заведений этого уровня составляет 8796 человек (8,1 процента).

Таким образом, сегодня в 67 профессиональных учебных заведениях области получают профессиональное образование по всем формам обучения 108122 человека.

Несмотря на достаточно инертный характер функционирования образовательной сферы, связанной с лицензированием образовательных программ, достаточно длительным периодом подготовки кадров, все же необходимо создание системы, гибко реагирующей на изменяющиеся потребности в трудовых ресурсах в регионе. Это требует создания качественного информационного обеспечения в виде как краткосрочного, так и долгосрочного, постоянно уточняемого прогноза потребности региона в кадровых ресурсах.

В настоящее время рынок труда Белгородской области (как и Российской Федерации в целом) характеризуется несбалансированностью и противоречивыми тенденциями как со стороны количественного наполнения, так и со стороны качественного состава (уровень образования, полученная специальность/квалификация) работников. Кроме того, ежегодно появляются новые профессии и специальности, вызванные структурными и технологическими изменениями в экономике и формирующие новые профессиональные рынки труда: в 2009 - 2010 годах в учреждениях ВПО было открыто 13 новых специальностей, в учреждениях СПО и НПО - 8 направлений профессиональной подготовки. В настоящее время 9 образовательных учреждений НПО начали процедуру лицензирования по 50 новым профессиям (начальное профессиональное образование, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации).

Отсутствие общих подходов и технологий изучения рынка труда, анализа движения трудовых ресурсов, демографической ситуации и рынка образовательных услуг влечет за собой несопоставимость данных, узость и ошибки в планировании и реализации задач социально-экономического развития Белгородской области и подготовке необходимых кадров.

В этой связи создание системы прогнозирования потребности в трудовых ресурсах Белгородской области не только приобретает особое значение, но и является необходимым для решения следующих задач:

прогнозирование потребности региональной экономики в трудовых ресурсах;

мониторинг состояния и движения рынка труда Белгородской области;

анализ соответствия существующей структуры подготовки по программам профессионального образования прогнозу потребности Белгородской области в трудовых ресурсах;

разработка прогноза баланса трудовых ресурсов, согласованного с прогнозом социально-экономического развития Белгородской области;

анализ различных сценариев социально-экономического развития Белгородской области и способов достижения поставленных целей.

Наличие подобных прогнозов в Белгородской области позволит сформировать эффективную территориально-отраслевую организацию ресурсов системы профессионального образования, повысить процент трудоустроенных выпускников и производительность труда и уменьшить сроки подготовки выпускников под конкретное рабочее место.

Создание системы прогнозирования потребности в трудовых ресурсах Белгородской области предполагает выполнение следующих мероприятий:

1. Разработка динамических моделей прогнозирования потребности в трудовых ресурсах Белгородской области.

Разработка динамических моделей будет осуществляться в соответствии с методологией прогнозирования потребности в трудовых ресурсах субъекта Российской Федерации, разработанной на федеральном уровне в рамках проекта "Разработка стратегии и формирование методологии модернизации профессионального образования в целях реализации стратегий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации".

2. Разработка, реализация и развертывание программно-аппаратного комплекса прогнозирования (далее - ПАК).

В состав ПАК будут входить:

сетевая база данных (далее - БД) с web-интерфейсом, в которой будет размещен весь массив данных, необходимых для построения прогноза;

динамические модели прогнозирования потребности в трудовых ресурсах Белгородской области;

информационный портал для отображения результатов прогнозирования и построения аналитических отчетов.

Все компоненты ПАК будут интегрированы между собой.

3. Информационное наполнение ПАК.

Информационное наполнение ПАК предполагает:

сбор статистических данных;

сбор информации о планах социально-экономического развития Белгородской области;

проведение опроса работодателей Белгородской области с целью выявления профессионально-квалификационной структуры рабочих мест;

проведение опроса органов государственной власти, молодежи и экспертов области;

анализ и обработку информации, необходимой для построения прогноза (агрегирование результатов и приведение их к требуемому формату, изменение структуры и разрезов данных);

загрузку данных в БД.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»