Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 03 октября 2013 года N 396-п

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ НА 2014-2020 ГОДЫ"

[Документ признан утратившим силу
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.10.2013 года N 426-п]

В соответствии с постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12 июля 2013 года N 247-п "О государственных и ведомственных целевых программах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24 июня 2013 года N 321-рп "О перечне государственных программ Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую государственную программу Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Обеспечение экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2014-2020 годы" (далее – государственная программа).

2. Рекомендовать муниципальным образованиям Ханты-Мансийского автономного округа - Югры:

2.1. Принять участие в реализации мероприятий государственной программы.

2.2. Разработать и принять муниципальные программы, направленные на обеспечение экологической безопасности, и предусмотреть в местных бюджетах средства на их реализацию.

3. Признать утратившими силу постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры:

от 9 октября 2010 года N 248-п "О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Обеспечение экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2011-2013 годах";

от 21 мая 2011 года N 173-п "О внесении изменений в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 октября 2010 года N 248-п "О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Обеспечение экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2011 - 2013 годах";

от 13 октября 2011 года N 379-п "О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 октября 2010 года N 248-п "О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Обеспечение экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2011 - 2013 годах";

от 28 октября 2011 года N 404-п "О внесении изменений в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 октября 2010 года N 248-п "О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Обеспечение экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2011 - 2013 годах";

от 23 декабря 2011 года N 496-п "О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 октября 2010 года N 248-п "О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Обеспечение экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2011 - 2013 годах и на период до 2015 года";

от 13 июля 2012 года N 253-п "О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 октября 2010 года N 248-п "О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Обеспечение экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2011 - 2013 годах и на период до 2015 года";

от 22 сентября 2012 года N 348-п "О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 октября 2010 года N 248-п "О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Обеспечение экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2011 - 2013 годах и на период до 2015 года";

от 29 октября 2012 года N 414-п "О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 октября 2010 года N 248-п "О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Обеспечение экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2011 - 2013 годах и на период до 2015 года";

от 24 ноября 2012 года N 459-п "О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 октября 2010 года N 248-п "О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Обеспечение экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2011 - 2013 годах и на период до 2015 года";

от 19 апреля 2013 года N 139-п "О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 октября 2010 года N 248-п "О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Обеспечение экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2011 - 2013 годах и на период до 2015 года";

от 17 июля 2013 года N 278-п "О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 октября 2010 года N 248-п "О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Обеспечение экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2011 - 2013 годах и на период до 2015 года";

от 28 октября 2011 года N 403-п "О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2012 - 2015 годы и на период до 2020 года";

от 24 мая 2012 года N 180-п "О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28 октября 2011 года N 403-п "О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2012 - 2015 годы и на период до 2020 года";

от 22 сентября 2012 года N 347-п "О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28 октября 2011 года N 403-п "О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2012 - 2015 годы и на период до 2020 года";

от 20 октября 2012 года N 406-п "О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28 октября 2011 года N 403-п "О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2012 - 2015 годы и на период до 2020 года";

от 24 ноября 2012 года N 476-п "О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28 октября 2011 года N 403-п "О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2012 - 2015 годы и на период до 2020 года";

от 17 июля 2013 года N 277-п "О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28 октября 2011 года N 403-п "О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2012 - 2015 годы и на период до 2020 года".

4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2014 года.

     Губернатор
     Ханты-Мансийского
     автономного округа - Югры
     Н.В.Комарова

 Приложение
     к постановлению Правительства
     Ханты-Мансийского
     автономного округа - Югры
     от 3 октября 2013 года N 396-п

Государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Обеспечение экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2014-2020 годы"

(далее - государственная программа)

Паспорт государственной программы

Наименование государственной программы

Обеспечение экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2014-2020 годы

Дата утверждения государственной программы (наименование и номер соответствующего нормативного акта)*

Ответственный исполнитель государственной программы

Департамент экологии Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Соисполнители государственной программы

Департамент строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;

Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты - Мансийского автономного округа - Югры;

Департамент природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;

Департамент по недропользованию Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Цели государственной программы

сохранение благоприятной окружающей среды и биологического разнообразия в интересах настоящего и будущего поколений;

снижение негативного воздействия на окружающую среду отходов производства и потребления;

обеспечение защищённости населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод, а также осуществление мер по охране водных объектов

Задачи государственной программы

снижение уровня негативного воздействия факторов техногенного характера на окружающую среду и ее компоненты;

создание и развитие оперативной системы наблюдений за состоянием окружающей среды на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее – автономный округ) и формирование единого информационного пространства;

распространение среди всех групп населения экологических знаний и формирование экологически мотивированных культурных навыков;

сохранение уникальных и типичных природных комплексов, объектов растительного и животного мира;

совершенствование нормативно-правовой и методической базы и информационно-аналитическое обеспечение экологически безопасного обращения с отходами;

формирование производственно-технологической базы по обращению с отходами;

рекультивация земель, подвергшихся загрязнению отходами производства и потребления

Подпрограммы

I "Регулирование качества окружающей среды в автономном округе";

II "Сохранение окружающей среды и биологического разнообразия в автономном округе";

III "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в автономном округе";

IV "Развитие водохозяйственного комплекса автономного округа"

Целевые показатели государственной программы (показатели непосредственных резул ьтатов)

уменьшение доли оставшихся нерекультивированными нефтезагрязнённых земель к общему объёму нефтезагрязнённых земель, накопленных на начало реализации государственной программы, со 100% до 0%;

увеличение объёма произведенных измерений для получения достоверной информации о состоянии окружающей среды (нарастающим итогом) с 1,311 млн. ед. до 2,739 млн. ед.;

увеличение доли населения, вовлеченного в эколого-просветительские и эколого-образовательные мероприятия, от общего количества населения автономного округа (нарастающим итогом) с 26,5% до 31%;

увеличение доли площади особо охраняемых природных территорий от общей площади автономного округа с 5,2% до 5,6%;

увеличение доли исследованных площадей для ведения Красной книги автономного округа к общей площади территории с 22% до 32%;

увеличение доли обеспеченности населенных пунктов полигонами твердых бытовых и промышленных отходов с 36% до 100%;

увеличение доли использованных, обезвреженных отходов в общем объёме образовавшихся отходов в процессе производства и потребления с 66,5%
до 90%;

увеличение доли населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, защищенных в результате проведения мероприятий по повышению защищенности от негативного воздействия вод, в общем количестве населения, проживающего на таких территориях, с 37,8% до 46,0%;

увеличение протяженности новых и реконструированных сооружений инженерной защиты и берегоукреплений с 25,5 км до 28,6 км

Сроки реализации государственной программы

2014-2020 годы

Финансовое обеспечение государственной программы

общий объем финансирования государственной программы в 2014-2020 годах составит - 117 053 498,3 тыс. рублей, в том числе:
федеральный бюджет - 26 376,2 тыс. рублей;

бюджет автономного округа - 5 110 040,1 тыс. рублей;

местный бюджет - 307 852,0 тыс. рублей;

программа "Сотрудничество" - 1 761 000,0 тыс. рублей;

иные внебюджетные источники - 109 845 974,0 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации государственной программы (показатели конечных результатов)

увеличение объёма предотвращённого экологического ущерба с 5,1 млрд. рублей до 6,1 млрд. рублей;

повышение защищённости населения и объектов экономики от наводнений и другого негативного воздействия вод (увеличение объёма вероятного предотвращённого ущерба от негативного воздействия вод с 27,2 млрд. рублей до 35,0 млрд. рублей)

* Заполняется после утверждения государственной программы.

Раздел 1. Характеристика текущего состояния охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности автономного округа


Преобладающую роль в экономике автономного округа занимает нефтегазодобывающий комплекс, являющийся одним из основных загрязнителей окружающей среды. Наравне с производственным фактором загрязнения природы обозначился и другой фактор, а именно - негативное воздействие на окружающую среду объектов жилищно-коммунального комплекса. Указанные воздействия приводят к загрязнению водных объектов автономного округа, несанкционированному размещению отходов производства и потребления, обусловленному недостаточными мощностями объектов размещения отходов, несоответствием их обустройства требованиям природоохранного законодательства, низкой экологической культурой населения.

Вышеуказанные факторы оказывают существенную негативную нагрузку на окружающую среду, являются постоянной угрозой причинения вреда окружающей среде и жизненно важным интересам населения.

Атмосферный воздух

Состояние воздушного бассейна - один из основных факторов, определяющих экологическую ситуацию в населённых пунктах автономного округа. Качество атмосферного воздуха влияет на состояние здоровья населения и является ведущим фактором развития заболеваний, в первую очередь, детей, людей пожилого возраста, а также лиц, страдающих хроническими заболеваниями. В автономном округе основными источниками загрязнения атмосферного воздуха являются организации нефтегазодобывающей промышленности, энергетики, автотранспорт, котельные и коммунальное хозяйство.

По данным государственной статистической отчетности 2-ТП (воздух) за период 2008-2012 годов наблюдается тенденция увеличения объемов выбросов от стационарных источников. Так, с 2008 года годовой объем выбросов увеличился с 2 294,23 тыс. т. до 2 429,49 тыс. т. в 2012 году.

Основную массу валового выброса загрязняющих веществ от стационарных источников составили выбросы организаций нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности (70-82%) за счёт сжигания нефтяного попутного газа. В целом по автономному округу за 2012 год объем извлеченных ресурсов попутного нефтяного газа (ПНГ) составил 35,9 млрд. м3 (включая газ, сожженный на факелах). Объем добычи (использования) составил 31,9 млрд. м3, процент использования попутного нефтяного газа - 88,9. Сожжено на факелах попутного нефтяного газа – 11,1% или 3 907 млн. м3, что на 1 300 млн. м3 меньше, чем за соответствующий период. Интенсивное негативное воздействие на окружающую среду оказывают выбросы продуктов сгорания НПГ – оксиды азота, серы, углерода, углеводороды (метан, этан, пропан, бутан и т.п.). Происходит загрязнение почвы, растительности, водоёмов, увеличивается потребление кислорода и тепловое излучение, усиливается парниковый эффект.

За последние 5 лет наблюдается тенденция роста выбросов от автотранспорта. На территории автономного округа, по состоянию на 1 января 2013 года, зарегистрировано более 674 тыс. ед. автотранспорта. Автомобильный транспорт, с одной стороны, потребляет из атмосферы кислород, а с другой - выбрасывает в атмосферу отработанный газ, углеводороды, оказывает воздействие на все составляющие биосферы: атмосферу, водные и земельные ресурсы, литосферу и человека. Наиболее остро стоит проблема загрязнения воздушного бассейна вредными выбросами с отработавшими газами автомобильных двигателей, основу которых составляют оксид углерода (СО), углеводороды (СН), оксиды азота (N O), твердые частицы (ТЧ), соединения свинца (Pb) и серы (SO2), альдегиды, а также канцерогенные вещества.

Источником загрязнения атмосферного воздуха в населённых пунктах автономного округа также являются котельные, по состоянию на 1 января 2013 года производственный потенциал автономного округа составляет 497 котельных, их которых газифицировано 78,5%. Потребляя немалое количество топлива и воздуха, котельная установка выбрасывает в атмосферу через дымовую трубу продукты сгорания, содержащие окись углерода СО, сернистый ангидрид SО2, окислы азота N О и др.

Наблюдения за состоянием атмосферного воздуха на территории населенных пунктов автономного округа ведутся силами федерального государственного бюджетного учреждения "Обь-Иртышское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" на 7 постах в 6 населённых пунктах по 8 загрязняющим веществам и в рамках ведения локального экологического мониторинга в границах 279 (на 1 июля 2013 года) лицензионных участков недр.

Загрязнение атмосферного воздуха в 2012 году в городах автономного округа в основном характеризуется повышенными значениями концентраций формальдегида и фенола.

Учитывая результаты наблюдений в 2012 году, загрязнение атмосферного воздуха в г. Ханты-Мансийске определяется как повышенное, в пгт. Березово, г.г. Нефтеюганске, Нижневартовске, Радужный и Сургуте - как высокое, а в г. Белоярский – как очень высокое.

По сравнению с предыдущим годом качество атмосферы улучшилось в г.г. Радужный и Ханты-Мансийск, осталось на прежнем уровне в пгт. Березово, ухудшилось в г.г. Белоярский, Нижневартовск, Нефтеюганск и Сургут.

Водные ресурсы

Автономный округ один из самых водообеспеченных регионов. Состояние водохозяйственного комплекса имеет определяющее значение для устойчивого экономического развития автономного круга и повышения качества проживающего в нём населения. Водные ресурсы служат основным источником водоснабжения и являются основой успешного развития многих отраслей промышленного и сельского производства.

Активная разработка нефтяных месторождений и сопутствующее этому процессу строительство мостовых переходов, трубопроводов и прочих коммуникаций оказывает интенсивное воздействие на береговую линию водных объектов, приводит к разрушению берегов, деформации дна, поступлению наносов и, как следствие, - снижению качества воды, водопропускной способности рек, сокращению биологического разнообразия рек.

Большой ущерб населению и народному хозяйству автономного округа наносит разрушение берегов в результате русловых процессов и волновой переработки. Процессы берегоразрушения формируют устойчивую опасность смыва и разрушения жилых и общественных зданий в более чем 40 населенных пунктах, ведут к потере значительных объемов площадей земельных угодий, загрязнению и заилению прибрежной защитной полосы водных объектов.

В автономном округе подтапливается более 80 населенных пунктов. Ежегодный ущерб в зависимости от интенсивности половодья составляет 200-500 млн. рублей.

В рамках реализации целевой программы автономного округа "Обеспечение экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2011 - 2013 годах и на период до 2015 года" в 2011 году выполнена комплексная оценка состояния защиты 98 населенных пунктов автономного округа, подверженных негативному воздействию вод. Общая потребность в строительстве сооружений инженерной защиты населенных пунктов от затопления, подтопления и разрушения берегов, по результатам обследования, на начало 2012 года составляет 61 сооружение.

Наиболее опасными процессами, влияющими на качество поверхностных вод автономного округа, являются нефтяное и солевое загрязнение, а также сброс сточных вод ненормативного качества. На территории автономного округа качество поверхностных вод изменяется от "загрязненная" до "очень грязная". Проблема очистки сточных вод путём реконструкции, расширения, модернизации, строительства объектов водоотведения осуществляется в рамках государственной программы автономного округа "Развитие жилищно-коммунального комплекса и повышение энергетической эффективности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2014-2020 годы".

Земельные ресурсы

Земельный фонд автономного округа на 1 января 2013 года составляет 53 480,1 тыс. га. Большая часть территории автономного округа - 91,0% или 48 662,6 тыс. га занята землями лесного фонда. Остальные категории земель составляют: земли сельскохозяйственного назначения – 1,1%; земли населённых пунктов – 0,9%; земли промышленности – 0,3%; земли особо охраняемых территорий – 1,6%; земли водного фонда – 0,9%; земли запаса – 4,1%. Площадь нарушенных земель на 1 января 2013 года составила 55,7 тыс. га.

Основным источником загрязнения почв и земель в автономном округе являются разливы загрязняющих веществ при авариях на трубопроводном транспорте. В 2012 году произошло 3 209 аварий, что на 11% (392 аварии) меньше по сравнению с 2011 годом. По сведениям нефтегазодобывающих организаций на территории автономного округа на 1 января 2013 года числятся нерекультивированными 5 138 га нефтезагрязненных земель, что на 0,6% (29 га) больше по сравнению с 2011 годом. Увеличение площади нефтезагрязненных земель связано с проведением инвентаризации нефтезагрязненных земель на части лицензионных участков недр общества с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" (открытого акционерного общества "НК "Роснефть").

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»