ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 09 октября 2010 года N 248-п
О ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ В 2011 - 2013 ГОДАХ"
[Документ признан утратившим силу
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 03.10.2013 года N 396-п]
[Документ с изменениями внесенными
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21.05.2011 N 173-п
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28.10.2011 N 404-п
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23.12.2011 N 496-п
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13.07.2012 года N 253-п
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22.09.2012 года N 348-п
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29.10.2012 года N 414-п
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24.11.2012 года N 459-п]
Руководствуясь Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с изменениями на 5 апреля 2010 года), Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (с изменениями на 27 декабря 2009 года), в целях улучшения экологической ситуации Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры постановляет:
1.Утвердить целевую программу Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Обеспечение экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2011 - 2013 годах и на период до 2015 года" (далее - Программа) (прилагается).
2.Определить государственным заказчиком-координатором Программы Департамент экологии Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
3.Рекомендовать муниципальным образованиям, участвующим в реализации мероприятий Программы, предусмотреть реализацию аналогичных мероприятий в муниципальных программах, в том числе за счет средств местных бюджетов и внебюджетных средств.
4.Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2011 года.
5.Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Г.Ф.Бухтина.
Губернатор
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры Н.В.Комарова
[Приложение изменено
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28.10.2011 N 404-п
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23.12.2011 N 496-п
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22.09.2012 года N 348-п
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29.10.2012 года N 414-п
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24.11.2012 года N 459-п]
Наименование Программы | целевая программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Обеспечение экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2011 - 2013 годах и на период до 2015 года" (далее – также Программа, целевая программа) |
Дата принятия решения о разработке Программы | |
Разработчик Программы | Департамент экологии Ханты-Мансийского автономного округа - Югры |
Дата утверждения | Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от _________2010 года N ____-п "О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Обеспечение экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2011 - 2013 годах и на период до 2015 года" |
Государственный заказчик | Департамент экологии Ханты-Мансийского автономного округа - Югры | ||||
Государственные заказчики Программы | 1) Департамент экологии Ханты-Мансийского | ||||
Цель Программы | улучшение экологической обстановки для обеспечения экологической безопасности автономного округа | ||||
Задачи Программы: | снижение уровня негативного воздействия, факторов техногенного и природного характера на окружающую среду и ее компоненты. Охрана и восстановление уникальных экологических систем на территории автономного округа. Формирование экологической культуры | ||||
Ожидаемые непосредственные результаты реализации Программы | увеличение доли водоохранных сооружений, обеспечивающих предотвращение загрязнения водных объектов и защиту населенных пунктов, от общей потребности в водоохранных сооружениях с 9 до 13,6%; | ||||
Сроки реализации Программы | 2011 - 2015 годы | ||||
Перечень подпрограмм | нет | ||||
Объёмы и источники финанси-рования | Бюджет автономного округа | Местный бюджет | Внебюджетные | ||
2011 | 604 300 | 87 190 | 18132330 | ||
2012 | 731 635 | - | 8 797 800 | ||
2013 | 195 167 | - | 1 002 700 | ||
2014 | 49 070 | - | 956 000 | ||
2015 | 78 060 | - | 956 200 | ||
Итого | 1 658 232 | 87 190 | 29845030 | ||
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы (показатели | увеличение уровня утилизации попутного нефтяного газа с 86,5 до 95,0 %; |
Одним из приоритетных направлений реализации Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства автономного округа от 14.11.2008 N 491-рп (далее - Стратегия), является формирование благоприятных условий жизнедеятельности, которое включает в себя среднесрочные и долгосрочные цели, приоритеты и основные направления в сфере повышения уровня экологической безопасности и улучшения состояния окружающей среды.
Для реализации вышеназванного направления Стратегии, а также достижения целей и решения задач, определенных в Концепции экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства автономного округа от 10.04.2007 N 110-рп разработана настоящая целевая программа.
В ней предусмотрены мероприятия, направленные на решение проблем по охране атмосферного воздуха, охране земельных ресурсов, в области обращения с отходами, по охране водных объектов и защите населенных пунктов от наводнений, по сохранению типичных и уникальных экосистем и биологического разнообразия, по экологическому образованию и просвещению населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - также автономного округа).
По данным государственной статистики количество стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в 2009 году составляет 53 177 ед. Ежегодный объем выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ на территории автономного округа остается достаточно высокий и составляет около 40 % в общем объеме выбросов, образующихся на территории Уральского федерального округа.
Основными источниками загрязнения атмосферного воздуха являются факельные хозяйства предприятий нефтедобычи (только в 2009 году сожжено на факелах около 4,9 млрд. м? попутного нефтяного газа).
Проблема рационального использования нефтяного попутного газа (далее - также ПНГ) является одной из самых важных в топливно-энергетическом комплексе не только автономного округа, но и России в целом.
Интенсивное негативное воздействие оказывают выбросы продуктов сгорания ПНГ - оксиды азота, серы, углерода, углеводороды (метан, этан, пропан, бутан и т.п.). Происходит загрязнение атмосферного воздуха, почвы, растительности, водоёмов, увеличивается потребление кислорода и тепловое излучение, усиливается парниковый эффект.
Необходимо отметить, что в последнее время наметилась тенденция к повышению коэффициента утилизации газа, который на 01.01.2010 составил 86,5 %. Это связано с вводом в строй газопоршневых и газотурбинных станций, а также окончанием реконструкции Южно-Балыкского газоперерабатывающего завода, увеличившим возможности переработки на 1,5 млрд. м3. Вместе с тем в настоящее время отмечается наиболее низкая степень утилизации ПНГ в таких крупных нефтяных компаниях, как ОАО "НК "Роснефть" (65,2 %), ОАО "НК "РуссНефть" (68,9 %), ОАО "НГК "Славнефть" (71,1 %).
Для решения проблем по охране атмосферного воздуха в рамках целевой программы предусмотрены мероприятия по строительству объектов утилизации попутного нефтяного газа, разработке экономических стимулов и мониторинга увеличения уровня утилизации попутного нефтяного газа, мониторинга снижения выбросов загрязняющих веществ, инвентаризации парниковых газов, мониторингу атмосферного воздуха в крупных населенных пунктах автономного округа.
Земельный фонд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры составляет 53 480,1 тыс. га.
Из общей площади округа 91,0 % земель заняты лесным фондом, или 48 662,6 тыс. га; земли сельскохозяйственного назначения составляют 618,2 тыс. га - 1,2 %; земли населенных пунктов 507,9 тыс. га - 1,0 %; земли промышленности 131,8 тыс. га - 0,2 %; земли особо охраняемых территорий - 874,5 тыс. га - 1,6 %; земли водного фонда 501,8 тыс. га - 0,9 %; земли запаса 2183,3 тыс. га - 4,1 %.
Основным источником загрязнения земельных ресурсов в автономном округе являются аварийные сбросы загрязняющих веществ (преимущественно нефти и нефтепродуктов) на почву.
По данным нефтяных компаний ежегодно происходит от 4 800 до 5 500 аварий на площади от 230 до 890 га с выбросом загрязняющих веществ от 5,6 до 10,4 тыс. тонн. По состоянию на 01.01.2010 г. общая площадь нефтезагрязненных земель составляет 6 310 га земель. Наибольшее количество нерекультивированных нефтезагрязненных земель числится за ОАО "ТНК ВР Менеджмент" (3 392 га) и ОАО "НК "Роснефть" (2 349 га).
Для решения указанной проблемы в Программе предусмотрены мероприятие по рекультивации нефтезагрязненных земель, разработке экономических стимулов и мониторинга снижения площади нефтезагрязненных земель.
По данным регионального кадастра отходов в автономном округе ежегодно образовывается более 2 млн. тонн отходов производства и потребления, из них 45 % - промышленные отходы, 30 % - коммунальные отходы, 10 % - древесные отходы, 15 % - прочие отходы.
Для их в автономном округе действует 119 санкционированных объектов твердых бытовых отходов (далее - также ТБО) и промышленных отходов общей площадью 756 га, из них 58 полигонов (33 муниципальных полигона) и 61 санкционированная свалка, подлежащая реконструкции и (или) закрытию.
Основные проблемы с использованием и обезвреживанием отходов связаны с коммунальными, древесными и прочими отходами. Так, из указанных групп отходов в объеме более 50 % используются и обезвреживаются только отходы металлов, химические отходы, отходы минерального происхождения отходы полимерных материалов, отходы органического происхождения и медицинские отходы, которые составляют не более 5 % от общего количества образующихся отходов.
По коммунальным отходам проблемы в основном связаны с объектами для их размещения и переработки. В настоящее время численность данных объектов в два раза меньше необходимой, а из действующих 33 муниципальных полигонов ТБО большая их часть не соответствуют природоохранным и санитарным требованиям. Кроме того, по 20 % муниципальных полигонов ТБО требуются расширение либо строительство новых в связи с их заполненностью более чем на 70 %.
Так же необходимо отметить, что в связи с ненадлежащей организацией сбора и вывоза отходов в муниципальных образованиях в автономном округе имеет место практика вывоза бытовых отходов в места несанкционированного складирования. В этом плане наиболее неблагоприятная ситуация сложилась в Березовском, Кондинском, Нефтеюганском, Октябрьском, Сургутском и Ханты-Мансийском районах, на долю которых приходиться наибольший объем несанкционированного размещения отходов в 2009 году, а именно более 60 тыс.м3.
В Программе в качестве первого этапа решения указанных проблем предусмотрен комплекс первоочередных мероприятий, а именно:
1.Научно-исследовательская работа по разработке в 2011 году Схемы обращения с отходами в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре и проработке мероприятий по ее внедрению, в том числе:
определения перечня научно-исследовательских и проектно-изыскательских работ в области обращения с отходами, в том числе направленных на создание единой системы разработки, апробации и внедрения передовых инновационных технологий переработки и утилизации отходов с участием научных учреждений автономного округа,
определения перечня технических мероприятий в области обращения с отходами, в том числе:
по внедрению селективного сбора и утилизации твердых бытовых отходов,
строительству мусороперерабатывающих станций и мусоросортировочных линий в крупных городах автономного округа,