Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 09 октября 2010 года N 248-п

О ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ В 2011 - 2013 ГОДАХ"


[Документ признан утратившим силу

Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 03.10.2013 года N 396-п]

[Документ с изменениями внесенными

Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21.05.2011 N 173-п

Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28.10.2011 N 404-п

Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23.12.2011 N 496-п

Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13.07.2012 года N 253-п

Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22.09.2012 года N 348-п

Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29.10.2012 года N 414-п

Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24.11.2012 года N 459-п]

Руководствуясь Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с изменениями на 5 апреля 2010 года), Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (с изменениями на 27 декабря 2009 года), в целях улучшения экологической ситуации Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры постановляет:

1.Утвердить целевую программу Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Обеспечение экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2011 - 2013 годах и на период до 2015 года" (далее - Программа) (прилагается).

2.Определить государственным заказчиком-координатором Программы Департамент экологии Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

3.Рекомендовать муниципальным образованиям, участвующим в реализации мероприятий Программы, предусмотреть реализацию аналогичных мероприятий в муниципальных программах, в том числе за счет средств местных бюджетов и внебюджетных средств.

4.Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2011 года.

5.Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Г.Ф.Бухтина.

 Губернатор
     Ханты-Мансийского
     автономного округа - Югры Н.В.Комарова

Приложение
к постановлению
Правительства Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
от 9 октября 2010 г. N 248-п

[Приложение изменено

Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28.10.2011 N 404-п

Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23.12.2011 N 496-п

Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22.09.2012 года N 348-п

Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29.10.2012 года N 414-п

Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24.11.2012 года N 459-п]

Целевая программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Обеспечение экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2011 - 2013 годах и на период до 2015 года"

Паспорт целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Обеспечение экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2011 - 2013 годах и на период до 2015 года"

Наименование Программы

целевая программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Обеспечение экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2011 - 2013 годах и на период до 2015 года" (далее – также Программа, целевая программа)

Дата принятия решения о разработке Программы

распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12.06.2010 N 190-рп "Об оценке результативности и эффективности
 реализации долгосрочных целевых программ автономного округа"

Разработчик Программы

Департамент экологии Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Дата утверждения
 Программы

Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от _________2010 года N ____-п "О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Обеспечение экологической безопасности Ханты-Мансийского  автономного округа - Югры в 2011 - 2013 годах и на период до 2015 года"

Государственный заказчик
 координатор

Департамент экологии Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Государственные заказчики Программы

1) Департамент экологии Ханты-Мансийского
 автономного округа - Югры;

 2) Департамент строительства, энергетики и жилищно-коммунального комплекса  Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;

 3) Департамент экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;

 4) Департамент по недропользованию Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;

 5) Служба по контролю и надзору в сфере  природопользования и охране окружающей среды Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Цель Программы

улучшение экологической обстановки для обеспечения экологической безопасности автономного округа

Задачи Программы:

снижение уровня негативного воздействия, факторов техногенного и природного характера на окружающую среду и ее компоненты. Охрана и восстановление уникальных экологических систем на территории автономного округа. Формирование экологической культуры

Ожидаемые непосредственные результаты реализации Программы

увеличение доли водоохранных сооружений, обеспечивающих предотвращение загрязнения водных объектов и защиту населенных пунктов, от общей потребности в водоохранных сооружениях с 9 до 13,6%;

 увеличение доли учтенных объектов и источников  негативного воздействия на окружающую среду в их общем количестве с 25 до 100%;

 увеличение объема произведенных измерений для получения достоверной информации о состоянии окружающей среды с 0,92  до 1,899млн. ед.;

 увеличение доли населения автономного округа, вовлеченного в экологический туризм, от общего количества населения автономного округа с 0,9 до 2,5%;

 увеличение доли обследованной территории автономного округа по объектам животного и растительного мира, занесенным в Красную книгу Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, от общей площади автономного округа с 20 до 26%;

 увеличение доли населения, вовлеченного в эколого-просветительские и эколого-образовательные мероприятия, от общего количества населения автономного округа с 21 до 30%;

 увеличение космической съёмки объектов окружающей среды автономного округа разрешением не ниже 10 метров с 434,9 до 785 тыс. кв. км (нарастающим итогом с 2006 года)

Сроки реализации Программы

2011 - 2015 годы

Перечень подпрограмм

нет

Объёмы и источники финанси-рования

Бюджет  автономного округа

Местный бюджет

Внебюджетные
 источники

2011

604 300

87 190

18132330

2012

731 635

-

8 797 800

2013

195 167

-

1 002 700

2014

49 070

-

956 000

2015

78 060

-

956 200

Итого

1 658 232

87 190

29845030

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы  (показатели
 социально экономической эффективности)

увеличение уровня утилизации попутного нефтяного газа с 86,5 до 95,0 %;

 увеличение доли обезвреженных биологических и  ветеринарных отходов с 80 до 100 %;

 увеличение доли оснащённости государственных и муниципальных медицинских учреждений автономного округа установками для утилизации медицинских отходов с 39 до 71%;

 увеличение объема предотвращенного ущерба населенным пунктам и водным объектам, который может быть причинен в результате наводнений, с 4,8 до 15,3 млрд. руб.

Раздел 1. Характеристика проблем, на решение которых направлена программа


Одним из приоритетных направлений реализации Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства автономного округа от 14.11.2008 N 491-рп (далее - Стратегия), является формирование благоприятных условий жизнедеятельности, которое включает в себя среднесрочные и долгосрочные цели, приоритеты и основные направления в сфере повышения уровня экологической безопасности и улучшения состояния окружающей среды.

Для реализации вышеназванного направления Стратегии, а также достижения целей и решения задач, определенных в Концепции экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства автономного округа от 10.04.2007 N 110-рп разработана настоящая целевая программа.

В ней предусмотрены мероприятия, направленные на решение проблем по охране атмосферного воздуха, охране земельных ресурсов, в области обращения с отходами, по охране водных объектов и защите населенных пунктов от наводнений, по сохранению типичных и уникальных экосистем и биологического разнообразия, по экологическому образованию и просвещению населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - также автономного округа).

1.1. Анализ проблем в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности автономного округа

Охрана атмосферного воздуха

По данным государственной статистики количество стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в 2009 году составляет 53 177 ед. Ежегодный объем выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ на территории автономного округа остается достаточно высокий и составляет около 40 % в общем объеме выбросов, образующихся на территории Уральского федерального округа.

Основными источниками загрязнения атмосферного воздуха являются факельные хозяйства предприятий нефтедобычи (только в 2009 году сожжено на факелах около 4,9 млрд. м? попутного нефтяного газа).

Проблема рационального использования нефтяного попутного газа (далее - также ПНГ) является одной из самых важных в топливно-энергетическом комплексе не только автономного округа, но и России в целом.

Интенсивное негативное воздействие оказывают выбросы продуктов сгорания ПНГ - оксиды азота, серы, углерода, углеводороды (метан, этан, пропан, бутан и т.п.). Происходит загрязнение атмосферного воздуха, почвы, растительности, водоёмов, увеличивается потребление кислорода и тепловое излучение, усиливается парниковый эффект.

Необходимо отметить, что в последнее время наметилась тенденция к повышению коэффициента утилизации газа, который на 01.01.2010 составил 86,5 %. Это связано с вводом в строй газопоршневых и газотурбинных станций, а также окончанием реконструкции Южно-Балыкского газоперерабатывающего завода, увеличившим возможности переработки на 1,5 млрд. м3. Вместе с тем в настоящее время отмечается наиболее низкая степень утилизации ПНГ в таких крупных нефтяных компаниях, как ОАО "НК "Роснефть" (65,2 %), ОАО "НК "РуссНефть" (68,9 %), ОАО "НГК "Славнефть" (71,1 %).

Для решения проблем по охране атмосферного воздуха в рамках целевой программы предусмотрены мероприятия по строительству объектов утилизации попутного нефтяного газа, разработке экономических стимулов и мониторинга увеличения уровня утилизации попутного нефтяного газа, мониторинга снижения выбросов загрязняющих веществ, инвентаризации парниковых газов, мониторингу атмосферного воздуха в крупных населенных пунктах автономного округа.

Земельные ресурсы

Земельный фонд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры составляет 53 480,1 тыс. га.

Из общей площади округа 91,0 % земель заняты лесным фондом, или 48 662,6 тыс. га; земли сельскохозяйственного назначения составляют 618,2 тыс. га - 1,2 %; земли населенных пунктов 507,9 тыс. га - 1,0 %; земли промышленности 131,8 тыс. га - 0,2 %; земли особо охраняемых территорий - 874,5 тыс. га - 1,6 %; земли водного фонда 501,8 тыс. га - 0,9 %; земли запаса 2183,3 тыс. га - 4,1 %.

Основным источником загрязнения земельных ресурсов в автономном округе являются аварийные сбросы загрязняющих веществ (преимущественно нефти и нефтепродуктов) на почву.

По данным нефтяных компаний ежегодно происходит от 4 800 до 5 500 аварий на площади от 230 до 890 га с выбросом загрязняющих веществ от 5,6 до 10,4 тыс. тонн. По состоянию на 01.01.2010 г. общая площадь нефтезагрязненных земель составляет 6 310 га земель. Наибольшее количество нерекультивированных нефтезагрязненных земель числится за ОАО "ТНК ВР Менеджмент" (3 392 га) и ОАО "НК "Роснефть" (2 349 га).

Для решения указанной проблемы в Программе предусмотрены мероприятие по рекультивации нефтезагрязненных земель, разработке экономических стимулов и мониторинга снижения площади нефтезагрязненных земель.

Отходы производства и потребления

По данным регионального кадастра отходов в автономном округе ежегодно образовывается более 2 млн. тонн отходов производства и потребления, из них 45 % - промышленные отходы, 30 % - коммунальные отходы, 10 % - древесные отходы, 15 % - прочие отходы.

Для их в автономном округе действует 119 санкционированных объектов твердых бытовых отходов (далее - также ТБО) и промышленных отходов общей площадью 756 га, из них 58 полигонов (33 муниципальных полигона) и 61 санкционированная свалка, подлежащая реконструкции и (или) закрытию.

Основные проблемы с использованием и обезвреживанием отходов связаны с коммунальными, древесными и прочими отходами. Так, из указанных групп отходов в объеме более 50 % используются и обезвреживаются только отходы металлов, химические отходы, отходы минерального происхождения отходы полимерных материалов, отходы органического происхождения и медицинские отходы, которые составляют не более 5 % от общего количества образующихся отходов.

По коммунальным отходам проблемы в основном связаны с объектами для их размещения и переработки. В настоящее время численность данных объектов в два раза меньше необходимой, а из действующих 33 муниципальных полигонов ТБО большая их часть не соответствуют природоохранным и санитарным требованиям. Кроме того, по 20 % муниципальных полигонов ТБО требуются расширение либо строительство новых в связи с их заполненностью более чем на 70 %.

Так же необходимо отметить, что в связи с ненадлежащей организацией сбора и вывоза отходов в муниципальных образованиях в автономном округе имеет место практика вывоза бытовых отходов в места несанкционированного складирования. В этом плане наиболее неблагоприятная ситуация сложилась в Березовском, Кондинском, Нефтеюганском, Октябрьском, Сургутском и Ханты-Мансийском районах, на долю которых приходиться наибольший объем несанкционированного размещения отходов в 2009 году, а именно более 60 тыс.м3.

В Программе в качестве первого этапа решения указанных проблем предусмотрен комплекс первоочередных мероприятий, а именно:

1.Научно-исследовательская работа по разработке в 2011 году Схемы обращения с отходами в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре и проработке мероприятий по ее внедрению, в том числе:

определения перечня научно-исследовательских и проектно-изыскательских работ в области обращения с отходами, в том числе направленных на создание единой системы разработки, апробации и внедрения передовых инновационных технологий переработки и утилизации отходов с участием научных учреждений автономного округа,

определения перечня технических мероприятий в области обращения с отходами, в том числе:

по внедрению селективного сбора и утилизации твердых бытовых отходов,

строительству мусороперерабатывающих станций и мусоросортировочных линий в крупных городах автономного округа,

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»