ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 сентября 2013 года N 383-п
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ "ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ" НА 2014 – 2020 ГОДЫ
[Документ признан утратившим силу
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.10.2013 года N 424-п]
В соответствии с постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12 июля 2013 года 247-п "О государственных и ведомственных целевых программах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Информационное общество Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" на 2014 – 2020 годы (далее – Программа).
2. Определить Департамент информационных технологий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры ответственным исполнителем Программы.
3. Признать утратившими силу постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры:
4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2014 года.
Губернатор
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры Н.В.Комарова
Государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Информационное общество Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" на 2014 – 2020 годы
Наименование Программы | Информационное общество Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" на 2014 – 2020 годы |
Дата утверждения государственной программы | |
Ответственный исполнитель государственной программы | Департамент информационных технологий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также – Депинформтехнологий Югры) |
Цель государственной программы | получение гражданами и организациями преимуществ от применения информационно-коммуникационных технологий за счет обеспечения равного доступа к информационным ресурсам, развития цифрового контента, повышения эффективности государственного управления в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее также – автономный округ) |
Задачи государственной программы | 1. Обеспечение доступности населению современных информационно-коммуникационных услуг. |
Подпрограммы и (или) отдельные мероприятия | Подпрограмма 1. Развитие информационного общества и электронного правительства |
Целевые показатели государственной программы (показатели непосредственных результатов) | 1. Количество жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, получивших навыки использования информационно-коммуникационных технологий – с 50 до 60 процентов. |
Сроки реализации государственной прог раммы | 2014 - 2020 годы |
Финансовое обеспечение государственной программы | Всего: 4 137 012,2 тыс. рублей, из них: |
Ожидаемые результаты реализации государственной программы | Место Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в рейтинге готовности к информационному обществу – не ниже 5. |
Основная концепция формирования информационного общества в Югре - получение гражданами и организациями преимуществ от применения информационно-коммуникационных технологий за счет обеспечения равного доступа к информационным ресурсам, развития цифрового контента, повышения эффективности государственного управления в Ханты-мансийском автономном округе - Югре.
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра является одним из региональных лидеров по уровню развития информационного общества и электронного правительства. Это подтверждается независимыми рейтингами, подготовленными неправительственными организациями. Так, в соответствии с Индексом готовности регионов России к информационному обществу, который рассчитывает Институт развития информационного общества, автономный округ входит в пятерку лидеров в общероссийском рейтинге.
Югра так же считается одним из лидеров по использованию населением электронных услуг. По доле граждан, пользующихся Единым порталом государственных и муниципальных услуг (www.gosuslugi.ru) автономный округ занимает 4 место среди субъектов Российской Федерации.
Формирование современной инфраструктуры электронного правительства - также одно из направлений государственной политики в сфере информационных и коммуникационных технологий (далее также – ИКТ). В автономном округе достигнуты следующие результаты:
развернута региональная инфраструктура электронного правительства;
создается сеть многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг. В таких центрах услуги оказываются посредством реализации принципа "одного окна", что избавляет граждан от необходимости ходить по инстанциям;
более 90% государственных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти автономного округа, переведены в электронный вид и доступны гражданам на портале 86.gosuslugi.ru;
продолжается перевод в электронный вид услуг, предоставляемых органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа.
Наряду с развитием инфраструктуры электронного правительства в автономном округе активно развивается еще одно направление, связанное с предоставлением услуг в электронном виде - выпуск, выдача и обслуживание универсальных электронных карт (УЭК).
C целью повышения эффективности деятельности органов власти автономного округа посредством поддержки принятия управленческих решений с использованием информационных технологий происходит создание и внедрение в автономном округе, в том числе таких автоматизированных информационных систем (АИС), как: Территориальная информационная система Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, АИС "Мониторинг Югры", Региональная навигационно-информационная система (РНИС) и Региональный сегмент Единой информационно аналитической системы прогнозирования, анализа и контроля в сфере государственного регулирования тарифов на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
ТИС Югры предназначена для информационного и научно-аналитического обеспечения принятия управленческих решений, в том числе для осуществления мониторинга, анализа и контроля: процессов, происходящих в базовых секторах экономики автономного округа, финансово-банковской и социальной сферах; планирования и прогнозирования социально-экономического развития муниципальных образований и автономного округа в целом; исполнения принятых Губернатором и Правительством автономного округа решений; реализации программ и проектов по основным направлениям деятельности Правительства автономного округа; выполнения приоритетных национальных проектов автономного округа; реализации мероприятий по оздоровлению экономики автономного округа; эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти автономного округа и органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа.
В автономном округе принят и успешно выполняется план мероприятий по переходу на межведомственное взаимодействие при предоставлении государственных и муниципальных услуг. В соответствии с указанным планом определены документы (сведения), необходимые при предоставлении государственных и муниципальных услуг автономного округа и находящиеся в распоряжении органов власти различных уровней, а также развернута региональная система межведомственного электронного взаимодействия, позволяющая получать указанные документы (сведения) в электронном виде, без участия заявителя.
В автономном округе продолжается работа по созданию сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ). В качестве технологической платформы автоматизации деятельности МФЦ выступает инфраструктура электронного правительства автономного округа, адаптированная для предоставления услуги облачного сервиса "О7.МФЦ", а также модернизированная система "Социально-платежная карта "Югра" (с 2014 года – универсальная платежная карта).
В целях обеспечения доступа граждан к социально значимой, правовой информации в автономном округе на базе общедоступных библиотек, культурно-досуговых и образовательных учреждений, администраций сельских поселений создается сеть центров общественного доступа (далее - ЦОД). Часть ЦОД оснащается специализированным оборудованием для слепых и слабовидящих граждан.
Важным фактором, содействующим развитию информационного общества, является уровень распространения в обществе базовых навыков использования ИКТ. В Югре разработан и реализуется целый набор социально-ориентированных программ, призванных дать гражданам возможность использовать преимущества современных технологий в этой сфере для решения как повседневных проблем, так и профессиональных задач, а также для взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления муниципальных образований. Особое внимание обращается на практическую отдачу от таких программ: их результатом является повышение качества жизни участников. Обучение жителей автономного округа, в первую очередь социально незащищенных граждан, в том числе пожилого возраста, основам компьютерной грамотности проводится по международному проекту "Электронный гражданин". Для обучения основам компьютерной грамотности слепых и слабовидящих граждан в специализированных ЦОД проходят обучение преподаватели-консультанты.
Выпускники высших и средних специальных образовательных учреждений обучаются по программе "Электронная коммерция".
Разрабатываются отдельные обучающие курсы по создаваемым сервисам электронного правительства, ориентированные, прежде всего, на те группы населения, где готовность к электронному правительству пока невысока. Особое внимание обращается на сотрудников организаций бюджетного сектора. Их обучение и формирование у них положительного отношения к электронному правительству позволяет запустить механизм формирования аналогичного отношения у всех, кто вступает с ними в личный или профессиональный контакт.
Особое внимание в автономном округе уделяется развитию системы социального доступа в Интернет.
С целью развития телекоммуникационной инфраструктуры шикорополостного доступа (далее - ШПД) с использованием спутниковых технологий в автономном округе ведутся работы по развитию инфраструктуры волоконно-оптических распределительных сетей (по технологиям GPON , FTTB), а также работы по развитию сети 3G.
Заключено Соглашение о сотрудничестве между Правительством автономного округа и открытым акционерным обществом "Газпром космические системы" с учетом возможностей компании по решению телекоммуникационных задач, в том числе по развитию услуг доступа в сеть Интернет в труднодоступных и отдаленных населенных пунктах с применением спутниковых технологий.
Дополнительно с операторами спутниковой связи прорабатывается возможность обеспечения труднодоступных и отдаленных населенных пунктов автономного округа спутниковым доступом в сеть Интернет с беспроводным подключением, что позволит жителям и организациям получить услуги доступа в сеть Интернет по условно-безлимитным тарифам.
В Югре официально введена в эксплуатацию региональная навигационно-информационная система на базе технологий ГЛОНАСС и ГЛОНАСС/GPS. Региональная навигационно-информационная система призвана обеспечить безопасность функционирования транспортного комплекса региона. С ее помощью осуществляется непрерывное дистанционное слежение за текущим местоположением транспортных средств, состоянием работы систем и оборудования на основе показаний датчиков, контроль соблюдения водителями режима труда и отдыха.
В целях развития ИКТ для обеспечения безопасности жизнедеятельности населения автономного округа организовано функционирование единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках антикризисного управления. В результате выполнения ряда работ в этом направлении обеспечена возможность информационного взаимодействия органов повседневного управления муниципального и регионального уровня территориальной подсистемы автономного округа с единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Таким образом, в автономном округе по большинству показателей, характеризующих доступ к ИКТ, наблюдается позитивная динамика: развивается инфраструктура ШПД, снижаются тарифы на услуги связи и предоставление доступа в сеть Интернет, расширяется система ЦОД. Особое внимание уделяется преодолению информационного неравенства как путем организации социального доступа для жителей отдаленных и малонаселенных районов, так и путем обучения населения основам компьютерной грамотности.
Лидирующие позиции по данным показателям достигнуты благодаря целенаправленной политике автономного округа в сфере развития ИКТ.
В настоящее время становится очевидным, что для сохранения набранных темпов роста необходимо устранить целый ряд существующих барьеров.
Одним из факторов, негативно влияющих на уровень распространения ИКТ и, соответственно, развитие информационного общества в автономном округе, является довольно высокий уровень цифрового неравенства между муниципальными образованиями в использовании информационно-коммуникационных технологий в домашних хозяйствах. Остаются проблемы организации ШПД для конечных пользователей. Необходимо обеспечить значительное снижение стоимости предоставляемых услуг в сфере ИКТ населению с одновременным повышением их качества на основе развития конкуренции между операторами связи, поставщиками оборудования.
Еще одним фактором, препятствующим развитию в автономном округе информационного общества, является недостаточный уровень распространения в обществе базовых навыков использования ИКТ. Это касается как населения, так и государственных и муниципальных служащих, а также работников бюджетной сферы.
Не меньшим препятствием является отсутствие массового интерактивного взаимодействия граждан и организаций с государственными органами власти при оказании последними государственных услуг.
Использованию потенциала ИКТ препятствует разрозненность государственных информационных ресурсов, несопоставимость данных и их дублирование.
Проблемы, препятствующие повышению эффективности использования ИКТ в целях повышения качества жизни граждан, развития экономической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствования системы государственного управления, носят комплексный межведомственный характер и не могут быть решены на уровне отдельных органов государственной власти. Их устранение требует значительных ресурсов, скоординированного проведения организационных изменений и обеспечения согласованности действий органов государственной власти. Отсутствие такого взаимодействия приводит к тому, что граждане, зарегистрированные (проживающие) на территории одного муниципального образования, не могут получить социальную помощь, находясь на территории другого муниципального образования. Отсутствие механизмов и технологий оперативного информационного взаимодействия государственных, муниципальных, иных информационных систем, функционирующих в автономном округе, отсутствие в некоторых органах государственной власти, органах местного самоуправления информационных систем, связанных с предоставлением услуг населению, зачастую приводит к прямым бюджетным потерям.