ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 апреля 2017 года N 185-П


О внесении изменений в план мероприятий ("дорожную карту") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Саратовской области на 2013-2018 годы"


В соответствии с соглашением между Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Правительством Саратовской области об обеспечении достижения в 2014-2018 годах целевых показателей (нормативов) оптимизации сети государственных (муниципальных) учреждений социального обслуживания, определенных региональным планом мероприятий ("дорожной картой") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Саратовской области на 2013-2018 годы" от 9 февраля 2017 года N 12-3/672/43 и на основании Устава (Основного Закона) Саратовской области Правительство области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Внести в план мероприятий ("дорожную карту") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Саратовской области на 2013-2018 годы", утвержденный постановлением Правительства Саратовской области от 30 апреля 2013 года N 218-П, изменения, изложив приложение в редакции согласно приложению.

2. Министерству информации и печати области опубликовать настоящее постановление в течение десяти дней со дня его подписания.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.

Временно исполняющий обязанности
Губернатора области
В.В. Радаев


Приложение
к постановлению
Правительства области
от 14 апреля 2017 года N 185-П


"Приложение
к постановлению
Правительства области
от 30 апреля 2013 года N 218-П

     
План мероприятий ("дорожная карта") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Саратовской области на 2013-2018 годы"

I. Общее описание


1.1. План мероприятий ("дорожная карта") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Саратовской области на 2013-2018 годы" (далее - Дорожная карта) представляет собой комплекс мер и приоритетов региональной политики по формированию эффективной системы социального обслуживания населения.

Дорожная карта разработана во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года N 2190-р, в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 апреля 2014 года N 282 "О плане мероприятий ("дорожной карте") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013-2018 годы)".

Основной целью Дорожной карты является обеспечение доступности, повышение эффективности и качества предоставления населению услуг в сфере социального обслуживания.

Для полного удовлетворения потребностей граждан пожилого возраста, инвалидов, семей и детей, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в социальных услугах, отвечающих современным требованиям, необходимы модернизация и развитие системы социального обслуживания населения, ее адаптация к изменяющимся правовым, социально-экономическим и демографическим условиям, в том числе путем решения кадровых проблем отрасли. Для решения указанных задач планируется проведение мероприятий по совершенствованию деятельности государственных организаций социального обслуживания, привлечению по согласованию организаций негосударственного сектора к оказанию социальных услуг, проведению эффективной кадровой политики, повышению престижа профессии социального работника, развитию стационарозамещающих технологий.

В Саратовской области по состоянию на 1 января 2017 года проживают 2487,5 тыс. человек, в том числе старше трудоспособного возраста - 665,1 тыс. человек, или 26,7 процента от общей численности. Сохраняется тенденция к увеличению указанной категории населения. Более 40 процентов являются одинокими и одиноко проживающими людьми, причем с возрастом их доля растет и составляет более 50 процентов среди населения в возрасте старше 75 лет. Текущая динамика обуславливает стабильный спрос на предоставление социальных услуг.

Формирование сети организаций социального обслуживания в области осуществляется исходя из возрастного состава населения, плотности населения и обеспечения доступности организаций социального обслуживания населения. В номенклатуру учреждений социального обслуживания в области включены организации, осуществляющие стационарное, полустационарное социальное обслуживание и социальное обслуживание на дому.

Территориально государственные учреждения социального обслуживания населения расположены во всех районах области. Социальным обслуживанием пожилых граждан и инвалидов на дому, социальным обслуживанием семьи и детей охвачены все населенные пункты, в которых проживают вышеуказанные категории граждан.

На территории области принят ряд основополагающих документов, являющихся основой для организации социального обслуживания населения. В частности, с 2010 года реализуется региональная Стратегия модернизации политики в отношении пожилых людей в Саратовской области, утвержденная постановлением Правительства Саратовской области от 7 июня 2010 года N 218-П, которая в целом отражает Стратегию действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2016 года N 164-р.

Также с целью улучшения демографической ситуации в области действует Концепция демографической политики Саратовской области на период до 2025 года, утвержденная постановлением Правительства Саратовской области от 23 мая 2008 года N 214-П, План мероприятий на 2016-2020 годы по реализации Концепции демографической политики Саратовской области на период до 2025 года, утвержденный распоряжением Правительства Саратовской области от 21 декабря 2015 года N 299-Пр, реализуется ряд федеральных и областных законов, регулирующих предоставление мер социальной поддержки семьям с детьми.

В рамках подготовки к вступлению в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" в области обеспечено формирование региональной нормативной правовой базы. Приняты 2 закона Саратовской области, 12 постановлений Правительства Саратовской области и 22 приказа министерства социального развития области.

Социальные услуги предоставляются гражданам, признанным нуждающимися и имеющими индивидуальную программу предоставления социальных услуг. Признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании осуществляется на основании оценки условий жизнедеятельности гражданина, а также обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности, в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 31 октября 2014 года N 611 -П "Об утверждении дополнительного перечня обстоятельств, ухудшающих или способных ухудшить условия жизнедеятельности граждан в Саратовской области" (11 дополнительных обстоятельств), постановлением Правительства Саратовской области от 31 октября 2014 года N 610-П "Об утверждении дополнительного перечня категорий граждан, имеющих право на бесплатное предоставление социальных услуг в организациях социального обслуживания населения Саратовской области" (7 дополнительных категорий), а также приказом министерства социального развития области от 9 декабря 2015 года N 1808 "Об утверждении административного регламента предоставления министерством социального развития Саратовской области государственной услуги по признанию гражданина нуждающимся в социальном обслуживании и выдаче ему индивидуальной программы предоставления социальных услуг".

Оказание социальных услуг в области осуществляется на основе стандартов, которые утверждены приказом министерства социального развития области от 31 декабря 2014 года N 1961 "Об утверждении порядка признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании и составлении индивидуальной программы и порядков предоставления социальных услуг".

С целью выявления потребности в социальных услугах, профилактики обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании, а также повышения уровня территориальной доступности социальных услуг в населенных пунктах, где не организована деятельность социальных работников, осуществляются выезды 39 мобильных бригад (созданы в каждом районе области). По результатам выездов около 5 тыс. нуждающихся граждан, проживающих в отдаленных населенных пунктах, ежегодно принимаются на социальное обслуживание на дому. В состав мобильных бригад входят сотрудники системы социального обслуживания, здравоохранения, сотрудники правоохранительных органов, пенсионного фонда.

Выезды мобильных бригад проводятся по графику учреждений социального обслуживания либо оперативно по личному обращению пожилых граждан, запросу сельской администрации. Ежегодно увеличивается охват граждан, получающих услуги мобильных бригад.

Таблица 1

     
Деятельность мобильных бригад

Год

Количество мобильных бригад, единиц

Количество автотранспорта, единиц

Численность обслуженных, человек

2013

39

39

16624

2014

39

39

16653

2015

39

39

18757

2016

39

39

19345

2017 (прогнозно)

39

39

19400

2018 (прогнозно)

39

39

19650


В области спрос на услуги мобильных бригад удовлетворяется на 100 процентов в соответствии с имеющейся потребностью. В 2017-2018 годах запланировано сохранение указанного показателя на аналогичном уровне.

Приоритетом деятельности комплексных центров социального обслуживания и центров социальной защиты населения области является сохранение проживания гражданина, нуждающегося в социальных услугах, в привычной домашней среде.

С 2015 года в перечень социальных услуг включены услуги в части оказания помощи родственникам по уходу за тяжелобольными (услуги сиделки). С 2015 года указанную услугу получили 17 человек, имеющих тяжелую форму заболевания. Мониторинг потребности населения в социальных услугах на 2017 год показал рост запроса на услуги по уходу за тяжелобольными (услуги сиделки) и обучению родственников практическим навыкам общего ухода за тяжелобольными получателями социальных услуг, имеющими ограничения жизнедеятельности, в том числе за детьми-инвалидами. В 2017-2018 годах не только планируется предоставлять названные услуги в рамках исполнения государственных заданий подведомственными учреждениями, но и запланирована проработка вопроса об организации предоставления указанной услуги в рамках взаимодействия с социально ориентированными некоммерческими организациями.

В целях снижения потребности пожилых и инвалидов в стационарном социальном обслуживании в области проводится работа по внедрению инновационных стационарозамещающих технологий профилактического характера, направленных на устойчивое повышение качества жизни обслуживаемых граждан, активизацию их социальной роли и сохранение самостоятельности в пожилом возрасте, индивидуальную и социальную адаптацию обслуживаемых граждан и продление активного долголетия.

В рамках стационарзамещающей технологии "детский сад для пожилых людей" на базе двух комплексных центров социального обслуживания населения области в городах Саратове и Энгельсе работают отделения временного пребывания, в которых предоставляется необходимая помощь и поддержка нуждающимся пожилым гражданам, не имеющим возможности самостоятельно находиться дома (попавшим в кризисные ситуации, потерявшим близких). Благодаря комфортным условиям и квалифицированному персоналу медицинских работников, психологов, специалистов по социальной работе ежегодно 250 пожилых пользуются указанной услугой. В 2017-2018 годах планируется дальнейшее развитие технологии на базе двух комплексных центров социального обслуживания населения области в городах Саратове и Энгельсе, что позволит увеличить охват дополнительно на 100 человек ежегодно.

Стационарзамещающая технология "специализированный жилой комплекс "Ветеран" используется на территории Озинского района области. Комплекс предназначен для предоставления специализированного жилого помещения одиноким гражданам пожилого возраста, а также супружеским парам из их числа, сохранившим полную или частичную способность к самообслуживанию. Суть указанной технологии состоит в том, что наряду с предоставлением отдельного жилого помещения одинокому гражданину пожилого возраста, а также супружеской паре по желанию предоставляются государственные социальные услуги в организации социального обслуживания, расположенной на территории поселка "Ветеран", а также услуги социальной прачечной, социальной парикмахерской, социальной швейной мастерской. По состоянию на 1 января 2017 года в поселке проживает 60 граждан, жилой комплекс находится в ведении Озинского муниципального района как специализированный жилищный фонд. Квартиры в поселке распределяются в порядке очередности на основании решения комиссии по распределению социального жилья для нуждающихся граждан пожилого возраста, признанных в установленном порядке нуждающимися в социальном обслуживании. С гражданами заключаются договоры найма специализированного жилого помещения. В комплексе 2б домов, в которых 49 квартир предназначены для постоянного проживания без права приватизации, и одно нежилое помещение. В домах имеется холодная и горячая вода, канализация, отопление, установлены спальная и кухонная мебель, холодильники, телевизоры, газовые плиты, котельное оборудование и счетчики учета энергоносителей. Особенностью проектирования жилых домов является возможность проживания в них людей с ограниченными возможностями, дома оснащены элементами доступности. В 2017 году планируется строительство дополнительно 10 жилых двухквартирных домов в р. п. Озинки, что позволит дополнительно обеспечить жилыми помещениями 25 человек.

Стационарзамещающая технология "хоспис на дому" реализуется на базе 4 комплексных центров социального обслуживания населения и 1 центра социальной защиты населения с 2016 года. Неизлечимо больным гражданам пожилого возраста и инвалидам, нуждающимся в постоянном постороннем уходе вследствие частичной или полной утраты способности к самообслуживанию, на дому предоставляется перечень услуг, в который входят социально-бытовые, санитарно-гигиенические услуги и другие необходимые процедуры, а также услуги по обучению родственников практическим навыкам общего ухода за тяжелобольными получателями социальных услуг, получателями социальных услуг, имеющими ограничения жизнедеятельности, в том числе за детьми-инвалидами, по оказанию психологической помощи и поддержки, а также гражданам, осуществляющим уход на дому за тяжелобольными получателями социальных услуг, направленными на поддержание жизнедеятельности граждан. Реализация технологии ведется в рамках межведомственного и межсекторного взаимодействия с организациями здравоохранения, студентами старших курсов медицинских образовательных организаций, а также представителями общественных и религиозных организаций, которые на добровольной основе оказывают помощь в уходе за больными. В 2016 году мероприятиями указанной технологии было охвачено 20 человек. В 2017 году планируется внедрение технологии дополнительно в 4 центрах социальной защиты населения, в 2018 году дополнительно в 5 центрах социальной защиты населения, что позволит оказать дополнительно услуги 20 жителям области в 2017 году, в 2018 году - 25 жителям.

В рамках реализации стационарзамещающей технологии "стационар на дому" услуги в 2015 году предоставлялись в 4 комплексных центрах социального обслуживания населения и 5 центрах социальной защиты населения участникам и инвалидам Великой Отечественной войны, гражданам нуждающимся в реабилитации после сложных операций и заболеваний, требующих длительного восстановительного периода. На каждого получателя услуг составляется индивидуальный план обслуживания, в который входят следующие мероприятия: выполнение назначений врача, лечебная гимнастика, обучение навыкам пользования техническими средствами реабилитации и средствами ухода, работа с родственниками, психологическая поддержка, помощь в оформлении документов и другие. К указанной работе в рамках межведомственного и межсекторного взаимодействия привлекаются работники организаций здравоохранения, студенты образовательных организаций медицинского профиля. Указанная технология востребована населением и будет развиваться на базе других организаций социального обслуживания населения области. В 2016 году мероприятиями указанной технологии было охвачено 300 человек. В 2017 году планируется внедрение технологии дополнительно в 15 центрах социальной защиты населения, в 2018 году - дополнительно в 15 центрах социальной защиты населения. Таким образом, планируется увеличить охват граждан указанными услугами в 2017 году - 375 человек дополнительно, в 2018 году - 400 человек дополнительно.

В рамках деятельности 4 комплексных центров социального обслуживания населения и 35 центров социальной защиты населения организованы "школы по уходу". В рамках работы школ проводится курс обучения пожилых граждан и их родственников приемам ухода в домашних условиях, действуют демонстрационные комнаты, оснащенные современной реабилитационной техникой (ежегодно обучение проходят свыше 2,5 тыс. граждан пожилого возраста). В 2016 году планируется предоставить услуги 2530 гражданам, в 2017 году - 2550 гражданам, в 2018 году - 2570 гражданам.

В области также реализуется проект "диспетчерская служба", который предоставляет возможность получить консультацию по социальным вопросам дистанционно посредством ЭКУРБ, СМС, электронной почты, сети "Вконтакте". Указанная служба ориентирована на маломобильных граждан и их родственников, проживающих в отдаленных населенных пунктах. В 2016 году планируется предоставить услуги 442 гражданам, что составляет 100 процентов от имеющейся потребности. В 2017-2018 годах запланировано сохранение указанного показателя и полное удовлетворение потребности.

В рамках технологии "социальное такси" обеспечивается беспрепятственный доступ к сети организаций здравоохранения, образования и других сфер, а также мобильность граждан, в том числе проживающих в отдаленных районах области. В 2016 году мероприятиями указанной технологии было охвачено 800 человек. Технология реализуется в 1 комплексном центре социального обслуживания населения и 7 центрах социальной защиты. В 2017 году планируется внедрение технологии дополнительно в 3 комплексных центрах социального обслуживания населения и 2 центрах социальной защиты населения, в 2018 году дополнительно в 4 центрах социальной защиты населения.

Свое развитие получила служба "социальное такси", организованная на базе государственного автономного учреждения Саратовской области "Центр адаптации и реабилитации инвалидов" в городе Саратове. Услугами службы "Социальное такси" могут воспользоваться все граждане, имеющие инвалидность, без возрастных ограничений. Количество бесплатных перевозок, оказываемых одному получателю социальной услуги, составляет не более восьми в месяц. Услугами указанной службы пользуются 350 человек ежегодно, которым оказывается до 10 тысяч услуг. По состоянию на 1 января 2016 года автопарк службы "социальное такси" насчитывает 10 автомобилей, приспособленных для перевозки граждан с ограниченными возможностями. В 2017-2018 годах запланировано сохранение существующего охвата населения услугами указанной службы (до 10 тысяч услуг ежегодно), а также ее развитие в рамках предоставления населению дополнительных платных услуг.

В полустационарных форме в 4 комплексных центрах социального обслуживания населения и 35 центрах социальной защиты населения в целях поддержания активного долголетия реализуются технологии, направленные на предупреждение развития негативных последствий и социальных проблем, мобилизацию скрытых резервов, способности человека справляться с возникающими трудностями. Технологиями, направленными на укрепление физического и психического здоровья граждан пожилого возраста (социальный туризм, виртуальный туризм, скайп-общение, школы здоровья, скандинавская ходьба, кинезотерапия, лечебная трудотерапия, фитотерапия, комната психологической разгрузки) ежегодно охватывается свыше 20 тыс. человек. В 2017 году планируется дополнительно охватить 600 человек, в 2018 году - дополнительно 700 человек.

С целью оказания помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам во всех организациях социального обслуживания населения области сформированы отряды "Милосердие". Численность волонтеров составляет более 5 тыс. человек. Ежегодно возрастает количество услуг, оказываемых волонтерами.

Таблица 2

     
Деятельность волонтеров

Год

Численность волонтеров, человек

Численность граждан, получивших помощь, человек

2013

3428

8425

2014

5065

14751

2015

5593

17702

2016

6058

19532

2017 (прогнозно)

6100

19600

2018 (прогнозно)

6150

19650

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»