ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 июня 2010 года N 218-П
Об утверждении Стратегии модернизации политики в отношении пожилых людей в Саратовской области
На основании Устава (Основного Закона) Саратовской области Правительство области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить Стратегию модернизации политики в отношении пожилых людей в Саратовской области согласно приложению.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор области
П.Л.Ипатов
Стратегия модернизации политики в отношении пожилых людей в Саратовской области
Общее старение населения во многих странах, являясь с одной стороны позитивным результатом цивилизационного развития, как увеличение продолжительности жизни, с другой стороны - следствием сокращения рождаемости, выступает в современном мире как существенный фактор влияния на социально-экономические процессы в целом и на социальную политику в частности. И влияние этого фактора усиливается.
Необходимость совершенствования политики и практики социальных институтов в отношении пожилых людей определяется несколькими важными обстоятельствами. Первое и безусловное обстоятельство связано с ускоряющимися процессами старения населения, имеющими общецивилизационный характер. На уровне национальной и региональной стратегии необходимо зафиксировать не только возрастающую нагрузку на общество, определяемую увеличением доли пожилых людей в структуре населения и необходимостью увеличения ресурсного обеспечения качества их жизни, но и задачи сохранения и рационального использования возможностей пожилых людей в укреплении социального, трудового и духовного потенциала общества. Второе, не менее важное, обстоятельство связано с сохранением и усилением гуманистического основания современного рационального общества. В этом отношении принципиально важным является закрепление ценности старости как фактора общественного развития, как ценностного основания общественных отношений и необходимости признания роли пожилых людей в современном обществе. Задача заключается в возможности защиты старости как через создание специальных форм их проживания и активности, так и через формирование соответствующего социального контекста в целях расширения возможностей пожилых людей в развитии и во влиянии на общественные процессы. С одной стороны, усиливается необходимость совершенствования медицинского обслуживания пожилых, расширения спектра и объемов социальных и реабилитационных услуг, оптимизации системы пенсионного обеспечения. С другой стороны - актуализируется задача создания условий и механизмов эффективного использования социально-трудового потенциала пожилых людей на фоне негативной динамики численности трудоспособного населения и сохранения способности пожилых людей к продуктивной экономической активности.
Принятый в 2002 году Мадридский международный план действий по проблемам старения формулирует основную цель действий в области старения, и эта цель универсальна для любого общества, для любой стран; гарантировать каждому пожилому человеку безопасную и достойную старость вместе с возможностью продолжать участвовать в жизни общества в качестве полноправного гражданина.
Существующее в настоящее время нормативное оформление политики и социальная практика в отношении пожилых демонстрируют выраженное патерналистское содержание, реализуемое через преимущественное развитие системы и институтов социального обеспечения пожилых граждан. Основным элементом практики социальных институтов по реализации патерналистской политики определяется экономическая поддержка пожилых через систему доплат, льгот и субсидий, предоставление других ресурсов через специальные программы и в соответствии с установленными критериями доступа.
Во многих случаях социальная практика поддержки ориентирована на общие и формальные характеристики социальной группы, и в меньшей степени на особенности жизненной ситуации и жизненные перспективы ее представителей.
Однако ориентация на социальный патернализм в отношении пожилых людей и усиление возможностей их социального обеспечения без создания условий их активного участия в социально-экономических процессах с учетом современных демографических тенденций не может рассматриваться на перспективу в качестве базовой ориентации социальной политики.
Современная региональная политика и практика социальных институтов в основном отражают общую патерналистскую направленность национальной политики. В качестве приоритетных задач, как правило, рассматриваются задачи поддержания и обеспечения жизнедеятельности пожилых людей через развитие систем социальной поддержки и социального обслуживания, поддержки доходов пожилых людей через установление систем государственных преференций на региональном уровне, обеспечение медицинского обслуживания через развитие специализированных форм медицинского обслуживания, лекарственное обеспечение, предоставление технических средств реабилитации пожилым инвалидам. Несмотря на безусловную важность реализуемых мер поддержки пожилых, вопросы расширения условий и возможностей для активного социально-трудового функционирования в политике и практике представлены в меньшей степени. В то же время, поддержание активности пожилых в сфере труда, образования, общественной деятельности, культурно-досуговой сфере в современных условиях представляется не только как форма удовлетворения индивидуализированных потребностей пожилых, но и как укрепление человеческого потенциала региона и его социально-экономического развития.
Настоящая Стратегия определяет основные цели, задачи и направления совершенствования региональной политики и деятельности социальных институтов в контексте новых социальных реалий и задач, связанных с тенденцией старения населения и увеличения их доли в общей численности населения. Стратегия основывается на достижениях существующей политики и социальной практики в отношении пожилых, отражает основные требования международных актов и рекомендаций по обеспечению активного старения и достойной жизни пожилых граждан.
При разработке Стратегии использовались результаты исследования потребностей пожилых людей в Саратовской области, проведенного в рамках реализации Проектного Соглашения и Протокола о Взаимопонимании между министерством социального развития Саратовской области и Фондом ООН в области народонаселения, и анализа развития демографической ситуации в Саратовской области.
В настоящее время Саратовская область сталкивается с новыми внешними вызовами, которые определяют приоритеты социального и экономического развития на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Одним из таких вызовов является процесс старения населения.
Особенность современной группы пожилых людей заключается в том, что их возраст социальной и трудовой активности пришелся на советское и постсоветское время. Структура ценностных ориентации, жизненных установок и потребностей формировались у нынешних пожилых людей в условиях, принципиально отличных от современных, осваиваемых и реализуемых новыми поколениями россиян. Трансформационный переход конца 80-х и 90-х годов определил формирование новых жизненных моделей, освоение которых для нынешних пожилых людей стало проблемным. Произошло разрушение системы устоявшихся социально-психологических установок и общественных отношений, определяющих координаты человека в обществе. В переходе к новой социальной организации российского общества лежат причины особого социального статуса современных пожилых людей в России, который проявляется в стремлении сохранить ценности социалистического общества в условиях рыночных отношений. Это противоречие находит отражение не только в стремлении пожилых максимально дистанцироваться, "закрыться" от современной жизни, но и в оценках существующего качества жизни, социально-экономических ожиданиях.
Существенным моментом совершенствования политики в отношении пожилых является российская особенность роста удельной доли пожилых в структуре населения. Если для большинства западных стран этот процесс определяется увеличением продолжительности жизни и снижением рождаемости, то в российском контексте фактор увеличения продолжительности жизни играет не самую значимую роль. Более существенным моментом выступает сверхсмертность населения в трудоспособном возрасте, в том числе от неестественных причин.
Кроме того, процесс старения в российском обществе сопровождается существенным снижением уровня здоровья в пожилых возрастах. Указанный фактор является ограничивающим для многих пожилых людей в отношении трудовой деятельности, а для части пожилых людей и в осуществлении самостоятельной жизнедеятельности.
Тендерный аспект может рассматриваться как особенность процесса старения населения. Доля женщин в общей численности пожилых граждан старших возрастов достигает 70 процентов, что определяет необходимость отражения этой тендерной диспропорции в политике и социальной практике.
Территориальный фактор, как место проживания пожилого человека, представляется немаловажным аспектом стратегии модернизации политики в отношении пожилых. С одной стороны, наблюдается дифференциация муниципальных образований по удельному весу пожилых в структуре населения, что определяет реализацию дифференцированных мер, учитывающих эти различия. С другой стороны - муниципальные образования различаются по возможностям создания и функционирования необходимых поддерживающих сервисов, условиям удовлетворения потребностей пожилых людей в социальной и трудовой активности, наличием необходимой социальной инфраструктуры.
Мотивационный фактор в современной ситуации является наиболее существенным для реализации целей сохранения и вовлечения пожилых в жизнь общества и отражает желание самих пожилых людей максимально использовать свой потенциал. По данным исследования мотивация к трудовой деятельности и образовательной активности выражена у минимального числа пожилых людей. Даже культурно-досуговая сфера и общественная деятельность не является для большинства привлекательным способом самореализации. Потребностная сфера пожилых людей является ограниченной и стереотипной и отражает существующие возможности как индивидуального характера -состояние здоровья, уровень доходов и качество бытовых условий, так и внешние условия реализации потенциала социальной активности.--
Саратовская область по основным демографическими тенденциями и возрастной структуре отражает все основные тенденции процессов старения и увеличения доли пожилых людей в общей численности населения.
При общей численности населения области в 2,58 млн. человек доля пожилых людей составляет 22,9 процента, что превышает численность детей и подростков. При существующих показателях рождаемости и смертности населения трудоспособного возраста доля пожилых имеет динамику к увеличению. В 2005 году их доля составляла 22,2 процента. По муниципальным образованиям доля пожилых среди постоянного населения варьирует от 15 процентов до 30 процентов.
Существующий уровень дифференциации доли пожилых людей в структуре населения муниципальных образований определяет необходимость реализации дифференцированной политики в отношении пожилых.
Сложившаяся дифференциация продолжительности жизни мужчин и женщин (62,3 года - у мужчин и 74,6 года у женщин) определяет устойчивое искажение тендерной структуры населения в возрасте старше 60 лет. В настоящее время соотношение этих групп составляет: 28 процентов мужчин и 72 процента женщин. Данная диспропорция формирует дополнительный спектр проблем, связанных с влиянием семейного статуса пожилых людей на качество их жизни.
Прогноз численности и половозрастной структуры населения, подготовленный территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области, предполагает увеличение доли лиц старше трудоспособного возраста в структуре населения от 23,5 процента в 2010 году до 27,8 процента к 2020 году. При этом доля населения трудоспособного возраста сократиться за этот период с 61,6 процента до 54,8 процента. В 2031 году прогнозируется увеличение доли пожилых до 31 процента, а уменьшение доли лиц трудоспособного возраста до 53 процентов. В указанной ситуации сохранение трудовой и социальной активности пожилых граждан представляет существенный момент обеспечения экономики трудовыми ресурсами. Другой аспект этой тенденции связан с обеспечением устойчивости системы пенсионного обеспечения, совершенствования медицинского и социального обслуживания пожилых граждан.
Экономическая активность лиц пенсионного возраста составила в 2008 году 29,3 процента, а в 2004 году указанный показатель составлял 19,4 процента. Пенсионные выплаты для большинства лиц старше трудоспособного возраста являются основным источником доходов. Средняя пенсия на протяжении последних лет превышала прожиточный минимум пенсионера, устанавливаемый в Саратовской области. На конец 2008 года соотношение средней пенсии и прожиточного минимума составило 1,25.
Однако на начало 2009 года почти 33 процента пенсионеров получали пенсию ниже прожиточного минимума. В 2009 году средняя пенсия в Российской Федерации достигнет 8 тысяч рублей.
До 20 процентов численности пожилых граждан состоят на учете в учреждениях социального обслуживания в качестве получателей социальных услуг. Учитывая критерии постановки на надомное обслуживание, эта группа имеет существенные ограничения в самостоятельном осуществлении жизнедеятельности. Численность пожилых людей, имеющих статус инвалида на 1 августа 2009 года, составляла 94533 человека, или 16 процентов от общей численности пожилых.
Однако вышеизложенная статистика не отражает в полной мере реальное положение пожилых людей, имеющих ограничения жизнедеятельности, в связи с влиянием на указанный показатель уровня развития региональной системы поддержки пожилых граждан и доступности социальных услуг.
Совершенствование политики и стратегии модернизации политики в отношении пожилого населения предполагает ориентацию на создание условий и механизмов сохранения, развития и общественного использования потенциала пожилого населения, обеспечения их права на достойные условия старения.
Стратегия направлена на содействие социальной стабильности и социальной солидарности в Саратовской области, укрепление человеческого потенциала через сохранение, развитие и рациональное использование социально-трудового ресурса населения пожилого возраста.
Стратегия содействует внедрению идеологии общества для всех возрастов, укреплению социальной ответственности и сотрудничества власти, бизнеса, общественных институтов и семьи в целях обеспечения прав пожилых людей на активную и независимую жизнь.
Стратегия направлена на создание и внедрение современных моделей, механизмов и социальных практик удовлетворения потребностей пожилых граждан в поддерживающих услугах, уходе, реабилитации.
Стратегия содействует развитию негосударственных форм и видов поддерживающих сервисов для пожилых граждан, активизации общественных сетей поддержки, волонтерского движения, разностороннему сотрудничеству в сфере сохранения, развития и использования потенциала пожилых граждан.
Стратегические цели укрепления регионального потенциала общества для всех возрастов определяются признанием властью и обществом процесса старения населения как нового вызова традиционной политике в отношении пожилых граждан, важности их роли в социальных процессах и учета старения населения как фактора влияния на политику и стратегию социально-экономического развития области.
Развитие потенциала Саратовской области в сфере обеспечения прав и потребностей пожилых людей определяется комплексом условий и возможностей обеспечения достойной и активной старости через внедрение идеологии общества всех возрастов, постоянное совершенствование политики, наращивание инновационных элементов в деятельности социальных институтов, учреждений и организаций. Развитие областного потенциала определяется:
- активным формированием в общественном сознании идеологии общества для всех возрастов, совершенствованием системы общественных и законодательных санкций за оскорбительное отношение и насилие в отношении к пожилым, неисполнение детьми обязательств по отношению к пожилым родителям;
- реализацией инновационных целевых проектов, основанных на современном видении роли пожилых людей в современном обществе;
- применением современных форм, средств и технологий в реализации поддерживающих сервисов;
- интеграцией научных знаний и практической деятельности социальных институтов, широким внедрением результатов научных исследований в процесс совершенствования политики и стратегии модернизации политики в отношении пожилых;
- внедрением и адаптацией международных требований, рекомендаций и стандартов в социальную практику;
- постоянным партнерством государственных структур с организациями некоммерческого сектора, бизнесом;
- высокопрофессиональными кадрами, ориентированными на реализацию активизирующей политики в отношении пожилых на основе современных принципов и социальных технологий.
В качестве основных стратегических целей определяются:
- укрепление интеграционного потенциала пожилых людей за счет опережающего развития политики и общественной идеологии в отношении роли пожилого населения, оптимизации системы поддерживающих и развивающих сервисов, инновационного развития социальных институтов;
- формирование условий и механизмов развития и использования потенциала пожилых граждан через расширение доступности ресурсов здравоохранения, образования, культуры, физкультуры и адаптивного спорта, социального обслуживания, расширения возможностей для трудовой занятости;
- достижение независимости пожилых людей в бытовой и семейной жизни, их адаптационных возможностей к изменениям внешних и внутренних условий жизни за счет гибкого реагирования на динамику потребностей, расширения спектра услуг, внедрения системы мониторинга;
- укрепление межпоколенной солидарности, взаимной ответственности и сотрудничества, вовлечения пожилых в процесс совершенствования политики и общественной практики, стимулирования их творчества и общественной активности.
Стратегические цели реализуются через комплекс секторальных и межсекторальных стратегий, отражающих специальные задачи и целевые установки.
4.1. Здоровье пожилого населения
Развитие политики и социальной практики в области здравоохранения и медицинской поддержки пожилых граждан направлено на сохранение и поддержание потенциала здоровья пожилого населения, сокращение рисков инвалидизирующих заболеваний путем расширения профилактических мероприятий, повышения доступности качественных медицинских услуг, развитие специализированных видов медицинской помощи и лечения. В целях компенсации нарушений общего и функционального характера обеспечивается комплексность реабилитации и медицинского сопровождения пожилых граждан с хроническими заболеваниями и инвалидов пожилого возраста на основе взаимодействия с системой социального обслуживания. Инновационное развитие медицинской поддержки пожилых граждан реализуется через развитие и организационное оформление гериатрической помощи. В качестве существенного элемента развития политики определяется вовлечение пожилых граждан в разработку, осуществление, распространение и оценку политики и программ, направленных на улучшение здоровья и благосостояния стареющего населения.
Целевые установки
- развитие механизмов и процедур обеспечения доступности диагностики, профилактики, неотложной помощи и реабилитации;
- совершенствование гериатрической и геронтологической оценки функционального состояния пожилого человека;
- интеграция диспансеризации в общую систему медицинской помощи пожилым людям;
- развитие информирования и просвещения в области здорового образа жизни пожилых людей;
- обеспечение координации и интеграции деятельности между службами здравоохранения и социальными службами, как государственными, так и частными;