ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 мая 2008 года N 214-П
О Концепции демографической политики Саратовской области на период до 2025 года
(с изменениями на 9 октября 2008 года)
_______________________________________________________________
В тексте документа учтены изменения и дополнения, внесенные
постановлением Правительства Саратовской области от 09.10.2008 N 394-П.
_______________________________________________________________
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года" Правительство области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию демографической политики Саратовской области на период до 2025 года.
2. Органам исполнительной власти области руководствоваться положениями Концепции демографической политики Саратовской области на период до 2025 года при решении задач в области народонаселения и внести необходимые изменения в соответствующие правовые акты.
3. Министерству экономического развития и торговли области предусмотреть выделение средств для начала строительства корпуса ГУЗ "Саратовская областная детская клиническая больница".
4. Предложить органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области уточнить планы мероприятий по улучшению демографической ситуации на 2008-2010 годы.
5. Признать утратившими силу преамбулу, пункты 1, 4, 5, 7 постановления Правительства Саратовской области от 23 августа 2002 года N 77-П "О Концепции демографической политики в Саратовской области на период до 2015 года".
6. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор области
П.Л. Ипатов
Приложение
к постановлению
Правительства области
от 23 мая 2008 года N 214-П
Концепция демографической политики Саратовской области на период до 2025 года
1. Общие положения
Концепция демографической политики в Саратовской области на период до 2025 года (далее - Концепция) представляет собой систему целей, задач, принципов и приоритетов в сфере государственного регулирования демографических процессов. Концепция является основой для разработки регулирующих мер, направленных на повышение рождаемости, оказание поддержки семье, охрану здоровья, увеличение продолжительности жизни, регулирование миграции и иных аспектов демографического развития, служит ориентиром для органов государственной власти и местного самоуправления Саратовской области, институтов гражданского общества и всех граждан, способствует объединению их усилий для решения проблем в данной сфере.
Концепция является составной частью демографической политики Российской Федерации и основывается на законодательно установленном разделении предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.
Концепция учитывает особенности демографического развития Саратовской области и исходит из того, что в силу взаимообусловленности социальных, экономических и демографических процессов любые действия в социально-экономической сфере должны учитывать цели, задачи и приоритеты демографического развития Саратовской области. Концепция разработана с учетом Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, Устава (Основного Закона) Саратовской области, Программы социально-экономического развития Саратовской области на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы), а также отечественного и зарубежного опыта реализации мер региональной демографической политики.
2. Обоснование необходимости разработки Концепции демографической политики области
Саратовская область - дотационный регион с демографической ситуацией, отражающей общие закономерности демографического развития России.
Численность постоянного населения области на начало 2008 года составляет 2583,8 тыс. человек или 1,8 процента от общей численности россиян. По плотности населения область входит в сорок наиболее густонаселенных регионов России (25,5 человека на 1 кв. км).
Демографическая половозрастная пирамида Саратовской области не является сглаженной из-за присутствия поколений более многочисленных (50-х, 80-х годов) и менее многочисленных (60-х, 90-х годов). Различия в численности возрастных когорт предопределяют современный процесс воспроизводства.
Снижение численности населения наблюдается в регионе с 1996 года. За двенадцать лет число жителей области сократилось на 152,6 тысяч человек или 5,6 процента. Причиной снижения численности населения является его естественная убыль (превышение числа умерших над числом родившихся), некомпенсируемая миграционным приростом. В период депопуляции ежегодно умирали около 40 тысяч человек, рождались 22-24 тыс. человек.
Ежегодно из общего числа умерших почти треть составляют граждане трудоспособного возраста, около 80 процентов из них - мужчины. Смертность от болезней системы кровообращения, составляющая 59 процентов от всех причин смерти, в 3-4 раза выше, чем в европейских странах. Среди основных причин смерти в трудоспособном возрасте две трети в сумме составляют болезни системы кровообращения (34 процента) и внешние причины (32 процента).
Младенческая смертность несмотря на ее значительное снижение с 25,9 на 1000 родившихся в 1993 году до 8,7 в 2007 году примерно в 2 раза выше, чем в развитых европейских странах.
Высокая смертность обусловлена отсутствием понимания важности своего собственного здоровья и здоровья своих детей, распространенностью алкоголизма, наркомании, табакокурения, высоким уровнем заболеваемости населения. На состояние здоровья населения отрицательно влияют: загрязнение окружающей среды, низкий уровень жизни, образования и культуры, вредные условия труда. Недостаточно развиты медицинские услуги, формы досуга, способствующие ведению здорового образа жизни (туризм, спорт, активный отдых).
Начиная с 2002 года, в регионе отмечается рост рождаемости. В 2007 году отмечена рекордная динамика прироста рождаемости за последние 25 лет. В Саратовской области родилось самое большое число детей за последние 15 лет - более 26 тысяч. Для обеспечения простого воспроизводства населения такое число рождений детей недостаточно.
Низкая рождаемость обусловлена современной структурой семьи, девальвацией семейных ценностей, низкими денежными доходами многих семей, отсутствием нормальных жилищных условий, занятостью значительной части работающих женщин тяжелым физическим трудом, условиями труда, не отвечающими санитарно-гигиеническим нормам, низким уровнем репродуктивного здоровья, высоким числом прерываний беременности (абортов).
Низкий уровень рождаемости ведет к демографическому старению населения. Если в 1995 году численность женщин в возрасте старше 55 лет и мужчин в возрасте старше 60 лет составляла 20,8 процента от всего населения, то на начало 2007 года - 22,3 процента. На 1000 человек трудоспособного возраста приходится 357 пенсионеров (по России - 323).
Продолжительность жизни населения в Саратовской области (у мужчин - 61,2 года, у женщин - 73,8 лет) составила в 2006 году 67,4 года, что на 0,8 лет выше, чем в среднем по России, но ниже, чем в развитых странах почти на 10 лет. Основной причиной низкой продолжительности жизни является высокая смертность населения в трудоспособном возрасте.
Для Саратовской области как приграничного региона миграция как фактор, сдерживающий темпы депопуляции, имеет особое значение. В настоящее время замещающая роль миграции снижается. Если с 1992 по 1995 годы миграция компенсировала полностью естественную убыль, то в 1997-2000 годы уровень замещения составлял 50-90 процентов от естественной убыли населения, в 2001-2007 годах - от 5 до 21 процента.
В миграционном обороте более 60 процентов занимает внутриобластная миграция, вследствие которой село теряет в пользу города не только в численном, но и в качественном составе населения.
В обмене населением с другими государствами-участниками СНГ и Балтии положительный баланс наблюдается в пользу Саратовской области. Для саратовцев же наиболее привлекательными являются другие регионы Российской Федерации.
Миграционный отток населения наблюдается в восточных районах области с наименьшей плотностью сельского населения, миграционный приток - в приволжских плотно заселенных районах области.
Наряду с общими демографическими тенденциями, характерными для региона в целом, имеются значительные различия между муниципальными образованиями Саратовской области. В зависимости от уровня демографического неблагополучия и вклада в социально-экономическое развитие региона муниципальные образования можно сгруппировать в три группы: депрессивные (в том числе частично депрессивные), приграничные и благополучные.
Группу депрессивных муниципальных образований составляют западные и северные слабо- и среднезаселенные районы, которые преимущественно удалены от крупных агломераций - Аркадакский, Балтайский, Духовницкий, Романовский, Самойловский, Турковский, Хвалынский муниципальные районы. Для этой группы характерны самые высокие потери населения, существенное превышение числа умерших над числом родившихся, миграционный отток.
Частично депрессивные муниципальные образования имеют ярко выраженные негативные тенденции по одному-двум параметрам: Аткарский, Воскресенский, (низкая рождаемость и высокая смертность), Базарно-Карабулакский, Екатериновский, Ершовский, Калининский, Краснокутский, Краснопартизанский, Петровский (высокая смертность и миграционный отток), Ивантеевский, Новобурасский, Пугачевский, Советский, Федоровский (отрицательное сальдо миграции).
Группу приграничных муниципальных образований составляют юго-восточные районы, граничащие с Республикой Казахстан и поэтому имеющие особое геополитическое значение - Александрово-Гайский, Дергачевский, Новоузенский, Озинский, Перелюбский и Питерский муниципальные районы. В основной массе это "молодеющие" районы (с 19-23-процентной долей детей до 15 лет в общем числе жителей района) с самой низкой по области плотностью населения. Районы этой группы характеризуются высокой рождаемостью и низкой смертностью, но высокими темпами миграционного оттока.
Группу благополучных муниципальных образований составляют приволжские и центральные западные муниципальные образования, в которых сосредоточена основная часть экономического, трудового и интеллектуального потенциала области - Балаковский, Балашовский, Вольский, Красноармейский, Лысогорский, Марксовский, Ровенский, Ртищевский, Саратовский, Татищевский и Энгельсский муниципальные районы, г.Саратов. Муниципальные образования этой группы характеризуются приростом населения или самыми низкими темпами убыли населения, устойчивой миграционной привлекательностью.
Согласно прогнозу государственной статистики, рассчитанному на основе динамики демографических процессов в 2000-2005 годах без учета программ по улучшению здоровья населения, сокращению уровня смертности и увеличению уровня рождаемости, население Саратовской области сократится к 2026 году на 10 процентов и составит 2330 тысяч человек. По прогнозу Института аграрных проблем Российской академии наук, выполненному методом передвижки возрастов, население региона за тот же период сократится на 11 процентов и составит 2314 тысяч человек.
Численность жителей области в возрасте старше трудоспособного увеличится к 2025 году до 674 тысяч человек, а их доля в общей численности населения возрастет на 6,1 процента. Ожидаемая продолжительность жизни возрастет незначительно с 67,6 года в 2008 году до 68,7 года в 2025 году. Численность женщин фертильного возраста уменьшится на 22 процента.
Развитие ситуации по прогнозу, основанному на текущих тенденциях демографического развития, неблагоприятно скажется на основных показателях социально-экономического развития региона, прежде всего на росте валового регионального продукта и достаточности трудовых ресурсов, потребует структурных и качественных изменений в системе оказания медицинской и социальной помощи с учетом повышения доли граждан пенсионного возраста.
3. Цель демографической политики в Саратовской области на период до 2025 года и ее дифференциация по группам районов
_______________________________________________________________
В наименовании и в тексте раздела 3 слова "государственной" исключены -
постановление Правительства Саратовской области от 09.10.2008 N 394-П.
_______________________________________________________________
Целью демографической политики в Саратовской области является стабилизация численности населения к 2015 году на уровне 2,45 млн. человек и создание условий для ее роста к 2025 году, повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2015 году до 70 лет, к 2025 году - до 75 лет.
Достижение поставленной цели демографической политики в значительной степени зависит от успешности решения широкого круга задач социально-экономического развития: обеспечения стабильного экономического роста и роста благосостояния населения, снижения бедности и уменьшения дифференциации по доходам, интенсивного развития человеческого капитала и наличия эффективной социальной инфраструктуры (здравоохранения, образования, социальной защиты населения, рынка жилья, занятости и рынка труда), улучшения состояния окружающей среды и санитарно-эпидемиологической обстановки.
Разнообразие муниципальных образований области по уровню их демографического неблагополучия и вкладу в социально-экономическое развитие региона обуславливает дифференциацию целей демографической политики по соответствующим группам.
Цель демографической политики для группы приграничных муниципальных образований (Александрово-Гайский, Дергачевский, Новоузенский, Озинский, Перелюбский и Питерский муниципальные районы) состоит в поддержании стабильной численности населения, повышении уровня заселенности и закреплении трудоспособного населения на данных территориях. Этому должны способствовать меры, обеспечивающие стабильный уровень жизни и занятость населения, а также инвестиции в социальную инфраструктуру, медицину, решения проблем питьевого водоснабжения и т.п.
Цель демографической политики для группы благоприятных муниципальных образований (Балаковский, Балашовский, Вольский, Красноармейский, Лысогорский, Марксовский, Ровенский, Ртищевский, Саратовский, Татищевский и Энгельсский муниципальные районы, г.Саратов) состоит в снижении темпов сокращения численности населения (сохранении стабильного уровня) и создании предпосылок его увеличения в более ранние сроки, чем по области в целом, на основе повышения рождаемости и роста продолжительности жизни при сохранении компенсирующей роли миграции.
Цель демографической политики для группы частично депрессивных муниципальных образований (Аткарский, Базарно-Карабулакский, Воскресенский, Екатериновский, Ершовский, Ивантеевский, Калининский, Краснокутский, Краснопартизанский, Новобурасский, Петровский, Пугачевский, Советский, Федоровский муниципальные районы) состоит в стабилизации численности населения в ближайшие 5-10 лет и на основе социально-экономического развития этих муниципальных районов и оздоровления демографической ситуации обеспечении постепенного прироста населения до уровня 1991 года к 2020-2030 годам. В этой группе муниципальных образований при разработке и реализации мер по повышению рождаемости, снижению смертности и регулированию миграционных потоков необходимо сопоставлять наличное население с потребностью в нем с точки зрения возрастного, полового, профессионально-квалификационного состава.
Цель демографической политики для группы депрессивных муниципальных образований (Аркадакский, Балтайский, Духовницкий, Романовский, Самойловский, Турковский, Хвалынский муниципальные районы) состоит в преодолении катастрофических параметров воспроизводственных и миграционных процессов в ближайшие 8-10 лет при одновременном формировании предпосылок для последующей стабилизации и роста численности населения.
4. Принципы, задачи и направления реализации региональной демографической политики
В основу демографической политики положены следующие принципы:
- комплексность решения демографических задач: мероприятия в демографической сфере должны охватывать все направления (смертность, рождаемость, миграцию) в их взаимосвязи с учетом влияющих на них факторов;
- концентрация на приоритетах: выбор в каждом из трех направлений наиболее проблемных вопросов и применение эффективных механизмов для их решения;
- своевременное реагирование на демографические тенденции текущего периода;
- учет территориальных особенностей демографического развития;
- взаимодействие органов государственной власти области, органов местного самоуправления области с институтами гражданского общества.
Основными задачами демографической политики в Саратовской области на период до 2025 года являются (абзац с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 09.10.2008 N 394-П, см. предыдущую редакцию):
- снижение уровня смертности не менее чем в 1,3 раза за счет сокращения смертности от внешних причин прежде всего в трудоспособном возрасте;
- снижение материнской и младенческой смертности до показателей, сопоставимых с развитыми странами, укрепление репродуктивного здоровья населения,- здоровья детей и подростков;
- сохранение и укрепление здоровья населения, существенное снижение заболеваемости социально-значимыми болезнями, создание условий и формирование мотивации к ведению здорового образа жизни, увеличение продолжительности жизни до показателей, сопоставимых с развитыми странами;
- повышение уровня рождаемости (увеличение суммарного коэффициента рождаемости в 1,5 раза по сравнению с 2006 годом) за счет роста числа рождений вторых и последующих детей;
- укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений;
- привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития муниципальных районов области, с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции.
Приоритетные направления в решении задачи снижения уровня смертности: