Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»


ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 июня 2016 года N 321-П


Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Саратовской области до 2030 года

(с изменениями на 29 октября 2020 года)

_______________________________________________________________

     В тексте документа учтены изменения и дополнения, внесенные
постановлением Правительства Саратовской области от 05.12.2016 N 671-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 29.12.2017 N 729-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 14.01.2019 N 13-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 29.05.2019 N 364-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 25.06.2020 N 534-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 21.07.2020 N 597-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 03.09.2020 N 749-П,
постановление Правительства Саратовской области от 29.10.2020 N 874-П.

_______________________________________________________________


На основании Устава (Основного Закона) Саратовской области Правительство области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Стратегию социально-экономического развития Саратовской области до 2030 года согласно приложению.

2. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Саратовской области от 18 июля 2012 года N 420-П "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Саратовской области до 2025 года";

пункт 6 постановления Правительства Саратовской области от 9 сентября 2013 года N 469-П "О внесении изменений в некоторые правовые акты Правительства Саратовской области";

пункт 5 постановления Правительства Саратовской области от 22 ноября 2013 года N 654-П "О внесении изменений в некоторые правовые акты Правительства Саратовской области";

пункт 4 постановления Правительства Саратовской области от 31 декабря 2013 года N 788-П "О внесении изменений в некоторые правовые акты Правительства Саратовской области".

3. Министерству информации и печати области опубликовать настоящее постановление в течение десяти дней со дня его подписания.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.

Губернатор области
В.В. Радаев


Приложение
 к постановлению
 Правительства области
 от 30 июня 2016 года N 321-П

     
Стратегия социально-экономического развития Саратовской области до 2030 года
(приложение с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 03.09.2020 N 749-П, см. предыдущую редакцию)

1. Общие положения


Нормативной правовой основой разработки Стратегии социально- экономического развития Саратовской области до 2030 года (далее - Стратегия) являются Федеральный закон от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" и Закон Саратовской области от 28 апреля 2015 года N 56-ЗСО "О стратегическом планировании в Саратовской области".

Стратегия исходит из целевых ориентиров, заданных в программных документах федерального уровня: Концепции долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р), Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года N 683), Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 года N 2227-р), Указах Президента Российской Федерации, Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2018 года N 831-р),Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года (утверждены Председателем Правительства Российской Федерации Д. А. Медведевым 14 мая 2015 года), отраслевых документах стратегического планирования федерального уровня.

Стратегия предусматривает:

определение системы стратегических приоритетов социально-экономического развития на основе комплексной оценки стартовых позиций Саратовской области, ее конкурентных преимуществ и потенциала с учетом влияниях внешних и внутренних факторов на долгосрочный период;

формирование пространственной модели экономического роста в региональном и муниципальном разрезе;

этапы и механизмы достижения стратегических приоритетов;

систему индикаторов достижения стратегических приоритетов.

Стратегия представляет собой глобальное видение будущего облика Саратовской области и путей достижения поставленных целей. Детализация действий будет представлена в Плане мероприятий по реализации Стратегии.

Стратегия является основой для разработки государственных программ Саратовской области, схемы территориального планирования Саратовской области.

2. Стратегический анализ

2.1. Обоснование необходимости переосмысления принципов и логики стратегического планирования


Стратегическое видение как непременное условие эффективного управления развитием социально-экономических систем на региональном уровне нашло свое воплощение в Стратегии социально-экономического развития Саратовской области до 2025 года.

Однако существенное изменение внешних и внутренних факторов оказало заметное влияние на реализацию ее 1 этапа, абсолютное большинство целевых показателей не были достигнуты (показатели стратегии социально-экономического развития Саратовской области до 2025 года представлены в приложении N 1 к настоящей Стратегии).

Усиление конкуренции, в том числе и между субъектами Российской Федерации, усугубилось рядом внешних вызовов. Замедление российской экономики, наблюдавшееся с середины 2012 года, первоначально было связано с инвестиционной паузой, вызванной разрастанием долгового кризиса в еврозоне. По мере замедления экономического роста все более отчетливо стали проявляться структурные проблемы, обусловленные опережающим ростом издержек, прежде всего, связанных с трудовыми ресурсами. Вследствие этого происходило сокращение доли валовой прибыли в структуре валового внутреннего продукта (далее - ВВП) и как результат уменьшение ресурсов для инвестиционного роста. В итоге инвестиционная пауза затянулась.

В 2014 году к этому добавились новые факторы ограничения экономического роста: эскалация конфликта на Украине, введение экономических санкций в отношении России и падение цен на нефть с середины 2014 года, ограничение доступа на международные рынки капитала и ужесточение денежной политики привели к росту стоимости заимствований, что в еще большей степени негативно отразилось на инвестиционном спросе и потребительских настроениях, вызвав усиление оттока капитала, ослабление рубля и всплеск инфляции.

Все они нашли свое проявление и в экономике Саратовской области, оказав синергетический эффект, одновременно сокращая и реальные доходы населения, и доходы бюджета, уменьшая налогооблагаемую базу и соответственно сужая возможности для исполнения, в том числе, социальных обязательств.

Указанные процессы сопровождались и формированием новой системы стратегического планирования в Российской Федерации в соответствии в целом с положениями Федерального закона "О стратегическом планировании в Российской Федерации".

Таким образом, возникла объективная необходимость переосмысления альтернативных моделей социально-экономического развития, поиска новых подходов к государственному управлению с глобальной переработкой действующих стратегических документов, однако при условии соблюдения принципа преемственности.

2.2. "Точка отсчета". Текущее социально-экономическое положение Саратовской области


Саратовская область - традиционно индустриально-аграрный регион, добавленная стоимость валового регионального продукта (далее - ВРП) которого формируется на 30,3 процента промышленностью (Приволжский федеральный округ (далее -ПФО) - 38,9 процента, Российская Федерация - 31,7 процента) и на 13 процентов сельским хозяйством (ПФО - 7,1 процента, Российская Федерация - 4,8 процента).

Структура валовой добавленной стоимости по видам экономической деятельности в 2014 году по Саратовской области

     


По производству отдельных видов промышленной продукции (производство троллейбусов, серной кислоты, подшипников, удобрений минеральных, электроэнергии, а также первичной переработки нефти) Саратовская область занимает лидирующие позиции в Российской Федерации.

Область входит в десятку регионов-лидеров по производству основных видов сельскохозяйственной продукции: зерна, подсолнечника, овощей закрытого грунта, молока, мяса. Объем сельскохозяйственной продукции, производимой на территории области, позволяет фактически полностью обеспечить внутренние потребности.

Саратовская область - один из старейших нефтегазодобывающих регионов России. Сейчас у нас ежегодно добывается порядка 1-1,5 млн т нефти и порядка 1,2 млрд куб. м газа. Ресурсная база углеводородного сырья характеризуется низкой степенью разведанности. По экспертным оценкам область по объему прогнозных ресурсов занимает ведущее место в Поволжье и является одним из перспективных регионов в нефтегазоносном отношении. Потенциальные ресурсы нефти и газа в области составляют около 700 млн тонн нефти и 1 трлн куб. м газа. В области имеется более 80 тыс. кв. км малоизученных нефтегазоперспективных территорий.

Область обладает достаточно богатым минерально-сырьевым потенциалом. Интенсивное развитие производства строительных материалов опирается на сырьевую базу области, которая имеет практически все виды ресурсов для удовлетворения нужд строительного комплекса: цементное сырье, строительные, стекольные и формовочные пески, кирпичные и керамзитовые глины, щебень, гравий из природного камня, опоки, мел.

Месторождения горючих сланцев, которые рассматриваются в экономике на данный момент в качестве альтернативных энергоносителей, являются одними из самых значительных в Российской Федерации. На долю Волжского сланцевого бассейна (значительная часть которого располагается в Саратовской области) приходится более 38 процентов от общих промышленных запасов горючих сланцев России.

Основные показатели, характеризующие вклад области в экономику Российской Федерации, представлены следующим образом:

Удельный вес области в общероссийских основных экономических показателях в 2014 году, в процентах


Средние темпы экономического роста за последние 10 лет (105 процентов) превышают аналогичный показатель как по ПФО (104 процента), так и по Российской Федерации в целом (103,8 процента). Объем инвестиций в основной капитал в области за аналогичный период увеличился в 2,5 раза (Российская Федерация - в 1,9 раза), индекс промышленного производства - почти в 2 раза (Российская Федерация - в 1,3 раза) и т. д.

Однако анализ ряда подушевых показателей свидетельствует о необходимости их кратного увеличения для выравнивания позиций региона в рейтинге субъектов Российской Федерации и ПФО (основные показатели социально-экономического развития области представлены в приложении N 2 к настоящей Стратегии).

Так, если по объему ВРП Саратовская область стабильно занимает 27-е место среди регионов России, то по объему ВРП на душу населения (в 2014 году - 225,4 тыс. руб.) лишь 55-е место, с отставанием от среднероссийского значения на 44,8 процента.

По итогам 2014 года среднедушевые денежные доходы по Саратовской области составили 17941,1 руб., что ниже показателей в среднем по ПФО - 24020 руб. и по Российской Федерации - 27766 руб.

По объему налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета области на душу населения при относительно стабильной доле собственных доходов область занимает заключительные места в рейтинге регионов, что не позволяет рассматривать бюджет региона как источник реализации крупных инфраструктурных проектов и программ стимулирования реального сектора экономики.

Налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета области на душу населения (руб./чел.)

     
2.3. Ключевые структурные проблемы развития Саратовской области


Комплексный анализ формирования валовой добавленной стоимости в разрезе видов экономической деятельности, их налоговой отдачи, а также динамики социально-демографических процессов в Саратовской области, позволил выявить следующие структурные дисбалансы в экономике области, не позволяющие даже на фоне положительной динамики основных показателей социально-экономического развития сократить отставание Саратовской области от российских регионов-лидеров:

1. Существенная доля секторов и услуг, имеющих незначительный налоговый потенциал (сельское хозяйство, государственный сектор и услуги) при незначительной доле добывающих производств, традиционно представляющих основной доходный источник бюджетов.

2. Недостаточное число организаций, выпускающих конечную продукцию, что минимизирует добавленную стоимость, формирующуюся на территории области.

При этом в структуре производства преобладают сырье и продукция производственно-технического назначения (75 процентов) промежуточного цикла при относительной малой доле производства товаров потребительского назначения (25 процентов).

3. Низкая рентабельность сельского хозяйства, обусловленная:

низкой долей сельхозорганизаций в структуре производства (в области высокая доля продукции сельского хозяйства, произведенной малыми формами хозяйствования: 71,3 процента мяса, 84 процента молока и 47,8 процента яиц, которая не отвечает требованиям стандарта отрасли и характеризуется высокой затратностью и отрицательной рентабельностью производства);

несбалансированностью и недостаточным уровнем кооперации в развитии сырьевой базы и перерабатывающей промышленности;

недостаточным уровнем развития распределительной логистики, включая инфраструктуру заготовки, хранения, транспортировки и сбыта сельскохозяйственной продукции;

высокой закредитованностью хозяйств;

зависимостью от оборудования, семенного материала и животноводческого генетического потенциала иностранного производства;

низкой привлекательностью сельских территорий для проживания.

4. Низкая инновационная активность предприятий при недостаточном развитии наукоемких и высокотехнологичных производств.

Саратовская область занимает 12-е место в Приволжском федеральном округе по удельному весу организаций, занимающихся инновационной деятельностью, в общем числе обследованных организаций, а по количеству поданных заявок на изобретения - на 6-м месте, по числу разработанных передовых производственных технологий Саратовская область занимает также 6-е место среди субъектов Российской Федерации, входящих в ПФО.

Инновационному развитию препятствуют нерациональное использование научного потенциала области, применение неэффективных механизмов вовлечения в хозяйственный оборот внутренних технологических и интеллектуальных ресурсов, неразвитость инновационной инфраструктуры.

Численность персонала, занятого исследованиями и разработками, составляет 37,8 человек на 10 тысяч экономически активного населения (в ПФО - 69 человек, по Российской Федерации - 97 человек).

Основным типом инноваций остаются так называемые инновации, направленные на поддержание достигнутого уровня технологического развития предприятий, или незначительные усовершенствования выпускаемой продукции. Недостаточно внедряются "прорывные" инновации.

5. Высокая степень износа основных фондов и отставание в развитии инженерной инфраструктуры.

Удельный вес полностью изношенных основных фондов в общем объеме составляет 16,9 процента. В среднем по области за год основные фонды обновляются лишь на 6-7 процентов, при этом большая часть фондов продолжает поступать не для замены и модернизации действующих фондов, а на расширение и создание новых производств.