(с изменениями на 26 июня 2024 года)
(в ред. постановлений Правительства Саратовской области от 05.12.2016 N 671-П, от 29.12.2017 N 729-П, от 14.01.2019 N 13-П, от 29.05.2019 N 364-П, от 26.12.2019 N 933-П, от 25.06.2020 N 534-П, от 21.07.2020 N 597-П, от 26.08.2020 N 728-П, от 03.09.2020 N 749-П, от 29.10.2020 N 874-П, от 29.12.2021 N 1172-П, от 30.01.2023 N 63-П, от 13.03.2023 N 183-П, от 11.04.2023 N 317-П, от 18.09.2023 N 846-П, от 20.02.2024 N 108-П, от 22.05.2024 N 418-П, от 26.06.2024 N 538-П)
На основании Устава (Основного Закона) Саратовской области Правительство области постановляет:
1. Утвердить Стратегию социально-экономического развития Саратовской области до 2030 года согласно приложению.
2. Признать утратившими силу:
3. Министерству информации и печати области опубликовать настоящее постановление в течение десяти дней со дня его подписания.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор
Саратовской области
В.В.РАДАЕВ
СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2030 ГОДА
(в ред. постановлений Правительства Саратовской области от 05.12.2016 N 671-П, от 29.12.2017 N 729-П, от 14.01.2019 N 13-П, от 29.05.2019 N 364-П, от 26.12.2019 N 933-П, от 25.06.2020 N 534-П, от 21.07.2020 N 597-П, от 26.08.2020 N 728-П, от 03.09.2020 N 749-П, от 29.10.2020 N 874-П, от 29.12.2021 N 1172-П, от 30.01.2023 N 63-П, от 13.03.2023 N 183-П, от 11.04.2023 N 317-П, от 18.09.2023 N 846-П, от 20.02.2024 N 108-П, от 22.05.2024 N 418-П, от 26.06.2024 N 538-П)
Нормативной правовой основой разработки Стратегии социально-экономического развития Саратовской области до 2030 года (далее - Стратегия) являются Федеральный закон от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" и Закон Саратовской области от 28 апреля 2015 года N 56-ЗСО "О стратегическом планировании в Саратовской области".
Стратегия исходит из целевых ориентиров, заданных в программных документах федерального уровня: Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р), Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 года N 400), Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года" (распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 года N 207-р), Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 года N 2227-р), Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года (Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 года N 208), Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации до 2035 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2022 года N 4261-р), Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года (Указ Президента Российской Федерации от 6 июня 2019 года N 254), Долгосрочной стратегии развития зернового комплекса Российской Федерации до 2035 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 10 августа 2019 года N 1796-р), Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 октября 2021 года N 3052-р),, Концепции технологического развития на период до 2030 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 мая 2023 года N 1315-р), Указах Президента Российской Федерации (в том числе Указа Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы", Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года"), Указа Президента Российской Федерации от 8 ноября 2021 года N 633 "Об утверждении Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации", целей и основных направлений устойчивого (в том числе зеленого) развития Российской Федерации (распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 июля 2021 года N 1912-р), Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 года N 2765-р), Федерального закона от 8 декабря 2003 года N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года (утверждены Председателем Правительства Российской Федерации Медведевым Д.А. 14 мая 2015 года), Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года (утверждены Председателем Правительства Российской Федерации Медведевым Д.А. 29 сентября 2018 года), отраслевых документах стратегического планирования федерального уровня.
(в ред. постановлений Правительства Саратовской области от 26.12.2019 N 933-П, от 26.08.2020 N 728-П, от 03.09.2020 N 749-П, от 30.01.2023 N 63-П, от 13.03.2023 N 183-П, от 11.04.2023 N 317-П, от 18.09.2023 N 846-П, от 20.02.2024 N 108-П, от 26.06.2024 N 538-П)
Стратегия предусматривает:
определение системы стратегических приоритетов социально-экономического развития на основе комплексной оценки стартовых позиций Саратовской области, ее конкурентных преимуществ и потенциала с учетом влияниях внешних и внутренних факторов на долгосрочный период;
формирование пространственной модели экономического роста в региональном и муниципальном разрезе;
этапы и механизмы достижения стратегических приоритетов;
систему индикаторов достижения стратегических приоритетов.
Стратегия представляет собой глобальное видение будущего облика Саратовской области и путей достижения поставленных целей. Детализация действий будет представлена в Плане мероприятий по реализации Стратегии.
Стратегия является основой для разработки государственных программ Саратовской области, схемы территориального планирования Саратовской области.
Стратегическое видение как непременное условие эффективного управления развитием социально-экономических систем на региональном уровне нашло свое воплощение в Стратегии социально-экономического развития Саратовской области до 2025 года.
Однако существенное изменение внешних и внутренних факторов оказало заметное влияние на реализацию ее 1 этапа, абсолютное большинство целевых показателей не были достигнуты (показатели стратегии социально-экономического развития Саратовской области до 2025 года представлены в приложении N 1 к настоящей Стратегии).
Усиление конкуренции, в том числе и между субъектами Российской Федерации, усугубилось рядом внешних вызовов. Замедление российской экономики, наблюдавшееся с середины 2012 года, первоначально было связано с инвестиционной паузой, вызванной разрастанием долгового кризиса в еврозоне. По мере замедления экономического роста все более отчетливо стали проявляться структурные проблемы, обусловленные опережающим ростом издержек, прежде всего, связанных с трудовыми ресурсами. Вследствие этого происходило сокращение доли валовой прибыли в структуре валового внутреннего продукта (далее - ВВП) и как результат уменьшение ресурсов для инвестиционного роста. В итоге инвестиционная пауза затянулась.
В 2014 году к этому добавились новые факторы ограничения экономического роста: эскалация конфликта на Украине, введение экономических санкций в отношении России и падение цен на нефть с середины 2014 года, ограничение доступа на международные рынки капитала и ужесточение денежной политики привели к росту стоимости заимствований, что в еще большей степени негативно отразилось на инвестиционном спросе и потребительских настроениях, вызвав усиление оттока капитала, ослабление рубля и всплеск инфляции.
Все они нашли свое проявление и в экономике Саратовской области, оказав синергетический эффект, одновременно сокращая и реальные доходы населения, и доходы бюджета, уменьшая налогооблагаемую базу и соответственно сужая возможности для исполнения, в том числе, социальных обязательств.
Указанные процессы сопровождались и формированием новой системы стратегического планирования в Российской Федерации в соответствии в целом с положениями Федерального закона "О стратегическом планировании в Российской Федерации".
Таким образом, возникла объективная необходимость переосмысления альтернативных моделей социально-экономического развития, поиска новых подходов к государственному управлению с глобальной переработкой действующих стратегических документов, однако при условии соблюдения принципа преемственности.
Саратовская область - традиционно индустриально-аграрный регион, добавленная стоимость валового регионального продукта (далее - ВРП) которого формируется на 30,3 процента промышленностью (Приволжский федеральный округ (далее - ПФО) - 38,9 процента, Российская Федерация - 31,7 процента) и на 13 процентов сельским хозяйством (ПФО - 7,1 процента, Российская Федерация - 4,8 процента).
Структура валовой добавленной стоимости по видам экономической деятельности в 2014 году по Саратовской области
По производству отдельных видов промышленной продукции (производство троллейбусов, серной кислоты, подшипников, удобрений минеральных, электроэнергии, а также первичной переработки нефти) Саратовская область занимает лидирующие позиции в Российской Федерации.
Область входит в десятку регионов-лидеров по производству основных видов сельскохозяйственной продукции: зерна, подсолнечника, овощей закрытого грунта, молока, мяса. Объем сельскохозяйственной продукции, производимой на территории области, позволяет фактически полностью обеспечить внутренние потребности.
Саратовская область - один из старейших нефтегазодобывающих регионов России. Сейчас у нас ежегодно добывается порядка 1 - 1,5 млн. т нефти и порядка 1,2 млрд. куб. м газа. Ресурсная база углеводородного сырья характеризуется низкой степенью разведанности. По экспертным оценкам область по объему прогнозных ресурсов занимает ведущее место в Поволжье и является одним из перспективных регионов в нефтегазоносном отношении. Потенциальные ресурсы нефти и газа в области составляют около 700 млн. тонн нефти и 1 трлн куб. м газа. В области имеется более 80 тыс. кв. км малоизученных нефтегазоперспективных территорий.
Область обладает достаточно богатым минерально-сырьевым потенциалом. Интенсивное развитие производства строительных материалов опирается на сырьевую базу области, которая имеет практически все виды ресурсов для удовлетворения нужд строительного комплекса: цементное сырье, строительные, стекольные и формовочные пески, кирпичные и керамзитовые глины, щебень, гравий из природного камня, опоки, мел.
Месторождения горючих сланцев, которые рассматриваются в экономике на данный момент в качестве альтернативных энергоносителей, являются одними из самых значительных в Российской Федерации. На долю Волжского сланцевого бассейна (значительная часть которого располагается в Саратовской области) приходится более 38 процентов от общих промышленных запасов горючих сланцев России.
Основные показатели, характеризующие вклад области в экономику Российской Федерации, представлены следующим образом:
Удельный вес области в общероссийских основных экономических показателях в 2014 году, в процентах
Средние темпы экономического роста за последние 10 лет (105 процентов) превышают аналогичный показатель как по ПФО (104 процента), так и по Российской Федерации в целом (103,8 процента). Объем инвестиций в основной капитал в области за аналогичный период увеличился в 2,5 раза (Российская Федерация - в 1,9 раза), индекс промышленного производства - почти в 2 раза (Российская Федерация - в 1,3 раза) и т.д.
Однако анализ ряда подушевых показателей свидетельствует о необходимости их кратного увеличения для выравнивания позиций региона в рейтинге субъектов Российской Федерации и ПФО (основные показатели социально-экономического развития области представлены в приложении N 2 к настоящей Стратегии).