Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 июля 2012 года N 420-П


Об утверждении стратегии социально-экономического развития Саратовской области до 2025 года

(с изменениями на 31 декабря 2013 года)

________________________________________________
Утратил силу на основании
постановления Правительства Саратовской области
от 30.06.2016 N 321-П
________________________________________________

_______________________________________________________________

     В тексте документа учтены изменения и дополнения, внесенные
постановлением Правительства Саратовской области от 31.12.2013 N 788-П.

_______________________________________________________________


На основании Устава (Основного Закона) Саратовской области Правительство области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Стратегию социально-экономического развития Саратовской области до 2025 года согласно приложению.

2. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Саратовской области от 11 августа 2011 года N 420-П "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Саратовской области до 2025 года";

постановление Правительства Саратовской области от 28 сентября 2011 года N 528-П "О внесении изменений в постановление Правительства Саратовской области от 11 августа 2011 года N 420-П".

3. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.

Губернатор области
В. В. Радаев

     

Приложение
к постановлению Правительства области
от 18 июля 2012 года N 420-П

     

Стратегия социально-экономического развития саратовской области до 2025 года

     
Введение


Стратегия социально-экономического развития Саратовской области до 2025 года (далее - Стратегия) - это система мер организационного, институционального и финансового характера, нацеленных на обеспечение условий инновационного развития, инвестиционной привлекательности и усиления позиций Саратовской области не только среди субъектов Российской Федерации, входящих в состав Приволжского федерального округа, но и Российской Федерации в целом.

Стратегия базируется на приоритетах Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, учитывает основные положения Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегии социально-экономического развития Приволжского федерального округа.

Основываясь на этих документах, Стратегия определяет приоритетные направления деятельности органов законодательной и исполнительной власти области, органов местного самоуправления, профессиональных и общественных объединений, бизнес-сообщества.

Стратегия предусматривает механизмы и инструменты социально-экономического развития, направленные на сокращение уровня социального неравенства, снижение рисков ведения предпринимательской деятельности, повышение уровня конкуренции на рынке продукции и услуг, способных стимулировать повышение производительности труда, повышение уровня и развития инновационной системы. Стратегия направлена на создание условий инвестиционной привлекательности области, что способствует обеспечению дальнейшего развития экономики и улучшения жизни людей.

Стратегия служит основой для разработки проектов среднесрочных программ социально-экономического развития области, среднесрочных финансовых планов, проектов областного бюджета и бюджетов муниципальных образований, проектов долгосрочных областных и муниципальных целевых программ, а также нормативных и других документов стратегического управления социально-экономическим развитием области. Она разработана с учетом сценарных прогнозов, результатов исследований социально-экономического развития области, общероссийских и мировых тенденций. Прогнозная часть документа учитывает основные стратегические линии развития и перспективные проекты ведущих российских холдинговых компаний, государственных корпораций и отдельных хозяйствующих субъектов.

Стратегия разработана с учетом места и роли области в экономике Российской Федерации, комплексной оценки ее социально-экономического и научно-инновационного потенциала, системного анализа имеющихся конкурентных преимуществ и возможностей развития области в долгосрочной перспективе.

Стратегия - основа для совместных действий федеральных и областных органов государственной власти, органов местного самоуправления, бизнес-сообщества, общественных организаций, населения области.

1. Современные тенденции и потенциал социально-экономического развития саратовской области

1.1. Общая характеристика социально-экономической ситуации в саратовской области


Саратовская область входит в состав Приволжского федерального округа. Область расположена на юго-востоке Восточно-Европейской равнины, граничит на юге с Волгоградской областью, на западе - с Воронежской и Тамбовской областями, на севере - с Пензенской и Ульяновской областями, на северо-востоке - с Самарской областью, на юго-востоке и юге имеет государственную границу с Республикой Казахстан.

Территория области составляет 101,2 тыс. кв. км. Административно-территориальное деление на 1 января 2010 года представлено следующим образом: 38 районов, 18 городов, 27 поселков городского типа, 1778 сельских населенных пунктов.

На территории области в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" создано 439 муниципальных образований, 38 муниципальных районов.

Ведущие экономические центры области: города Саратов, Энгельс, Балаково, Балашов, Вольск.

Исполнительную власть осуществляет Правительство области, которое возглавляет Губернатор области.

Административный центр области - город Саратов, численность населения - 837,4 тыс. человек.

Расстояние от г.Саратова до г.Москвы - 858 км.

Область имеет выгодное географическое положение, обусловленное:

близким расположением основных рынков сбыта (Центральная Россия, Республика Казахстан);

расположением на пересечении крупнейших транспортных коридоров (Евроазиатский коридор "Север-Юг" и Евроазиатский коридор "Запад-Восток");

развитой транспортной инфраструктурой, представленной разветвленной сетью железных и автомобильных дорог, трубопроводов, а также внутренними водными судоходными путями и воздушными авиалиниями.

На территории области крупнейшая речная артерия страны - р.Волга - пересекается с железнодорожной магистралью, соединяющей центр и юг страны с Уралом, Сибирью. Имеются транспортные пути в Республику Казахстан и Центральную Азию.

Саратовская область обладает потенциалом для реализации гео-стратегической функции форпоста России. Имея население численностью более 2,5 млн человек, причем преимущественно русских по национальности (85,9 процента), а также являясь староосвоенной российской территорией, Саратовская область способна активно участвовать в представлении интересов Российской Федерации во взаимодействии с Республикой Казахстан и Центральной Азией.

С 1991 года область стала приграничной территорией и кратчайшим выходом с пересечения Евроазиатских коридоров "Север-Юг" и "Запад-Восток" на территорию Республики Казахстан (с последующим выходом на территорию Китайской Народной Республики и Центральной Азии). Расположение Саратовской области позволяет в перспективе переключить движение части грузопотока, формируемого в Центральной Азии и западной части Китайской Народной Республики и движущегося в Европу, на транспортировку по российской территории.

Экономика области отличается высокой степенью диверсификации. Значительная часть добавленной стоимости формируется базовыми секторами экономики области - промышленностью, сельским хозяйством и транспортным комплексом (рис.1.1).


Рис.1.1. Структура валового регионального продукта Саратовской области

Промышленный облик определяют машиностроение, энергетика и химическое производство. Агропромышленный комплекс имеет ярко выраженные зернохлебопродуктовую, мясную и молочнопродуктовую специализации. На долю промышленности приходится более 30 процентов валового регионального продукта области.

Сравнение структуры валового регионального продукта области со структурой суммарного валового регионального продукта субъектов Российской Федерации свидетельствует, что доля добавленной стоимости вида деятельности "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды" в области существенно (в 2,3 раза) выше, чем в среднем по России. Это характеризует значимую роль области как "энергетического донора" экономики Российской Федерации (по производству электроэнергии область занимает 7-е место среди российских регионов).

Доля добычи полезных ископаемых в структуре валового регионального продукта области существенно ниже данного показателя в структуре валового регионального продукта по субъектам Российской Федерации, что свидетельствует о несырьевой направленности экономики области.

Саратовская область входит в десятку российских регионов - лидеров по производству продукции сельского хозяйства. Удельный вес сельского хозяйства в валовом региональном продукте области (12,5 процента) значительно превышает российский показатель в структуре валовой добавленной стоимости (около 4,9 процента).

Структура обрабатывающих производств свидетельствует о высокой диверсифицированности областной экономики. Наиболее существенную долю занимают производство пищевых продуктов, включая табак (30,4 процента), химическое производство (17,4 процента), производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования (9,8 процента), производство прочих неметаллических минеральных продуктов (10,2 процента), производство транспортных средств и оборудования (7,1 процента), производство машин и оборудования (6 процентов).

По производству отдельных видов продукции Саратовская область занимает лидирующие позиции в экономике Российской Федерации (таблица 1.1).

Таблица 1.1

Место саратовской области в Российской Федерации в 2010 году по отдельным показателям

Наименование показателей

Место

Производство масел растительных

6

Производство холодильников и морозильников бытовых

6

Производство электроэнергии

7

Производство удобрений минеральных и химических (в пересчете на 100 процентов питательных веществ)

8

Производство строительного кирпича (керамического неогнеупорного строительного)

17

Производство тканей

10

Производство сельскохозяйственной продукции

9

Производство цемента

12

Производство стальных труб

13

Ввод в действие общей площади жилых домов на 1000 человек

17

Численность студентов на 10000 человек населения

26


Сильные позиции области в выпуске отдельных видов продукции позволяют сделать вывод о конкурентоспособности промышленного и аграрного комплексов области и наличии перспектив их развития.

Основные показатели, характеризующие долю области по отдельным экономическим параметрам страны, приведены на рис.1.2.



Рис.1.2. Удельный вес Саратовской области в общероссийских основных экономических показателях в 2010 году (процентов)


Более высокая доля области в стоимости основных фондов Российской Федерации (1,2 процента), в населении (1,8 процента) при относительно низкой доле в суммарном валовом региональном продукте по субъектам Российской Федерации (один процент) позволяет сделать вывод, что область располагает значительными резервами производства и при повышении производительности труда и росте загрузки производственных мощностей имеет возможность существенно улучшить показатели социально-экономического развития.

1.2. Потенциал развития саратовской области

1.2.1. Природно-ресурсный потенциал и экологическая ситуация


Саратовская область располагает значительными запасами разнообразных природных ресурсов.

Земельные ресурсы области - одно из ее значимых природных богатств. Земельный фонд области составляет 10123,9 тыс. га. Основную долю земельного фонда занимают земли сельскохозяйственного назначения, их размер составляет 8555,8 тыс. га (84,5 процента).

Соотношение типов почв на землях сельскохозяйственного назначения следующее: черноземные почвы - 50,4 процента, каштановые - 30 процентов, солонцовые комплексы - 11,5 процента, аллювиальные почвы - 6,3 процента, прочие - 1,8 процента.

Качество почв Правобережья заметно лучше почв Левобережья. Вместе с тем из-за интенсивной эксплуатации сельскохозяйственных земель в полной мере не осуществляется процесс воспроизводства почвенного плодородия. Почвы в значительной степени подвержены процессам водно-ветровой эрозии, почти на 60 процентов площадей сельскохозяйственных угодий наблюдается их совместное проявление.

Область обладает достаточно богатым минерально-сырьевым потенциалом (таблица 1.2).

Таблица 1.2

Минерально-сырьевая база саратовской области

Вид сырья

Месторождения

Единица измерения

Запасы категорий А+В+с1

Запасы категорий

Объем добычи в 2010 году

Горючие сланцы

3

тыс. т

143796

2179

Мел

26

тыс. т

218792

6991

2475,5

Цементное сырье:

5

тыс. т

488014

69316

2934

глины кирпичные

115

тыс. куб. м

132198

15432

394,5

глины керамзитовые

21

тыс. куб. м

47568

10660





пески строительные

102

тыс. куб. м

209365

38595

1728,8

пески стекольные

1

тыс. т

390

Камень строительный

39

тыс. куб. м

236723

202382

1827,6

Нефть

92

млн т

36,3

20,4

1,256

Конденсат





млн т

2,7

1,1





Газ





млрд куб. м

59,6

21,8

0,446

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»