(с изменениями на 29 декабря 2022 года)
(в ред. постановлений Правительства Саратовской области от 04.02.2014 N 51-П, от 22.04.2014 N 248-П, от 24.07.2014 N 410-П, от 25.11.2014 N 655-П, от 30.12.2014 N 743-П, от 17.02.2015 N 61-П, от 25.03.2015 N 136-П, от 27.04.2015 N 196-П, от 24.09.2015 N 480-П, от 05.11.2015 N 555-П, от 01.12.2015 N 599-П, от 30.12.2015 N 673-П, от 28.04.2016 N 195-П, от 09.06.2016 N 281-П, от 01.07.2016 N 323-П, от 19.10.2016 N 565-П, от 02.12.2016 N 661-П, от 28.12.2016 N 724-П, от 30.12.2016 N 744-П, от 14.03.2017 N 112-П, от 23.05.2017 N 259-П, от 10.08.2017 N 407-П, от 30.10.2017 N 545-П, от 29.12.2017 N 701-П, от 29.12.2017 N 712-П, от 29.06.2018 N 344-П, от 14.08.2018 N 453-П, от 17.10.2018 N 565-П, от 29.12.2018 N 753-П, от 29.12.2018 N 777-П, от 17.07.2019 N 504-П, от 03.10.2019 N 700-П, от 17.10.2019 N 732-П, от 24.10.2019 N 747-П, от 26.12.2019 N 921-П, от 13.05.2020 N 386-П, от 25.05.2020 N 428-П, от 29.12.2020 N 1055-П, от 30.12.2020 N 1070-П, от 25.02.2021 N 112-П, от 25.02.2021 N 113-П, от 14.04.2021 N 257-П, от 18.08.2021 N 682-П, от 25.11.2021 N 1013-П, от 29.12.2021 N 1180-П, от 23.03.2022 N 192-П, от 08.08.2022 N 704-П, от 05.09.2022 N 835-П, от 12.09.2022 N 864-П, от 21.09.2022 N 914-П, от 08.12.2022 N 1205-П, от 20.12.2022 N 1258-П, от 29.12.2022 N 1331-П)
На основании Устава (Основного Закона) Саратовской области и Закона Саратовской области "О бюджетном процессе в Саратовской области" Правительство области постановляет:
1. Утвердить государственную программу Саратовской области "Профилактика правонарушений, терроризма, экстремизма и противодействие незаконному обороту наркотических средств" согласно приложению.
(в ред. постановлений Правительства Саратовской области от 25.11.2014 N 655-П, от 29.12.2018 N 777-П)
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор
Саратовской области
В.В.РАДАЕВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ, ТЕРРОРИЗМА, ЭКСТРЕМИЗМА И ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ"
(в ред. постановлений Правительства Саратовской области от 25.11.2014 N 655-П, от 30.12.2014 N 743-П, от 17.02.2015 N 61-П, от 25.03.2015 N 136-П, от 27.04.2015 N 196-П, от 24.09.2015 N 480-П, от 05.11.2015 N 555-П, от 01.12.2015 N 599-П, от 30.12.2015 N 673-П, от 28.04.2016 N 195-П, от 09.06.2016 N 281-П, от 01.07.2016 N 323-П, от 19.10.2016 N 565-П, от 02.12.2016 N 661-П, от 28.12.2016 N 724-П, от 30.12.2016 N 744-П, от 14.03.2017 N 112-П, от 23.05.2017 N 259-П, от 10.08.2017 N 407-П, от 30.10.2017 N 545-П, от 29.12.2017 N 701-П, от 29.12.2017 N 712-П, от 29.06.2018 N 344-П, от 14.08.2018 N 453-П, от 17.10.2018 N 565-П, от 29.12.2018 N 753-П, от 29.12.2018 N 777-П, от 17.07.2019 N 504-П, от 03.10.2019 N 700-П, от 17.10.2019 N 732-П, от 24.10.2019 N 747-П, от 26.12.2019 N 921-П, от 13.05.2020 N 386-П, от 25.05.2020 N 428-П, от 29.12.2020 N 1055-П, от 30.12.2020 N 1070-П, от 25.02.2021 N 112-П, от 25.02.2021 N 113-П, от 14.04.2021 N 257-П, от 18.08.2021 N 682-П, от 25.11.2021 N 1013-П, от 29.12.2021 N 1180-П, от 23.03.2022 N 192-П, от 08.08.2022 N 704-П, от 05.09.2022 N 835-П, от 12.09.2022 N 864-П, от 21.09.2022 N 914-П, от 08.12.2022 N 1205-П, от 20.12.2022 N 1258-П, от 29.12.2022 N 1331-П)
Наименование государственной программы | государственная программа Саратовской области "Профилактика правонарушений, терроризма, экстремизма и противодействие незаконному обороту наркотических средств" (далее - государственная программа) |
(в ред. постановления Правительства Саратовской области от 29.12.2018 N 777-П) | |
Ответственный исполнитель государственной программы | управление по взаимодействию с правоохранительными органами и противодействию коррупции Правительства области (плательщик - управление делами Правительства области по 31 декабря 2020 года) |
(в ред. постановления Правительства Саратовской области от 25.02.2021 N 113-П) | |
Соисполнители государственной программы | отсутствуют |
Участники государственной программы | министерство здравоохранения области, министерство социального развития области, министерство труда и социальной защиты области, министерство образования области, министерство молодежной политики, спорта и туризма области, министерство молодежной политики и спорта области, министерство информации и печати области, министерство культуры области, министерство транспорта и дорожного хозяйства области, министерство по делам территориальных образований области, министерство занятости, труда и миграции области, управление делами Правительства области, комитет общественных связей и национальной политики области, министерство внутренней политики и общественных отношений области, комитет охотничьего хозяйства и рыболовства области, комитет капитального строительства области, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве области, управление кадровой политики и государственной службы Правительства области, государственное бюджетное учреждение "Региональный центр "Молодежь плюс" (по согласованию), управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Саратовской области (по согласованию), Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области (по согласованию), Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Саратовской области (по согласованию), управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Саратовской области (по согласованию), Приволжское линейное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте (по согласованию), Саратовская таможня (по согласованию), пограничное Управление Федеральной службы безопасности России по Саратовской и Самарской областям (по согласованию), военный комиссариат Саратовской области (по согласованию), Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Саратовской области (по согласованию), Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области (по согласованию), Главное управление Центрального банка Российской Федерации по Саратовской области (по согласованию), управление Федеральной налоговой службы по Саратовской области (по согласованию), прокуратура Саратовской области (по согласованию), следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Саратовской области (по согласованию), Саратовская региональная Общественная организация трезвости и здоровья (по согласованию), органы местного самоуправления (по согласованию), организации транспортного комплекса области (по согласованию), комитет по обеспечению деятельности мировых судей, государственное казенное учреждение Саратовской области "Центр обслуживания судебных участков мировых судей Саратовской области |
(в ред. постановлений Правительства Саратовской области от 01.07.2016 N 323-П, от 14.03.2017 N 112-П, от 29.06.2018 N 344-П, от 17.07.2019 N 504-П, от 25.05.2020 N 428-П) | |
Подпрограммы государственной программы | подпрограмма 1 "Профилактика правонарушений и усиление борьбы с преступностью на территории Саратовской области"; подпрограмма 2 "Профилактика терроризма и экстремизма в Саратовской области"; подпрограмма 3 "Противодействие злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Саратовской области"; подпрограмма 4 "Противодействие коррупции в Саратовской области"; подпрограмма 5 "Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних" |
(в ред. постановлений Правительства Саратовской области от 17.02.2015 N 61-П, от 29.12.2018 N 777-П, от 17.10.2019 N 732-П) | |
Программно-целевые инструменты государственной программы | отсутствуют |
Цели государственной программы | совершенствование многоуровневой системы профилактики преступлений и правонарушений на территории области; профилактика террористических актов и экстремистских акций в области; повышение качества противодействия преступности в сфере незаконного оборота наркотиков; формирование в обществе отрицательного отношения к коррупции; совершенствование системы профилактики проявлений коррупции в исполнительных органах области и органах местного самоуправления области |
(в ред. постановления Правительства Саратовской области от 08.08.2022 N 704-П) | |
Задачи государственной программы | снижение уровня преступности, укрепление законности и правопорядка на территории области; обеспечение антитеррористической безопасности и межнационального согласия; противодействие немедицинскому употреблению наркотических и психотропных веществ; выявление и пресечение преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков; получение объективных и всесторонних данных о состоянии и уровне коррупции в области; активизация работы по повышению уровня профессиональной подготовки лиц, участвующих в противодействии коррупции; активизация разъяснительной работы с населением области в сфере противодействия коррупции |
Целевые показатели государственной программы | доля тяжких и особо тяжких преступлений в общем числе зарегистрированных преступлений не более 21,9 процента ежегодно; количество/доля областных учреждений социальной сферы, оборудованных системами видеонаблюдения, увеличится с 81 ед./26,9 процента (в 2012 году) до 394 ед./100 процентов (к 2022 году); количество/доля областных учреждений социальной сферы, оборудованных ограждениями территорий, с 218 ед./72,4 процента (в 2012 году) до 351 ед./100 процентов (к 2022 году); количество ежегодно расследованных тяжких и особо тяжких наркопреступлений к количеству расследованных преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков уменьшится с 1032 ед./2016 ед. (в 2012 году) до 663 ед./1300 ед. (к 2022) году; уровень оценки населением эффективности антикоррупционных мер, принимаемых государственными органами, увеличится с 31 процента (в 2012 году) до 38 процентов (в 2022 году) |
(в ред. постановления Правительства Саратовской области от 26.12.2019 N 921-П) | |
Этапы и сроки реализации государственной программы | 2014 - 2022 годы |
(в ред. постановлений Правительства Саратовской области от 29.12.2018 N 777-П, от 26.12.2019 N 921-П) | |
Объемы финансового обеспечения государственной программы (по годам) | общий объем финансового обеспечения государственной программы составляет 1388914,6 тыс. рублей, из них: 2014 год - 38464,8 тыс. рублей; 2015 год - 31484,2 тыс. рублей; 2016 год - 38802,7 тыс. рублей; 2017 год - 71673,9 тыс. рублей; 2018 год - 109474,6 тыс. рублей; 2019 год - 175993,5 тыс. рублей; 2020 год - 251372,5 тыс. рублей; 2021 год - 236198,0 тыс. рублей; 2022 год - 435450,4 тыс. рублей; в том числе: областной бюджет - 1015774,5 тыс. рублей, из них: 2014 год - 14441,2 тыс. рублей; 2015 год - 2343,2 тыс. рублей; 2016 год - 13019,4 тыс. рублей; 2017 год - 51613,9 тыс. рублей; 2018 год - 86881,6 тыс. рублей; 2019 год - 149051,5 тыс. рублей; 2020 год - 248058,3 тыс. рублей; 2021 год - 167327,0 тыс. рублей; 2022 год - 283038,4 тыс. рублей; внебюджетные источники (прогнозно) - 373140,1 тыс. рублей, из них: 2014 год - 24023,6 тыс. рублей; 2015 год - 29141,0 тыс. рублей; 2016 год - 25783,3 тыс. рублей; 2017 год - 20060,0 тыс. рублей; 2018 год - 22593,0 тыс. рублей; 2019 год - 26942,0 тыс. рублей; 2020 год - 3314,2 тыс. рублей; 2021 год - 68871,0 тыс. рублей; 2022 год - 152412,0 тыс. рублей; в том числе по подпрограммам: подпрограмма 1 "Профилактика правонарушений и усиление борьбы с преступностью на территории Саратовской области" - 259020,3 тыс. рублей; подпрограмма 2 "Профилактика терроризма и экстремизма в Саратовской области" - 1120153,0 тыс. рублей; подпрограмма 3 "Противодействие злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Саратовской области" - 4849,0 тыс. рублей; подпрограмма 4 "Противодействие коррупции в Саратовской области" - 1472,3 тыс. рублей; подпрограмма 5 "Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних" - 3420,0 тыс. рублей |
(в ред. постановления Правительства Саратовской области от 29.12.2022 N 1331-П) | |
Ожидаемые результаты реализации государственной программы | создание положительных тенденций повышения уровня профилактики преступлений и правонарушений, законопослушного образа жизни; снижение возможностей совершения террористических актов и проявлений экстремистских акций на территории области, создание системы технической защиты объектов социальной сферы, мировой юстиции и транспортной инфраструктуры; повышение защищенности граждан и общества от наркоугрозы; усиление нетерпимости граждан к проявлениям коррупции; повышение результативности мер по противодействию коррупции |
(в ред. постановления Правительства Саратовской области от 17.07.2019 N 504-П) |
Обеспечение национальной безопасности является первостепенной задачей Российской Федерации. Государство, в лице органов государственной власти осуществляет необходимый комплекс политических, социально-экономических, правовых мер, направленных на защиту прав и свобод человека и гражданина, гарантированных Конституцией Российской Федерации.
Само понятие национальной безопасности многогранное и всеобъемлющее и включает в себя недопущение проявления различных вызовов и угроз.
На выездном заседании Государственного Совета Российской Федерации в июне 2007 года одной их главных задач определено создание безопасных условий жизни и здоровья граждан. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано принять исчерпывающие меры, направленные на профилактику правонарушений и усиление борьбы с преступностью, а также развитие систем аппаратно-программного комплекса технических средств "Безопасный город".
Терроризм - одно из наиболее опасных явлений современности, имеющее глубокие исторические корни. На протяжении всей истории терроризма, начиная с античных времен и до настоящего времени, государства, их органы власти принимали активные меры по противодействию этому негативному явлению. Проблема противодействия терроризму остро и актуально стоит не только в России, но и во всем мире.
Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года, к основным тенденциям современного терроризма относит увеличение количества террористических актов и пострадавших от них лиц, усиление взаимного влияния различных внутренних и внешних социальных, политических, экономических и иных факторов на возникновение и распространение терроризма, разработка новых и совершенствование существующих форм и методов террористической деятельности, направленных на увеличение масштабов последствий террористических актов и количества пострадавших, и др.
К основным внутренним факторам, обуславливающим возникновение и распространение терроризма в Российской Федерации, либо способствующим ему причинам и условиям Концепция относит межэтнические, межконфессиональные и иные социальные противоречия; недостаточную эффективность правоохранительных, административно-правовых и иных мер по противодействию терроризму; ненадлежащий контроль за распространением идей радикализма, пропагандой насилия и жестокости в едином информационном пространстве Российской Федерации и т.д.
Немаловажную роль в распространении терроризма играют такие внешние факторы, как попытки проникновения международных террористических организаций в отдельные субъекты Российской Федерации; наличие очагов террористической активности вблизи государственной границы Российской Федерации и границ ее союзников; заинтересованность субъектов террористической деятельности в широком освещении своей деятельности в средствах массовой информации в целях получения наибольшего общественного резонанса и др.
Общественная опасность экстремизма состоит в избрании им непримиримой, антагонистической позиции по отношению к своему оппоненту (или противнику) в том или ином социальном конфликте, существующем в рамках объективных социальных противоречий.
По своим направлениям экстремизм многовекторен. Экстремистская деятельность может осуществляться в отношении совершенно различных субъектов: властных структур, отдельных политиков и их объединений, социального строя или социальных групп, религиозных общин или религиозных деятелей, наций, народностей.
Одним из основных и важнейших направлений противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации в целом и на территориях отдельных субъектов Российской Федерации является профилактика, т.е. предупредительная работа по противодействию экстремистским проявлениям и угрозам терроризма.
Это система преодоления всех объективных и субъективных предпосылок возникновения проявлений экстремизма и терроризма, реализуемая путем целенаправленной деятельности всех институтов общества по устранению, уменьшению и нейтрализации факторов, определяющих существование экстремизма и возможностей совершения террористических преступлений.
Предупреждение экстремизма путем использования возможностей всех государственных структур и общественных объединений является одним из основных направлений государственной политики в данной сфере.
В Российской Федерации успешно функционирует общегосударственная система противодействия терроризму, представленная Национальным антитеррористическим комитетом.
На региональном уровне в сфере профилактики терроризма, а также минимизации и ликвидации последствий его проявлений осуществляет свою деятельность антитеррористическая комиссия в Саратовской области.
С целью борьбы с терроризмом действует оперативный штаб в Саратовской области.
Активное взаимодействие перечисленных субъектов противодействия терроризму позволило добиться снижения количества совершенных преступлений террористической направленности за последние годы. Так, в 2010 году на территории Российской Федерации было совершено 779 преступлений террористической направленности, в 2011 году - 365, в 2012 году - 316.
Несмотря на положительную динамику уменьшения количества совершенных преступлений террористической направленности, Концепцией противодействия терроризму в Российской Федерации к основным задачам противодействия террористической угрозе отнесено обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе мест массового пребывания людей, а также противодействие распространению идеологии терроризма и активизация работы по информационно-пропагандистскому обеспечению антитеррористических мероприятий. В рамках реализации государственной программы планируется реализовать мероприятия, направленные на решение данной государственной задачи.
Одной из наиболее острых и тревожных социальных проблем современности представляется злоупотребление наркотическими средствами и психотропными веществами, нарастающие темпы наркотизации населения.
Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. N 690 утверждена Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года. Целью Стратегии является существенное сокращение незаконного распространения и немедицинского потребления наркотиков, масштабов последствий их незаконного оборота для безопасности и здоровья личности, общества и государства.
Реализация государственной антинаркотической политики на территории Саратовской области осуществляется в рамках Закона Саратовской области "О профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании в Саратовской области", в соответствии с которым основными направлениями деятельности Правительства области в сфере профилактики наркомании являются реализация полномочий в сфере профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании в рамках единой государственной политики в пределах своей компетенции; разработка, утверждение и реализация государственных программ области, направленных на осуществление мероприятий в сфере незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании; осуществление взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, уполномоченными на решение задач в сфере контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту; осуществление взаимодействия органов государственной власти области и органов местного самоуправления в сфере профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании; организация и проведение систематической и целенаправленной антинаркотической пропаганды, в том числе с привлечением средств массовой информации; организация и осуществление на территории области мониторинга наркомании; разработка и реализация мероприятий, направленных на раннее выявление лиц, незаконно потребляющих наркотические средства и психотропные вещества; обеспечение медико-социальной реабилитации больных наркоманией и помощи их семьям; привлечение негосударственных некоммерческих организаций к участию в реализации мероприятий по предупреждению наркомании, в том числе к реализации мероприятий государственных программ, направленных на профилактику наркомании и др.